<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

клиентам но менеджменту текущих валютных средств.

5. УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ
ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ КОРПОРАЦИЙ

Так, важным источником комиссионных доходов для многих крупных коммерческих бан-
ков стали в последние десятилетия доходы от трансферов клиентских фондов между странами, а
также управление депозитами компаний для увеличения процентных доходов этих корпоративных
клиентов. Клиенты, осуществляющие валютно-финансовые операции в различных странах и в
различных валютах, в целом нуждаются в быстрых и эффективных методах "передвижения" фон-
дов между ними. Международные банки могут предоставлять услуги по трансферу фондов через
свои собственные сети филиалов и "аффилиатов", а также осуществляя дилинг с другими банками.
Очевидно, что издержки (как денег, так и времени) для клиента будут наименьшими, если банк
может предложить такие услуги, переводя валютные средства внутри собственной сети филиалов,
а не обращаясь к другим банкам (корреспондентам) для осуществления трансферов.
Кроме функции трансфера фондов, международные банки предоставляют услуги по меж-
дународному менеджменту депозитов (временно избыточных средств) клиентов, которые стре-
мятся к наивысшим из возможных доходам при использовании своих фондов. Такие операции
банки осуществляют в соответствии с выраженными рисковыми и ликвидными предпочтениями
клиентов. Инструментами, в которые банки помещают при этом временно свободные клиентские
средства, могут быть:
а) евродолларовые депозиты в различных странах;
б) инвалютные депозиты в различных валютах;
в) инвестиции в такие инструменты иностранных денежных рынков, как правительствен-
ные ценные бумаги, коммерческие бумаги, депозитные сертификаты;
г) инвестиции в обращаемые инструменты евровалютного рынка, такие, как евроноты и ев-
родепозитные сертификаты.
Понятно, что предоставление таких услуг коммерческими банками клиентам ограничено в
тех странах, которые вводят многообразные типы рестрикций на доступ к форексу и на междуна-
родные переводы фондов. Однако ценность услуг коммерческого банка для клиентов состоит, в
частности, в его способности проконсультировать фирму относительно возможных (и доступных)
177
путей обхода барьеров, воздвигаемых мерами валютного контроля в различных странах, а также
предоставить для этого соответствующие схемы трансфера валютных фондов и схемы финан-
сирования или инвестирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Перечислите шесть основных категорий международных банковских продуктов. Дайте
им краткую характеристику.
2) Расскажите, чем отличаются международные "финансовые супермаркеты" от "финансо-
вых бутиков" и отечественных банков, работающих через сеть зарубежных банков-
корреспондентов.
3) Какие международные банковские услуги вы отнесете к финансовым услугам, бази-
рующимся на внебалансовых операциях, какие - к базирующимся на обязательствах,
какие - к базирующимся на активах?
4) В чем сходства и различия между международными банковскими информационными и
электронными услугами, а также услугами по менеджменту клиентских денежных
средств?
5) Какие виды международных финансовых инновационных продуктов, появившихся в
80-90-е гг., вы могли бы перечислить?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ачкасов А.И. Типы валютных операции и другие виды сделок на международных денежных
рынках. Сер. Международный банковский бизнес. - М.: Консалтбанкир, 1994.
Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в "России. - М.: Финансы и стати-
стика, 1994.
Банковское дело / Под. ред. О.И. Лаврушина. - М.: Банковский и биржевой научно-
консультационный центр, 1992.
Банковское дело: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы
и статистика, 1996.
Банковское дело в России. - Т. 6. - Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Московское
финансовое объединение - Вече, 1994.
Бункина М.К. Валютный рынок. - М.: Дис, 1995.
Валютный портфель / Ред. колл. Ю.Б.Рубин, Е.Д.Платонов. - М.: СО-МИНТЭК, 1995.
Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам ва-
лютного регулирования и валютного контроля / Под ред. Т.П. Базаровой. - М.:
ИО ЮНИТИ, 1996.
Доллан Э. Дж. Деньги, банковская деятельность и кредитно-денежная политика: Пер. с
англ. - СПб.: Санкт-Петербургский Оркестр, 1994.
Котелкин С.В., Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финан-совых и кредитных
отношений: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1997.
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: Учебник / Под ред. Л.Н.
Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
Международные расчеты по коммерческим операциям.- М.: Консалтбанкир, 1994.
Настольная книга валютного дилера. - М.: Верба, 1992.
Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: ИО ЮНИТИ, 1995.
Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с
франц. / Общ. ред. Н.С. Бабинцевой. - М.: Прогресс-Универс, 1994.
Пискулов Д.Ю. Теория и практика валютного дилинга: Прикладное пособие. - М.: ИНФРА-
М, 1995.
Роуз П. С. Банковский менеджмент: Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 1995.
Рынок ценных бумаг и его финансовые институты.: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Торка-
новского. - СПб.: АО "Комплект", 1994.
Севрук В.Т. Банковские риски. - М.: Дело Лтд, 1995.

178
Синки Д.Ф. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. - М.: Catallaxy,
1994.
Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: Все для Вас,
1993.
Финансово-кредитный механизм и банковские операции / Под ред. В.И. Букато, М.Х. Ла-
пидуса. - М.: Финансы и статистика, 1991.
Хэррис Дж. Мэнвилл. Международные финансы: Пер. с англ. - М.: Филинъ,1996. Interna-
tional Banking Handbook. Ed. by W.H.Baughn, D.R.Mandich. - Homewood: Dow
Jones-Irwin, 1993. Melvin М. International money & finance, 4th ed. - Harper Collins,
N.Y.C., 1994.

ЧАСТЬ IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Проблема деятельности финансово-кредитных институтов в международных отношениях
имеет политические, экономические, социальные, юридические и иные аспекты. Так, большое ко-
личество национальных банков и кредитных институтов осуществляют операции в валюте более
чем 200 государств, а также в международных счетных единицах. Деятельность национальных
кредитных институтов распространяется не только на территорию национальных государств, где
они зарегистрированы, но и на территории иностранных государств. Данная деятельность будет
регламентироваться как нормами национального права, так и нормами международного и ино-
странного права (публичного и (или) частного). Однако к субъектам международных финансов
относятся не только субъекты, занимающиеся коммерческой деятельностью в сфере националь-
ных и иностранных отношений юридических и физических лиц, но и субъекты, традиционно опе-
рирующие в области международных публичных финансов.
Субъектами международных публичных финансов являются лица, признанные таковыми
согласно нормам международного (публичного) права, а именно суверенные государства; нации и
народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации;
государственноподобные образования (например, Ватикан); вольный город.
В отличие от международных публичных финансов субъектами, деятельность которых
осуществляется в области национальных финансовых и кредитных отношений, согласно нормам
национального права, являются физические и юридические лица, органы государства, в том числе
органы местной государственной власти.
В сфере отношений международных частных финансов основными субъектами являются
национальные и иностранные физические и юридические лица, государства (и их органы), иные
субъекты международного публичного права, а также лица, образованные субъектами междуна-
родного публичного и частного права (например, при предоставлении синдицированных креди-
тов).
В данной части учебника рассматриваются проблемы деятельности публичных институтов
в системе международных валютно-кредитных отношений. Взаимодействуя с коммерческими ин-
ститутами на мировых финансовых рынках, международные публичные институты имеют при
этом специфический статус, связанный с юрисдикционным иммунитетом при осуществлении опе-
раций в сфере публичных финансов. Субъекты международных публичных финансовых отноше-
ний посредством правового регулирования оказывают позитивное влияние на состояние регио-
нальных, национальных и международных финансово-кредитных рынков.
В разделе VIII рассматриваются статус государств в международной публичной сфере; во-
просы правопреемства государства в отношении госсобственности, госархивов и госдолгов; про-
блемы, связанные с иммунитетом государства и его органов от действия иностранных властей;
права государств в сфере международных финансов; основные принципы сотрудничества госу-
дарств в публичной финансовой сфере; межгосударственные кредиты и межправительственные
займы в историческом развитии системы международных публичных финансов; международное
финансирование и кредитование развивающихся государств; кризисы платежеспособности и меж-
дународные механизмы урегулирования внешних долгов государств; факторы, связанные с обра-
зованием, трансформацией и погашением внешнего долга СССР (России); валютные клиринги и
платежные союзы; положение центральных банков государств при осуществлении различных ви-
дов деятельности на международном и национальных финансовых рынках; соотношение норм
179
международного публичного и частного финансового права, эффективность их действия; судебная
практика в области международных публичных финансов.
Международные организации (как межправительственные, так и неправительственные)
оказывают влияние на развитие международных финансовых рынков. Выражая волю государств,
межгосударственные организации в пределах полномочий, выраженных в учредительных доку-
ментах, наряду с государствами регламентируют статус субъектов мировых финансовых рынков и
регулируют международные валютно-кредитные отношения.
Здесь же характеризуется правовая система, регулирующая отношения в области междуна-
родных публичных финансов. Кроме того, дается определение нормы международного права,
производится сравнение международного публичного и частного права, анализируется эффектив-
ность действия норм международного и национального права. Также дается характеристика меж-
дународного обычая и договора, проводится классификация международных договоров в зависи-
мости от отношений, регулируемых ими в области международных публичных финансов, рас-
сматривается судебная практика в области международных публичных финансов.
В разделе IX рассматриваются статус международных финансовых организаций и пробле-
мы, связанные с их деятельностью в области международных публичных финансов; нормативные
акты международных финансовых организаций, их юридическая сила, соотношение с нормами
национального и международного права; роль МВФ и МБРР; взаимодействие России и междуна-
родных финансовых организаций.

РАЗДЕЛ VIII. СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

Государство и его органы, а также международные организации являются основными субъ-
ектами, участвующими в реализации международных валютно-кредитных отношений. Взаимодей-
ствуя с коммерческими институтами на мировых финансовых рынках, международные публичные
институты имеют при этом специфический статус, связанный с юрисдикционным иммунитетом
при осуществлении операций в сфере публичных финансов. Субъекты международных публич-
ных финансовых отношений посредством правового регулирования оказывают позитивное вли-
яние на состояние региональных, национальных и международных финансово-кредитных рынков.

Глава 17. Государство как субъект международных публичных финансов
ЦЕЛИ

• Определить правовое положение государства в международной публичной сфере.
• Дефинировать иммунитет государств.
• Определить процедуры правопреемства в отношении государственной собственности,
госархивов и госдолгов.
• Регламентировать права и обязанности государств в области международных финансов.
• Определить принципы сотрудничества государств в сфере международных финансов.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ

Права и обязанности госу- Правосубъектность государства
дарств в финансовой сфере Основные принципы сотруд-
Правопреемство государств в ничества государств
отношении договоров, гос- Юрисдикционный иммунитет
собственности и госдолгов

1. ГОСУДАРСТВО - СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Суверенное государство является основным субъектом международного права, функцио-
нирующим в области международных публичных финансов, и представляет собой страну в меж-

180
дународных отношениях (в том числе экономических и финансовых), обладающую способностью
осуществлять международные права и обязанности.
К основным критериям, характеризующим государство как субъект международного пуб-
личного права (и международных публичных финансов), относятся следующие: территория, насе-
ление, публичная власть и способность вступать в отношения с другими государствами и субъек-
тами международного права.
Правосубъектность государства согласно нормам международного права включает право-
способность (способность иметь права и обязанности) и дееспособность (способность независимо
от иных субъектов осуществлять права и обязанности). Международная правоспособность и дее-
способность государства неразделимы, однако в истории международных отношений были слу-
чаи, когда государство, сохраняя статус субъекта международного права, было полностью или
частично недееспособным (например в период второй мировой войны государства, оккупирован-
ные Германией, сохраняли свою правоспособность, однако дееспособность в ограниченной мере
осуществлялась эмигрировавшими правительствами; подобная ситуация наблюдалась и в период
оккупации Кувейта Ираком).
Права и обязанности различных государств одинаковы независимо от их размеров, эконо-
мического и военного могущества и иных различий; они обусловлены природой государства и ха-
рактером международного сообщества на определенный исторический период развития и взаимо-
связаны. Основные права государств связаны с суверенитетом, что их существенно отличает от
иных субъектов международного публичного или частного права. Права государств соответствен-
но ограничены правами других государств и должны использоваться в соответствии с основными
принципами и нормами международного права.
Иммунитет государства. Участникам международных публичных и частных финансовых
отношений следует учесть, что юрисдикция государства должна осуществляться с соблюдением
иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет происходит из принципа суверен-
ного равенства, т.е. равный над равным власти не имеет (par in parem imperium non habet).
Исторически иммунитет был абсолютным и являлся необходимостью взаимодействия су-
веренных государств на территории друг друга (постоянные дипломатические представительства,
миссии, делегации и т.п.). Абсолютный иммунитет действовал как в публичной, так и в частной
сфере. С течением времени государство кроме публичных функций стало развивать функции ком-
мерческого и частноправового характера (торговля, приобретение товаров, движимого и недви-
жимого имущества, участие в финансовых операциях и т.д.). В настоящее время признается кон-
цепция не абсолютного, а ограниченного иммунитета, т.е. иммунитет ограничивается лишь теми
отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной (публичной) власти, а
также действиями, совершаемыми в силу (и в интересах) государственной власти (jure imperii); го-
сударство не обладает иммунитетом в правоотношениях коммерческого (непубличного) характера
(jure gestionis), так как юридические и физические лица, вступающие с иностранным государством
в такого рода отношения, не могут быть лишены правовой защиты согласно нормам национально-
го (гражданского, финансового, банковского и т.д.) и международного частного права.
Таким образом, иностранное государство осуществляет свою юрисдикцию с соблюдением
юрисдикционного иммунитета государств.
Правопреемство государств. При осуществлении операций на международных, регио-
нальных и национальных валютно-кредитных рынках каждому лицу, участвующему в сделках,
необходимо помнить, что сторона сделки - государство - может быть заменена (или выбыть из
сделки) в результате правопреемства. Безусловно, это может повлиять на эффективное исполнение
обязательств сторонами, реализацию прав и объем ответственности.
Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства
другим относительно ответственности за международные отношения какой-либо территории (на-
пример, при разделении одного государства на два и более; при образовании нового государства
на части территории; при переходе части территории от одного государства к другому).
Нормы международного права в отношении правопреемства содержатся в Венской конвен-
ции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о право-
преемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и
государственных долгов 1983 г., которые касаются только случаев правомерного правопреемства,
осуществляемого в соответствии с международным правом.
181
Правопреемство в отношении договоров. Правопреемство не затрагивает договоров, ус-
тановивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой террито-
рией, установленных в пользу иностранного государства. При переходе части территории от одно-
го государства к другому государству действует принцип подвижности границ, в соответствии с
которым пределы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государ-
ства.
При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в от-
ношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились
в силе в момент правопреемства. При объединении Сирии и Египта в Объединенную Арабскую
Республику (ОАР) это положение было закреплено во Временной конституции ОАР 1958 г. Пра-
вомерность такого решения была признана другими государствами, вместе с тем в 1960 г. между
СССР и ОАР был заключен протокол по вопросам осуществления советско-сирийского согла-
шения об экономическом и техническом сотрудничестве (т.е. некоторые государства в подобных
случаях имеют практику урегулирования отношений в области экономики, финансов и в иных об-
ластях посредством специальных соглашений).
Приведенные правила применяются и при присоединении одного государства к другому,
которое сохраняет свою правосубъектность. Исключением является вхождение ГДР в ФРГ: ГДР
утратила свою правосубъектность, ФРГ - сохранила (проблема состояла в том, что общественно-
политические, финансовые и правовые системы этих государств, а также их международные обя-
зательства существенно отличались). По согласованию между государствами договоры с участием
ГДР подлежали сохранению, пересмотру или аннулированию в зависимости от обеспечения дове-
рия, интересов участвующих государств и договорных обязательств ФРГ, а также с учетом инте-
ресов государств-членов ЕС, соответствия принципам свободного, демократического и правового
государственного устройства. Международные договоры с участием ФРГ сохранили свою силу и
распространили свое действие на территорию бывшей ГДР, что было закреплено в договоре об
объединении Германии в 1990 г.
Если при разделении государства одна из его частей продолжает существовать как государ-
ство-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений, за исключени-
ем тех договоров, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией (что относится как
к членству в ООН, так и в отношении членских взносов и иных финансовых обязательств).
Относительно государства, образовавшегося на отделившейся территории, имеются две
различные концепции.
1) Новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника. В
1947 г. при отделении Пакистана от Индии Секретариат ООН заявил, что в "международном ста-
тусе Индии нет изменении и она продолжает существовать как государство со всеми договорными
правами и обязанностями и, следовательно, со всеми правами и обязанностями члена ООН. Паки-
стан будет новым государством и не будет обладать правами и обязанностями прежнего государ-
ства и, разумеется, не будет членом ООН".
2) Договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для государств-
преемников (ст. 34 п. 1 Венской конвенции о правопреемстве в отношении договоров).
Роль политических факторов в решении вопросов правопреемства является существенной.
После распада Югославии вновь образованные государства были приняты в члены ООН. Вместе с
тем в резолюции Совета Безопасности ООН от 30 мая 1992 г. говорилось о том, что "претензия
Федеративной Республики Югославия (Сербия и Черногория) на автоматическое продолжение
членства СФРЮ в ООН не является общепринятой". В другой резолюции Совет Безопасности
ООН указал, что "государство СФРЮ прекратило свое существование".
Распад СССР, закрепленный рядом нормативных документов, является специфическим
правопреемством. Например, в Алма-Атинской декларации стран СНГ 1991 г. указано: "С образо-
ванием Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование"; участники
СНГ гарантируют "...выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и со-
глашений бывшего СССР". Однако на практике генеральным правопреемником СССР, согласно
концепции, признанной большинством государств, стала Россия, и именно на нее была возложена
ответственность за выполнение международных обязательств СССР. Все правопреемники СССР
становятся участниками заключенных им многосторонних договоров. Двусторонние договоры со-

182
храняются за Россией (исключение составляют те договоры, которые непосредственно связаны с
территорией государства-правопреемника).
Новое независимое государство (территория которого являлась зависимой территорией) не
обязано соблюдать какой-либо договор государства-предшественника, который в момент право-
преемства имел силу в отношении его территории. Венская конвенция о правопреемстве в отно-
шении договоров 1978 г. определила право нового независимого государства путем уведомления
определять свой статус в отношении многосторонних договоров (в договорах с ограниченным
числом участников новое независимое государство может стать участником договора только с со-
гласия всех участников договора). Двусторонние договоры остаются в силе только в случае согла-
сия как новой стороны по договору, так и прежнего участника.
На практике новые независимые государства заявляют о полном правопреемстве в отноше-
нии договоров, чтобы не оказаться в экономико-правовом вакууме.
Следует отметить, что международное право связывает правопреемство только с изменени-
ем территории. Конституционные и даже неконституционные перемены в форме правления (мо-
нархия - республика), перемены в форме государственного устройства (федерация - унитарное го-
сударство) не влияют на обязательную силу международных обязательств государства. Вместе с
тем другая сторона международного договора вправе отказаться от продолжения отношений по
договору, ссылаясь на норму относительно коренного изменения обстоятельств как основание для
прекращения договора ("наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согла-
сия участников на обязательность для них договора" - ст. 62, п. 1 Венской конвенции о правопре-
емстве в отношении договоров).
Правопреемство в отношении государственной собственности и государственных ар-
хивов. Государственная собственность может выступать объектом, обеспечивающим междуна-
родные обязательства (в том числе финансовые) государства. Нормы международного права по
данному вопросу содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении го-
сударственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. и ка-
саются только государственной собственности государства-предшественника. Режим правопреем-
ства не распространяется на права и обязательства юридических и физических лиц. Государствен-
ная собственность государства-предшественника, согласно ст. 8 Конвенции, - это "имущество,
права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внут-
реннему праву государства-предшественника, этому государству". Согласно общему правилу, пе-
реход государственной собственности осуществляется без компенсации, если стороны не догово-
рились об ином (ст. 11).
Собственность объединяющихся государств переходит к объединенному государству. При
передаче части территории государства недвижимая собственность государства-предшественника,
являющаяся объектом правопреемства, переходит к государству-правопреемнику; движимая соб-
ственность (например, самолеты, автомобили, подвижной состав железных дорог, другие транс-
портные средства, оружие) переходит к государству-правопреемнику, если собственность была
связана с деятельностью государства-предшественника в отношении передаваемой территории
(ст. 14). Аналогичные правила применяются и в других случаях: при отделении части территории
и образовании на ней государства, а также при разделении государства. Закрепление имущества
производится посредством специальных соглашений. Движимая и недвижимая собственность го-
сударства-предшественника, находящаяся за границей государства, переходит к государствам-
преемникам на основе справедливости или на компенсационной основе.
Архивы представляют большую ценность для организации государства (в том числе при
организации денежно-кредитной системы в национальных или международных отношениях), а
также для исполнения обязательств при возникновении споров. Государственные архивы - это со-
вокупность документов любой давности, произведенных или приобретенных государством-
предшественником, которые принадлежат ему согласно его внутреннему праву и хранятся им. По
общему правилу, переход архивов не сопровождается компенсацией (ст. 23). Правопреемство не
касается архивов, которые находятся на территории государства-предшественника, но принадле-
жат третьему государству, согласно внутреннему праву государства-предшественника. Не подле-
жат правопреемству архивы третьих стран, являющиеся предметом международного договора.
При правопреемстве соблюдается принцип целостности архивов. При объединении государств ар-
хивы переходят к объединенному государству. Для иных ситуаций часть архивов государства-
183
предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в интересах
нормального управления его территорией, переходит к этому преемнику; часть архивов, имеющая
непосредственное отношение к территории государства-преемника, также переходит к последне-
му.
Правопреемство в отношении государственных долгов. Венская конвенция 1983 г. рег-
ламентирует отношения, связанные с государственными долгами, к которым отнесены любые фи-
нансовые обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта междуна-
родного публичного права, возникшие в соответствии с международным публичным правом. Фи-
нансовые обязательства государства в отношении физических и юридических лиц, возникшие при
взаимодействии на международных, региональных и национальном финансовых рынках, остаются
вне сферы предмета Конвенции и регламентируются нормами национального (гражданского, фи-
нансового, банковского и т.п.) и международного частного права. Вместе с тем и такие долги яв-
ляются предметом правопреемства.
Решение проблем внутреннего долга бывшего СССР было определено специальным согла-
шением 1992 г. Участники приняли на себя обязательства по погашению государственного долга
СССР перед населением в суммах пропорционально остатку задолженности, числящейся на ба-
лансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждого из них. Остальная задолженность
Госбанку СССР, Госстраху СССР и т.д. должна быть возвращена из соответствующей доли каж-
дого участника в произведенном национальном доходе и использованном объеме капитальных
вложений из союзного бюджета.
Основным принципом Венской конвенции стал следующий: "Правопреемство государств
...не затрагивает прав и обязательств кредиторов" (ст. 36). Общее правило правопреемства: долг
государства-предшественника переходит к правопреемникам в справедливой доле, определяемой
на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему государст-
ву-правопреемнику в связи с данным государственным долгом. (По поводу государственных дол-
гов СССР между союзными республиками был заключен многостронний Договор о правопреем-
стве в отношении внешнего долга и активов СССР 1991 г., который определил понятие внешнего
государственного долга и активов, однако долг не был распределен пропорционально, что обост-
рило отношения с иностранными государствами и международными организациями. Россия пред-
ложила (постановление Правительства от 17 мая 1993 г.), чтобы доли бывших союзных республик
определялись с учетом фактического количества государств, подписавших Договор 1991 г.; доли
неучаствующих государств перераспределяются между участниками; республики передают Рос-
сии обязательства по выплате доли этих государств; в целях компенсации республики передают
России свои доли в активах бывшего СССР.)
Венская конвенция 1983 г. установила, что никакой государственный долг государства-
предшественника не переходит к новому независимому государству, если не имеется специально-
го согласия последнего, выраженного в договоре.
Таким образом, субъекты международных публичных финансов обязаны учитывать нормы
и практику, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров (связанных, напри-
мер, с международными кредитами и займами), собственности, архивов и государственных долгов
при операциях на международных финансовых рынках.

2. ПРАВА ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>