<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ние есть искусство»102.
В «Антропологии с прагматической точки зрения» И.Кант называет три
вида задатков техническими (связанными с сознанием, необходимыми для
пользования вещами), прагматическими (для умелого пользования других лю-
дей в своих целях) и моральными задатками (для действий по отношению к себе
и другим сообразно не только с принципами свободы, но и с необходимостью
подчинения законам)103.
В соответствии с природой человека воспитание состоит: во-первых, «из
школьно-механического образования, цель которого – приобретение умения,
почему оно и носит дидактический характер (наставник)»; во-вторых, «из праг-
матического, цель которого – достижение разумности (воспитатель)»; в-
третьих, «из морального, цель которого – нравственность»104.
Идеалом образования человека является всестороннее развитие личности,
под которым И.Кант понимает гармоническое сочетание природного и общест-
венного начал, знания и воспитанности и, в особенности, духовного и физиче-
ского развития. Основные задачи образования И.Кант сводит к следующему:
1) приучение к дисциплине как средству преодоления дикости в человеке;
2) умственное развитие посредством «сообщения навыков» (привитие культу-
ры); 3) приобщение к цивилизации путем развития ума и воспитанности и, на-
конец, 4) моральное воспитание.
Под воспитанием И.Кант понимает «уход (попечение, содержание), дисци-
плину (выдержку) и обучение вместе с образованием»105. В соответствии с этим

101
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 448.
102
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 452.
103
См.: Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 8 т. М.,
1994. Т. 7. С. 363.
104
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 459.
105
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.С. 445.

48
человек бывает грудным младенцем, питомцем или учеником. Уход понимается
философом как забота родителей о том, чтобы дети не обращали своих сил во
вред себе. Ребенок появляется на свет беспомощным, он не в состоянии оберечь
себя от опасностей окружающего мира. Поэтому о нем должны позаботиться
взрослые: с помощью дисциплины уничтожить в человеке дикость и подчинить
его предписаниям разума. «Дисциплина, или выдержка, выводит человека из
животного состояния»106, она подчиняет человека законам человечности и нор-
мам культуры.
И.Кант разграничивает понятия «образование» и «обучение». Под обуче-
нием философ понимает формирование навыков, получение знаний и приобре-
тение умений и относит его к физическому воспитанию. Образование же каса-
ется формирования нравственности и относится к практическому воспитанию
(в отличие от школьного образования или обучения и прагматического воспи-
тания).
Педагогика, или наука о воспитании делится И.Кантом на физическую и
практическую (моральную). «Физическое воспитание человека имеет одну об-
щую с животными черту – питание. Воспитание практическое, или моральное,
должно образовать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее
существо»107. Физическое воспитание призвано развивать в человеке задатки
животности и отчасти задатки человечности; оно включает в себя развитие те-
лесных сил и душевных способностей ребенка, дисциплину как подчинение оп-
ределенным правилам и обучение наукам. В свою очередь, воспитание практи-
ческое, или моральное, является высшей ступенью воспитания. Оно призвано
развивать в человеке задатки личности (моральные задатки) на основе уважения
к моральному закону, учит человека пользоваться своей свободой и действовать
в человеческом обществе.



106
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. C. 445.
107
Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 6. С. 459.

49
Физическое воспитание включает в себя развитие телесных сил и душев-
ных способностей человека. И.Кант согласен с Дж.Локком, считавшим, что
«должно заботиться главным образом о внутренней стороне человека, однако
не следует оставлять без внимания и бренную оболочку»108. Ведь тело должно
повиноваться душе, но слабое тело расслабляет душу; поэтому с раннего детст-
ва необходимо заботиться о развитии и укреплении телесных сил.
Вслед за Ж.Ж.Руссо И.Кант считает, что первоначальное воспитание
должно исключать влияние на ребенка посторонних факторов. Он советует от-
казаться от пеленания, укачивания, чрезмерных ласк и поцелуев, а также, по
возможности, обходиться без всяких приспособлений при обучении детей
ходьбе и другим движениям. Лучше предоставить детям возможность само-
стоятельно ползать, ходить, играть. В развитии движений и физических качеств
ребенка философ допускает и руководство со стороны взрослого, но гимнасти-
ка и игры, организованные взрослыми, должны лишь направлять природу, раз-
вивать естественные природные потребности детей.
Физическое воспитание включает и развитие органов чувств; поэтому
лучшими играми будут те, где развитие движений связано с упражнением
чувств. Например, упражнения в глазомере, в правильном суждении о расстоя-
нии и величине, в определении местоположения по частям света.
В развитии врожденных душевных способностей И.Кант выделяет две
цели воспитания и указывает способы их достижения.
1. «Общая культура душевных способностей». Она может быть:
а) физической. «Здесь все основывается на упражнении и дисциплине,
причем дети не должны знать принципов. Она для ученика пассивна – он дол-
жен следовать руководству другого»109;
б) моральной. «Тогда она основывается не на дисциплине, но на принци-
пах... Следует стремиться к тому, чтобы питомец поступал хорошо исходя из


108
Локк Дж. Мысли о воспитании // Соч.: В 3 т.М., 1988. Т. 3. С. 412.
109
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 479.

50
собственных принципов, а не по привычке»110. Такая деятельность предполага-
ет активность ребенка.
2. «Частная культура душевных способностей. Ее задача – развитие позна-
вательной способности, чувств, способности воображения, памяти, устойчиво-
сти внимания, остроумия»111.
Решая задачу дисциплинирования воспитанника, как предпосылку к его
нравственному воспитанию, И.Кант полагает, что оно должно осуществляться и
средствами принудительного педагогического воздействия (такими как наказа-
ния). Стремление к нравственному идеалу свободной и целостной личности
привело киников и Ж.Ж.Руссо к отрицанию дисциплины. И.Кант, наоборот, ра-
тует за последовательное развитие нравственности, нравственное образование,
синтезирующее принуждение и свободу. Дисциплина связана с понятием рабо-
ты и труда и означает умение согласовывать свои способности с определенны-
ми требованиями.
Философ отдает предпочтение нравственному наказанию (ребенку отказы-
вают в любви и уважении). Наказание же физическое может быть искусствен-
ным (ребенку отказывают в том, что он хочет) либо естественным (ребенка на-
казывают последствия совершенного поступка, а не воспитатель). Физическое
наказание должно быть только дополнением к наказанию нравственному. При
этом нельзя наказывать в приступе гнева или вымещать досаду на детях. Час-
тые физические наказания порождают упрямство, поэтому «наказывать следует
с осторожностью, чтобы дети видели конечную цель наказаний в своем исправ-
лении»112.
Дисциплина не есть самоцель и она не должна ущемлять свободу и волю
ребенка, превращать воспитание в дрессировку. Гуманизм И.Канта проявляется
в требовании относиться к ребенку как к личности, достоинство которой заслу-
живает не только уважительного, но и чрезвычайно бережного обращения.

110
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 479.
111
Там же. С. 480.


51
Вредными для воспитания души считает И.Кант поощрения, которые де-
лают детей себялюбивыми и развивают склонность совершать хорошие поступ-
ки за вознаграждение. «Если наказывать ребенка за дурное и награждать за
доброе, то он будет делать добро ради выгоды», а не потому, что это хорошо,–
считает философ113. Ребенок должен всегда чувствовать свою свободу, но и не
мешать свободе других; ребенок не должен мешать обществу, но он не должен
и подделываться под него – вот главные правила, которыми руководствуются
родители в дисциплинировании детей.
Воспитание познавательной способности философ относит к физическому
воспитанию, так как оно развивает природные способности человека. Полезны-
ми для развития воображения И.Кант считает географию, рисование, историю.
Изучение географии, истории и особенно математики совмещает приобретение
знаний с формированием умений, обогащает рассудок общими правилами и по-
нятиями. Память следует воспитывать с раннего возраста параллельно и одно-
временно с рассудком. Средствами развития памяти являются заучивание сти-
хов, запоминание имен в рассказах, чтение и письмо, изучение языков на слух.
Главными принципами обучения должны быть развитие интереса, активности и
самостоятельности ребенка, а также приучение его к работе. Отрицательным
фактором воспитания кенигсбергский мыслитель считает праздность и отдает
должное воспитательной роли трудовой деятельности, видя в ней специфиче-
ское отличие человека от других существ. «Человек – единственное животное,
которое должно работать»114.
В определении целей, задач и методов обучения И.Кант исходит из основ
своей «критической философии», выступающей против ограниченности как
эмпиризма, так и рационализма. И.Кант же не только формулирует цели обуче-
ния, но и указывает путь, по которому обучение должно вести ученика к со-
вершенствованию его природных способностей познания и нравственности

112
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 487, 480.
113
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 484.


52
(путь по-гречески «метод»). Отсюда задача обучения – «овладение методом
науки»115. Усвоение метода науки отличается тем, что всякое отдельное знание
передается здесь не ради себя, а ради познания орудия, которым данное знание
добывается и возможности самостоятельного продвижения по намеченному пу-
ти.
Человек, по мнению И.Канта, в своей деятельности руководствуется разу-
мом, но сам разум нужно развить так, чтобы человек мог основываться на ис-
тинных критериях, помогающих ориентироваться в любой ситуации. Поэтому
кенигсбергский мыслитель «учил не мыслям, но мыслить: сначала помогал ук-
репиться рассудку, ведя его от опыта к суждениям, через них – к понятиям, за-
тем – к исследованию причин и следствий с помощью разума. Если не снабдить
«несовершеннолетний», т.е. непросвещенный ум опытом внимательного рас-
смотрения противоречивых сведений, то молодежь приучится умствовать, т.е.
насиловать разум действиями беззаконными, беспринципными, без правил (ос-
новоположений) предпринимаемыми. Иначе неизбежен вербализм и слепое
принятие на веру чужих мнений»116.
Прекрасный образец метода науки о познании дает «Критика чистого ра-
зума», которую И.Кант называет трактатом о методе, то есть о принципах про-
гресса познания. Диалектику чистого разума И.Кант рассматривает как «метод
обучения», призванный дать науке о мышлении и вообще всякой науке способы
достижения достоверного знания и критерии этой достоверности.
В организации процесса обучения философ подчеркивает важность учета
возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного
учебного материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирических
фактов стали базой познания общих принципов и законов науки. Деятельность
педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В

114
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 484.С. 475.
115
Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995. С. 245.
116
Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта се-
годня. М., 1994. С. 8.

53
учебный план, по И.Канту, следует включать оптимально соответствующие
возрасту дисциплины, структура этого плана должна учитывать их логическую
взаимосвязь.
Высшей ступенью воспитания, по мнению И.Канта, является воспитание
практическое, или моральное. Оно учит человека пользоваться своей свободой
и действовать в человеческом обществе. К практическому воспитанию относит-
ся, во-первых, умение, во-вторых, знание света, в-третьих, нравственность117.
Что касается умения, необходимо следить за тем, чтобы оно было основатель-
но, а не поверхностно. Лучше знать мало, но основательно, чем много, но по-
верхностно. Знание света состоит в искусстве применять умение к отдельному
человеку, оно учит, как можно пользоваться людьми для определенных целей.
Практическое воспитание, по И.Канту, связано с развитием разума. Разум
нужен человеку, чтобы оценить моральные суждения (в том числе религию) и
не следовать слепо обычаям и указаниям других людей. Человек должен мыс-
лить самостоятельно и отвечать за свои поступки. Главным средством развития
ума, по мнению философа, является культура как совокупность умений и навы-
ков. Навык – это обладание какой-либо способностью для достижения целей.
Некоторые навыки пригодны во всех случаях (например, чтение и письмо),
другие – только для достижения отдельных целей (например, музыка). Способ-
ность к развитию навыков является универсальной способностью человека.
Для того чтобы человек был приятен, пригоден для человеческого обще-
ства, пользовался влиянием, он должен обладать и другим родом культуры –
цивилизованностью (хорошими манерами, вежливостью, тактом).
Важной характеристикой моральной личности является понятие «харак-
тер», которое используется у И.Канта в двойном значении. Физический харак-
тер служит отличительным признаком человека как чувственного или природ-
ного существа, моральный характер – качество человека как разумного, ода-
ренного свободой существа. «Человек с принципами, о котором доподлинно

117
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 490.

54
известно, чего можно ожидать не от его инстинкта, а от его воли, имеет харак-
тер»118. Отсюда «характерное» в человеке разделяется на «естественные или
природные задатки, темперамент или способ чувствования и характер как та-
ковой или образ мыслей. Две первые способности указывают на то, что можно
сделать из человека; вторая (моральная) – на то, что он сам готов из себя сде-
лать»119.
Естественные задатки и темперамент обусловлены врожденными особен-
ностями человека, от них зависит способ его чувствования и деятельности, то-
гда как характер как образ мыслей означает обладание «тем свойством воли,
посредством которого субъект связывает свое поведение с определенными
практическими принципами, которые он собственным разумом предписывает
себе как нечто неизменное»120. Именно в волевой решимости действовать в со-
ответствии с твердыми правилами заключается характер.
Характер рассматривается И.Кантом как определенная степень развития
человеческого достоинства. Физический характер формируется в рамках физи-
ческого воспитания, выработка морального характера, который состоит в твер-
дой решимости хотеть что-нибудь делать, а затем и в действительном исполне-
нии задуманного, является главной задачей нравственного воспитания. Чтобы
развивать моральный характер, полагает И.Кант, детей нужно знакомить с
«обязанностями по отношению к самим себе» и «обязанностями по отношению
к другим»121. Первейшая обязанность человека по отношению к самому себе
состоит в обладании определенным внутренним достоинством. В отношении с
другими следует развивать в детях почтение и уважение к достоинству, правам
и свободам других людей.


118
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 8 т. М., 1994.
Т. 7. С. 320.
119
Там же. С. 321.
120
Там же. С. 327–328.
121
Кант И. О педагогике. 1803 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 492–493.

55
И.Кант считает, что только нравственное воспитание способно вывести че-
ловечество из «грубого естественного состояния животных», совершенствовать
человеческую природу и помочь в достижении своего назначения каждому ин-
дивиду и человечеству в целом. «Если привитие дисциплины играет негатив-
ную роль ограничения и изжития животного, т.е. аморального, начала, то через
нравственное воспитание утверждается позитивная, регулятивная роль принци-
пов разума во всем человеческом поведении»122.
Кенигсбергский мыслитель отдает предпочтение тем методам воспитания
личности, которые развивают разум ребенка, определяющий его нравственный
выбор. Подражание в нравственных поступках недопустимо, так как оно не-
осознанно. Пример других людей используется в нравственном воспитании, но
только как «наглядный случай практического правила, пример не может слу-
жить образцом для совершения поступков»123.
Привычка, по И.Канту,– это «физическое внутреннее принуждение дейст-
вовать в дальнейшем так же, как действовали до сих пор»124. Она лишает даже
добрые поступки их моральной ценности, она «ущемляет свободу души и к то-
му же ведет к неосмысленным повторениям одного и того же акта (к монотон-
ности) и тем самым становится смешной»125. Поскольку человек руководству-
ется в своей деятельности разумом и чувством долга, формирование привычек
вредно.
Одним из средств воспитания личности И.Кант называет обучение детей
хорошим манерам, вежливости, такту. Он отмечает, что цивилизованные люди

122
Каримский А.М. Проблема человека в философской и педагогической мысли Имма-
нуила Канта // Советская педагогика. 1974. № 4. С. 131.
123
Кант И. Основоположения метафизики нравов. 1785 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4.
С. 180.
Кант И. Антрополология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 8 т. М.,
124


1994. Т. 7. С.166–167.
125
Кант И. Антрополология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 8 т. М.,
1994. Т. 7. С.166–167.

56
демонстрируют симпатию, проявляют уважение к другим, скромность, беско-
рыстие, никого при этом не обманывая. Хорошие благопристойные манеры не-
обходимы в общении между людьми, поскольку эта видимость добродетели
может перейти во внутреннее убеждение, стать чертами характера. «Ибо благо-
даря тому, что люди играют эту роль, в конце концов, добродетели, которые
они в течение длительного времени изображают, постепенно действительно
пробуждаются и переходят в убеждения»126,– пишет мыслитель. Перечислен-
ные выше качества индивида И.Кант относит к задаткам добра, благодаря кото-
рым человек сдерживает свою чувственную природу и совершенствует себя как
моральное существо.
Философские идеи и педагогическая антропология И.Канта легли в основу
педагогических концепций И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, П.Наторпа и других
немецких ученых, а также оказали заметное влияние на философско-
педагогические учения русских мыслителей.
Немецкий мыслитель верит, что когда-нибудь в далеком будущем «чело-
веческий род достигнет, наконец, того состояния, когда все его природные за-
датки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет полностью
исполнено»127. Но достигнуть назначения в своем индивидуальном развитии
отдельный человек не может, к этой цели стремится весь род людской, от
поколения к поколению совершенствуя свою природу. При этом целью
истории, по И.Канту, является не благо отдельного индивида, а благо всего
человечества.И. Канта намечается переход от педагогической антропологии к
Здесь у
антропологии исторической, которая выводится им из философской антрополо-
гии. Ведь чтобы изучить процесс исторического развития человека, «нужно на-
чать с изучения его задатков; это означает, что идея истории как Идеал Истории


126
Кант И. Антрополология с прагматической точки зрения. 1798 // Соч.: В 8 т. М.,
1994. Т. 7. С. 169.
127
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Соч.: В 6
т. М., 1966. Т. 6. С. 22.

57
должна основываться на антропологии, которая является отправной точкой [ис-
128
следования]» .
Трансцендентальная постановка этих вопросов возможна, прежде всего,
как постановка вопроса о сущностном единстве человека и истории. «Поэтому
понять историю как целое означает исходить из ясного представления о сущно-
стной природе человека и его возможности как человека. Вместе с тем понять
историю, ее смысл означает ее рассмотрение с точки зрения предназначения в
ней человека. История обретает свой смысл, когда она становится частью чело-
веческого предназначения. А человеческое предназначение, в кантовом пони-
129
мании,– это исполниться исторически в качестве человека, стать Человеком» .
В плане своего общественного бытия, считает И.Кант, человек может дос-
тигнуть своего назначения только в непрерывном процессе общественно-
исторического развития. В истории философ выделяет три периода130:
1. Естественное состояние.
2. Состояние острого противоречия между природной и культурной со-
ставляющими истории.
3. Состояние гармонии природы и культуры, в которой все подчинено
культуре нравственной.
Естественное состояние человеческого общества – это первое состояние
человеческой истории. Для него характерна низкая плотность населения, при
которой интересы людей почти не сталкиваются, а природная среда легко удов-
летворяет несложные и немногочисленные потребности человека. И.Кант выде-
ляет в начальном периоде истории человечества два этапа.


128
Philonenko A. La theorie Kantienne de l’histoire. P., 1986. P. 83.
129
Воропаев Ю.Ф. Идея истории в философии Канта // Вестник Санкт-Петербург. ун-
та. Сер. 6. СПб., 1994. Вып. 2. С. 45.
130
См.: Калинников Л. А. Проблемы философии истории в системе Канта: Автореф.
дис. … д-ра филос. наук. Л., 1981. С. 11–12, 25–27, 107–110; Бурханов Р.А. Трансценденталь-
ная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999. С. 164–200.

58
Первый этап – это этап дикой охотничьей жизни и бродячего выкапыва-
ния корней или собирания плодов. Второй этап – это этап развитого скотовод-
ства и земледелия, когда человек уже владеет прирученными животными и рас-
тениями, которые он сам умеет разводить путем сеяния или насаждения. Имен-
но в это время возникает первое крупное общественное разделение труда – зем-
леделие отделяется от скотоводства. Начало второго этапа – это «переход че-
ловека из эпохи покоя и мира в эпоху труда и раздора как в подготовительную
стадию к объединению в общество»131.
При таком образе жизни, считает философ, земледельцы и ремесленники
уже не живут отдельными семьями, но селятся в деревнях или городах. Проис-
ходит развитие общественного разделения труда – ремесло отделяется от зем-
леделия, на основе обмена продуктами труда выделяется торговля, возникают
культура и начала искусств, появляются зачатки гражданского общества и
публичного права. Возникновение культуры и искусства, в свою очередь, при-
вело к появлению письменности.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>