<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вого образования: Сб. науч. тр. Тверь, 1998. Т. 11. С. 332.
158
Пирогов Н.И. Чего мы желаем? // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 125.
159
Алексюк А.Н., Савенок Г.Г. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова // Пирогов Н.И.
Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 13.

71
прилагать все свои силы, знания и умения для осуществления моральных прин-
ципов.
Сходно в концепциях Н.И.Пирогова и И.Канта также и то, что служение
добру они не сводят только к внутреннему совершенствованию духовного мира
личности, а считают необходимым многообразные изменения как гражданского
общества в целом, так и отдельных социальных институтов, т.е. наряду с
внутренним выделяют еще внешний аспект непрерывного продвижения людей
по пути нравственного прогресса. Вместе с тем, выделяя одни и те же
направления борьбы со злом, мыслители расходятся по поводу конкретных мер,
которые необходимы для установления царства свободы, счастья и
справедливости. Это различие обусловлено отчасти различием исторических
эпох их творческой деятельности, отчасти весьма различной социальной
обстановкой в современном им обществе.
Главной целью человеческого существования, по Н.И.Пирогову, является
нравственное совершенствование личности, но, в отличие от И.Канта, веления
разума (долг) русский мыслитель считает недостаточными основаниями для
нравственной деятельности человека. Необходимым дополнением к осознанию
долга будут чувства: любовь, сострадание, вдохновение и т.п.
Еще больше различия между взглядами И.Канта и Н.И.Пирогова
наблюдается в характеристике роли государства в нравственном
совершенствовании человека. Государство, по мнению немецкого философа,
постепенно эволюционирует в направлении к гражданскому состоянию,
идеалом которого является республика, и постепенно превращается в такой
социальный институт, в котором плодотворно сочетается свобода и закон через
принуждение, где возможно преодоление зла и установление прочного и мира
между народами.
Н.И.Пирогов согласен, что «законы хорошо устроенного общества, вселяя
в нас доверенность к правосудию и прозорливости наших правителей, могли бы




72
устранить и последнее влечение ко злу»160, но весьма отрицательно настроен к
современной ему государственной политике. С болью и возмущением он пишет
о том, что людям приходится подлаживаться под существующее общественное
направление из опасения оказаться за бортом жизни, поступаясь при этом
нередко теми благородными идеями и нравственно-религиозными основами,
которые они вынесли из семьи. Поэтому, по Н.И.Пирогову, современное
общество не способствует, а, наоборот, препятствует нравственному
становлению личности. Отсюда главный путь становления личности состоит в
подготовке человека к борьбе с существующими общественными установками
и обыденной философией толпы.
Н.И.Пирогов обосновывает возможность познания человеком, как внешне-
го мира посредством внешних чувств и мышления, так и своей внутренней ду-
ховной сущности посредством самосознания (рефлексии). Но человеку не суж-
дено узнать «всестороннюю истину и всестороннее добро» и в этом проявляет-
ся односторонность человеческого духа. Поэтому люди не должны слишком
доверять «нашему всегда одностороннему прогрессу» и осторожно относиться
к «практическим применениям добытых им истин»161. Как никогда прежде ак-
туально звучит вывод Н.И.Пирогова об относительности научных и, прежде
всего, мировоззренческих истин: «Надо помнить, что излюбленное передовыми
умами, а за ними и целым обществом направление истины всегда временно и,
отжив свой срок, уступает место другому, нередко совершенно противополож-
ному»162. Поэтому важным и необходимым направлением в обучении детей
должна быть не передача «готовых» истин, а так же как у И.Канта – поиск ис-
тин; такая постановка обучения, при которой дети вместе с учителем «восхо-


160
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 32.
161
Пирогов Н.И. Из дневника старого врача (1879–1881) // Избранные педагогические
соч. М., 1985. С. 454.
162
Пирогов Н.И. Из дневника старого врача (1879–1881) // Избранные педагогические
соч. М., 1985. С. 454.

73
дят» к истине, с помощью фактов науки сами приходят к каким-либо научным
истинам.
Выделение двух направлений познания привели Н.И.Пирогова к выводу о
необходимости формирования у человека внутренней и чувственной (внешней)
внимательности, а индивидуализированное и согласованное их развитие
выступает как культура внимательности. «Но, сверх этой чувственной
внимательности, есть еще и другая, как кажется, отличная от первой:
внимательность к более глубоким психическим процессам; внимательность к
собственному своему я, т.е. к своей мысли, воле, влечениям и т.п. Культура
этой способности ведет к тому, что наше я, следя за самим собою, делает из
себя и для себя же нечто внешнее, объективное»163. Ученый предупреждает, что
неосторожное и слишком скорое развитие одной из этих сторон может сделать
из детей либо непрактичных самоедов, либо грубых сенсуалистов и
поклонников чувственной красоты.
Возможность получения достоверной информации о самом себе делает
более эффективным процесс самовоспитания, в котором осознание себя,
собственных устремлений и целей выступает первым этапом формирования
личности. Самопознание Н.И.Пирогов называет первой чертой истинного
человека, позволяющей личности формировать свои убеждения и вступить в
борьбу. Формирование убеждений достигается верой, вдохновением,
нравственной свободой мысли и способностью отвлечения. Высокий уровень
развития способности убеждений свидетельствует о готовности личности
вступить в борьбу, отстаивая свои убеждения. Второе необходимое свойство
личности – «способность жертвовать собой»164. А вдохновение и сочувствие
дополняют образ человека: «Без вдохновения нет воли, без воли нет борьбы, а
без борьбы – ничтожество и произвол. Без вдохновения ум слаб и близорук.
Через вдохновение мы проникаем в глубину души своей и, однажды

163
Пирогов Н.И. Из дневника старого врача (1879–1881) // Избранные педагогические
соч. М., 1985. С. 448–449.


74
проникнув, выносим с собой то убеждение, что в нас существует заветно-
святое»165.
Сложность в решении проблемы совершенствования человека, по
Н.И.Пирогову, заключается лишь в том, что факторы, оказывающие влияние на
формирование мировоззрения личности, весьма многообразны и трудно
поддаются точному учету. Ребенок вырабатывает определенные нравственные
установки, даже если никто не уделял этому внимания. А воспитательные
воздействия будут по-разному влиять на разных детей в зависимости от их
врожденных особенностей темперамента и характера. «Что и сколько мы
приносим с собой на свет и что и сколько потом получаем от него,– пишет
ученый,– этого мы никогда не узнаем, а потому и уверенность – воспитанием
нашим дать ребенку все то, что мы желаем дать,– я считаю одним
самообольщением»166. Н.И.Пирогов объясняет это тем, что все системы
воспитания действуют на нравственность извне, насаждая личности
определенные взгляды. «Приготовить человека на искреннюю борьбу с самим
собой и с жизнью – вот, кажется, главная цель воспитания, как понимает ее
Н.И.Пирогов. Не навязывание своих убеждений, своих идей ребенку, но
пробуждение в нем жажды этих убеждений и мужества к обороне их как от
собственных низких стремлений, так и от других»167,– пишет К.Д.Ушинский,
высоко ценивший направленность воспитательной системы Н.И.Пирогова на
выявление в человеке его нравственной сущности.
Понятие «человек», отмечает Н.И.Пирогов, в системе воспитания заменено
понятием специалист: механик, моряк, врач, юрист и т.д. И потому характер
воспитания становится все более специальным, односторонним. Но современ-

164
Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 46.
165
Там же. С. 47.
166
Пирогов Н.И. Из дневника старого врача (1879–1881) // Избранные педагогические
соч. М., 1985. С. 453–454.
167
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И.Пирогова // Собр. Соч. в 11 т. М.; Л.,
1948. Т. 3. С. 24.

75
ное общество нуждается не столько в специальном, но в и общечеловеческом
образовании. Обществу нужны специалисты, но более ему нужны истинные
люди. Вот почему каждый человек, прежде чем получить профессиональную
подготовку и стать специалистом, должен пройти ступень «общечеловеческо-
го» воспитания и стать нравственной личностью – Человеком. Истинный чело-
век будет хорошо разбираться в окружающем общественном мире, в котором
ему придется жить и работать. Он устоит от соблазнов современного общества,
выдержит против них «внутренний бой» и свои обязанности будет выполнять
не из-за ожидаемых похвал и наград, а в силу своих нравственных убеждений.
По мнению Н.И.Пирогова, задачами воспитания личности являются:
– во-первых, оказание помощи ребенку в осознании окружающего мира и
общественной среды, «в постепенном образовании в ребенке ясного понимания
вещей окружающего мира и преимущественно общественного»;
– во-вторых, превращение «добрых инстинктов» в сознательное стремле-
ние к идеалам добра и правды;
– в-третьих, формирование характера и убеждений, «образование твердой
и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человече-
ских доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общест-
ва»168. Все эти задачи подчинены главной цели образования – нравственному
совершенствованию человека, воспитанию высоконравственной личности.
Этапами формирования личности Н.И.Пирогов называет семейное воспи-
тание и образование (от рождения ребенка до его прихода в школу), среднюю
школу и университет. В своих трудах он определил задачи, проблемы и содер-
жание образования в каждый период. Русский мыслитель считает, что вся
жизнь человека от рождения до смерти должна быть непрерывным образовани-
ем, самосовершенствованием ради любимого дела, ради детей, ради общества.



168
Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Избранные педагогические соч. М., 1985.
С. 174.

76
Совершенствование школьной системы ученый связывает с бесконечным и
всесторонним развитием природных способностей ребенка. Воспитание должно
развить все силы человека, его нравственность, веру. В воспитании и образова-
нии «истинного человека» необходимо всемерно содействовать возможно более
полному развитию в каждом молодом человеке его умственных способностей,
воспитывать твердую и свободную волю и высокие нравственные убеждения:
искренне любить правду и быть способным в борьбе за нее жертвовать собою,
добросовестно и аккуратно относиться к выполнению каждой своей граждан-
ской обязанности и быть религиозным.
Так же как и И.Кант, Н.И.Пирогов говорит о необходимости развивающего
и воспитывающего характера обучения. Самым главным, основным правилом
педагогики русский ученый считает «не подробное преподавание того или дру-
гого предмета, а развитие той или другой умственной способности учащихся
посредством науки»169. Целью гимназического учения выступает не система
знаний в определенной области, а «стройное методическое приготовление ум-
ственной восприимчивости учащихся к науке и возбуждение самостоятельно-
сти ума»170. Отсюда главная обязанность педагога заключается преимущест-
венно в том, чтобы посредством науки влиять на развитие умственных или ду-
шевных способностей своих воспитанников.
Н.И.Пирогов подчеркивает большое познавательное и воспитательное зна-
чение наук и отстаивает необходимость научных знаний: «В науке кроется та-
кой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадает, ка-
кие бы ни были ее представители. Наука берет свое и, действуя на ум, действу-



169
Пирогов Н.И. О ходе просвещения в Новороссийском крае и о вопиющей необхо-
димости преобразования учебных заведений // Избранные педагогические соч. М., 1985.
С. 56–57.
170
Пирогов Н.И. О ходе просвещения в Новороссийском крае и о вопиющей необхо-
димости преобразования учебных заведений // Избранные педагогические соч. М., 1985.
С. 57.

77
ет и на нравы»171. Люди, вынесшие из школы привязанность к науке, по мне-
нию педагога, и в дальнейшей жизни именно в науке находят и утешение, и
крепость, и мужество в борьбе с лишениями и нуждами.
Каждая наука воздействует и на дух и на характер ученика. Сила разви-
вающего и воспитывающего воздействия науки зависит от четырех условий:
1) от свойств самой науки; 2) от личности и степени развития ученика; 3) от
личности и степени образования учителя и 4) от способа преподавания предме-
та. В работах Н.И.Пирогова детально рассматриваются все эти условия и дают-
ся рекомендации учителям по их практическому использованию.
Большими образовательными возможностями, по мнению русского учено-
го, обладают древние языки, родной язык, история и математика, так как «изу-
чение этих наук одно и само по себе уже достаточно образует и развивает дух
человека, приготовляя его к восприятию всевозможных – и нравственных, и на-
учных – истин»172. Их предметом выступает преимущественно внутренний
(субъективный) мир человека, открываемый религией, словом и историей, а
также мир внешний (объективный), исследуемый математикой в ближайшей
его связи (через отвлечение) с миром внутренним. Естествознание же должно
способствовать развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающе-
го знакомиться с окружающей его природой. «Реализм же хотя и развивает на-
блюдательную способность и разум человека упражнением чувств и изучением
мира внешнего, но никогда еще один, сам по себе, не мог вполне развить все
высшие способности духа»173. Соединить эти два начала (изучение внешнего и
внутреннего мира человека) можно за счет полноты и глубины изучения каж-
дой из образовательных наук.

171
Пирогов Н.И. Об уставе новой гимназии, предполагаемой проектом преобразования
морских учебных заведений // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 272.
172
Пирогов Н.И. Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве
Министерства народного просвещения // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 220.
173
Пирогов Н.И. Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве
Министерства народного просвещения // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 220.

78
Учителя, по мнению Н.И.Пирогова, пользуясь образовательной силой нау-
ки, должны развить «здравый смысл и любовь к истине в своих учениках, а че-
рез это улучшили бы и нравы будущего поколения»174. Наставник не должен
забывать, что учащихся он воспитывает не только через свое преподавание, но
и всем поведением, всеми своими личными качествами. Эффективность обуче-
ния Н.И.Пирогов связывает с формой взаимодействия учителя и учеников, по-
этому для учителя является главной и прямой «обязанностью удерживать
внимательность целого класса в постоянном напряжении»175. Каждый учитель
должен владеть предметом своего преподавания настолько, чтобы решать зада-
чи и обучения, и воспитания. Для этого необходимо не только в совершенстве
знать предмет, но знать также и способы, методы преподавания.
Основой методического искусства Н.И.Пирогов считает умелое сочетание
наглядности и слова. Наглядность действует на внешние чувства, а слово дей-
ствует на самую существенную способность человека – мыслить. «Внешние
чувства наши очеловечиваются при помощи опыта и мышления»176. Поэтому
лучшими средствами обучения являются литературные беседы и наглядное
обучение, «способствующее развитию мышления и соображения у детей, выра-
батывающее наблюдательную способность, начиная с изучения самых простых
форм и окружающих ребенка предметов и переходя постепенно из круга мате-
риального созерцания в область созерцания отвлеченного»177. Учителя же
должны серьезно задуматься не столько над тем, что преподается, а как они
преподают.

174
Пирогов Н.И. Об уставе новой гимназии, предполагаемой проектом преобразования
морских учебных заведений // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 273.
175
Пирогов Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий //
Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 171.
176
Пирогов Н.И. Из дневника старого врача (1879–1881) // Избранные педагогические
соч. М., 1985. С. 446.
177
Пирогов Н.И. О создании педагогической семинарии при Решильевском лицее в
Одессе // Избранные педагогические соч. М., 1985. С. 83.

79
Таким образом, формирование педагогической антропологии
Н.И.Пирогова происходило под влиянием «критицизма». Тем не менее, русский
мыслитель вовсе не сводит человека к рационально понятому трансценденталь-
ному субъекту, а рассматривает его во всей полноте чувственных и разумных
устремлений. Нравственное совершенствование личности он связывает с прин-
ципом народности и с православными ценностями.
Выделяя главным фактором совершенствования человека активность са-
мой личности, Н.И.Пирогов не указывает конкретные способы и пути подго-
товки человека к жизни и борьбе. Он показывает лишь основные направления
его воспитания, которые в дальнейшем станут основой для разработки психоло-
го-педагогических систем К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева С.И.Гессена и других
русских мыслителей.




2.2. Педагогическая антропология
К.Д.Ушинского

Разрабатывая свою философско-педагогическую концепцию Константин
Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) впервые употребил термин «педагоги-
ческая антропология» для обозначения особой науки о воспитании и образова-
нии, которая путем применения педагогических принципов стремится усовер-
шенствовать человека. Она связана с философской антропологией и находит в
ней философские основания в понимании человека. «Появление “опыта педаго-
гической антропологии” объяснимо в контексте получивших распространение в
России второй половины XIX в. идей антропологического философствования
И.Канта, Л.Фейербаха, в возросшем интересе к философским и естественнона-
учным вопросам человекознания (Н.Г.Чернышевский, И.М.Сеченов,
Н.И.Пирогов и др.)»178. Педагогическую систему К.Д.Ушинский понимает не

178
Куликов В.Б. Философско-педагогическая антропология: Автореф. дис. ... д-ра фи-
лос. наук. Свердловск, 1989. С. 10.
80
как собрание готовых правил или спекулятивных метафизических построений,
а как совокупность законов воспитания, обобщений педагогического опыта, ос-
нованных на применении философских методов, изучении психической жизни
человека и учете исторического развития и особенностей народа.
Становление и развитие педагогической антропологии К.Д.Ушинского
происходило под влиянием философской антропологии И.Канта. В своих ис-
следованиях русский мыслитель даже предвосхитил многие идеи неокантиан-
ской философии. Так, различение наук проводится К.Д.Ушинским в русле вы-
деления «наук о природе» (естествознание) и «наук о духе» (история, педагоги-
ка)179, столь характерного для баденской школы.
К.Д.Ушинский называет педагогику, медицину и политику не науками, а
искусствами, «ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то,
что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению
желаемого»180. Русский мыслитель считает педагогику высшим из искусств, по-
скольку она реализует величайшую потребность человека и всего человечества
к усовершенствованию природы человека – его души и тела; а «вечно предше-
ствующий идеал этого искусства есть совершенный человек»181.
Совершенствование педагогики происходит за счет обогащения ее антро-
пологическими знаниями; постепенно, шаг за шагом, и вместе с развитием наук
будет развиваться и воспитательная теория. К.Д.Ушинский уверен, что «воспи-
тание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил:
физических, умственных и нравственных»182. При этом он разделяет тезис о



179
См.: Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы.
Свердловск, 1988. С. 26–27.
180
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 12.
181
Там же. С. 13.
182
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 24.

81
первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в це-
лом.
Придавая огромное значение воспитанию, русский мыслитель указывает,
что влиянию его есть предел в прирожденных силах души и прирожденных за-
датках наклонностей человека. «Воспитание может сделать много, очень много,
но не все: природа человека... имеет также значительную долю в развитии
внутреннего человека»183. Большое влияние на развитие человека оказывают и
социо-культурные факторы: семья, общество, народ, религия, язык.
Важной проблемой педагогической антропологии как области знания вы-
ступает определение своего объекта и адекватных ему методов исследования.
Для целенаправленного воспитания человека, считает философ, необходимо со-
ставить понятие о нем правильное представление: «Если педагогика хочет вос-
питывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже
во всех отношениях»184. Знание законов воспитания ставится К.Д.Ушинским в
зависимость от познания человека во всех его проявлениях. Для этого педаго-
гическая теория должна применять философскую методологию и широко поль-
зоваться данными целого ряда наук – анатомии, физиологии, психологии, логи-
ки, филологии, географии, статистики, истории, политической экономии. В
этих науках изучаются те или иные сведения о человеке, обнаруживается сово-
купность свойств «предмета воспитания, т.е. человека»185. Таким образом,
ученый исследует человека-индивидуума, определяя его в качестве объекта пе-
дагогической антропологии.
Русский мыслитель признает существование в человеке двух миров: ду-
шевного и материального: «С какой бы стороны ни принимались мы за изуче-

183
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 402.
184
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 23.
185
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 22.

82
ние души человеческой, мы вперед должны быть уверены, что везде нападем на
ту непостижимую для человека связь духа и тела, фактическую разгадку кото-
рой творец вложил в каждого из нас, которая обнаруживается перед нами в бес-
численном множестве явлений человеческой природы, но в существе своем ос-
тается и, может быть, навсегда останется для нас непостижимой»186. Такое дуа-
листическое воззрение на природу человека, по К.Д.Ушинскому, единственно
возможно и полезно для педагога. «Аксиома двойственности природы человека
позволяет педагогической антропологии рассматривать и интерпретировать
данные психологии как единство психического и физического, материального и
идеального в их историческом развитии, переплетении и внутренней противо-

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>