<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Итак, в той степени, в которой изменения валютного курса ведут к изменениям относи-
тельных цен, в этой степени будут изменяться и конкурентные позиции фирмы. Следовательно,
фирма должна корректировать производственный процесс, или свой маркетинг-микс, для приспо-
собления к новым соотношениям относительных цен; к новой конкурентной позиции фирмы.
Причем фирма (это же касается и банка) должна применять скорее проактивные (т.е. превентив-
ные, упреждающие), чем реактивные стратегические альтернативы, чтобы получить конкурентные
международные преимущества.

2.2. Использование маркетинговой и производственной программ для менеджмента
валютно-экономического риска

В целом компании способны противодействовать болезненным последствиям колебаний
валютных курсов или даже получать прибыли, используя те возможности, которые предоставляют
такие валютные флуктуации. Это осуществляется посредством применения техник валютно-
финансового хеджинга для ограждения отдельныx операций фирмы от колебаний номинальных
обменных курсов. Защита же общих конкурентных позиций компании от неблагоприятных изме-
нений реального валютного курса может быть осуществлена лишь посредством необходимых из-
менений маркетинговой и производственной программы, а также коррекции финансовой политики
фирмы.
Так, характер маркетинговых и производственных ответов на изменения реальных валют-
ных курсов (т.е. на различия между номинальными и реальными курсами) зависит от ожидаемой
продолжительности этих изменений. Например, вслед за реальным удорожанием отечественной
валюты экспортер должен решить, повышать ли и сколь сильно свои инвалютные цены. Если из-
менение, как ожидается, будет временным, то экспортер предпочтет поддерживать свои инвалют-
ные цены на существующем уровне. Этот ответ может означать временное снижение удельной
прибыльности (т.е. в расчете на единицу товара). Однако альтернативное решение в виде повыше-
ния цен в настоящее время и их снижения в будущем (когда реальный валютный курс снизится)
будет более дорогим.
126
Следует помнить, что долгосрочное изменение в реальном валютном курсе, которое ожи-
дает фирма, заставит ее увеличить инвалютные цены даже за счет временной потери части экс-
портных продаж. Если же издержки переполучения рыночной доли (т.е. восстановления объема
продаж) велики, то фирма будет держать инвалютные цены постоянными, ориентируясь на пере-
мещение производства за рубеж для сохранения своей долгосрочной прибыльности.
Таким образом, одной из задач менеджера по международному маркетингу в компании
должна быть идентификация вероятных последствий изменения реальных валютных курсов (от-
носительных цен) для конкурентных позиций фирмы. Далее, на этой основе фирма должна проти-
водействовать вероятному ухудшению своей конкурентоспособности, вызванной диспаритетом
между реальным и номинальным валютными курсами, посредством коррекции своей ценовой и
продуктовой политики, в том числе по выбору рынка, ценовой стратегии, стратегии продвижения
товаров и продуктовой стратегии.
В том же ключе должен осуществляться "производственный" менеджмент валютно-
экономического риска. При этом, в частности, задействуются изменение источников сырья компа-
нии, перераспределение производства между предприятиями компании, перемещение производст-
венных мощностей, повышение общей производительности труда и капитала, планирование дея-
тельности с учетом изменений реального валютного курса.

2.3. Использование финансового менеджмента для управления
валютно-экономическим риском

В общей стратегии защиты фирмы от валютно-экономического (конкурентного) риска ва-
лютно-финансовые менеджеры также будут играть свою строго детерминированную роль. В це-
лом она сводится к следующему: структурировать обязательства фирмы таким образом, чтобы в
течение времени, когда предпринимаются стратегические маркетинговые и производственные
корректировки деятельности компании, снижение в прибылях на активы покрывалось бы коррес-
пондирующим снижением в стоимости обслуживания этих обязательств по финансированию.
При этом одной из возможностей является финансирование активов фирмы, используемых
для получения экспортных прибылей, в такой форме, чтобы убытки по денежным потокам, свя-
занные с изменением валютного курса,, компенсировались за счет снижения в стоимости обслу-
живания долга. Например, фирма, имеющая крупный экспортный рынок, должна поддерживать
часть своих обязательств в валюте страны, в которой этот экспорт реализуется. Причем величина
этой части обязательств зависит от возможного размера потерь прибыльности, связанных с изме-
нением реального курса данной валюты. Здесь трудно дать более определенные рекомендации,
поскольку последствия колебаний реальных валютных курсов весьма неодинаковы для различных
компаний.
Проведение хеджинговой политики на практике - непростое дело, так как специфические
воздействия изменений различных валютных курсов на денежные потоки конкретной фирмы
весьма трудно предвидеть. Именно поэтому хеджинг должен предприниматься лишь в том случае,
если последствия изменений реального валютного курса, как ожидается, будут значительными.
Этот подход нацелен на снижение риска и издержек. Если же несовершенства финансового рынка
значительны, то фирма может подвергнуть себя еще большему валютному риску, надеясь снизить
ожидаемые издержки финансирования.
Итак, ключом для эффективного менеджмента валютно-экономического риска является ин-
тегрирование валютно-курсовых наблюдений в общефирменную управленческую стратегию. В
связи с этим фирма может образовать некоторую специализированную управленческую структу-
ру, которая будет заниматься развитием координации между менеджерами, ответственными за
различные аспекты валютно-экономического менеджмента (скажем, по типу комитета по управ-
лению активами и обязательствами в крупных банках). Такой структурой, например, может стать
комитет по управлению валютным риском, в который входили бы финансовые менеджеры и выс-
шие должностные лица компании (отвечающие за международные операции, маркетинг, произ-
водство, планирование, а также исполнительный директор). Высшим менеджерам также может
быть рекомендовано инкорпорирование валютных ожиданий в свои собственные решения.
В такого рода интегральной программе по управлению валютно-экономическим риском
роль финансового менеджера является многоаспектной. Во-первых, он должен предоставить опе-
127
рационным менеджерам прогнозы об инфляции и валютных курсах; во-вторых, идентифицировать
и подчеркнуть степень подверженности конкурентных позиций фирмы валютному риску; в-
третьих, структурировать оценочные критерии так, чтобы вознаграждение операционных менед-
жеров существенно не зависело от неожиданных валютных колебаний; наконец, он должен оце-
нить остаточную (после корректировки маркетинговых и производственных стратегий) подвер-
женность конкурентных позиций фирмы валютно-курсовому риску и прохеджировать этот оста-
точный риск.

РЕЗЮМЕ

Итак, в данной главе мы охарактеризовали концепцию подверженности фирмы (банка)
риску изменения реального валютного курса с точки зрения экономиста. Данный подход в какой-
то мере развит как альтернативный к концепции аккаунтингового валютного риска. Так, в главе 9
мы видели, что если аккаунтеры акцентируют свое внимание на воздействиях валютно-курсовых
изменений на финансовую отчетность фирмы (банка), то это может привести их к игнорированию
не менее важных последствий, которые могут иметь изменения реального валютного курса для
будущих денежных потоков фирмы (банка) по отдельным операциям и для общих конкурентных
рыночных позиций фирмы (банка).
В целом валютно-экономический риск фирмы измеряется той степенью, в которой на стои-
мость фирмы воздействуют изменения реального, т.е. скорректированного на риск, валютного
курса. Однако, хотя концептуально легко идентифицировать валютный риск, на практике трудно
определить, каковым будет фактическое экономическое воздействие на фирму (банк) изменений
валютного курса.
Для некоторой данной фирмы такое воздействие зависит от большого количества перемен-
ных, включая месторасположение ее важнейших рынков и конкурентов, ценовую эластичность
спроса и предложения, взаимозаменимость сырья и материалов, а также темп инфляции. Мы оха-
рактеризовали технику анализа, которая снимает многие эти проблемы с помощью использования
регрессионного анализа для определения подверженности конкурентных позиций фирмы валют-
ному риску. Однако ее практическая ценность весьма ограниченна в силу того, что на основе
прошлых показателей нельзя абсолютно достоверно предсказать будущие.
Как мы видели, валютно-экономический риск воздействует на все стороны операций, кото-
рые проводит компания. Следовательно, он должен быть предметом заботы не только одних фи-
нансовых менеджеров. В частности, операционные менеджеры (по маркетингу и производству)
также должны быть вовлечены в процесс защиты долговременных конкурентных позиций компа-
нии от неблагоприятных изменений реальных валютных курсов (относительных цен). Ключом для
общефирменного эффективного менеджмента валютно-экономического риска является интегриро-
вание управления этим типом валютно-курсового риска в общий управленческий процесс компа-
нии (банка).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Фирма получает сырье и продает свою продукцию на отечественном рынке. Сталкива-
ется ли она с валютно-экономическим риском? Почему и в какой форме?
2) В силу каких обстоятельств международная фирма менее подвержена валютно-
экономическому риску, чем отечественная фирма в той же отрасли?
3) После "черного вторника" в октябре 1994 г. рубль резко упал в цене против доллара.
Каким образом это обстоятельство сказалось на конкурентоспособности российских
экспортеров и импортеров? Каким образом это повлияло на экспорт и импорт капитала
в России?
4) Почему менеджеры должны использовать маркетинговую и производственную страте-
гии для управления валютным риском? Какие маркетинговые и производственные тех-
ники вводит фирма для управления валютным экономическим риском?
5) Каким образом более короткий продуктовый цикл помогает компаниям снизить валют-
ный риск, с которым они сталкиваются?

128
6) На начало года курс доллара составил USD I = JPY 200. В течение года темп инфляции
в США равнялся 4%, а в Японии - 2%. В конце года валютный курс составил 180 иен за
1 дол. Каковы вероятные конкурентные эффекты этого изменения валютного курса для
американской фирмы, главным конкурентом которой является японская компания? Ка-
ковы конкурентные эффекты, если на конец года сложился следующий обменный курс:
195,15 иен за 1 дол.?
7) Оцените вероятные последствия снижения курса рубля для российской фирмы. Боль-
шая часть ее добавленной стоимости включает обоснование и менеджмент инвестици-
онных проектов, тогда как большая часть ее издержек - это оплата российского труда по
консалтинговым, инжиниринговым и менеджментным услугам.
8) Российская фирма экспортирует 40% от своего годового объема продаж. Она оплачива-
ет все свои издержки в рублях, тогда как большая часть экспортных продаж фирмы
оценивается в долларах.
а) Как воздействуют изменения валютного курса на фирму?
б) Проведите различие между подверженностью фирмы операционному и конкурент-
ному валютно-экономическим рискам.
в) Как может фирма защитить себя от операционного валютно-курсового риска?
г) Какие финансовые, маркетинговые и производственные техники может использовать
фирма для защиты себя от валютно-конкурентного риска?
д) Может ли фирма элиминировать свою подверженность конкурентному риску посред-
ством хеджирования своей позиции каждый раз, когда она осуществляет продажи за
границу? Обоснуйте свой ответ.
9) Американской фирме требуется среднесрочное финансирование в 10 млн. дол. для
строительства завода в США. Банк фирмы предлагает следующие альтернативы: трех-
летний заем в долларах - под 14% годовых, в немецких марках - под 8% в швейцарских
франках - под 4%.
а) Какая информация требуется фирме, чтобы принять окончательное решение по пред-
ложению банка?
б) Предположим, что завод будет построен в Швейцарии, а не в США. Каким образом
это отразится на ваших ответах на предыдущий вопрос?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.: Финансы и стати-
стика, 1994.
Белова Т.Д. Текущие валютные счета организаций. Открытие. Ведение. Использование.
Сер. Международный банковский бизнес. - М.: Консалтбанкир, 1995.
Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. -
М.: Интерэксперт - ИНФРА-М, 1995.
Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам ва-
лютного регулирования и валютного контроля / Под ред. Т.П. Базаровой. — М.:
ЮНИТИ, 1996.
Валютный портфель / Ред. колл. Ю.Б. Рубин, Е.Д. Платонов. - М.: СО-МИНТЭК, 1995.
Baн Хорн Дж. С. Основы управления финансами: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика,
1996.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник / Под ред. Л.Е. Стровского. -
М.: ЮНИТИ, 1996.
Горбунова А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом. М.: Анкил, 1995.
Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес / Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 1994.
Котелкин С.В. Основы международного валютно-финансового менеджмента: Текст лек-
ций. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1996.
Котелкин С.В. Основы международного финансового менеджмента: Приложения к Тексту
лекций. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1997.
Котелкин С.В., Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финансовых и кредитных
отношений: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1997.
129
Круглов А.В. Инструменты современного хеджинга. - СПб.: Изд-во Санкт-петербургского
УЭФ, 1995.
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Учебник / Под ред. Л.Н.
Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с
франц. / Общ. ред. Н.С. Бабинцевой. - М.: Прогресс-Универс., 1994.
Практикум по финансовому менеджменту: Учеб. пособие / Под ред. Е. Стояновой. - М.:
Перспектива, 1995.
Предпринимателю о банках и банковских операциях: расчетный счет, лизинг, факторинг,
валюта, инкассо, аккредитив, вексель, сертификат. - СПб., 1993. Рынок ценных
бумаг и его финансовые институты: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Торкановско-
го. - СПб.: Комплект, 1994.
Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. - М.: Консалтбан-
кир, 1993.
Стоянова Е. Финансовый менеджмент: российская практика. - М.: Перспектива, 1995.
Сухилин С.А. Валютное регулирование в Российской Федерации. - М.: Де-Юре, 1994.
Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело Лтд,1993.
Хэррис Дж. Мэнвилл. Международные финансы: Пер. с англ. - М.: Филинъ, 1996.
Шалашова Н.Т., Шалашов В.П. Валютные расчеты и бухгалтерский учет валютных опера-
ций (при экспортно-импортных операциях). - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез",
1995.
International Corporate Finance. Markets, Transactions and Financial Management. Ed. by
H.A.Poniachck. - Boston, 1989.
Levi M.D. International Finance: The Markets & Financial Management of Multinational Busi-
ness. - N.Y., etc., 1990.
Melvin М. International money & finance, 4th cd. - Harper Collins, N.Y.C., 1994.


ЧАСТЬ III. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО ДЕЛА И
ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Базовая деятельность коммерческого банка может быть сведена к трем агрегированным ти-
пам операций:
а) выполнение платежей (в том числе международных);
б) финансовое посредничество (в первую очередь, в форме приема депозитов и предостав-
ления кредитов);
в) предоставление некредитных финансовых услуг (таких, как менеджмент финансовых
рисков, операции с ценными бумагами, фидуциарная и информационно-консалтинговая деятель-
ность).
Кроме того, банк должен управлять своими собственными фондами. Именно поэтому он
осуществляет финансовый менеджмент (в том числе международный) своих операций, похожий
на финансовый менеджмент, который осуществляется корпоративными менеджерами. Главное их
отличие состоит в том, что продажи и издержки банка базируются на использовании финансовых
инструментов, а не реальных товаров или услуг. Кроме того, для банка особенно важно управле-
ние текущими активами и обязательствами, в то время как для корпоративных финансовых ме-
неджеров большое значение имеет менеджмент инвестиционных проектов и долгосрочных источ-
ников финансирования. Таким образом, бэнкинг, т.е. банковское дело (в том числе и междуна-
родный), охватывает предоставление разнообразных финансовых услуг клиентам, а также ме-
неджмент собственных финансовых позиций самого банка.
В целом международное банковское дело - это коммерческая и инвестиционная банковская
деятельность, которая включает транснациональные операции в различных иностранных валютах.
Хотя базовыми задачами международного банкира (так же, как и отечественного) остаются тради-
ционное привлечение депозитов и других источников фундирования, предоставление кредитов,
менеджмент риска и оказание информационных услуг, однако инструменты, клиенты и правила

130
деятельности на международной арене весьма значительно отличаются от тех, которые существу-
ют на отечественных банковских рынках.
Международное банковское дело включает такие операции, как:
а) предоставление кредитов зарубежным клиентам, являющимся нерезидентами страны-
кредитора;
б) получение депозитов от клиентов, являющихся резидентами других стран;
в) предоставление форекса (иностранной валюты) для осуществления международных опе-
раций;
г) эмиссия документарных аккредитивов и других инструментов менеджмента риска для
защиты клиентов от различных рисков в международной торговле;
д) предоставление некредитных финансовых услуг для иностранных клиентов, таких, как
консультирование по трастовым операциям, трежари-менеджмент, клиринг чеков.
Главными участниками международной банковской деятельности являются:
а) крупнейшие коммерческие банки из развитых и ряда развивающихся стран;
б) центральные банки, устанавливающие правила поведения банков в каждой стране и со-
гласованно - на международной арене;
в) небанковские клиенты (корпорации и правительственные агентства), использующие ус-
луги банков.
Причем международная клиентская база отличается от отечественной клиентской базы
банков.
Далее, международный бэнкинг имеет тенденцию быть по большей части оптовым бизне-
сом с крупными объемами операций, составляющими большую часть деятельности банков. Меж-
банковский дилинг на миллионы долларов США, немецких марок или японских иен в рамках од-
ной операции является обычным для международных денежных рынков (еврорынков) и для инва-
лютного рынка. Это обусловливает огромные величины стоимости международных банковских
операций. Кроме того, международные кредиты правительствам и компаниям в общем много
больше по величине, чем банковские кредиты отечественным клиентам, которые предоставляются
и розничным заемщикам. Однако крупный размер международных операций банков не должен
переоцениваться. На самом деле большое количество операций в международном бэнкинге со-
ставляет финансирование экспорта и импорта, а также малоразмерный форексный дилинг с клиен-
тами. Тем не менее в целом крупные операции продолжают доминировать в общем объеме меж-
дународной деятельности коммерческих банков.
Цель данной части учебника - представить теоретические основы для рассмотрения между-
народной банковской деятельности в контексте международных валютно-финансовых и кредит-
ных отношений. При этом последовательно характеризуются такие базовые элементы междуна-
родного бэнкинга, как:
а) отечественные и зарубежные организационно-институциональные подразделения ком-
мерческого банка, используемые для осуществления его внешнеэкономических операций;
б) международные корреспондентские банковские отношения;
в) международные банковские валютные переводы;
г) принципы международного банковского кредитования, а также некоторые другие некре-
дитные международные банковские услуги.
В то же время ряд тем, таких, как "Форексные операции", "Инструменты финансирования
внешней торговли", "Операции на евровалютном рынке", связанные с международным банков-
ским делом, здесь не обсуждается, так как они рассматриваются в других разделах учебного курса
"Международные валютно-финансовые и кредитные отношения". Соответственно, они вошли в
другие главы учебника.

РАЗДЕЛ VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БАНКА
И ВАЛЮТНЫЕ БАНКОВСКИЕ ПЕРЕВОДЫ

Прежде чем коммерческий банк начнет международные депозитные, кредитные, инвести-
ционные, дилинговые и трастовые операции в иностранной валюте, он должен установить линии
связи, т.е. каналы передачи межбанковской информации о переводах (трансферах) валютных фон-
дов. Каналы межбанковской коммуникации могут замыкаться либо на иностранном банке за ру-
131
бежом, с которым заключается специальное корреспондентское соглашение (в той или иной фор-
ме), либо на собственном подразделении за рубежом (например, дочернем банке или филиале). В
последнем случае это будут уже не межбанковские, а внутрибанковские коммуникации, что весь-
ма ускорит и сделает более надежными валютные международные переводы, однако принци-
пиально не изменит функций каналов передачи информации о трансфере фондов.
Соответственно коммерческий банк, выходя на международную арену, должен первона-
чально решить, в какой организационно-институциональной форме он это осуществит. Среди по-
добных организационно-институциональных форм можно назвать следующие:
а) образование международного департамента (валютного или внешнеэкономического
управления) в отечественном офисе штаб-квартиры банка, установление корреспондентских от-
ношений с рядом специально отобранных банков за рубежом и осуществление международных
операций через корреспондентские межбанковские каналы;
б) образование неоперационного подразделения за рубежом (представительского офиса или
просто представительства) для осуществления ряда полезных для головного банка функций, в ос-
новном информационного, контактного, исследовательского, имиджевого и часто посредническо-
го характера;
в) учреждение операционного подразделения за рубежом в той или иной доступной для
данного коммерческого банка организационно-институциональной форме (заграничного филиала,
агентства, дочернего или совместного банка) для осуществления "полносервисной" или "ограни-
ченно сервисной" деятельности на территории местопребывания и для международных операций.
Далее, коммерческий банк с международными операциями будет стремиться рационализи-
ровать свою международную финансовую сеть, состоящую из того или иного набора ранее пере-
численных организационно-институциональных подразделений, с целью эффективного выполне-
ния заявок корпоративных, правительственных, банковских или индивидуальных клиентов, а так-
же для эффективного осуществления валютно-финансовых операций за свой собственный счет.
В связи с этим в данном разделе последовательно рассматриваются:
а) основные формы международных организационно-институциональных подразделений
банка;
б) основы функционирования международных корреспондентских банковских отношений;
в) базовые механизмы и схемы международных банковских валютных переводов.
Соответственно в данный раздел учебника вошли три главы, в которых анализируются три
ранее перечисленных аспекта международной банковской деятельности.

Глава 12. Международные
Организационно-институциональные единицы банка
ЦЕЛИ

• Описать различные организационно-институциональные формы, в которых современ-
ные банки осуществляют международную деятельность.
• Объяснить основные сравнительные преимущества и недостатки выхода банка на
внешний рынок в каждой из описанных организационно-институциональных форм.
• Охарактеризовать специальные банковские единицы (оффшорно-оншорные подразде-
ления), которые дают возможность с отечественной территории осуществлять еврова-
лютные операции.
• Перечислить основные унифицированные требования, которым следуют банки в раз-
личных странах при определении уровня достаточности собственного капитала.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ

Аккаунтинг международных Международный департамент
банковских операций банка
Внешнеэкономическое Неоперационная банковская
управление банком единица
Зарубежное представитель- Оншорно-оффшорная
132
ство банка банковская единица
Зарубежный филиал банка Операционная банковская
Зарубежный дочерний банк единица
Консорциальный, Оффшорная банковская
совместный банк единица
Корреспондентские Унифицированные требования
банковские отношения по достаточности капитала
Международная банковская
единица

В распоряжении современного коммерческого банка имеется целый ряд организационно-
институциональных форм для осуществления международной деятельности. Так, он может орга-
низовать в одном из отечественных офисов банка международный департамент, специализирую-
щийся на проведении внешнеэкономических валютных операций. Далее, после того как валютно-
финансовые обороты банка достигнут определенного значительного объема или если ему будет
необходимо резко увеличить такие обороты (например, в связи с увеличением потребностей круп-
ных клиентов в валютных сделках), то перед руководством банка может встать проблема не толь-
ко операционного (как в случае с международным департаментом), но и организационно-инсти-
туционального выхода на иностранные рынки. Тогда коммерческий банк может учредить ряд ор-
ганизационно-институциональных зарубежных единиц.
Во-первых, он может организовать неоперационную единицу - зарубежное представитель-
ство, которое осуществляет ряд полезных функций коммуникационно-исследовательского типа
для головного банковского офиса и его клиентов. Во-вторых, банк может организовать "полносер-
висные" заграничные операционные единицы, такие, как филиалы, агентства, дочерние банки, со-
вместные банки с генеральной или оффшорной лицензией, осуществляющие все или ограничен-
ный круг банковских сделок. Наконец, в некоторых странах коммерческие банки могут основать
отечественные организационные единицы для осуществления оффшорных операций с территории
родительского банка (такие единицы называют иногда оншорно-оффшорными).
Однако даже если банк (например, средний региональный банк) не имеет собственной ме-
ждународной организационно-институциональной единицы, аккаунт-менеджер отечественного
клиента (т.е. банковский работник, специально ответственный за выполнение поручений опреде-
ленной фирмы) может обслуживать между народные потребности этого клиента с помощью внут-
ренних корреспондентских отношений с другими отечественными банками (как правило, из де-
нежных или финансовых центров), имеющими международные институциональные единицы.
Критерием целесообразности создания международной организационно-
институциональной единицы коммерческого банка и критерием оценки деятельности такой еди-
ницы является ее вклад (ожидаемый или фактический) в достижение общей цели банка - предос-
тавление услуг клиентам и увеличение капитала (генерирование прибыли) для владельцев (акцио-
неров). Для решения этой задачи менеджеры, ответственные за международную деятельность бан-
ка, должны соизмерять доходность (ожидаемую и фактическую, прямую и косвенную) своих ино-
странных операций с издержками, приемлемыми для их осуществления, и рисками, которые при-
знаются как терпимые.
Кроме такого традиционного взвешивания "доход-риск" при рассмотрении вопроса о целе-
сообразности учреждения или при оценке деятельности существующей организационно-
институциональной единицы необходимо также учитывать, что результаты международной дея-
тельности банка консолидируются с результатами его отечественных операций в едином финансо-

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>