<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

средства регресса, например, в форме залога или гарантии, на случай, если он будет не в состоя-
нии возвратить долг.
При предоставлении международных синдицированных займов основным юридическим
документом является кредитное соглашение. Этот документ, как правило, бывает большим и де-
тальным. Он должен иметь юридическую силу в стране заемщика, что требует от банков-
менеджеров синдиката специальных знаний законов данной страны. Кредитное соглашение, кроме
констатации обязательства заемщика возвратить долг, описывает процедуры, условия и расписа-
ния перечисления денег банками-участниками, выборки фондов заемщиком и порядка их возвра-
та.
Большинство кредитных соглашений содержат специальные условия, направленные на за-
щиту интересов кредиторов. Они описывают те нарушения контракта, которые будут констатиро-
вать неплатеж заемщика, а также кросс-неплатежные оговорки. Последние означают, что если за-
емщик не уплатит какому-либо другому кредитору, то и рассматриваемый заем должен быть не-
медленно возвращен банку (банкам). Это защищает последних, давая им равное право с другими
кредиторами. В кредитном соглашении также обычно содержится требование о том, чтобы за-
емщик предоставлял промежуточные финансовые и операционные отчеты. Таким образом, креди-
тор может установить и, возможно, предотвратить (совместно с заемщиком) неблагоприятные
тенденции в функционировании заемщика на ранних этапах развития их отношений.

4. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА

Для банка важно не только принять решение о предоставлении кредита, но и управлять
процессом его возврата, т.е. контролировать заемщика на всем "жизненном цикле" кредита (в про-
цессе предоставления, использования и возврата денег).
Так, в процессе предоставления денег банк-менеджер (для синдицированного кредита) от-
слеживает, чтобы фонды переводились заемщику в соответствии с договорными условиями. На-
пример, при срочном займе фонды предоставляются в момент, когда достигнут определенный
этап строительства. При торговом финансировании кредит может предоставляться для финанси-
рования серии операций, по мере того как товары "передвигаются" от продавца к покупателю.
170
Банк изучает информацию о финансовом состоянии заемщика для определения момента,
когда последний начинает испытывать неожиданные трудности. Это может проявиться, например,
в поздних платежах по данному кредиту, по другим долгам, дальнейших просьбах клиента о крат-
косрочном финансировании. Для банка важно быть в курсе текущих проблем заемщика и обсуж-
дать их с ним по мере возникновения, поскольку заблаговременное внимание к трудностям по-
следнего на их ранней стадии часто предотвращает крупные проблемы для банка.
Это равно важно в отношении как корпоративного, так и правительственного заёмщика.
Часто такой контроль осуществляется в связке с другими банками, которые также (независимо
друг от друга) кредитовали деньги рассматриваемому конкретному заемщику. В целом проработка
проблем предоставления и менеджмента международного кредита не является легкой задачей, на-
против, она требует от банковских работников значительных знаний, навыков и опыта.

РЕЗЮМЕ

В данной главе охарактеризован ряд аспектов предоставления банком международных кре-
дитов, в том числе рассказано о том, какие факты о кредитуемой операции заемщика необходимо
знать банку, каким образом банк оценивает полученную информацию и использует ее, чтобы за-
щитить себя от финансовых потерь. Банковский работник оценивает полученную информацию,
применяя стандарты, установленные банком, а также согласовываясь с его кредитной политикой.
Затем он принимает решение или высказывает суждение (если решение должно быть принято, на-
пример, кредитным комитетом, правлением, советом директоров).
Однако многие международные кредитные решения не являются очевидными. Для того
чтобы их принять, необходимо провести специальную экспертизу заявки на кредит, знаний, а так-
же интуиции кредитных работников. Все это составляет предмет работы кредитных менеджеров,
каждый из которых учится как на собственном, так и на чужом опыте.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Назовите цели, для которых предоставляются международные банковские кредиты, и
основных заемщиков в таких операциях.
2) Охарактеризуйте особенности применения принципа "пяти Си" и финансового анализа
при предоставлении международного кредита.
3) Опишите основные типы валютно-финансовых рисков для банков, связанных с между-
народным кредитованием.
4) Каковы отличия установления процентных ставок по кредиту на базе "прайм-рейт" по
сравнению с установлением процентной ставки на базе ЛИБОР? Какие другие способы
установления процентной ставки вам известны?
5) Почему обеспечение, закладываемое в банке заемщиком для поддержки своей кредит-
ной заявки, называют "четвертым Си" кредита? Какие формы обеспечения и методы их
оценки вы знаете?
6) Кратко охарактеризуйте основные типы гарантий третьих лиц, которые предоставляют-
ся международными заемщиками банкам-кредиторам.
7) Перечислите и кратко опишите базовые формы, в которых предоставляется междуна-
родный кредит.
8) Какие действия для обеспечения своевременного и полного возврата кредита предпри-
нимает банк после принятия решения о предоставлении международного кредита?
9) Предположим, что банк А устанавливает процентную ставку на международный кредит
с 6-месячным ролл-оверным периодом. При этом он пытается сделать выбор между
ставкой на базе "прайм-рейт плюс" и "ЛИБОР плюс", осуществляя оценку необходимых
компонентов цены кредита. Так, предельная ставка по 6-месячным средним депозитам у
данного банка составляет 5% годовых, норма минимального обязательного резерва для
таких депозитов установлена в 3%, величина страхового взноса в Федеральное агентст-
во по страхованию депозитов - 20 базисных пунктов. Накладные операционные расходы
по обслуживанию данного типа кредита банк оценивает в 50 базисных пунктов от его
годового объема. Для обеспечения нормальной нормы доходности "прибыль/капитал"
171
целевая прибыльная маржа должна составлять 60 базисных пунктов годовых. Наконец,
премию за риск по данному заемщику банк оценивает в 90 базисных пунктов. При этом
рыночный ЛИБОР по 6-месячным фондам котируется сейчас как 7% годовых. Основы-
ваясь на приведенных данных, рассчитайте соответствующие процентные ставки за
кредит. Какой формуле вы отдадите предпочтение?




Глава 16. Международные некредитные банковские услуги
ЦЕЛИ

• Охарактеризовать шесть агрегированных категории международных банковских услуг и
основных типов банковских учреждений, предоставляющих данные услуги.
• Классифицировать международные банковские услуги в рамках банковской матрицы
"продукт-клиент" по активным, пассивным и внебалансовым операциям.
• Описать такие важные виды современных некредитных международных банковских ус-
луг, как информационные и электронные банковские услуги, а также услуги по менедж-
менту корпоративных клиентских денежных средств.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ

Инвестиционные банковские Международные "финансовые
функции супермаркеты"
Информационные и электрон- Некредитные финансовые
ные банковские услуги международные услуги
Международные банковские и инструменты
услуги, базирующиеся Отечественные банки, работаю-
на обязательствах щие через международную
Международные банковские корреспондентскую сеть
услуги, основанные на Услуги по менеджменту ва-
внебалансовых операциях лютных средств корпораций
Международные услуги бан- Финансовые инновации
ков, базирующиеся на активах "Финансовый бутик"

При осуществлении международной деятельности коммерческие банки, помимо валютного
кредитования, предлагают много других некредитных финансовых международных услуг и инст-
рументов. В данной главе мы рассмотрим структуру и классификацию международных банков-
ских услуг. Далее мы охарактеризуем такие важные международные услуги, предоставляемые
банками, как информационное обслуживание, электронные банковские услуги, а также услуги по
менеджменту валютных средств корпораций.

1. СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Международные коммерческие банковские услуги весьма похожи на услуги, предостав-
ляемые банками на отечественных рынках. Вместе с тем существуют значительные отличия меж-
дународных коммерческих банковских услуг. Последние могут быть подразделены минимум на
семь агрегированных "продуктовых" категорий, в том числе:
а) принятие депозитов на оншорных рынках за границей и на оффшорных (евровалютных)
рынках;
б) осуществление международных дилинговых операций с иностранной валютой, межбан-
ковскими депозитами, драгоценными металлами, краткосрочными бумагами международного де-
нежного рынка;
в) услуги по финансированию международной торговли и денежному менеджменту;
172
г) международное кредитование в разнообразных формах, в том числе евровалютные син-
дицированные займы, проектное финансирование, обеспеченное активами финансирование;
д) международные инвестиционные банковские услуги в форме андеррайтинга и торговли
международными эмиссиями капитальных, долговых и производных ценных бумаг;
е) трастовые услуги для институциональных клиентов и для богатых физических лиц, а
также розничный международный бэнкинг в различной форме, например туристских чеков или
кредитных карточек.
В той или иной мере в различных разделах данного учебника мы касались характеристик
перечисленных типов банковских продуктов. В целом разнообразие и сложность различных типов
международных финансовых услуг достаточно впечатляющи. Не менее разнообразны и типы фи-
нансовых институтов, которые их предлагают. Они подразделяются на:
а) международные "финансовые супермаркеты";
б) "финансовые бутики";
в) отечественные банки, работающие через международную корреспондентскую сеть.
Так, гигантские частные и государственные "финансовые супермаркеты" продают практи-
чески полный ряд международных банковских продуктов по самой широкой шкале. Малые спе-
циализированные финансовые дома (или "бутики") создают позицию на международных рынках
лишь по ограниченному ряду услуг. Финансовые институты, преимущественно занимающиеся
отечественными операциями, часто осуществляют существенный по объемам и весьма прибыль-
ный международный бизнес через корреспондентские отношения с зарубежными институтами.
При этом на международных финансовых рынках конкуренция часто предельно интенсивна. Од-
нако здесь, вероятно, даже более чем в других сферах бизнеса поддерживается существенный уро-
вень кооперации между участниками рынка, особенно при осуществлении огромных и сложных
по технике операций.
Предоставление ранее перечисленных услуг имеет для различных типов клиентов банка
свою специфику. Классифицируем международные банковские услуги под этим углом зрения.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

В табл. 16.1 представлена классификация международных банковских услуг в виде матри-
цы "продукт-клиент".
Таблица 16.1. Классификация международных банковских услуг
в виде матрицы "продукт-клиент".

Тип клиентов
Вид услуги Физические
Финансовые Корпорации
Правительства
лица
институты
(4)
(3)
(2)
(1)
Услуги, базирующиеся на обя-
У14
У13
У12
У11
зательствах (1)
Услуги, базирующиеся на ак-
У24
У23
У22
У21
тивах (2)
Услуги, базирующиеся на
У34
У33
У32
У31
внебалансовых позициях (3)

По этой классификации международные банковские услуги, базирующиеся на обязательст-
вах, представляют собой источники фондов для кредитного института. Банки принимают депози-
ты в различных формах и из различных источников, в том числе:
а) официальные валютные резервы иностранных правительств на текущих и срочных сче-
тах (У11);
б) валютные остатки на счетах "лоро", принадлежащие иностранным банкам-
корреспондентам (У12);
в) операционные остатки (текущие счета), срочные депозиты корпораций, соглашения о
перекупке с корпоративными клиентами (У13);

173
г) операционные остатки, срочные депозиты и сберегательные вклады, принадлежащие на-
селению (У14).
При этом заметим, что при осуществлении международной деятельности банки в большой
степени опираются на межбанковские срочные депозиты и эмиссии нот с плавающей ставкой как
на главные источники фундирования. Последние повышенно чувствительны к колебаниям про-
центных ставок, т.е. в значительной степени подвержены процентному риску, что требует прове-
дения операций по хеджированию этого типа риска.
Международные услуги банков, базирующиеся на активах, представляют собой направле-
ния использования фондов. При этом банки распределяют свои финансовые ресурсы также в раз-
личных формах и различным клиентам. Так, осуществляя международную банковскую деятель-
ность, банки активны, в частности:
а) в предоставлении синдицированных займов иностранным правительствам (У21);
б) в межбанковском размещении депозитов и предоставлении овердрафта для иностранных
корреспондентских банков (У22);
в) в предоставлении краткосрочных займов для финансирования оборотного капитала, в
торговом и проектном финансировании корпораций (У23);
г) в потребительском кредитовании (У24).
При этом, фундируясь под плавающую ставку процента на межбанковском рынке, банки
склонны устанавливать ставки на свои международные клиентские кредиты, как мы отмечали в
предыдущей главе, на базисе стоимости фондов на межбанковском рынке плюс спред, т.е. опреде-
ленная добавочная прибыльная маржа.
С начала 80-х гг. коммерческие банки стали проявлять повышенный интерес к междуна-
родным банковским услугам, основанным на внебалансовых операциях, в первую очередь, из-за
долгового кризиса стран третьего мира, а также потребностей банков улучшить свои коэффициен-
ты достаточности капитала. Внебалансовые услуги, предоставляемые банками, называют также
комиссионными услугами, подчеркивая их отличие от балансовых (кредитно-дспозитных) услуг,
которые относят к процентным услугам. Международные внебалансовые банковские услуги пред-
ставлены, например:
а) трастовыми услугами, услугами по менеджменту свопов для иностранных прави-
тельств (У31);
б) инкассированием и трансферами международных фондов для иностранных банков-
корреспондентов (У32);
в) аккредитивами "стэнд-бай", процентными свопами, услугами по денежному менеджмен-
ту, по менеджменту валютного риска, портфельному менеджменту для корпоративных клиен-
тов (УЗЗ);
г) услугами по менеджменту международных инвестиций для индивидуальных инвесто-
ров (У34).
Кроме того, банки постоянно находятся в состоянии поиска финансовых инноваций, созда-
вая новые (в том числе международные) банковские продукты (услуги). Более детальный перечень
международных банковских услуг представлен далее.

Субклассификация международных финансовых продуктов (услуг)

1. Принятие депозитов 2. Валютный и денежный дилинг
Депозиты до востребования Инструменты денежного рынка
(текущие счета) Ценные бумаги фондового
Срочные депозиты рынка
Сберегательные депозиты и Форекс (валютный спот- и
счета денежного рынка форвард-рынок)
Другие Валютные и процентные свопы
Деривативные инструменты
(фьючерсы, опционы)
Другие
3. Продажа ценных бумаг банка 4. Кредиты (в отечественной
Депозитные сертификаты и иностранной валюте)
174
Обыкновенные акции Правительствам
Привилегированные акции Корпорациям
Ноты с плавающей ставкой Местным крупным фирмам
Подразделениям международных компаний
(еврооблигации)
Государственным фирмам
Местным средним фирмам
Иностранным средним фирмам
Банкам-корреспондентам
Местным банкам
Иностранным банкам
Физическим лицам
Владельцам крупной недвижимости
Лицам с высокими доходами
Розничные (потребительские, ипотечные)
5. Специализированная дея- 6. Андеррайтинг ценных
тельность по финансированию бумаг
Финансирование, базированное Правительственные облигации.
на активах Облигации правительственных
Финансирование акционерного агентств
капитала Муниципальные облигации
Экспортное финансирование Ценные бумаги, поддержива-
Проектное финансирование емые недвижимостью
Финансирование венчурного (ипотеки)
капитала Страховки
Финансирование недвижимости Акции
Финансирование слияний Другие
и поглощений
7. Первичное распределение 8. Консалтинговые услуги
Денежный менеджмент
ценных бумаг
Отечественные и международные для корпораций
С фиксированным доходом Финансовое (налоговое) пла-
(прямые облигации) нирование для корпораций
Акции Общие услуги по финансиро-
Другие ванию корпораций
Консалтинг по недвижимости
Слияния и поглощения
Услуги по менеджменту риска
Процентный риск
Инвалютный риск
Страновой риск
Другие
Консалтинговые услуги по
международной торговле
Планирование траста и недвижимости
Консалтинговые услуги по юридическим
вопросам и инвестициям
Консалтинговые услуги по налогообложению
Общий финансовый консалтинг
9. Потребительские услуги 10. Услуги по менеджменту
Кредитные карточки активов
Туристские чеки Для физических лиц
Другие потребительские услуги
Фидуциарная деятельность
Услуги по сейфам/почтовым ящикам
Взаимные фонды
175
Для корпораций и банков-корреспондентов
Услуги по сейфам/почтовым ящикам Ме-
неджмент пенсионного фонда
Взаимные фонды
11. Брокерские услуги 12. Платежные механизмы
Денежный рынок Трансфер отечественных
Евровалюты/форекс фондов
(инвалютный рынок) Трансфер международных
Бумаги с фиксированным доходом фондов
(правительств и корпораций)
Акции
Финансовые фьючерсы
Опционы
Товары
Золото
Страхование
13. Услуги, близкие 14. Услуги по международ-
к страхованию ной торговле
Аккредитивы "стэнд-бай" Международное инкассо
Программы эмиссии евронот Документарные аккредитивы
Банковские акцепты
(NIF, RUF & MOFF)
Револьверные кредиты Компенсационная торговля
Страхование жизни Исследования рынков
Имущество
Другие

Здесь мы опишем некоторые некредитные услуги, которые в последние десятилетия стали
играть важную роль в общей деятельности международного банка.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ

Инвестиционные банки традиционно специализировались и специализируются в предос-
тавлении информационных услуг для корпоративных и правительственных клиентов (в том числе
занимающихся международными финансовыми операциями). Такие же услуги предоставляют и
коммерческие банки. В целом международные информационные финансовые услуги в современ-
ных условиях ранжируются по достаточно широкой шкале:
а) от "классического" инвестиционно-банковского консалтинга относительно новых эмис-
сий ценных бумаг (как капитальных, так и долговых) и схем организации слияний и поглощений
всех типов до
б) более традиционных коммерческих банковских услуг, таких, как поиск для корпораций
наиболее доходных депозитных счетов или инструментов денежного менеджмента в различных
валютах, а также консультаций корпоративных клиентов относительно денежного менеджмента.
Дополнительно к этим услугам международные банки часто предлагают своим корпора-
тивным клиентам специальные руководства по оценке странового риска и но макроэкономическо-
му прогнозированию. Кроме того, поскольку регулятивная среда в мире с конца 80-х гг. стала бо-
лее открытой, коммерческие банки (особенно это касается американских банков) в возрастающей
степени начинают выполнять прямо инвестиционные банковские функции. В итоге информацион-
ные услуги, предлагаемые коммерческими банками своим корпоративным клиентам, сейчас вклю-
чают консалтинг и информационное обеспечение практически по полному ряду финансовых ус-
луг, требуемых этими клиентами.

4. ЭЛЕКТРОННЫЕ БАНКОВСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛУГИ

Международные банки (особенно в последние два десятилетия) создали много новых элек-
тронных услуг, которые могут быть предоставлены клиентам. Это явилось результатом развития
176
коммерческими банками компьютеризованных информационных и операционных сетей, которые
эти банки инсталлировали в своих филиальных, агентских и дочерних офисах во многих странах
мира.
В целом для международных банков, которые оперируют через филиалы или другие "аф-
филиаты" (т.е. родственные подразделения) в нескольких странах, электронные банковские услуги
включают такие операции, как:
а) "передвижение" фондов для клиентов из одного офиса банка в одной стране к другому
офису банка (или к другому банку - дочернему) в другой стране;
б) предоставление клиентам одновременного доступа к возможностям поместить деньги на
депозиты или в инструменты денежного рынка, а также получить финансирование в различных
странах посредством операций по торговле на денежном рынке;
в) осуществление клиринга иностранных чеков в различных зарубежных государствах;
г) обеспечение информации о счете клиента в иных офисах банка в других странах.
При этом большая часть электронных банковских услуг, из числа ранее перечисленных, ка-
сается информации относительно состояния и перспектив развития валютно-финансовых рынков в
различных странах, а также относительно состояния клиентских счетов в различных офисах банка.
В то же время крупнейшие международные банки интенсивно развивают дополнительные
новые инновационные электронные услуги, такие, как:
а) клиринг международных чеков;
б) организация валютных свопов активов и обязательств для клиентов из различных стран;
в) услуги по управлению корпоративными текущими валютными средствами (денежный
менеджмент).
Кратко охарактеризуем последний из указанных типов относительно новых международ-
ных банковских некредитных услуг - услуги, предоставляемые банками своим корпоративным

<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>