<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

214
Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому «педагогической антропологии» //
Собр. Соч. в 11 т. Т. 10. С. 436.
215
Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. соч.: В 11 т.
М.; Л., 1948. Т. 2. С. 452.

94
Теория воспитания занимает главное место в наследии великого русского
педагога. Не отделяя воспитание от обучения, К.Д.Ушинский отдает приоритет
воспитанию и считает, что «влияние нравственное составляет главную задачу
воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще»216. Соединение
разума и чувств в стремлении к добрым целям, по К.Д.Ушинскому, составляет
идеал человека: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне
хороший и надежный человек»217,– полагает мыслитель. Поэтому важной зада-
чей воспитания и самовоспитания, наряду с развитием умственной способно-
сти, является воспитание чувств, которое осуществляется медленно, так как
связано с изменением органической природы человека. Анализ телесных, ду-
шевных и духовных чувствований позволил ученому сформулировать рекомен-
дации по их педагогическому использованию.
Важной задачей нравственного воспитания является воспитание характера,
который составляет индивидуальную особенность в мыслях, наклонностях, же-
ланиях и поступках человека. Он формируется под воздействием на ребенка его
собственной жизни и той среды, в которой он вращался, а также наследствен-
ных наклонностей и особенностей. Наследственно передаются не сами привыч-
ки, а «нервные задатки привычки», которые могут развиться в привычку или
остаться неразвитыми и заглохнуть с течением времени. К.Д.Ушинский отмеча-
ет, что образ жизни человека, его воспитание, случайное направление его
обычных занятий имеют решительное влияние на выявление в нем тех или дру-
гих наследственных задатков (например, наклонности к пьянству или азартной
игре). Такие наклонности могут проявиться или не проявиться в человеке в за-
висимости от соотношения выше перечисленных факторов. При этом русский
педагог считает, что «как природные способности человека, так и приобретен-


216
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т. 1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 431.
217
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т. 2 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 9. С. 122.

95
ные подлежат развитию и совершенствованию»218. Но научное объяснение про-
исхождению этих «темных» или «скрытых идей» он не мог привести в силу не-
достаточного решения проблем наследственности в современной ему науке.
К.Д.Ушинский отличает природный характер людей и выработанный са-
мим человеком (искусственный). Для людей с врожденными добрыми природ-
ными наклонностями, по его мнению, делать добро естественно и легко, а люди
с врожденными дурными наклонностями в сознательной борьбе со своими при-
родными склонностями вырабатывают в себе добрые правила и создают себе
добрый, хотя и искусственный характер. Последним философ отдает пальму
первенства и считает их источниками добра не только для себя и своих детей,
но и для всего человечества. Трудно согласиться с мнением К.Д.Ушинского о
наследственном, природном происхождении добрых или злых наклонностей в
человеке, но его убеждение в возможности самосовершенствования человека
несомненно: «Пока жив человек, он может измениться и из глубочайшей безд-
ны нравственного падения стать на высшую ступень нравственного совершен-
ства»219.
Под влиянием теории И.Канта русский мыслитель полагает, что в душе че-
ловека обнаруживаются два убеждения, прямо противоречащие одно другому:
«убеждение в общей причинности явлений и убеждение в свободе личной воли
человека. Одно из этих убеждений служит основанием науке, другое – практи-
ческой деятельности человека и человечества»220. Воспитание, как практиче-
скую деятельность человека, К.Д.Ушинский отличает от научного познания как
теоретической деятельности, и основа этих деятельностей различна: «Монизм,
как и вера в причинность – основа науки; дуализм, как и вера в личную свободу




218
Егоров С.Ф. К.Д.Ушинский. М., 1977. С. 128.
219
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т.1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 231.
220
Там же. С. 647.

96
человека,– основа всякой практической деятельности, а следовательно, и вос-
питания»221.
В «Детском мире» К.Д.Ушинский показывает отличие закона естественно-
го от закона нравственного на примере выполнения сыновьями поручения отца.
Высокой оценки и признания заслужил тот сын, который выполнил порученное
ему дело не под принуждением, а по собственной воле. Мыслитель объясняет
нравственный закон религией: «Бог дал человеку свободную волю, и, дав ему
закон, дал ему возможность исполнять и не исполнять его»222. Законы естест-
венные, по мнению ученого, не могут не исполняться; закон же «нравственный,
который дан человеку Богом и выражен в священном писании и в совести каж-
дого человека, исполняется человеком свободно, из любви к Богу и ближнему и
из понимания премудрости божественных законов. Вот почему Господь одарил
любимое свое создание, человека, разумом и свободой»223. И.Кант же объясняет
нравственный закон рационально, как закон, данный разумом, а не Богом. Ме-
рилом нравственности у обоих выступает совесть.
К.Д.Ушинский признает стремление к свободе врожденным качеством че-
ловека, которое обнаруживается еще в младенчестве при первых попытках
стеснить пеленками его произвольные движения. Однако это стремление фор-
мируется и развивается только в самостоятельной деятельности человека. «Са-
мостоятельная, излюбленная деятельность есть именно то соединение сознания
и воли, в котором стремление к свободе является корнем человеческого благо-
денствия»224. Свобода так же необходима для нравственной жизни человека,
как кислород для физической. Одностороннее увлечение умственной или физи-
ческой деятельностью отрицательно сказывается на развитии детей.

221
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Т.1 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 8. С. 654.
222
Ушинский К.Д. Детский мир // Собр. соч. М.; Л., 1948. Т. 4. С. 578.
223
Там же.
224
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 9. С. 483–484.

97
К.Д.Ушинский согласен с И.Кантом, что состояние страданий должно
предшествовать всякому удовольствию. Иначе человек, испытавший все воз-
можные удовольствия, ощущает в себе недостаток ощущений и даже ужас пус-
тоты, приводящий к предчувствию смерти. Эту мысль И.Канта русский мысли-
тель выражает иначе, переводя ее с философского на психологический язык. Он
полагает, что неудовлетворенность человека старой, привычной деятельностью
побуждает стремление переходить от одной деятельности к другой: телесной,
душевной либо духовной. Таким образом, педагог доказывает, что человеку
врождено стремление к деятельности или стремление к удовольствию и как
производное от них – стремление к счастью.
Из этого вытекает основное педагогическое положение: «Давайте душе
воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неог-
раниченной, поглощающей душу деятельности»225. Многолетняя практика вос-
питания доказывает, что при ограничении возможностей самореализации в
школе и обществе человек удовлетворяет свою потребность к деятельности и
реализует свои способности в антиобщественной деятельности. Воспитатель, по
мнению педагога, должен отвлечь душевную деятельность ребенка от сфер не-
производительных, ложных и вредных и сосредоточить ее на сферах произво-
дительных, полезных, предполагающих совершенствование человека в умст-
венной, практической и нравственной сферах. Такая деятельность должна быть
самостоятельной и свободной, т.к. «стремление к деятельности и стремление к
свободе так тесно связаны, что одно без другого существовать не может»226.
По К.Д.Ушинскому, в самостоятельной деятельности человек сам беспре-
станно добровольно стесняет свою свободу и беспрестанно преодолевает эти
стеснения, наложенные на него этим же его излюбленным трудом. Стремление
к свободе воспитывается путем преодоления каких-либо «стеснений» или пре-

225
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 2 // Собр. соч.: В 11 т. М.; Л.,
1950. Т. 9. С. 495.
226
Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому «педагогической антропологии» //
Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1950. Т. 10. С. 544.

98
град, поэтому воспитатель должен предоставить ребенку такой опыт, соответ-
ствующий его растущим возможностям. «Диалектический принцип
самодеятельности или “самостоятельности”, выдвигаемый Ушинским, обладает
не только теоретической ценностью, но и практической значимостью. И это
характерная черта русской модели педагогической антропологии, которая
ставит во главу угла не теоретическую односторонность метафизики, науки,
воспитания»227.
специализации, но всесторонность практики Наиболее
полезным для человека К.Д.Ушинский считает соединение физического и
умственного труда. В таком труде развиваются и крепнут воля, стремление к
свободе, уменье пользоваться ею, а также необходимая для этого сила
характера. Труд составляет необходимое условие для развития человека, его
тела,Основным видом самостоятельной свободной деятельности маленького
ума и сердца.
ребенка К.Д.Ушинский считает игру. В игре формируются все стороны челове-
ческой души, его ум, сердце и воля, развиваются способности и наклонности
ребенка. Важны в развитии ребенка и разнообразные внеучебные занятия, тесно
связанные с игрой: посадка цветов, шитье платья кукле, плетение корзинок, ри-
сование и другая работа. Ребенок не отличает игры от работы, работает с на-
слаждением и терпеливо переносит лишения и страдания ради своей игры-
работы, переходя постепенно к более сложным видам труда. Обучение, по мне-
нию К.Д.Ушинского, необходимо отделить от игры и сделать серьезной обя-
занностью для воспитуемых. Нужно приучать ребенка любить «свои обязанно-
сти и находить удовольствие в их исполнении»228. Занятие для ребенка должно
быть обязательным, серьезным, но в то же время занимательным, интересным.
Кроме игры, работы и учения, К.Д.Ушинский выделяет четвертую сферу дея-
тельности ребенка – отношения с товарищами и воспитателями, которые необ-
ходимо наполнять серьезными интересами.


227
Куликов В.Б. Философско-педагогическая антропология. Автореф. дис. ... д-ра фи-
лос. наук. Свердловск, 1989. С. 12.
228
Ушинский К.Д. Родное слово. // Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1949. Т. 6. С. 251.

99
Воспитание, соответствующее природе человека, должно основываться на
принципе народности. К.Д.Ушинский доказывает, что общей системы воспита-
ния для всех народов не существует. У каждого народа своя особенная нацио-
нальная система воспитания, отражающая культуру, историю и условия жизни
народа, заимствование которой другим народом не всегда оправданно. Наука
же является общим достоянием всех народов.
Таким образом, формирование педагогической антропологии
К.Д.Ушинского происходило под влиянием философской и педагогической ан-
тропологии И.Канта. Однако в отличие от И.Канта, К.Д.Ушинский, как и
Н.И.Пирогов, связывает нравственное совершенствование человека с реализа-
цией ценностей христианской религии в ее православной традиции. Своими
трудами К.Д.Ушинский заложил основы специального изучения человека с це-
лью согласовать педагогическую теорию и практику с природой человека. Для
этого все знания о человеке – о душе, о теле, об обществе – должны служить
фундаментом педагогической теории и найти применение в практике воспита-
ния и обучения.




2.3. Философско-педагогическое учение
П.Ф.Каптерева

Педагогическая антропология Петра Федоровича Каптерева (1849-
1922 гг.) является примером построения системы воспитания на фундаменте
тщательного изучения целостной природы человека, что приводит к важным
теоретическим и ценным практическим результатам.
П.Ф.Каптерев критикует взгляд К.Д.Ушинского на педагогику как искус-
ство и подчеркивает сложность и разнообразие ее научных предпосылок. Педа-
гогика, по мнению ученого, опирается на данные психологии, физиологии, фи-
лософии и других наук о человеке. Психологическое и физиологическое обос-
нование педагогики делает ее подлинно научной и дает возможность повысить

100
эффективность воспитательного воздействия. Педагогика – прикладная наука,
потому что она изучает не объективные факты, а предписывает, как надо вос-
питывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке. Предметом
педагогики является «изучение известных групп людей и отдельных лиц с осо-
бой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние,
какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и ка-
кие из средств, выработанных предыдущим педагогическим опытом, могут
быть с пользой употреблены в данном случае»229. Ученый утверждает, что пе-
дагогика как прикладная наука общечеловечна, служит всему человечеству, а
не отдельным группам или слоям общества.
Главную функцию педагогического процесса П.Ф.Каптерев видит во все-
стороннем усовершенствовании личности на почве ее органического самообра-
зования в меру сил и способностей человека. По сравнению с взрослыми дети
имеют физические и психические особенности и для успешного обучения «не-
обходимо приспособить его к особенностям детской натуры, иначе учение бу-
дет бесплодно, нецелесообразно»230. Воспитание и обучение должно сообразо-
вываться с индивидуальными особенностями детей. Образование станет эффек-
тивным, доказывает педагог, когда в основу его будут положены опирающиеся
на науку представления о путях формирования человека, а обучение будет сле-
довать за природным развитием человека.
«Вечным» вопросом педагогики является выяснение совершенства детской
природы и необходимости либо невозможности воздействия на нее.
П.Ф.Каптерев различает три ряда свойств детской природы: естественные (су-
ществующие независимо от влияний культуры), привитые культурой и частные,
наследственные, отличающие природу ребенка от природы другого. Специфика
первой группы возникает из общих свойств организма и перемен в связи с воз-

229
Каптерев П.Ф. Педагогика – наука или искусство? // Избранные педагогические
соч. М., 1982. С. 54.
230
Каптерев П.Ф. Метод и его применение // Избранные педагогические соч. М., 1982.
С. 36.

101
растом. Ученый отмечает, что каждый возраст имеет свои особенности, кото-
рые являются общими качествами натуры человека, и все свойства возрастов
есть необходимые результаты развития человеческого организма.
Второй ряд свойств детской природы является результатом положительно-
го или отрицательного влияния на человека культуры. П.Ф.Каптерев считает,
что педагогические влияния должны быть рассчитаны не на одно поколение,
поскольку культурные свойства человека, создаваясь тысячелетиями, становят-
ся второй природой человека. Наконец, «третья природа» слагается из наслед-
ственных свойств, она составляет особенности индивидуумов, а не масс чело-
вечества. Это свойства, полученные от родителей и составляющие характерные
особенности семьи. Естественные и культурные (врожденные и приобретен-
ные) свойства, по мнению ученого, дополняют друг друга, одни свойства отли-
чают человека от животного, а вторые культурного человека – от некультурно-
го. Мыслитель полагает, что человек по природе своей не имеет каких-то осо-
бых предрасположений к доброму или злому, а все таланты и способности
прививаются ребенку путем воспитания, через воздействие внешнего мира.
Особо он обращает внимание на способность человека, в отличие от животного,
к бесконечному усовершенствованию своих душевных сил.
Основой воспитательных идеалов человека, по мнению П.Ф.Каптерева, яв-
ляется общественная жизнь людей. Только в обществе формируются цели и за-
дачи жизнедеятельности человека, общество же выдвигает образовательный и
воспитательный идеал педагогики. Но при этом понятие о совершенном иде-
альном человеке должно исходить из изучения свойств человеческой природы,
из представлений, что может и чего не может человек. В самом педагогическом
процессе должно быть два элемента – личный и общественный. Они взаимосвя-
заны и взаимодополняются. Первый опирается на антропологию и психологию,
второй – на социологию.
Ученый приходит к выводу, что «педагогический идеал заключает в себе
три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и


102
всенародные или общечеловеческие»231. В современном человеке соединены в
одно целое органическая и общественная природа, а потому нельзя рассматри-
вать его только как общественное существо (хороший семьянин, гражданин),
либо как биологическую единицу. Воспитание должно развивать обе природы
человека, а его принципами (сообразно с двумя природами человека) являются:
всестороннее развитие общечеловеческих качеств, развитие и внимание к свой-
ствам возрастов, возможное ослабление плохой наследственности, воспитание
человека среди природы и среди общества.
Основой совершенствования человеческой природы П.Ф.Каптерев называ-
ет саморазвитие организма в процессе обучения и воспитания. Человеческой
природе присущи задатки и хорошего и дурного, поэтому педагогический про-
цесс не может пассивно следовать саморазвитию телесных и духовных качеств.
«От воспитания и образования все ждут,– пишет русский ученый,– чтобы через
них люди делались лучше, чем каковы они есть по своей природе, а не хуже или
не оставались бы в том же положении»232. Поэтому воспитание и обучение
должно активно содействовать развитию человека, усовершенствовать зало-
женное в нем от природы в трех направлениях: во-первых, устранять препятст-
вия с пути естественного развития сил (отрицательная сторона); во-вторых, со-
действовать правильному развитию наличных способностей (положительная
сторона); в-третьих, искоренять недостатки и насаждать ценные свойства (усо-
вершенствовать в тесном смысле)233.
Отсюда следует, что «не передача важнейших культурных приобретений, а
саморазвитие организма выражает сущность педагогического процесса, чья
внешняя сторона – обучение – оказывает влияние на внутреннюю, т.е. на само-

231
Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические соч. М., 1982.
С. 195.
232
Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические соч. М., 1982.
С. 167.
233
См.: Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические соч. М.,
1982. С. 167–168.

103
деятельность души»234. Таким образом, педагогический процесс заключает в
себе две характерные черты: систематическая помощь саморазвитию организма
и всестороннее усовершенствование личности. П.Ф.Каптерев отмечает, что
именно И.Кант впервые подошел к природе человека с точки зрения ее разви-
тия и саморазвития.
Высшая цель воспитания у П.Ф.Каптерева в заключает в себе преимущест-
венно общечеловеческие черты: им отводит он главное место, а не личным и
национальным, также входящим в содержание педагогического идеала. Прежде
всего, каждый воспитанник должен стать «добрым общественником», осознать
обязанность и охоту работать с другими, такими же как «я». Совместная работа
не означает отказа от своего «я» и личных интересов, а требует лишь их согла-
сования, гармонии отдельных стремлений личностей.
Нравственность личности, по мнению ученого, является главной целью
воспитания и назначением человека. Сущность же нравственности заключается
в определении человеческих отношений, общественных и государственных. А
нравственно образовываться – значит «познать истину людских отношений, их
правильное течение, их вековечные твердые основы и изменяющиеся, примени-
тельно к местным и временным условиям, формы и виды; ...распространять и
защищать свое нравственное мировоззрение, свои убеждения, осуществлять их
в жизни»235. Отсюда первая задача нравственного воспитания – познание добра
(истины), а интеллект, способность суждения выступают как необходимый
элемент нравственности. Если у человека хотя бы немного развиты умственные
способности, то он не может избежать размышления: действия и их результаты,
определившие их мотивы, проходят перед его умственным взором, побуждая к
сравнению и оценке. При помощи многочисленных анализов, обсуждений и
сравнений, после многолетней практики, человек достигает того, что эгоисти-

234
Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф.Каптерева // Педагогика.
2000. № 5. С. 72.
235
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избранные педагогические соч. М., 1982.
С. 389.

104
ческие желания и страсти уравновешиваются с общественными инстинктами и
даже уступают им.
Моральное совершенствование всего человечества П.Ф.Каптерев, как и
И.Кант, связывает с прогрессом науки и культуры, понимая под нравственно-
стью определение и выяснение истины человеческих отношений, которое со-
вершается постепенно, как приобретение и завоевание научных истин. Аргу-
ментация П.Ф.Каптерева проводится на общефилософском уровне и связана с
пониманием общественного развития. Если под нравственностью понимать
простую формулу: «будь добродетельным», то прогресс невозможен, считает
мыслитель. «Но если под нравственностью понимать то, что следует понимать,
т.е. определение и выяснение человеческих отношений, личных, общественных
и государственных, то прогресс, несомненно, в нравственности будет, и про-
гресс весьма видный и существенный. Познание истины человеческих отноше-
ний разом не дается, но совершается постепенно, как приобретение и завоева-
ние научных истин»236.
Нравственное воспитание, по мнению П.Ф.Каптерева, решает те же задачи,
что и умственное образование: познание истины и ее осуществление. Ученый
отмечает, что «наука, и вместе умственное образование, есть искание и позна-
ние истины, а нравственность, и вместе нравственное образование, есть искание
и установление правды <...> Истина есть теоретическая правда, а правда – прак-
тическая истина. Вместе то и другое составляют образовательный процесс в его
полноте»237. В результате педагогика становится важнейшим фактором как ин-
дивидуального, так и общественного развития: «педагогический процесс имеет
своей целью создание идеального человека и человечества, и вся педагогия мо-
жет быть рассматриваема с известной точки зрения, как приготовительница
лучшего будущего, смотрящая постоянно вперед, в будущее, хотя при этом ни-

236
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избранные педагогические соч. М., 1982.
С. 391.
237
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избранные педагогические соч. М., 1982.
С. 391.

105
когда, ни на один момент не теряющая из виду настоящего, которое по естест-
венному порядку служит опорой и основанием будущего»238.
Доказывая взаимообусловленный характер соотношения умственного и
нравственного образования как источник раскрытия в человеке всех способно-
стей и свойств, П.Ф.Каптерев указывает на целостность личности, на тесную
связь всех психических явлений и невозможность определения какой-либо гра-
ни между умственным развитием человека и всеми другими сторонами его раз-
вития. Предмет воспитания – человек есть цельная единая личность, «действуя
на одну сторону которой неизбежно, больше или меньше, влияешь на всю лич-
ность»239. Развитие ума в то же время влияет на воспитание личности, а разви-
тие чувствований и воли затрагивает и ум. Таково исходное положение
П.Ф.Каптерева, выраженное им в формуле: «Обучение есть непосредственное
воспитание ума и опосредованное воспитание всего человека»240.
Русский мыслитель продолжает обоснование принципа воспитывающего и

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>