<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


В области международных публичных финансов государство в лице государственных ор-
ганов (например, Правительство, Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономи-
ческих связей, Министерство торговли, Министерство финансов, Центральный банк и т.д.) и офи-
циальных должностных лиц (президент, премьер-министр) имеет право осуществлять следующие
виды деятельности: участвовать в международных экономических и финансовых конференциях;
участвовать в деятельности международных (межгосударственных) организаций; заключать меж-
государственные договоры в отношении экспорта-импорта товаров и услуг; участвовать в клирин-
говых, платежных и валютных соглашениях; заключать межгосударственные договоры аренды
движимого и недвижимого имущества, залога, ипотеки и т.п.; заключать межгосударственные до-
говоры, в том числе по предоставлению (получению) кредитов, займов, инвестированию, финан-
сированию; осуществлять операции с золотом и драгоценными металлами; эмитировать государ-
184
ственные казначейские обязательства, ценные бумаги; обеспечивать финансовыми и иными гаран-
тиями сделки различных юридических и иных лиц; предоставлять безвозмездную финансовую
помощь и т.д.
Таким образом, государство осуществляет любые виды деятельности при осуществлении
операций на национальном, иностранных, региональных и международном финансовых рынках.

РЕЗЮМЕ

Государство является основным субъектом международных валютно-кредитных отноше-
ний. Государство и его органы имеют юрисдикционный иммунитет от действий иностранных вла-
стей, если их функции исполняются в публичной сфере. Государства имеют неограниченные пра-
ва как в публичной, так и в частной области в сфере международных финансов. Взаимовыгодное
сотрудничество государств в международной публичной сфере осуществляется на основе принци-
пов международного права.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Какие права имеет государство в сфере международных финансов?
2) Раскройте сущность основных принципов сотрудничества государств в сфере междуна-
родных публичных финансов.
3) Как вы понимаете юрисдикционный иммунитет государства?
4) Какие виды правопреемства государств вы знаете?

Глава 18. Центральные банки в системе международных финансов
ЦЕЛИ

• Изучить правовое положение центрального банка государства.
• Проанализировать функции центрального банка при осуществлении различных видов
деятельности на международном и национальных финансовых рынках.
• Рассмотреть международные стандарты банковской деятельности.

1. СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Традиционно в системе международных экономических отношений центральные банки го-
сударств действовали и в основном действуют согласно нормам национального права, которые,
как правило, выражены в форме законов, например, Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-
ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Закон о Федеральной ре-
зервной системе США; Закон Ирландии 1989 г. "О Центральном банке"; Закон Австралии 1959
г."0 Резервном банке"; Закон Германии 1957 г. "О Федеральном банке" и т.д.
Организационная структура государственных органов, выполняющих функцию банковско-
го контроля и надзора, характеризуется значительным разнообразием, однако, как правило, цен-
тральное место в ней занимает именно национальный банк страны. В Великобритании, Италии и
Нидерландах контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков непосредственно осуще-
ствляют национальные центральные банки (в России функции надзора выполняет Контрольно-
ревизионное управление Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее ревизии
главных территориальных управлений Центрального банка, Департамент банковского надзора и
Управление инспектирования коммерческих банков). В Германии, США и Японии существует
смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по контролю и над-
зору с иными органами государства. Только в Канаде и Швейцарии государственные органы кон-
троля и надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов на территории государства
отделены от центральных банков.
Будучи "банком банков", каждый национальный банк имеет следующие цели:
- защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам;
185
- развитие и укрепление финансово-кредитной системы национального государства;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;
- регулирование, контроль и надзор за деятельностью национальных и иностранных финан-
сово-кредитных институтов.
Национальный банк является юридическим лицом, находится в государственной собствен-
ности и в соответствии с уставными целями осуществляет полномочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом Банка. Изъятие и обременение обязательствами имущества нацио-
нального банка без его согласия не допускаются. Банк осуществляет свои расходы за счет собст-
венных доходов. Как правило, центральный банк подотчетен парламенту.
Центральный банк выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государствен-
ную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости нацио-
нальной валюты;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором в последней инстанции для кредитных организаций, организует
систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчет-
ности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает
лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с феде-
ральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению все виды банковских операций, необ-
ходимых для выполнения основных задач Банка;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже ино-
странной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль;
12) принимает участие в составлении платежного баланса;
13) проводит анализ и прогнозирование состояния национальной экономики в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публи-
кует соответствующие материалы и статистические данные.
Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты,
обязательные для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц. Для осу-
ществления своих функций центральный банк имеет право запрашивать и получать у кредитных
организаций и федеральных органов исполнительной власти необходимую информацию.
Центральный банк имеет право участвовать в капиталах и деятельности международных
организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной,
банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Взаимо-
отношения центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществ-
ляются в соответствии с международными договорами, национальным правом, а также межбан-
ковскими соглашениями.
Центральный банк представляет интересы государства во взаимоотношениях с централь-
ными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных
валютно-финансовых организациях.
Центральный банк выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капи-
тала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кре-
дитных организаций иностранных государств на национальной территории в соответствии с по-
рядком, установленным национальным правом.
Центральный банк устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют
по отношению к национальной валюте, является органом государственного валютного регулиро-
вания и валютного контроля (Банк России осуществляет эту функцию в соответствии с Законом
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" 1991 г. и федеральны-
ми законами).
186
Для осуществления международных функций центральный банк имеет право открывать
представительства за границей.
Центральный банк является органом банковского регулирования и надзора за деятельно-
стью кредитных организаций и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными ор-
ганизациями банковского законодательства и нормативных актов.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банков-
ской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Центральный банк, как правило, не
вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций.
Надзор и контроль центрального банка осуществляется в виде лицензирования, регулиро-
вания и контроля за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности коммерче-
ских банков.
Центральный банк устанавливает обязательные для кредитных организаций правила про-
ведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бух-
галтерской и статистической отчетности.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций центральный банк может уста-
навливать им следующие обязательные нормативы:
- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций,
минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
- предельный размер неденежной части уставного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- нормативы ликвидности кредитной организации;
- нормативы достаточности капитала;
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
- размеры валютного, процентного и иных видов риска;
- минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
- нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций)
других юридических лиц;
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком сво-
им участникам (акционерам).
В случае нарушения кредитной организацией законов, нормативных актов и предписаний
центрального банка, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной
информации центральный банк имеет право требовать от кредитной организации устранения вы-
явленных нарушений и применить санкции (например, ограничить проведение отдельных опе-
раций на определенный срок; реорганизовать кредитную организацию или изменить для нее обя-
зательные нормативы; назначить временную администрацию по управлению кредитной организа-
цией; отозвать лицензию на осуществление банковских операций).
На центральный банк также возложены контроль и ответственность за нарушения правил
коммерческими банками, которые вызвали кризис ликвидности или кризис международной бан-
ковской системы. Банком международных расчетов был утвержден принцип индивидуальной и
коллективной ответственности центральных банков за финансирование банков, производящих
операции на еврорынках, однако для таких интервенций не была предусмотрена автоматичность:
финансовую помощь центральные банки могли предоставлять только банкам, ставшим банкрота-
ми объективно в результате ухудшения рыночной ситуации, в отличие от тех банков, которые ста-
ли банкротами по субъективным причинам - в результате активных спекулятивных операций (на-
пример, банк "Herstatt") на мировых финансовых рынках. Данный принцип был применен на прак-
тике: Федеральная резервная система США привлекла государственные фонды, чтобы банкротст-
во "Continental Illinois", восьмого американского банка, произошедшее в апреле 1984 г., не поста-
вило в затруднительное положение международные банки, обеспечивающие значительную часть
его финансирования; Банк Франции и французские банки в 1988 г. решили организовать спасение
размещавшегося в Париже иностранного банка "Al Saudi Bank" для того, чтобы избежать проблем
возврата кредитов, предоставленных этому банку из иностранных финансовых центров.


187
Центральные банки ответственны за общий риск ликвидности банков в их национальной
валюте. Например, в 1987 г. национальные центральные банки промышленно развитых государств
предоставили достаточные ликвидные средства для ликвидации биржевого кризиса.
Таким образом, при выполнении функций по контролю и надзору центральные банки осу-
ществляют нормативное регулирование и финансовое обеспечение национальных и международ-
ных финансово-кредитных отношений, т.е. центральный банк государства осуществляет властно-
волевое воздействие по отношению ко всем субъектам, связанным с национальной финансово-кре-
дитной системой.
Коммерческая деятельность центральных банков. Несмотря на перечисленные функции
по контролю и надзору за банковской деятельностью, при реализации которых национальные бан-
ки выступают в качестве органа государства, центральные банки имеют право осуществлять ком-
мерческие операции. Клиентами центральных банков являются национальное и иностранные пра-
вительства, коммерческие банки, международные организации и иные лица.
При осуществлении коммерческих операций центральный банк получает прибыль (только
в 1985 г. прибыль Банка Англии составила около 106 млн. ф. ст.). Получение прибыли не является
целью деятельности центрального банка (банк не является налогоплательщиком), как правило, она
направляется в федеральный бюджет (согласно Федеральному закону от 05.06.96 № 62-ФЗ "О пе-
речислении прибыли Центрального банка РФ" прибыль Центрального банка РФ (уставный капи-
тал - 3 млрд. руб.) за 1994 г. в размере 5,0 трлн. руб. была направлена в федеральный бюджет).
Центральные банки оказывают примерно те же услуги своим клиентам, что и коммерче-
ские банки и финансово-кредитные институты (предоставление кредитов, займов, проведение
консультаций и т.д.), например, Банк России имеет право осуществлять следующие операции с
российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и
другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, то-
варное происхождение, со сроками погашения не более 6 месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со
сроками погашения не более 1 года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязатель-
ства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организа-
циями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в
управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления
финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории
Российской Федерации и иностранных государств;
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено за-
коном.
При этом Банк России имеет право осуществлять операции на комиссионной основе, за ис-
ключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечением для кредитов Центрального банка могут выступать золото и другие драго-
ценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной
валюте со сроками погашения до 6 месяцев; государственные ценные бумаги; иные ценности, а
также гарантии и поручительства.
Кроме основных операций по предоставлению кредитов и займов, в настоящее время цен-
тральные банки осуществляют и новые операции, которые были легализованы на рынках еврова-
лют.

2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
188
Изменяется ли статус центрального банка, если он осуществляет свою деятельность на ме-
ждународных финансово-кредитных рынках за пределами юрисдикции национального государст-
ва (и иногда вне сферы юрисдикции иностранного государства)?
Предметом отношений, возникающих в результате международной деятельности как цен-
тральных, так и коммерческих банков, являются: национальная или иностранная валюты, коллек-
тивная валюта (к основным относятся: международная - СДР и европейская - ЭКЮ, евро), золото
и иные драгоценные металлы; платежные документы (аккредитивы, векселя и т.д.) и ценные бума-
ги (акции, облигации и т.п.) в иностранной или коллективной валютах и иные ценности, функцио-
нирующие в международных валютно-кредитных операциях и международных расчетах.
Таким образом, происхождение предмета отношений международной банковской деятель-
ности не связано непосредственно с функционированием конкретного центрального банка какого-
либо государства. Судьба предмета отношений международной банковской деятельности зависит
от совокупных действий всех лиц мирового финансово-кредитного рынка, и в первую очередь от
эмитентов, как правило, центральных банков или международных организаций.
В результате анализа развития мировых финансовых рынков можно прийти к выводу о том,
что участниками валютно-кредитных, расчетных и иных отношений, возникающих в результате
функционирования мирового хозяйства, являются субъекты как международного публичного пра-
ва (национальные государства в лице различных государственных органов (в том числе централь-
ные банки) и межгосударственные (международные, региональные и иные) организации, так и
субъекты международного частного права (национальные и иностранные юридические лица (фи-
нансово-кредитные институты, коммерческие банки, транснациональные корпорации, биржи и
т.п.) и физические лица.
Казалось бы, что статус указанных субъектов достаточно точно определен приведенными
подсистемами международного права. Однако некоторые ученые, в частности Г.К. Дмитриева,
выделяют особенные "предприятия", возникающие в силу международного договора (Междуна-
родный банк реконструкции и развития - МБРР) или на основании внутреннего закона одного или
двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Банк международных
расчетов - БМР), определяя их как международные юридические лица.
Данная позиция заслуживает особого внимания: МБРР и БМР, а также иные подобные им
образования (например, Европейский фонд валютно-экономического сотрудничества - ЕФВЭС)
имеют основные элементы, которые могли бы в некоторой мере определять новый вид субъекта
международного права (соответственно, международных публичных финансов), - международное
юридическое лицо. Это объясняется, во-первых, тем, что они созданы на основе норм междуна-
родного публичного и международного частного права; во-вторых, указанные лица не имеют на-
циональности (они не имеют одного государства регистрации, согласно которому можно было бы
определить национальность и личный статут образованного лица); в-третьих, их деятельность на
международных финансовых рынках имеет международный характер, хотя и в определенной мере
учитывает интересы национальных государств; в-четвертых, функционирование международных
юридических лиц регламентировано нормами как международного (публичного и частного) права,
так и нормами национального права различных государств и обусловлено экономической целесо-
образностью.
Как видим, международные юридические лица, часто учрежденные национальными цен-
тральными банками государств и иными лицами (например, учредителями БМР являются не пра-
вительства, а центральные банки Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Японии и амери-
канские частные кредитные институты "J.P. Morgan", "First National Bank of Chicago", "Bank of
New York"), имеют ограниченные свойства и способности (правосубъектность) субъектов между-
народного публичного права (в основном равные правам международных экономических органи-
заций: очевидно, например, право Европейского фонда валютно-экономического сотрудничества
(прообраза будущего Европейского центрального банка) на заключение международных соглаше-
ний по поводу регулирования европейской валютной системы, соглашений об организации и
принципах сотрудничества с государствами, не являющимися членами ЕС, соглашений с государ-
ствами-членами ЕС относительно управления специальными фондами, издание рекомендательных
и обязательных для исполнения различными субъектами, в том числе государствами, междуна-
родных нормативных актов и т.д.), а также уникальные (универсальные) правоспособность и дее-
189
способность юридических лиц субъектов международного частного права (в некоторой степени
национального гражданского и финансового права).
Вместе с тем представляется несколько односторонней позиция А.Б. Альтшулера, которая
состоит в том, что только материальные и процессуальные нормы национального гражданского
права могут регламентировать поведение рассматриваемых международных юридических лиц на
международных финансовых рынках. Этого в настоящее время недостаточно, так как регули-
рование различных видов международных экономико-правовых отношений, в первую очередь на
европейском рынке (регламентация валютных курсов, валютная интервенция, правила предо-
ставления синдицированных кредитов и т.д.), регламентируется как нормами национального (гра-
жданского, государственного, валютного и административного) права государств-членов ЕС, так и
нормами общего международного и европейского права публично- и частноправового характера.
Исследуя данную проблему, можно сделать заключение о том, что отношения, возникаю-
щие между указанными ранее субъектами, включают в себя совокупность как экономических, так
и правовых отношений, а именно национальных и международных экономических отношений
(отношений в системе мирового хозяйства, международных финансов, денежного обращения,
кредита и др.), а также национальных и международных правоотношений, регламентирующих
развитие системы мирового хозяйства (гражданско-правовых, государственно-правовых, валютно-
правовых, административно-правовых и международно-правовых отношений).
Резюмируя данный тезис, следует подчеркнуть, что источниками регулирования указанных
отношений будут не только нормы международного публичного и частного права, выраженные в
форме международных договоров, обычаев, единообразных международных законов, кодексов
поведения и т.д. (включая в определенных случаях и коллизионные нормы), но и объективные за-
коны и принципы экономического развития системы мирового хозяйства (последние Е.П. Андреев
несколько неточно называет, определяя их как "нормы объективного права"), которые могут быть
отражены в нормативных актах международных организаций, регламентирующих деятельность
центральных банков государств на международных финансовых рынках.
Таким образом, существование международных юридических лиц, образуемых централь-
ными банками, объективно предполагает, что они по своей природе являются субъектами общей
системы международного права (в которой основными равноправными подсистемами являются
международное публичное право и международное частное право), объективно и многосторонне
регламентирующей прогрессивное развитие международных экономических отношений, в том
числе отношений, возникающих в сфере международных публичных финансов.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С конца 60-х гг. эксперты центральных банков предлагали создать систему международно-
го контроля за международными финансовыми рынками, поскольку деятельность коммерческих
банков подрывала валютную политику центральных банков и органов валютного контроля.
Однако введение системы международного контроля противоречило бы принципам Брет-
тон-Вудских соглашений или ОЭСР в части свободы международного движения капиталов.
С начала 80-х гг. в международных финансовых центрах (Гонконг, Сингапур, Каймановы
острова и др.) самопроизвольно начался процесс дерегламентации, который сопровождался посте-
пенной отменой национальных норм в сфере валютного контроля.
Идея международного контроля трансформировалась в согласованные действия централь-
ных банков, производимые на консультационной основе. Центральные банки стали укреплять ус-
тойчивость международной банковской системы не посредством международного кодекса кон-
троля, а посредством систематизации национальных правил и практики в форме рекомендаций.
До этого времени усилия центральных банков были сконцентрированы на повышении сте-
пени прозрачности рынков; приспособлении техники и сферы предварительного наблюдения за
рынками и банками для того, чтобы обеспечить эффективность на международном уровне; укреп-
лении балансов кредитных учреждений (особенно собственных средств); уменьшении на нацио-
нальном уровне рисков кризиса, которые могли быть следствием неплатежеспособности банков
или недостаточной ликвидности рынка,
С 1965 г. БМР по поручению центральных банков наблюдал за статистикой эволюции меж-
дународных рынков капитала. Ежеквартальные отчеты БМР и необходимость осуществления эф-
190
фективного контроля способствовали унификации национальных правил бухгалтерского учета и
статистической отчетности в финансово-кредитной сфере.
В 1974 г., после срыва в работе трех крупных банков, - "Нег-statt" (Германия), "Banca Pri-
vata Italiana" (Италия) и "Franklin National Bank" (США), - был создан Наблюдательный комитет
(объединяющий экспертов центральных банков основных промышленно развитых стран), который
выработал "принципы для контроля за банковскими учреждениями за границей" - Базельский кон-
кордат (1975 г.).
Целью Базельского конкордата было усиление контроля за деятельностью банков путем
организации распределения задач между центральными банками таким образом, чтобы ни одно
заграничное отделение крупного международного банка не могло избежать соответствующего
контроля со стороны хотя бы одного эмиссионного института. На практике центральным банкам
рекомендуется распространять наблюдение за платежеспособностью своих национальных банков
и на их иностранные отделения, в особенности с использованием консолидированных бухгалтер-
ских документов. Кроме того, контроль за ликвидностью отделений и филиалов иностранных бан-
ков следует осуществлять, в первую очередь, центральным банкам по месту нахождения ино-
странных отделений и филиалов коммерческих банков.
Эти рекомендации были дополнены в 80-е гг. Наблюдательный комитет рекомендовал цен-
тральным банкам наблюдать за эволюцией забалансовых операций банков, подверженных особым
рискам; предложил систему классификации, позволяющую оценивать новые риски банковских
операций, и рекомендовал национальным центральным банкам наблюдать за этими операциями на
мировых финансовых рынках.
Основное достижение Наблюдательного комитета состоит в том, что при его содействии и
участии центральных банков промышленно развитых стран было заключено Базельское соглаше-
ние 1988 г.
Соглашение предусматривает, что все международные банки . будут действовать в одном
режиме (это касается их собственного капитала). Соглашение дает определение собственного ка-
питала, который должен формироваться наполовину из капитала и резервов, отображенных в фи-
нансовых отчетах, возможного сальдо скрытых резервов, некоторых резервов на покрытие долгов
и смешанных финансово-долговых инструментов. Соглашение определяет рисковые активы (все
банковские активы, в том числе забалансовые обязательства, при этом каждый тип активов взве-
шен в соответствии с уровнем риска), а также формулирует минимальный коэффициент рисковых
активов для кредитных учреждений: собственные средства каждого учреждения должны состав-
лять (с 1991 г.) по меньшей мере 8% от активов, взвешенных в соответствии с уровнем риска, при-
чем рассчитывать эти коэффициенты по каждому банку было поручено национальным централь-
ным банкам. Соглашение указывает, что центральные банки, соблюдая установленные минимумы,
будут использовать определенные в нем правила в международной и национальной практике и
имплементировать их в национальную систему права.
Базельское соглашение знаменует собой основной этап в международной финансовой и
банковской системах: впервые стали применяться идентичные правила минимальной платежеспо-
собности ко всем крупным международным банкам.
В настоящее время Наблюдательный комитет занимается также иными проблемами бан-
ковской практики: методами формирования резервов для покрытия долгов, правилами бухгалтер-
ского учета рисков по свопам, контролем ликвидности и т.д.
Таким образом, центральные банки при содействии международных организаций внедряют
в национальную практику международные правила, сформированные на основе согласованных
координационных действий центральных банков на международном уровне.

РЕЗЮМЕ

Государство активно регламентирует предоставление международных кредитов и займов,
используя при этом различные формы. Развивается тенденция предоставления международных
кредитов по линии международных организаций (МВФ, МБРР и т.д.) с использованием финансо-
вых средств мировых финансовых рынков. Межгосударственное сотрудничество в сфере много-
сторонних клиринговых, платежных и валютных союзов позволяет государствам на коллективной
основе позитивно решать проблемы в международной валютной и финансовой областях.
191
Центральные банки, образованные согласно нормам национального права, являются основ-
ным звеном управления международными, региональными и финансовыми рынками, несмотря на
существование иных субъектов международного права, влияющих на их развитие. В международ-
ных финансах статус каждого центрального банка должен отражать определенную независимость
от иных лиц в целях выполнения функций по обеспечению стабильного развития международной,
региональных и национальных валютных систем. Статус центральных банков будет изменяться и
уже изменяется, о чем свидетельствует эффективная деятельность ЕФВЭС, интегрирующего дея-

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>