<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2) Тренеры просят участников подумать и записать на соответствующей странице свои ожидания от тренинга. Какой результат они сочли бы для себя возможным и полезным?
3) Участникам предлагают представиться так, как они считают нужным (по имени, имени-отчеству, с указанием места работы или без, рассказать что-то о себе вне профессиональной сферы или ограничиться формальным указанием должности и т.д.) и сообщить о своих ожиданиях, которые записываются на большом листе “Мои ожидания от тренинга”.
4) Ведущие предлагают подумать о том, что каждый готов сделать, чтобы достичь желаемого результата, и начинают заполнять листы “Наши правила” и “Что я готов(а) для этого сделать (взять на себя ответственность за)”. Каждый участник заполняет соответствующие страницы в своих раздаточных материалах.
В “Правила” могут входить разделы:
l Как слушаем друг друга
l Каков наш распорядок дня
l Где курим
l Опаздываем или нет
l Что делаем с опоздавшими
l Как наказываем
l Как отдыхаем
l Степень личного активного участия
l Степень открытости
l и так далее
Время от времени в течение всего тренинга группе предлагается обратиться к правилам, отследить их соблюдение, поменять или дополнить.
5) Группе предлагают вместе заполнить лист “Ромашка: день 1, утро”, в котором указаны параметры, фиксирующие текущее состояние группы, такие как доверие, энергетика, вовлеченность, близость к результату и другие 2—3 параметра, которые группа сочтет важными. На каждый параметр-лепесток “Ромашки” все участники группы наклеивают соответствующего цвета кружки: красный кружок обозначает высокую степень данного качества, синий — среднюю, черный — низкую.
3-й этап. Разогрев
Введение тренеров: “Имидж — это опасная штука. Вы вошли. Вас увидели. Вы что-то сказали или сделали. Какое впечатление вы произвели в первые 5, 10, 20 минут? Вы можете так этого и не узнать, что чаще всего и бывает. Но как произведенное вами впечатление повлияло на исход встречи? Когда-то мы проводили довольно жесткую процедуру знакомства во время так называемых “психологических марафонов”: ставили в круг людей, которым предстояло провести вместе 24 часа и которые еще не успели перемолвиться словом, и просили всех пройти круг и сказать каждому стоявшему в нем, как он(а) его воспринимает, стараясь угадать имя, возраст, женат/замужем или нет, есть ли дети, кем работает, основные черты характера, вызывает этот человек доверие или нет и т.д. Представьте себе, если в группе 15 человек, каждый получает 14 вариантов своего портрета. Интересно было сравнить впечатления через 24 часа. Поражали как расхождения, так и часто феноменальные совпадения.
Вывод: Очень значимо первое внешнее впечатление, которому потом ищут подтверждения, то есть, как это ни печально, приходится констатировать полное отсутствие “презумпции непредвзятости”.
Упражнение “Броуновское движение”
Встаньте, походите по комнате, не соблюдая никакого порядка, как молекулы вещества. Постарайтесь легко посталкиваться с как можно большим количеством “молекул”. А теперь, при столкновении, остановитесь на минутку и посмотрите друг на друга попристальнее. И продолжайте движение. Поздоровайтесь с каждой “молекулой” за руку. Продолжайте движение. Теперь поздоровайтесь локтями. Теперь — плечами. Теперь — спинами. Теперь — коленками. Спасибо. Будем считать, что ваше впечатление друг о друге стало более полным.
4-й этап. Рабочий опыт
Упражнение “Штирлиц”
Сядьте в круг. Сейчас один из участников, “Штирлиц”, выйдет за дверь, остальные загадают кого-нибудь из присутствующих. Вернувшись, “Штирлиц” должен будет отгадать, кого именно, с помощью вопросов на ассоциации типа: “С каким цветом ассоциируется этот человек? С какой музыкой? С каким временем года?” И т.д.
Если попытка была неудачной, “Штирлицу” предлагают ответ и следующую попытку про другого участника в группе. Отгаданный участник становится “Штирлицем”. Упражнение проводится с тремя-четырьмя участниками. Остальным “ассоциативные портреты” набрасывают непосредственно в тройках-четверках, на которые разбивается группа.
5-й этап. Анализ опыта
Проводится обсуждение того, по каким параметрам возникал “имидж”, например, манера одеваться, говорить, двигаться, общий стиль поведения и т.д.
Отсюда делается плавный переход к атрибутам имиджа организации (см. раздаточные материалы, стр. 336):
Дописываем на большом листе “Имидж — это...” и на соответствующей странице в раздаточных материалах.
Вводим понятие зоны ближайшего развития компании, отражаемой в имиджевой концепции (см. раздаточные материалы).
Продолжаем обсуждение и делаем выводы:
1. “Внешность” организации/фирменный стиль зависит от того, чем занимается организация, кто ее клиенты, кем/чем она располагает (какие люди в ней работают, какие ресурсы имеются), как хочет выглядеть в глазах окружающих и своих собственных и почему это важно.
2. Организация посылает некоторое сообщение обществу и самой себе через каким-либо образом зафиксированное утверждение о своей миссии (mission statement), в котором отражены “сверхзадача” компании, ценности и кодекс поведения ее сотрудников.
3. Имидж описывает и таким образом задает зону ближайшего развития компании.
Выводы фиксируются в раздаточных материалах.
6-й этап. Рабочий опыт
Для дальнейшей работы большая группа разделяется на малые группы через некоторую формальную процедуру по любому незначимому случайному признаку (“на первый-второй рассчитайсь!”, или “построиться в линеечку от самых темных глаз к самым светлым”, или “от ярких блондинов — к жгучим брюнетам”, или “по степени любви и нелюбви к сладкому”).
Упражнение “Гомеостаз-1”
Каждой команде предлагают образовать свой круг и, убедившись в том, что он “идеальный” (нельзя держаться за руки, но плечи должны быть плотно прижаты к плечам соседей, а носки ботинок — как раз и создавать идеальную линию окружности), закрыть глаза, по команде тренера нарушить круг и, не открывая глаз, вернуться в состояние идеального круга. Только после того как все члены команды согласятся с тем, что круг идеальный, глаза разрешается открыть и убедиться в правильности или ошибочности группового ощущения. Сравнить результаты групп. Поздравить победителей с более идеальным кругом.
Игра 1
Каждая из команд (предположим, их две: Компания по производству и продаже сарсапариллы и Компания, оказывающая услуги по созданию и развитию состояния апцелохордии”) получает листок с заданием (страница “Задание к игре 1” в раздаточных материалах) на разработку имиджевой концепции “своей компании”, флип-чарты с бумагой и фломастерами для работы и рабочее место. Результат работы по трем выбранным компанией параметрам из всего перечня “Атрибутов имиджа” должен быть представлен на большой группе в виде 5—7-минутного сообщения с обоснованием своего выбора. На подготовку отводится 30 минут.
Тренеры помогают каждой из команд наладить процесс обсуждения, выполняя функции фасилитатора: отслеживают время, давая возможность всем желающим высказаться и быть услышанными, не допускают личностной критики в адрес высказывающихся, помогают фиксировать и классифицировть идеи, структурировать конечное сообщение, принимать решение о том, кто и как его будет делать и т.д. (В случае, если команд больше, чем тренеров, тренеры помогают одному из участников в каждой команде стать фасилитатором.)
Через 30 минут каждая команда делает сообщение о результате своей работы. Большая группа может задавать уточняющие вопросы. Тренеры предлагают обсудить, как проходила работа в группах.
Группам предлагается вернуться к обсуждению других параметров имиджа и подготовке следующего сообщения. Обязательным является обсуждение параметра “Чем мы отличаемся от других (мягко говоря, чем мы лучше)”.
На подготовку отводится 30 минут. Через 30 минут на большой группе заслушивают сообщения, задают вопросы и обсуждают, можно ли рассматривать некоторые утверждения из раздела преимуществ как элементы корпоративной культуры.
7-й этап. Завершение
После обсуждения командам предлагается встать в круг и выполнить упражнение “Гомеостаз-1”, отмечая количество попыток.
Для подведения итогов дня группе предлагают процедуру “Фонарик внутреннего видения”:
“Сядьте в общий круг. На минуту закройте глаза. И вспомните сегодняшний день. Вспоминайте с конца. Как мы только что выравнивали круг. Как обсуждали работу на большой группе. Как работали в группах. Как работали все вместе. Как начинался сегодняшний групповой день. (Ведущий делает маленькую паузу. Вся медитация не должна занимать больше двух-трех минут.) Откройте глаза и одной фразой или, лучше, одним словом опишите основное впечатление от сегодняшнего дня”.
Перед выходом из учебной комнаты всем участникам предлагается наклеить красные, синие или черные кружочки на лист “Ромашка — день 1, вечер”.
Второй день
1-й этап. Отслеживание состояния и развития группы
Все члены группы, входя в учебную комнату, заполняют лист “Ромашка — день 2, утро”.
2-й этап. Развитие корпоративной культуры группы
Процедура “Измерение температуры группы”. 20—30 минут
1. Кому/чему и за что я благодарен за то, что уже успело произойти вчера и сегодня и необязательно во время работы.
2. Какие у меня возникли проблемы и как я предлагаю их решать. Другие члены группы могут предлагать свои варианты решений или помощь. Речь идет не о содержании работы в учебной группе, например, “Мне нужен анальгин, надо срочно что-то отправить по факсу”.
3. Новая информация.
4. Мечты и пожелания. “А нельзя ли организовать шашлычки на природе?”
Мониторинг правил жизни на группе
Обсуждение того, соблюдаются ли правила, что надо внести, что убрать.
3-й этап. Разогрев
Упражнение “Гомеостаз-2”
Каждая команда остается в своем кругу и по командам тренера “раз-два-три!” выбрасывает пальцы. Побеждает та команда, всем членам которой удается за меньшее число попыток выбросить одинаковое количество пальцев. Победителя, естественно, поздравляют.
4-й этап. Рабочий опыт
Ведущие должны сделать некоторую логическую связку между вчерашним днем и важностью следующего упражнения, которое будет про то, что так или иначе пронизывает всю нашу жизнь, профессиональную и личную.
Упражнение “Ценности”
Участникам групп предлагается подумать и записать на странице “Мои ценности” своих раздаточных материалов пять личных ценностей, распределив их по соответствующим графам.
В каждой группе участники разбиваются на пары и помогают друг другу по очереди определить свои “Корневые ценности”, задавая на каждом шаге простой вопрос: “Почему это для тебя важно?” по отношению к каждой из написанных пяти. Вопросы по каждой ценности задаются до тех пор, пока в ответ не услышат тавтологию. Спрашивающий записывает ответы на соответствующей странице раздаточных материалов отвечающего.
Когда определены все Корневые ценности в парах, каждый выписывает эти ценности по одной на карточку.
Когда работа в парах закончена, каждая группа собирается вместе и тренеры проводят процедуру согласования Корневых ценностей в группе, работая с карточками, и выписывают их на большой лист.
Группы представляют свой лист на большой группе и обсуждают, как эти ценности отражены в их имиджевой концепции.
5-й этап. Анализ работы/Рассуждения
Участникам предлагают обратиться к листу “Что относится к корпоративной культуре” и обсудить атрибуты корпоративной культуры с учетом уже полученного во время работы экспериментального опыта. На лист выписываются дополнения.
6-й этап. Рабочий опыт
Игра 2
Уже сложившимся малым группам предлагается обсудить корпоративную культуру своей “компании”, согласуясь с соответствующей страницей раздаточных материалов “Задание к игре 2”, подготовить сообщение и отрепетировать для показа некоторые из ритуалов. Тренеры помогают одному из членов группы выполнить роль фасилитатора.
Малые группы докладывают и демонстрируют результаты своей работы на большой группе.
7-й этап. Дискуссия/Анализ
и обобщение результатов работы
На большой группе еще раз возвращаются к разговору о том, как особенности корпоративной культуры отражаются в имидже компании. Как желаемый имидж компании может влиять на корпоративную культуру.
8-й этап. Продолжение игры 2
Малым группам предложено продумать и написать Систему мотивации в своей “компании”, учитывающую материальные и, главным образом, нематериальные факторы стимулирования. В процессе работы участники группы могут использовать материалы по мотивации, содержащиеся в их раздаточных материалах “Психологические аспекты стимулирования персонала”. На большой группе команды докладывают о результатах своей работы.
9-й этап. Дискуссия/Анализ результатов работы
На большой группе идет обсуждение того, как система мотивации отражает корпоративную культуру компании и как она может на нее влиять.
Этап 10. Завершение работы
Упражнение “Гомеостаз—2” с отслеживанием числа попыток
Процедура “ Фонарик внутреннего видения”
Заполнение листа “Ромашка: день 2, вечер”
Третий день
1-й этап. Отслеживание состояния и развития группы
Заполнение листа “Ромашка: день 3, утро”
2-й этап. Развитие корпоративной культуры группы
Процедура “Измерение температуры группы”. 20—30 минут.
Мониторинг правил жизни на группе
3-й этап. Разогрев
Упражнение “Гомеостаз-3” для большой группы
Группам предлагают разойтись по вчерашним командам, встать в круг и по командам тренера прыгать на четверть оборота. Выигрывает та команда, все члены которой за меньшее число попыток повернутся в одном направлении. Конечно, надо их поздравить за еще одно преимущество!
4-й этап. Дискуссия
Большая группа обращается к листу “Что относится к PR”, обсуждает его и дополняет.
Тренеры с помощью участников оформляют лист “Основные задачи PR” (см. раздаточные материалы, стр. 340).
Участники заполняют соответствующую страницу в своих раздаточных материалах.
Затем заполняют следующий лист и страницу “Основные инструменты PR” (см. раздаточные материалы, стр. 340).
Тренеры напоминают о понятии зоны ближайшего развития компании.
5-й этап. Рабочий опыт
Игра 3
Сложившиеся команды разрабатывают PR-стратегию на 5 лет и на год, опираясь на страницу “Задание к игре 3” из своих раздаточных материалов. Фасилитирует обсуждение кто-либо из членов команд.
На большой группе докладывают результаты работы.
Вернувшись в малые группы, команды готовят сценарий одного из корпоративных мероприятий под названием “Открытие нового офиса” и репетируют 5-минутный показ.
Команды показывают свои заготовки на большой группе и поздравляют друг друга с блестящим развитием бизнеса.
6-й этап. Подведение итогов/рефлексия
групповой культуры учебной группы
Группа обсуждает все аспекты сложившейся культуры группы, предлагает возможный продукт для продажи, генерирует идеи по имиджевой концепции группы, придумывает слоган, рисует вариант логотипа и предлагает маркетинговую стратегию продвижения продукта. При подготовке можно опираться на страницу “Вопросы для рефлексии своего опыта” раздаточных материалов.
7-й этап. Завершение работы
Работа завершается ритуалом, который выберет специально для этой процедуры сама группа.
Приложение
Раздаточные материалы к тренингу


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Цели:
1) Показать значимость целостного подхода к работе с корпоративной культурой, по созданию имиджа компании и внешней и внутренней PR-стратегии.
2) Показать значимость профессионального имидж-консультирования и продвинуть услуги консультантов.
Задачи:
1) Дать представление о том, что входит в понятийное поле PR, корпоративной культуры и имиджа, как они соотносятся друг с другом, как эти факторы влияют на объем продаж товаров и услуг, то есть на успешность компании на рынке.
2) Заглянуть на профессиональную кухню консультантов по имиджу: дать возможность попробовать на себе, что же делает консультант по имиджу, демистифицировать его деятельность.
3) Получить некоторый конкретный результат имидж-консультирования: разработанный имидж, отрефлексированную корпоративную культуру, разработанную PR-стратегию и/или PR-кампанию.
2. МОИ ОЖИДАНИЯ ОТ ТРЕНИНГА
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ЧТО Я ГОТОВ(А) ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ
(ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ИМИДЖ — ЭТО...
Мы рассматриваем имидж как индивидуальное, особенное лицо компании, обращенное как вовне (чем обычно и ограничиваются, говоря об имидже), так и внутрь компании.
К атрибутам имиджа относятся:
l целостность стиля сотрудников — от уборщика, охранника до генерального директора (“человек Ren-Xerox’a”, “человек Hewlett Packard’a”, как говорят консультанты компаний по подбору персонала);
l логотип;
l слоган;
l название;
l вывеска, подъезд, двор, месторасположение — центр или окраина, офисное здание или квартира и т.д.;
l интерьер (мебель, ее расположение, картины, цветы и так далее);
l запахи;
l брошюры;
l фирменная посуда;
l места для отдыха, для посетителей;
l как разговаривают по телефону секретари;
l стиль ведения совещаний;
l репутация;
l пересечения с корпоративной культурой;
l и так далее.
Само понятие зоны ближайшего развития позаимствовано из теории психического развития психолога Л.С. Выготского. Суть идеи в упрощенном изложении заключается в следующем: если морковка явно подвешена слишком высоко, то никто за ней и тянуться не станет, а если слишком низко, то тянуться неинтересно. Так и с имиджем: если костюмчик ну совсем с чужого плеча, то как ни перешивай, все равно швы торчат, а если тесен, то, сами понимаете, трещат. Имиджевую перспективу надо отодвигать на такое расстояние, на котором ресурсы позволяют ее видеть и вдохновенно достигать.
5. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ PR
l PR предполагает связь взаимную, диалогическую.
l “Паблик релейшнз” (в буквальном переводе “общественные связи”) не создает новые потребности, но объясняет социальную значимость не просто конкретного продукта или услуги, а необходимость существования данной компании, или партии, или персоналии как таковой.
l При разработке PR-стратегии надо исходить из того, какое впечатление, на кого и с кем вместе компания хочет произвести, как собирается получить обратную связь от публики и партнеров и что потом с обратной связью сможет реально сделать — и все это для создания условий, наиболее благоприятных для развития бизнеса.
l Этот диалог должен быть направлен как вовне, так и внутрь компании — то есть не только сторонняя общественность, но и собственные сотрудники должны понимать вселенскую значимость того, чем и где они зарабатывают на жизнь.
l Каждая PR-акция должна работать на желаемый образ (имидж) компании.
6. ЧТО ОТНОСИТСЯ
К КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ
К корпоративной культуре относятся все те атрибуты, которые относятся к культуре вообще: система ценностей, правил, нормы, мифы, традиции, ритуалы, способы циркулирования информации, язык и так далее. Только в рамках отдельно взятой организации.
7. ВЫВОДЫ О ПРИНЦИПАХ
ПОДХОДА К СОЗДАНИЮ ИМИДЖА
1) “Внешность” организации/фирменный стиль зависит от того, чем занимается организация, кто ее клиенты, кем/чем она располагает (какие люди в ней работают, какие ресурсы имеются), как хочет выглядеть в глазах окружающих и своих собственных и почему это важно.
2) Организация посылает некоторое сообщение обществу и самой себе через каким-либо образом зафиксированное утверждение о своей миссии (mission statement), в котором отражены “сверхзадача” компании, ценности и кодекс поведения ее сотрудников.
3) Имидж описывает и таким образом задает зону ближайшего развития компании.
8. РОМАШКА
9. НАШИ ПРАВИЛА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. ЗАДАНИЕ К ИГРЕ 1
Ваша задача — разработать имиджевую концепцию вашей компании по производству _______, в которой должна быть отражена цель и миссия организации, ее общественная значимость, принципы ее работы, описана зона ее ближайшего развития.
Вы должны придумать:
l название компании
l ее слоган
l логотип
l фирменный стиль
Для этого вы должны решить вопрос о том, кто является клиентами вашей компании, что является вашими ресурсами (сотрудники, технологии, материальная база, связи, предшествующий опыт, партнеры), кто имеется на вашем рынке (конкуренты и общественная среда), какую нишу вы хотите занять и т.д.
1-я часть работы: Вы должны подготовить 10-минутное сообщение для большой группы о целях и ресурсах вашей компании, ее общественной значимости. Дать название компании.
После выполнения 1-й части работы вы приглашаетесь на заседание общей группы. После пленарного заседания вы приступаете ко 2-й части работы.
2-я часть работы: Вы должны подготовить 10-минутное сообщение для большой группы, в котором будет отражена миссия вашей организации и описаны три любых компонента фирменного стиля. Кроме того, вы должны написать слоган и нарисовать логотип вашей организации.
Организовать вашу работу вам помогут тренеры.
На каждую часть работы вам отводится 30 минут.
11. МОИ ЦЕННОСТИ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. ЗАДАНИЕ К ИГРЕ 2
Вам предстоит обсудить корпоративную культуру вашей компании “(название)” и подготовить соответствующее 10-минутное сообщение для заседания большой группы (в это сообщение должна войти и демонстрация какого-либо ритуала из репертуара вашей компании). В сообщении должно быть отражено то, какие ценности лежат в основе корпоративной культуры вашей компании, правила взаимоотношений между сотрудниками, за что и как в вашей компании награждают, за что и как наказывают, что и как празднуют, какие складываются ритуалы, традиции и т.д. Отрепетируйте какой-либо ритуал для показа на большой группе.
Тренеры помогают организовать процедуру обсуждения и подготовки.
13. ЗАДАНИЕ К ИГРЕ 3
Часть 1. Ваша задача — разработать PR-стратегию вашей компании на 5 лет и на 1 год и представить 10-минутное сообщение на большой группе. Обратите особое внимание на ситему обратной связи.
На подготовку отводится 30 минут.
Часть 2. Ваша задача — разработать, отрепетировать и продемонстрировать в 5-минутном скетче на большой группе мероприятие “Открытие нового офиса компании в ...году”
На подготовку 30 минут.
14. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ PR
l Объяснять
l Просвящать
l Подготавливать
l Воспитывать
l Осуществлять обратную связь
l Продвигать имидж компании
l Поддерживать и продвигать корпоративные культурные ценности внутри компании
l И т.д.
15. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ PR:
l Внешняя пресса
l Другие средства массовой информации
l Внутренняя пресса
l Корпоративные события/мероприятия
l Имиджевые атрибуты
l Участие в различных акциях и мероприятиях
l Экспертная позиция
l Выставки
l Структура внутренних информационных потоков
l Поддержка нужных направлений развития
l Лоббирование
l Участие в ассоциациях
l Благотворительные акции
l Кризисный PR
l Пресс-конференции/пресс-релизы
l Мотивационная система компании
l И т.д.
16. ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ СВОЕГО ОПЫТА
Подумайте над следующими вопросами:
l Каковы были наши ценности?
l Как мы выглядели в глазах друг друга?
l Как бы мы хотели себя представить вовне?
l Что можно было бы чуть-чуть приукрасить?
l Какие у нас были правила?
l Какие сложились ритуалы?
l Как принимались решения?
l Как бы мы хотели ритуально попрощаться, что мы хотим выразить ритуалом прощания?
l Обратитесь к своему листу “Мои ожидания от тренинга”. Что выполнено?
l Обратитесь к своему листу “Что я готов(а) для этого сделать”. Какие обязательства вы выполнили?
Б.М. Мастеров, Н.Ю. Тумашкова
ТРЕНИНГ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СМИ
Любой контакт с представителями средств массовой информации — будь то специализированное событие, участие в мероприятии, которое освещается в СМИ, или спонтанное интервью — является частью общей PR-концепции и разработанной на ее основе стратегии.
Каждое PR-мероприятие (внешнее и внутреннее) выстраивается в зависимости от корпоративных принципов компании, общей PR-концепции и разработанной на ее основе стратегии.
Программа тренинга составлена на основе системного представления об организации как целостной PR-кампании, так и отдельного мероприятия.
Цели тренинга
1. Познакомить руководителей компании с технологиями, которые позволят им:
l согласованно и эффективно действовать в условиях отдаленности офисов компании,
l придерживаться верной тактики в неустойчивых или кризисных ситуациях.
2. Научить некоторым коммуникативным приемам, которые способствуют:
l реализации стратегических целей проводимой PR-кампании,
l формированию рекламных сообщений, соответствующих генеральной PR-стратегии компании, даже в недоброжелательной аудитории или при недоброжелательном отношении со стороны интервьюеров.
В результате тренинга руководители компании смогут:
l более эффективно планировать информационную политику компании,
l более свободно и непринужденно взаимодействовать с любой аудиторией, особенно с представителями средств массовой информации.
Во время тренинга будут затронуты
следующие темы:
1. Культурно-психологические особенности национального менталитета, влияющие на восприятие информации.
2. Технологии формирования общей PR-концепции и стратегии компании.
3. Создание информационных поводов, выбор мероприятий для участия в них, реагирование на возникающие непредвиденные или нежелательные ситуации.
4. Принципы создания имиджа руководителя.
5. Технологии формулирования конкретных рекламных сообщений в соответствии с общей PR-стратегией и характером мероприятия.
6. Законы коммуникаций при публичных выступлениях и интервью.
7. Особенности средств массовой информации в России.
Проведение тренинга
Девятичасовой тренинг построен как логически последовательное рассмотрение всех основных этапов организации любого PR-мероприятия и проводится в интерактивном режиме.
Работа с моделью дает возможность прочувствовать все составляющие этого процесса и усвоить некоторые важные коммуникативные приемы.
Использование обратной связи на основе видеозаписи позволяет увидеть со стороны, осознать и использовать свои индивидуальные особенности, усилить их преимущества и скорректировать нежелательные моменты.
Методы работы
Информационные сообщения, дискуссии, моделирование ситуаций, игры, обратная связь на основе видеозаписи.
Раздаточные материалы
1. Схема структуры организации PR-кампании или мероприятия.
2. Описания коммуникативных приемов.
Дополнительные преимущества
После тренинга участники получают:
l кассету с отснятым во время тренинга видеоматериалом
l краткий отчет ведущих с индивидуальными рекомендациями и возможными направлениями дальнейшего обучения
l информационные приложения по темам:
Характеристика положения СМИ в Москве и регионах;
Сведения о международных СМИ в РФ.
Мы понимаем, что за 9 часов невозможно успеть сделать все, что хотелось бы. Для того чтобы тренинг прошел с максимальной пользой для нашего клиента, мы готовы встретиться с ним перед разработкой конкретного сценария и скорректировать его в соответствии с требованиями заказчика.
Приложение 2
Рабочие материалы к тренингу
по взаимодействию со СМИ
РАСПИСАНИЕ
1. 10.00 — 10.15 — Знакомство/Ожидания
2. 10.15 — 10.40 — Презентация по СМИ (видеосъемка и слайды).
3. 10.40 — 11.15 — Ролевая игра со сменой ролей “Пресс-конференция с экспертом” (с видеосъемкой).
4. 11.15 — 12.00 — Задания и обсуждения по СМИ (с ролевой игрой, Памятка по СМИ):
1) Написание небольшой заметки для газеты
2) Подготовка минутного репортажа для радио
3) Подготовка 20-секундного сюжета для TV
Темы для обсуждения:
l Чувства
l Доверие
l Сообщения — прямые и “между строк”
l “Джинса”
Обобщение (со слайдами).
5. 12.00 — 13.00 — обсуждение и ролевая игра на различие менталитетов:
l Чтение между строк
l Изначальное недоверие
l Личностный контакт/подход
l “Контекстуальность”
l Особенности российского PR
l Корпоративная культура как часть маркетинговой стратегии
l Аутентичность/конгруэнтность
l Политика
l Уважение к России
l Значимость слова
l Амбивалентное отношение к деньгам
l Амбивалентное отношение к местным и западным компаниям
l Невербальные компоненты коммуникаций
l Статус против дела
Обобщение (со слайдами).
6. 13.00 —14.00 — перерыв на обед
7. 14.00 —14.30 — обсуждение схемы “Структура PR-деятельности” (со слайдом) и двух сторон любого PR-мероприятия:
l Содержание/сообщения
l Эмоциональное взаимодействие
8. 14.30 — 16.30 — Моделирование ситуаций (продвижение и кризисный PR), ролевая игра и анализ: пресс-конференция и интервью (с видеосъемкой):
l Стратегия
l Выбор СМИ
l Планирование мероприятий
l Цели и задачи на конкретное мероприятие
l Список “коварных” вопросов
9. 16.30 — 16.45 — обобщение (со слайдами)
10. 16.45 — 17.00 — обратная связь и запросы, оставшиеся без ответа.
ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИЙСКИХ СМИ
(на декабрь 1999 года)
l Самая главная особенность российских СМИ — их переходный характер.
l Политическая привязанность российских СМИ.
l В России нет по-настоящему независимых СМИ.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ
l Состояние дел в региональных СМИ почти точно воспроизводит ситуацию общенациональных, хотя следует отметить некоторые их особенности.
l СМИ более зависимы от субсидий и имеют меньше шансов избавиться от такой зависимости в ближайшем будущем.
l Наиболее распространена следующая форма собственности на СМИ: частный капитал и администрация в качестве одного из соучредителей.
l Из-за постоянно ухудшающегося уровня жизни в регионах центральные издания утратили прежнее влияние, а высокие цены на подписку привели к резкому сокращению тиражей.
l Все перечисленные факторы привели к резкому возрастанию влияния местных СМИ, особенно печатных изданий.
ЗАПАДНАЯ ПРЕССА
l Представительства западных газет и журналов имеются только в больших центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск.
l Радио откровенно политизировано.
l TV-программы, специализированные для российской аудитории, просто не существуют.
l Западная печать существует в формах совместных предприятий, отделений, на русском языке для российского читателя.
l У них маленький тираж и ограниченная аудитория. В основном они ориентируются на экспатов и российских сотрудников западных компаний.
l Есть несколько журналов для почти несуществующего в России среднего класса и богатых. Политического влияния в России они не имеют. Их можно использовать, чтобы привлечь внимание целевой аудитории — потенциальных потребителей, но не для продвижения имиджа или лоббирования интересов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО “ПРАВИЛАМ ИГРЫ” С РОССИЙСКИМИ СМИ
l В России надо забыть о большинстве западных правил и традиций взаимоотношений со СМИ.
l PR в России — это прежде всего отношения с властями и СМИ, но не с общественностью.
l Прямая реклама в России вызывает скорее негативную реакцию, так что часто она неэффективна.
l Скрытая реклама оказывает на аудиторию более сильное воздействие. Практически все СМИ имеют официальные или неофициальные расценки на такого рода рекламу.
l Роль СМИ в лоббировании — официальном или неофициальном — чрезвычайно высока.
l В провинции политика построения отношений со СМИ должна существенно отличаться от взаимодействия с общенациональными СМИ.
l Большинство региональных СМИ откажутся поддерживать вас, если вы в конфликте с администрацией.
l Всегда помните, что сепаратизм и местничество раздражают федеральные власти. Если вы будете дразнить Центр, он всегда найдет, к чему придраться, чтобы задушить вашу кампанию.
l В столице рекомендуется войти в контакт с организацией или владельцем холдинга СМИ, чтобы получить режим наибольшего благоприятствования в принадлежащих ему СМИ. С этим же человеком надо будет связаться, чтобы получить выход на государственные структуры для лоббирования своих интересов.
l В регионах проще и безопасней выходить прямо на администрацию. В случае успеха вы немедленно получаете доброжелательную прессу и возможность лоббирования.
l Отношение СМИ к западным компаниям было традиционно негативным еще с советских времен, так что их PR может столкнуться с изначальной настороженностью.
l Почти все общенациональные СМИ имеют внутреннего “цензора” — отдел, отвечающий за отслеживание материалов, содержащих скрытую рекламу (так называемую “джинсу”), не одобряемую издателем.
l Сегодня бесполезно пытаться протолкнуть материал через знакомого журналиста, необходимо договариваться с главным редактором или же тем, кто действительно принимает решения.
l Тем не менее нужно сохранять дружеские отношения с журналистами, так как ваш имидж все равно во многом зависит от них.
l В России, если большое количество журналистов присутствовало на пресс-конференции, это еще не означает, что потом появится такое же количество статей.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
(на декабрь 1999 года)
I. На наш взгляд, главной отличительной чертой современного этапа развития российских СМИ является их переходный характер. Мы полагаем, что переход российских СМИ от советских схем организации информационного пространства к его рыночным формам пока остался незавершенным, несмотря на вполне искреннее стремление СМИ к созданию не только нового информационного поля, но и новых, рыночных отношений в его рамках.
Попытаемся это доказать.
Политизированность российских СМИ
В СССР, как это повсеместно известно, все средства массовой информации были абсолютно идеологизированы, подвергались строжайшей партийной цензуре и обслуживали только и исключительно политические интересы советской власти.
В современной России отсутствует государственная идеология, которую заменяет официальный антикоммунизм, не сформирована национальная идея, но, с другой стороны, представлен достаточно широкий спектр политических воззрений, от крайне правых до крайне левых. При этом, как ни парадоксально на первый взгляд, ни одна политическая сила (за исключением КПРФ) не имеет своего сколько-нибудь популярного органа массовой информации. Предположить, что за этим фактом кроется недомыслие партийных вождей было бы слишком просто. На самом деле у большинства партий и движений нет необходимых средств на “раскрутку” и поддержание своих СМИ, да, впрочем, и нет в этом острой нужды, ибо российские СМИ в массе своей абсолютно политизированы. Материалы, посвященные сиюминутным политическим вопросам, не составляет труда найти даже в таких изданиях, как “Спид-инфо”, освещающем проблемы взаимоотношения полов, или “Московский дачник”. Поэтому практически любая партия и движение находят “свои” газеты, журналы, телепрограммы и радиоэфиры на долговременной или кратковременной, конъюнктурной основе. Все это объясняется только одним: подавляющее большинство новых российских СМИ замысливалось и создавалось не как коммерческие предприятия (ибо подобного опыта в России раньше не существовало, да и сейчас информация не считается здесь серьезным бизнесом), а как инструмент политического влияния, главное орудие формирования общественного мнения.
Таким образом, утратив тоталитарно-централизованную советскую схему организации, российские СМИ полностью сохранили политизированность, обслуживание в первую очередь политических интересов различных групп, как главную свою характеристику.
Вышеизложенное — следствие еще одной проблемы, определяющей состояние российских СМИ.
Отсутствие подлинно
независимых СМИ в России
“Независимый орган массовой информации” — термин для России вполне метафорический, ибо в 99 процентах случаев он означает лишь одно — негосударственный.
Как мы уже говорили выше, в России нет опыта и, главное, социально-политических условий образования и существования подлинно независимых СМИ, то есть ни одно СМИ не обладает настолько крепкой финансовой базой, чтобы позволить себе независимую точку зрения, публикацию объективной и непредвзятой информации, равноудаленность от центров влияния.
Разгосударствление уже существовавших СМИ проходило в России по схеме акционирования и передачи акций “коллективу редакции”. В результате контрольные пакеты через различного рода законные и полузаконные махинации переходили к ограниченной группе работников, как правило, старому руководству, которое тут же начинало искать финансового “покровителя”. Дело в том, что сохранившиеся и по сей день в России схемы распространения и производства СМИ были рассчитаны на дотационную экономику издания или телерадиоканала, на заметное участие государственных структур в этом процессе (например, Минсвязи, почтовые отделения, транспортные предприятия). В эпоху централизованного тоталитаризма такое положение вещей мало кого беспокоило — ведь речь шла о формальном перекладывании средств из одного государственного кармана в другой.
После 1991 года ситуация резко изменилась — во-первых, ни одно СМИ, акционируясь, не сумело или не захотело приватизировать всю производственную линию, оставив за собой лишь редакционные площади, творческие коллективы, оборудование и товарный знак. В результате типографии, распространительские и транспортные организации, средства доставки эфирных сигналов образовали самостоятельные компании и стали практически монопольно диктовать цены на производство, распространение и доставку сигнала. Да и отношения между государством и СМИ перешли из сферы формальных в чисто коммерческие.
Все это поставило СМИ на грань выживания, и выжить смогли лишь те, кто начал, как и прежде, в советские времена, получать дотации. Просто сейчас изменился их источник: сегодня “независимые” СМИ получают дотации от частных лиц, политических объединений, государственных и негосударственных монополий и т.д. Причем чаще всего дотации оформляются через приобретение жертвователями контрольного или блокирующего пакета акций, а также через соучредительство.
Вновь создаваемые СМИ, как мы уже замечали выше, редко замысливаются своими создателями как коммерческое предприятие, сулящее прибыль. Свидетельство тому — многолетние безуспешные попытки одного из российских финансовых магнатов Владимира Гусинского сделать прибыльным свой холдинг “Медиа-мост”, объединяющий несколько популярных изданий, телеканал общенационального вещания, местные телеканалы, PR- агентства, радиостанции. Пока “Медиа-мост” все еще остается очень важным инструментом влияния, требующим немалых ежегодных вложений.
Как известно, нет правил без исключений. Из столичных СМИ наиболее близко к понятию подлинной независимости подошло частное информационное агентство “Интерфакс” (владелец и президент Михаил Комиссар), составляющее успешную конкуренцию такому государственному гиганту, как ИТАР-ТАСС. Оно создавалось, строило свою политику и развивалось как агентство, жестко ориентированное на получение прибыли от продажи информации. Однако, при видимом благополучии и ежегодном росте числа корпунктов и представительств в России и странах СНГ, “Интерфакс”, тем не менее, связывается многими источниками с финансовыми и коммерческими структурами, близкими к Администрации Президента.
Таким образом, на сегодня в традиционно более важном и влиятельном — так называемом “центральном” информационном поле, кроме государственного блока СМИ (газета “Российская Федерация”, еженедельный журнал “Российская Федерация сегодня”, “Парламентская газета”, холдинг “Российское телевидение и радио” (РТР), 51 процент акций Общественного российского телевидения (ОРТ— 1-й канал), проводное радио “Маяк”, радио “Голос России”, вещающее на зарубежные страны), — сложилось несколько весьма влиятельных негосударственных, частных групп СМИ.
Региональные СМИ
Ситуация в региональных СМИ почти в деталях копирует ситуацию со СМИ центральными, хотя, безусловно, содержит ряд региональных особенностей.
В силу того, что условия выживания СМИ в провинции были неизмеримо более жесткими, чем в центре, их зависимость от “дотаций” сильнее, а возможности избавиться от нее в обозримом будущем более эфемерны.
Поскольку в провинциях и финансовый, и промышленный, и торговый капитал более зависимы от официальных властей, в первую очередь от губернаторов и глав автономных республик, то в большинстве случаев СМИ получают финансовую подпитку именно от власти. Очень распространена смешанная форма владения СМИ по схеме: частный капитал + администрация, выступающие в качестве соучредителей.
Из-за постоянно ухудшающегося экономического положения населения в регионах центральные издания потеряли свое былое влияние там, дороговизна подписки вызвала резкое сокращение их тиражей. Существуют примеры, когда в целых областях с населением в несколько миллионов человек некогда весьма популярная “Комсомольская правда” выписывается в количестве 600 — 1000 экземпляров. Кроме того, в силу своей крайней политизированности и удаленности проблематики от интересов провинциальной аудитории, центральные СМИ утратили ее доверие и былой авторитет “защитника из Москвы”, когда выступление центральных СМИ в защиту читателя или зрителя означало, как правило, решение проблемы.
Все это привело к необыкновенному росту влияния на аудиторию местных СМИ, в особенности печатных. Именно исходя из данного феномена, локальные администрации и стараются подчинить себе как можно больше СМИ — четырехлетний электоральный цикл диктует свои правила, особенно если учитывать выборность многих властных должностей муниципального, районного, областного уровня.
Безусловно, в столь кратком обзоре мы лишь коснулись главных особенностей состояния российских СМИ, однако надеемся, что наш анализ поможет сложить общую картину, необходимую для правильного позиционирования компании в столь сложной сфере.
II. Рекомендации относительно основных правил игры на российском
информационном пространстве.
Для того чтобы избежать неразрешимых ситуаций в отношениях со СМИ в России, необходимо помнить о следующем:
l Здесь следует отказаться от большинства западных правил и традиций в области взаимоотношений со СМИ.
l В России PR — это прежде всего отношения с властью и СМИ, но отнюдь не с общественностью; часто принципы и нормы западного PR могут нанести серьезный ущерб компании, если переносить их механически на русскую почву.
l Прямая реклама в России вызывает у населения более негативную реакцию, чем на Западе, зачастую достигая эффекта, диаметрально противоположного желаемому. Это происходит в силу отсутствия у населения иммунитета к рекламе, невыработанных защитных реакций (в СССР коммерческая реклама не существовала).
l Более сильным влиянием на аудиторию пользуется скрытая реклама. Цены на нее гласно или, чаще, негласно присутствуют в прайс-листах практически всех СМИ. Колебания цены значительны и, как правило, поддаются переговорному процессу. Очень важно правильно выбрать партнера для переговоров. Финансовые решения в редакции принимает далеко не всегда главный редактор или заведующий рекламным отделом.
l Роль СМИ в официальном и неофициальном лоббировании крайне высока. Через руководство СМИ почти в 100 процентах случаев можно выйти на интересующие компанию властные структуры или агентов влияния.
l Стратегия поведения в отношении СМИ в регионах должна резко отличаться от стратегии контактов с центральными СМИ. Контактируя со СМИ в регионе, вы почти автоматически вступаете в соприкосновение с властью. Большинство региональных СМИ откажутся поддерживать вас, если вы вступите в конфликт с местной властью, но могут устроить вам бесплатный бенефис, если вы покритикуете власть федеральную. Однако не следует “перегибать палку”, нужно всегда помнить о том раздражении, которое вызывают у федералов сепаратизм и местничество. Если слишком увлечься игрой на этих двух региональных струнах, федеральные власти всегда найдут способ и повод прекратить ваш концерт.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>