<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В это же время оформляется общественный договор, в результате которого
образуются первые формы государственности. Теперь могли постепенно раз-
виваться «все человеческие искусства, среди которых искусство общительно-
сти и создания гражданской безопасности является наиболее полезным»132.
Концентрация богатства в руках немногих, полагает ученый, приводит к тому,
что появляется неравенство.
Состояние острого противоречия между природной и культурной состав-
ляющими истории – второй период всемирной истории. Он включает в себя все
последующие события общественно-исторического развития человечества. В
этот период происходит борьба между естественно-природными и социально-
культурными началами в человеке и обществе при все усиливающемся господ-

131
Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. 1786 // Кант И. Трактаты и
письма. М., 1980. С. 53.
132
Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. 1786 // Кант И. Трактаты и
письма. М., 1980. С. 53.

59
стве последнего над первым. Именно в этом состоянии находится современное
человечество, утверждает И.Кант, и оно еще долго сохранится. В данный пери-
од всемирной истории осуществляется окончательный переход человечества к
гражданскому обществу, в котором отношения людей определяются нормами
публичного права, охраняемыми государством. Философ считает, что в буду-
щем произойдет полное прекращение межнациональных и межгосударствен-
ных распрей, ликвидация войн и установление «всеобщего мира».
Таким образом, по И.Канту, «историю человеческого рода в целом можно
рассматривать как выполнение тайного плана природы – осуществить внут-
ренне и для этой цели также внешне совершенное государственное устрой-
ство как единственное состояние, в котором она может полностью развить
все задатки, вложенные ею в человечество»133. Образование всемирной феде-
рации правовых государств с республиканскими принципами государственного
устройства, сохраняющих внутри нее свободу и политическую самостоятель-
ность, создаст условия для перехода к заключительному периоду всемирной ис-
тории.
В результате, рассуждает немецкий мыслитель, наступит третий период
человеческой истории – состояние гармонии природы и культуры, причем та-
кой культуры, в которой все подчинено культуре нравственной. В силу двойст-
венности своей природы, считает И.Кант, человечество всегда будет стремиться
к нравственному совершенству, никогда не будучи способным полностью
достигнуть его.
Таким образом, кантовские вопросы о человеке задают структуру и содер-
жание его философской антропологии, где исходным пунктом является опреде-
ление познавательных способностей человека, а целью – нравственное совер-
шенствование общества и индивида в процессе воспитания и образования и в
ходе истории. Следовательно, педагогическая антропология и историческая ан-


133
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Соч.: В
6 т. М., 1966. Т. 6.С. 18–19.

60
тропология И.Канта являются составными частями его философской антропо-
логии. Высшее предназначение человека (и индивидуума, и человечества в це-
лом), считает философ, состоит в реализации идеалов Истины, Красоты и Добра.




61
Глава 2. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКО –
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ РУССКИХ МЫСЛИ-
ТЕЛЕЙ


2.1. Концепция воспитания «истинного человека»
в философско-педагогическом учении Н.И.Пирогова

Выдающийся русский мыслитель Николай Иванович Пирогов (1810–
1881 гг.) решает проблему человека в контексте построения такой
педагогической системы, которая соответствует цели воспитания «истинного
человека» – высоконравственной личности, сознательно и целеустремленно
развивающей свои силы и способности для блага общества.
Эту цель, выраженную в требовании: «быть человеком» ученый
формулирует в эпиграфе своей знаменитой статьи «Вопросы жизни».
Выступление Н.И.Пирогова «оказалось тем мощным толчком, который
заставил всю мыслящую Россию обратить внимание на образование как на
явление, имеющее колоссальное жизненное значение, и подняться в защиту
более совершенной системы воспитания»134.
Главными условиями создания новой системы общественного воспитания
Н.И.Пирогов считает: во-первых, необходимость определения цели воспитания
на основе философского понимания жизни и назначения человека; во-вторых,
учет в воспитании индивидуальных и возрастных особенностей развития ре-
бенка; в-третьих, соответствие общественного устройства той цели, к которой
стремится человек в своем индивидуальном развитии. Только при соблюдении
данных требований образование будет способствовать формированию истинно-
го человека.

134
Смирнов В.З. Жизнь и педагогическая деятельность Н.И.Пирогова (1810–1881) //
Пирогов Н.И. Избранные педагогические соч. М., 1953. С. 22.

62
Н.И.Пирогов подчеркивает мировоззренческое значение философии в жиз-
ни каждого индивида. По его мнению, воспитание должно основываться на фи-
лософских и нравственно-религиозных убеждениях, в которых проявляется
«самый существенный атрибут духовной натуры человека – стремление разре-
шить вопрос жизни о цели бытия»135. Философия должна дать ответ на вопрос:
В чем смысл, предназначение и призвание жизни человека? Именно философ-
ское понимание проблемы человека определяет идеал человеческого совершен-
ства и пути к его достижению и, соответственно, цели и содержание воспитания
и образования.
Ученый констатирует, что основная масса людей не задумывается о
смысле жизни и вечных истинах. По его мнению, эти взгляды берут свои
истоки из эпикуреизма, пиронизма, цинизма, платонизма, эклектизма.
В.Б.Куликов отмечает, что «типология стереотипов восприятия, своего рода
“философия обыденной жизни” выписана Пироговым столь точно, что
сохраняет критическое значение по сей день»136.
Первый взгляд (В.Б.Куликов называет его обыденно-философским) очень
привлекателен для человека. «Не размышляйте, не толкуйте о том, что
необъяснимо. <...> Можно, думая, потерять аппетит и сон. Время же нужно для
трудов и наслаждений. Труды и наслаждения – для счастья»137. Данный тип
людей живет по принципу «моя хата с краю», это принципиально равнодушные
люди.
Второй взгляд связан с опорой в жизни на рационализм, на развитие
мышления, которое поможет человеку понять, кто он и что он и объяснить то,
что кажется непонятным для других. В выборе своих целей и средств их
достижения такие люди руководствуются только умом.


135
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 30.
136
Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Сверд-
ловск, 1988. С. 17.
137
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 32–33.

63
Третий взгляд – «старообрядческий» или религиозный. «Соблюдайте
самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые
книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не
размышляя, живите так, как живется»138.
Четвертый взгляд – практический, даже прагматический. Суть его
заключается в равнодушии или полном отказе от убеждений и выполнении
человеком служебных обязанностей ради собственной выгоды (денег), а в
спорных ситуациях выборе в пользу того, что выгоднее для себя или менее
вредно.
Пятый взгляд «тоже практический в своем роде», он тоже предполагает
деятельность ради собственной выгоды, но при этом счастья добиваются,
используя окружающих людей как средства для достижения собственных
целей, соблюдая все внешние приличия и не выдавая своего истинного мнения
и убеждения. «Говорите, чтобы скрыть, что вы думаете. Если не хотите
служить ослами другим, то сами на других верхом ездите; только молча, в
кулак себе, смейтесь»139.
Шестой взгляд связан с пессимистическим убеждением о беспомощности
человека перед судьбой и невозможностью понять свое назначение и изменить
свою жизнь к лучшему. «Червяк на куче грязи, вы смешны и жалки, когда
мечтаете, что вы стремитесь к совершенству и принадлежите к обществу
прогрессистов. Зритель и комедиант поневоле, как ни бейтесь, лучшего не
сделаете»140.
Седьмой взгляд – «очень веселый», оптимистический советует
наслаждаться тем, что имеешь. Счастье заключается не в стремлении к высоким
целям, а в том, что находится рядом, в повседневной жизни. «Пользуйтесь
настоящим, и живите себе припеваючи»141.

138
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 33.
139
Там же.
140
Там же.
141
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 33.

64
Восьмой взгляд предлагает отделять теорию от практики и не следовать в
жизни своим убеждениям. «Принимайте какую вам угодно теорию для вашего
развлечения, но на практике узнавайте, главное, какую роль вам выгоднее
играть; узнав, выдержите ее до конца. Счастье – искусство. Достигнув его
трудом и талантом, не забывайтесь; сделав промах, не пеняйте и не унывайте.
Против течения не плывите»142.
Какой из перечисленных взглядов станет основой мировоззрения и жизни
человека, во многом зависит от природных склонностей человека, правильного
воспитания и социальной среды (различных внешних обстоятельств).
Воспитание, по мнению Н.И.Пирогова, должно помочь человеку определиться
в жизни. Люди, «родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную
волю»143 критически воспринимают нравственные основы воспитания и
замечают противоречие между этими основами и направлением общества. Не
удовлетворенные стремлением общества они ищут разрешения этого
противоречия, «с энтузиазмом и самоотвержением ищут решения столбовых
вопросов жизни; стараются во что бы то ни стало перевоспитать себя и тщатся
проложить новые пути»144. Таким образом, мировоззренческие принципы
зависят от индивидуального склада ума и каждый человек должен сам
сформировать свои убеждения, выбрать средства и стремится либо к идеалу,
либо к удовлетворению насущных потребностей.
Вслед за И.Кантом главной целью человеческого существования
Н.И.Пирогов считает нравственное совершенствование личности. Различие
между их взглядами заключается в том, что принимать за стержневое звено
человеческой мотивационной сферы. Для И.Канта таковым является априорно
заданный нашему разуму категорический императив, для Н.И.Пирогова в роли
данного принципа выступают заповеди Христовы.


142
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 33–34.
143
Там же. С. 35.
144
Там же.

65
Ответ на жизненные вопросы, также как и в целом, идеал нравственного
воспитания Н.И.Пирогов видит в христианском учении. На религию он
возлагает большие надежды в улучшении человеческих нравов, считая ее
важнейшей основой морали. Ученый был религиозным человеком и выражал
убеждение в том, что наука и религия вполне совместимы, и что развиваться
они должны вместе, в содружестве. Русский мыслитель констатирует, что для
христиан главной основой воспитания является Откровение: «Учение
Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству
прямой путь, определило и цель и средоточие житейских стремлений. Найдя в
Откровении самый главный вопрос в жизни – о цели нашего бытия –
разрешенным, казалось бы, человечество ничего другого не должно делать, как
следовать с убеждением и верой по определенной стезе»145.
Идеал в трудах Н.И.Пирогова – это недосягаемое совершенство для
каждого человека, но к нему необходимо стремиться, хотя полностью он
никогда не может быть реализован. Человек сопоставляет себя с идеалом и
узнает, насколько он еще отдален от идеала, и тем самым узнает сам себя.
Идеал способствует совершенствованию человека, служит образцом в его
действиях и суждениях. «Идеальное мне представляется нитью электрического
телеграфа, один конец которого тянется к нам через всю земную жизнь, а
другой – исчезает в беспредельности,– пишет русский мыслитель,– Как идея
времени, пространства, числа и меры, так и идея совершенства, служащая
незримою мерою наших действий, присущи человеку»146.
Таким образом, и И.Кант, и Н.И.Пирогов отмечали необходимость для
личности, и для всего человечества стремиться ко все более полному
совершенству, соглашаясь в том, что для отдельного человека идеал всегда
остается недосягаемым. В то же время нельзя считать эти позиции совершенно
противоположными. Немецкий философ не отвергает полностью значение


145
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 30.
146
Пирогов Н.И. Чего мы желаем? // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 115.

66
религии в существующем мире. Религия, по его мнению, призвана
содействовать морали в регуляции поступков людей, дополнять и
поддерживать моральные принципы в мотивационной сфере. Русский же
мыслитель, выделяющий христианское учение в качестве стержневой основы
воспитания и образования, из всего объема религиозной теории и практики
берет за основу своего учения только моральные нормы и правила. Веру в Бога
Н.И.Пирогов относит к области сверхчувственного и определяет ее как высшую
степень развития способности самосознания человека, преодолевшего
зависимость от чувственного сознания. Вера, по его мнению,– это «чистое
отвлечение души», «глубокая потребность души»147, необходимая для
отдельных индивидов, но не для общества в целом.
По мнению Н.И.Пирогова, реализация идеала воспитания возможна при
двух условиях: «во-первых, если воспитание приноровлено к различным спо-
собностям и темпераменту каждого, то развивая, то обуздывая их; во-вторых,
если нравственные основы и направление общества, в котором мы живем, со-
вершенно соответствуют направлению, сообщаемому нам воспитанием»148.
В отличие от И.Канта, видевшего в человеке, прежде всего, представителя
человеческого рода, обладающего характерными для всех его представителей
природными задатками, Н.И.Пирогов рассматривает каждого человека как ин-
дивидуальность. Он предлагает учитывать возрастные и индивидуальные осо-
бенности детей, на основе которых формируются их жизненные ориентиры.
Ученый выдвигает «требование здравой педагогики, основанной на психоло-
гии», которая «советует нам развивать душу человека сообразно с ее приро-
дой»149. Это означает, что теория и практика педагогической деятельности
должны быть согласованы не только с общечеловеческими природными задат-
ками человека, но и с особенностями детей данного возраста и их индивидуаль-

147
Брежнев А.П. Пирогов. М., 1990. С. 390.
148
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 31.
149
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И.Пирогова // Собр. соч.: В 11 т. М; Л.,
1948. Т. 3. С. 30.

67
ными проявлениями. Систематическое наблюдение за поведением ребенка по-
зволит воспитателю познать его внутренний мир и выбрать адекватные методы
воздействия.
Н.И.Пирогов доказывает, что мир ребенка отличен от мира взрослого че-
ловека. Это определяется не двойственностью детской природы, а особенно-
стью детского возраста. «Воображение создало этот мир ребенку, и он в нем
живет и действует по-своему»150. Ребенок живет, познает и действует, следуя
законам этого мира. Именно поэтому русский мыслитель предлагает «заменить
все искусственные попытки нашего собственного воображения воспитанием,
основанным на законах девственно-фантастического мира дитяти»151. Человек в
трудах Н.И.Пирогова представляет ценность не только как член общества, но и
как личность сама по себе. Индивид, по мнению русского мыслителя, должен
иметь внутреннюю самостоятельность и помнить, что мы «живя в обществе и
для общества, живем еще и сами собой и в самих себе»152.
Н.И.Пирогов рассматривает человека как существо природное и
общественное – «внутреннее» и «внешнее». Где «внутренний человек» – это
духовная сущность человека, субъект, обладающий рефлексией, на основе
которой формируется его мировоззрение. Внешний опыт человека, его
практические устремления, связанные с деятельностью в обществе русский
ученый называет «внешним человеком». Он утверждает, что каждой личности
свойственна постоянная борьба «внутренней и внешней природы». При этом
мыслитель рекомендует не борьбу с какими-либо внешними учреждениями, а
борьбу с самим собою, со своей двойственностью и противоречивостью
«внутреннего и внешнего человека», высоких помыслов и стремлений с
материальным благополучием и успокоенностью.
Н.И.Пирогов считает, что в первую очередь нужно сформировать «челове-
ка внутреннего», гуманную, активную, деятельную личность, подчиняющую

150
Пирогов Н.И. Быть и казаться // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 94.
151
Там же. С. 97.


68
материальную сторону духовной. Становление личности происходит через
борьбу «внутреннего человека» с «человеком внешним». Поэтому воспитание
должно готовить индивидов к самопознанию и борьбе, способствуя развитию
нравственной сущности, тем самым, приводя в гармонию природное и общест-
венное в человеке. Но не через подчинение индивидуальности обществу, а че-
рез развитие духовной сущности человека.
Русский ученый призывает: «Дайте выработаться и развиться внутреннему
человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут
и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и
граждане»153. Отсюда необходимость сначала общечеловеческого образования,
направленного на формирование нравственной личности, а только затем про-
фессионального образования.
Н.И.Пирогов согласен с И.Кантом, что прогресс в развитии общества
возможен только тогда, когда все человеку дарованные способности, все
благородные и высокие стремления найдут в школе средства к бесконечному и
всестороннему развитию. Отсюда обязанностью общества и государства, как и
обязанностью родителей, является помощь в достижении всестороннего
развития способностей и добрых склонностей ребенка. Между тем, отмечает
русский педагог, общество воспитывает молодое поколение в духе известных
убеждений и как специалистов, необходимых для достижения обыденных
целей. Родители воспитывают детей в духе того сословия, к которому они
принадлежат сами, в тех же убеждениях и предубеждениях. Критикуя
узкоспециальный и сословный характер образования, Н.И.Пирогов считает, что
каждый человек должен получать образование соответственно своим
способностям, склонностям и возможностям.
В произведениях Н.И.Пирогова, так же как и в трудах И.Канта, выражена
мысль о том, что от воспитания зависит будущее человека и человеческого


152
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 30.
153
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 37.

69
рода. Общественный характер воспитания проявляется, с одной стороны, в
зависимости процесса становления личности от общественных условий, с
другой стороны, во влиянии образования на общественный прогресс. Школа
может способствовать воспитанию характера и воли человека только в таком
обществе, «где характер и воля целого общества достаточно окрепли, где его
взгляды на жизнь достаточно установились, где целое общество уже окрепло в
борьбе и положительно знает, чего оно хочет и к чему стремится... Она – дочь
общества, хотя и не всегда послушная. Но мы хотим, чтобы она была его
матерью; а для этого нужно, чтобы она прежде окрепла, возмужала и
определила общество, получая все свои силы от него же самого»154.
Следовательно, отношения между образованием и обществом, развитием
отдельной личности и человеческого рода в целом должны рассматриваться как
две стороны единого процесса, оказывающие взаимное влияние в их
постепенном совершенствовании. Обращаясь к современному состоянию
воспитания, Н.И.Пирогов с горечью отмечал, что вопросы воспитания не стали
пока вопросами жизни, что современное общество не уделяет им должного
внимания, не заботится об обеспечении в воспитании надлежащего,
правильного направления.
Для того чтобы согласовать направленность воспитания и общества, по
мнению Н.И.Пирогова, существуют три пути: «Или согласить нравственно-
религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или
переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием
к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю
энергию выдерживать неравный бой»155. Изменение основ воспитания означало
бы отказ от нравственно-религиозного идеала воспитания, и с этим ученый
согласиться не мог. Изменение направления общества – задача сложная и
решаемая на протяжении длительного времени. Свой выбор врач-педагог

154
Пирогов Н.И. Об уставе новой гимназии, предполагаемой проектом преобразования
морских учебных заведений // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 272.


70
останавливает на третьем – трудном, но возможном пути. Для этого нужно
изменить систему образования, «сделать людей людьми». Здесь Н.И.Пирогов
имеет в виду «не отвлеченную идею, а реального человека, преданного
Отчизне, истинного гражданина, готового к мужественной борьбе с собой,
неуязвимого для ударов жизни, умеющего даже при самых тяжелых
обстоятельствах оставаться благородным и деятельным»156.
В работах Н.И.Пирогова намечен реальный путь к нравственному обнов-
лению общества, указанный еще И.Кантом,– от поколения к поколению совер-
шенствовать систему воспитания, стремясь к достижению нравственных высот
в развитии каждого индивида. В свою очередь, человек, «вставший на путь по-
добного самосовершенствования, вправе своим примером вести по тому же пу-
ти вверенных ему подопечных»157. Поэтому важнейшим фактором совершенст-
вования общества русский ученый называет воспитание в каждом индивиде
моральной личности. Он полагает, что «первое и главное условие прогресса
есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой лично-
сти»158. Многие исследователи считают, что Н.И.Пирогов «явно переоценивал
роль воспитания и школы в преобразовании общества»159. Между тем история
на примере европейских стран, заботящихся о совершенствовании воспита-
тельной системы, доказала возможность поступательного развития образования
и общества. Общей для И.Канта и Н.И.Пирогова является мысль об активности
действующего субъекта. Оба философа исходят из того, что человек обязан


155
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 36.
156
Бармин С.В. Психолого-педагогическое наследие Н.И.Пирогова и современность:
Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 1998. С. 20.
157
Бармин С.В. Взгляд Н.И.Пирогова на образовательные уровни как на единую сис-
тему формирования здоровой личности // Психолого-педагогические аспекты многоуровне-

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>