<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тельность европейской системы центральных банков.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Определите статус центрального банка на основе норм национального и международно-
го права.
2) Опишите особенности коммерческой деятельности центральных банков.
3) Что включают в себя международные стандарты банковской деятельности?

Глава 19. Правовое регулирование международных
валютно-кредитных отношений
ЦЕЛИ

• Дефинировать нормы международного права.
• Определить соотношения международного публичного и частного права.
• Регламентировать принципы сотрудничества государств в публичной финансовой сфе-
ре.
• Объяснить понятия "международный обычай" и "конвенция", классифицировать меж-
дународные договоры в зависимости от отношений, регулируемых ими в области меж-
дународных публичных финансов.
• Обобщить соотношения действия норм международного и национального права.
• Изучить судебную практику в области международных публичных финансов и приме-
нение "доктрины политического вопроса".

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ

Доктрина политического Источник международного
вопроса права
Императивные нормы и Международная конвенция
диспозитивные нормы Международный обычай
Международное право
Норма международного права

1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Международное право является особой системой права, существенно отличающейся от на-
циональных систем права: в ней не имеется высшей власти, которой были бы подчинены все лица
и субъекты национального или международного права, не имеется законодательных, исполни-
тельных и судебных органов, подобных тем, которые существуют в отдельных государствах. Ме-
ждународное право отличается от национального права по социальной сущности, по субъектам,
способу образования норм, по объектам регулирования, по способам функционирования и т.д.
Международное право по социальной сущности имеет общедемократический характер, по-
скольку его нормы создаются путем согласования воли субъектов международного права и не за-
висят от социальной сущности государств.
Субъектами международного (публичного) права являются суверенные государства; нации
и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организа-
ции и некоторые государственноподобные образования, в частности Ватикан. В отличие от этого
192
субъектами национального права являются физические и юридические лица, а также государст-
венные органы.
Международное право регулирует отношения международного характера и оказывает кос-
венное влияние на регламентацию отношений внутри государств, если последние не выразили со-
гласия по поводу прямого регулирования указанных отношений. Национальное право распростра-
няет свое действие только в пределах юрисдикции национального государства; национальное пра-
во посредством норм может регламентировать только поведение субъектов национального' права
в межгосударственной системе (однако такие нормы национального права не являются нормами
международного права).
Исходя из изложенного, международное (публичное) право можно определить как систему
правовых норм, которая создается субъектами международного права в процессе согласования их
воли, регулирующих международные отношения. Соблюдение этих норм обеспечивается в случае
необходимости принуждением, осуществляемым субъектами международного права, как правило,
государствами и (или) межгосударственными организациями.
В отличие от международного публичного права (обычно именуемого международным
правом), международное частное право находится в основном вне межгосударственной системы
отношений, его нормы регулируют гражданско-правовые, финансовые, имущественные, семей-
ные, трудовые и иные частноправовые отношения с участием как национальных, так и иностран-
ных или международных лиц.
Деятельность различных видов государственных и негосударственных финансово-
кредитных институтов связана с публичными и частными персоналиями, поэтому на развитие их
деятельности оказывают влияние и международное публичное право, и международное частное
право, являющиеся подсистемами специфической системы права - международного права.

2. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СФЕРЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

В теории права правовая норма дефинируется как обобщенное правило поведения. Норма
международного права - это правило поведения, которое регулирует отношения на международ-
ном, региональном или локальном уровнях определенных субъектов международного права.
Нормы международного права, как и национального права, являются юридически обяза-
тельными, в этом состоит их главное отличие от норм социальных, моральных, религиозных и
иных, функционирующих в международных и национальных отношениях. Они подразделяются на
диспозитивные (нормы, от которых субъекты международного права могут отступать по взаимно-
му согласию) и императивные или jus cogens.
Таким образом, при установлении, изменении и реализации диспозитивных норм субъекты
международного права не становятся правонарушителями международного права, несмотря на то,
что по предмету их регулирования могут действовать иные нормы международного права. Когда
устанавливаются или реализуются императивные нормы международного права, то последние не
должны противоречить уже имеющимся нормам jus cogens, иначе субъекты, их устанавливающие
или реализующие, будут признаны правонарушителями.
Впервые положения относительно императивных международно-правовых норм были за-
фиксированы в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в ст. 53 которой
сказано: "Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императив-
ной норме общего международного права... императивная норма общего международного права
является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в
целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только по-
следующей нормой общего международного права, носящей такой же характер".
Для обеспечения реализации норм международного права существуют санкции. Примене-
ние санкций - весьма слабое место в международном праве, поскольку в межгосударственных от-
ношениях нет таких институтов (идентичных внутригосударственным), которые могли бы (адек-
ватно внутренним действиям государств) гарантировать осуществление международных норм.
Международное право предусматривает применение санкций самими государствами индивиду-
ально или коллективно, а также международными организациями, которые наделяются все более
значительными полномочиями в указанной сфере. Количество видов санкций, которые могут
193
применяться субъектами международного права, постоянно уменьшается, но вместе с тем госу-
дарства имеют право применять различные действия дипломатического характера, включая раз-
рыв дипломатических отношений, ограничения экономических, финансовых, научно-технических
и иных связей, а также частичный или полный отказ от предоставления информации о деятельно-
сти государства, ограничения по поводу доступа к информации и ее использованию и т.д.
Нормы международного права существуют в различных международно-правовых источни-
ках. Несмотря на различие теоретических концепций относительно видов и статуса источников
международного права, по этому вопросу имеется международное соглашение, участниками кото-
рого являются большинство государств. В ст.38 Статута Международного суда прямо указано,
что: "... Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права,
применяет:
- общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
- международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила,
определенно признанные спорящими государствами;
- международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве
правовой нормы;
- с оговоркой, указанной в ст.59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицирован-
ных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства
для определения правовых норм".
Основные принципы международного права можно определить как общепризнанные нор-
мы, имеющие существенное, наиболее важное значение для обеспечения нормального функцио-
нирования межгосударственной системы отношений. В Декларации о принципах международного
права 1970 г., в которой упоминается о действии семи принципов международного права, указы-
вается, что "добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся друже-
ственных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное исполнение госу-
дарствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для под-
держания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации
Объединенных Наций".
Кроме Устава ООН и Декларации о принципах международного права 1970 г., основные
принципы международного права содержатся также в Заключительном акте Хельсинкского сове-
щания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
Основные принципы международного права можно условно классифицировать на три
группы:
1) принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, соци-
альных и политических систем;
2) принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безо-
пасности: принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения междуна-
родных споров; принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости после-
военных границ;
3) общие принципы международного сотрудничества: принцип суверенного равенства го-
сударств; принцип невмешательства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип
сотрудничества государств; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного выпол-
нения обязательств.
Субъекты международного права, а также все лица, осуществляющие международную фи-
нансовую и денежно-кредитную деятельность, безусловно обязаны соблюдать основные принци-
пы международного права.
Международные конвенции (договоры) - это явно выраженные соглашения между субъек-
тами международного права, призванные регулировать их отношения посредством создания вза-
имных прав и обязанностей. В зависимости от уровня, на котором заключен договор, заключаются
договоры межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В зависимости от
количества участников различают двусторонние и многосторонние договоры (среди последних
договоры с ограниченным кругом участников и общие (универсальные) договоры). Ограничения
по поводу участия в универсальном международном договоре недопустимы, за исключением (в
некоторых случаях) участия международных организаций (например, в Венской конвенции о пра-
ве договоров 1986 г. указывается, что к ней может присоединиться любая международная органи-
194
зация, которая обладает правоспособностью заключать международные договоры, о чем должно
быть указано в самом договоре).
В зависимости от объекта международные договоры подразделяются на политические (Ус-
тав ООН), экономические (Римский договор о создании ЕЭС в 1957 г.) и по специальным вопро-
сам в области финансов, транспорта, связи, информации, образования, научного сотрудничества,
правовой помощи, социального обеспечения и т.д. Объектами договоров между международными
организациями являются, как правило, специальные вопросы, входящие в компетенцию междуна-
родных организаций согласно их учредительным документам.
В связи с тем что предметы многосторонних конвенций в области международных валют-
но-кредитных отношений существенно дифференцированы, следует произвести их классифика-
цию. Систему международных договоров, касающихся международной финансовой деятельности,
можно определить следующим образом.
I. Соглашения о создании международных (региональных) организаций, основным предме-
том деятельности которых является обеспечение международных валютно-кредитных отношений
(включая нормы, изложенные в уставах указанных организаций):
1) межгосударственных международных и региональных организаций:
-Договор о создании Международного валютного фонда (1944);
- Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (1957), Договор об уч-
реждении Европейского фонда валютного сотрудничеста (1973), Единый Европейский акт (1985);
Договор о Европейском союзе (1993);
- Договор о создании Арабского валютного фонда (1977);
- Договор об учреждении Валютного союза Центральной Африки (1972) и др.
2) международных (региональных) межгосударственных банков:
- Договор о создании Международного банка реконструкции и развития (1944);
- Договор о создании Банка международных расчетов (1930);
- договоры о создании Азиатского банка развития (1965), Арабско-Африканского междуна-
родного банка (1964), Арабо-латиноамериканского банка (1977), Арабского банка экономического
развития Африки (1973), Африканского банка развития (1963), Банка развития государств Цен-
тральной Африки (1975), Западноафриканского банка развития (1973), Западноафриканской кли-
ринговой палаты (1975), Европейского инвестиционного банка (1957), Европейского банка рекон-
струкции и развития (1989), Исламского банка развития (1974), Карибского банка развития (1969),
Межамериканского банка развития (1959), Центральноамериканского банка экономической инте-
грации (I960), Черноморского банка торговли и развития (1994) и др.
II. Соглашения о международных расчетах, т.е. о порядке осуществления расчетов за тор-
говые и неторговые операции в сфере . международных экономических отношений:
1) платежные соглашения, в которых государства выражают свою волю относительно пла-
тежей в свободно или ограниченно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством,
действующим в странах - участницах соглашений:
- Договор о товарообороте и платежах между СССР (Россией) и Японией (1991), Финлян-
дией (1989), Болгарией (1990);
- Протокол об урегулировании расчетов и платежей между Россией и КНР (1990);
2) клиринговые соглашения, предусматривающие взаимный зачет долгов и требований по
внешнеэкономическим операциям между договаривающимися государствами без перевода валю-
ты: договоры СССР с некоторыми государствами Европы, например, с Италией (до 1957 г.), с
Францией (до I960 г.), с Норвегией и Швецией (до 1965 г.) и др.;
3) платежно-клиринговые соглашения:
- Договор о товарообороте и платежах между СССР и Финляндией (1979 г.);
- Договор о товарообороте и платежах между Россией и Японией (1991 г.) и др
III. Международные кредитные соглашения, т.е. межгосударственные договоры о предос-
тавлении кредита (в том числе соглашения о синдицированном кредите) в определенной валюте
или международной счетной единице (ЭКЮ, СРД), или о поставке товара в кредит:
- Соглашение об урегулировании задолженности государства Камбоджа перед СССР (Рос-
сией) по государственным кредитам (1991);
- Соглашение об урегулировании задолженности государства Лаос перед СССР (Россией)
по государственным кредитам (1991);
195
- Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в СССР (Россию) това-
ров (1991);
- Соглашение в форме обмена письмами о кредитной гарантии для экспорта сельскохозяй-
ственных товаров и продовольствия из Европейского сообщества в Советский Союз (1991) и др.
IV. Межгосударственные соглашения об инвестициях (капиталовложениях):
- Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенные между
СССР (Россией) и государствами: Испания (1990), Великобритания (1989), КНР (1990), Канада
(1989), Нидерланды (1989), Финляндия (1989), Франция (1989), Германия (1989) и др.;
- Единый инвестиционный кодекс Андской группы стран;
- Сеульская конвенция об учреждении Международного агентства по гарантиям иностран-
ных инвестиций (1985).
V. Международные соглашения об обеспечении финансовых обязательств субъектов меж-
дународной финансовой деятельности:
- Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых век-
селях (1988);
- Женевская конвенция об единообразном законе о переводном и простом векселе (1930);
- Женевская конвенция, разрешающая коллизии законов о переводных и простых векселях
(1930);
- Женевская конвенция об единообразном законе о чеках (1931);
- Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых вексе-
лей (1930);
- Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924);
- Брюссельский протокол к Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о
коносаменте 1924 г. (1968);
- Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) (1988);
- Конвенция о международном финансовом представительстве (факторинге) (1990) и др.
VI. Межгосударственные налоговые соглашения, систематизирующие налогообложение
субъектов международной деятельности и исключающие двойное налогообложение:
- Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между СССР
(Россией) и Бельгией (1987) и др.
VII. Международные соглашения об экономическом сотрудничестве:
- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европей-
ским сообществом и его государствами-членами (1989);
- Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией
и государствами Гамбия (1991), Венгрия (1990), Катар (1990), ОАЭ (1990);
- Соглашение между Правительством и Центральным банком Российской Федерации и
Правительством и Национальным банком Республики Казахстан о взаимных обязательствах и
взаимной поддержке в связи с введением национальных денежных знаков Республикой Казахстан
(1993) и др.
VIII. Иные международные соглашения об отношениях имущественного и неимуществен-
ного характера, возникающих при функционировании субъектов международной финансовой дея-
тельности, а также о порядке рассмотрения споров между ними:
- Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980);
- Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
(1974), Венский протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-
продаже товаров (1980);
- Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985);
- Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961);
- Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государ-
ствами и иностранными лицами . (1965);
- Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (1976);
- Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН (1966);
- Гаагская конвенция об облегчении международного доступа к судам (1980);
- Брюссельская конвенция о судебной подсудности и исполнении судебных решений по
гражданским и торговым делам (1968);
196
- Гаагская конвенция о гражданском процессе (1954);
- Гаагская конвенция о предоставлении судебных и внесудебных документов (1965);
- Гаагская конвенция о доказательствах (1970);
- Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение арбитражных решений
(1958);
- Регламент Арбитражного суда Международной торговой палаты (1975; с изменения-
ми 1988 г.) и др.
Несмотря на то, что международные соглашения, касающиеся международной финансовой
деятельности, можно гармонизировать, следует отметить наличие некоторых проблем в отноше-
нии эффективности их действия.
Во-первых, международные соглашения (даже если последние не находятся в противоре-
чии с нормами jus cogens) разделяются по степени эффективного действия в зависимости от госу-
дарственного органа (президент, правительство, государственные ведомства и т.д.), от имени ко-
торого исходила воля по поводу действия соглашения: в частности, в США, согласно распростра-
ненной точке зрения, ратифицированные международные договоры и не подлежащие ратифика-
ции исполнительные соглашения, подписываемые от имени президента, имеют одинаковую юри-
дическую силу по сравнению с иными международными соглашениями. Данная точка зрения рас-
пространяется также на действие международных обычаев, которые на основании ст.38 Статута
Международного суда также являются основными источниками (средствами) достижения универ-
сальности регулирования международных экономических и финансовых отношений, поскольку
восполняют пробелы конвенционного регулирования международных отношений.
Во-вторых, сфера действия международных норм может быть ограничена в зависимости от
региона, в котором признано ее действие.
В-третьих, эффективность действия международных норм, на которые могут ссылаться
субъекты международной финансовой деятельности, может быть ограничена их различным стату-
сом по отношению к системе внутреннего права различных государств:
- в одних государствах (Нидерланды, Бельгия, Люксембург) международный договор имеет
исключительное верховенство над национальным правом в целом, включая конституцию;
- в других государствах (Франция, Испания, Швейцария, Португалия, Греция, Болгария,
Кипр, Хорватия, Словения) признается верховенство международных договоров только по отно-
шению к национальным законам;
- в третьих государствах (Германия, Австрия, Дания, Финляндия, Венгрия, США, Ирлан-
дия, Италия, Швеция, Великобритания, Турция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Сан-Марино,
Румыния, Албания, Польша, Литва) международные договоры имеют силу национального закона;
- в иных государствах (Австрия, Швеция, Дания, Ирландия, Германия, Греция) при реали-
зации относительно важных для государства международных договоров компетентные органы го-
сударства имеют право на трансформацию международного договора в национальную систему
права посредством нормативного акта, т.е. международный договор в таких случаях подчинен на-
циональному законодательству.
В-четвертых, эффективность действия международных норм может быть снижена в резуль-
тате не единообразного их образования, т.е. в том случае, если государство заявляет о каких-либо
оговорках относительно действия международных норм.
В-пятых, при реализации международных договоров, особенно при рассмотрении споров,
связанных с их действием, возникают вопросы политического характера, которые имеют сущест-
венное значение для субъектов международной финансовой деятельности: в частности, согласно
"доктрине политического вопроса" (США), в сферу компетенции национальных судебных органов
не входят функции, относящиеся к сфере деятельности законодательной и исполнительной власти
национального государства (в том числе национального банка), - соответственно суды не имеют
права не только рассматривать споры между субъектами международной финансовой деятельно-
сти (особенно в области публичных финансов), например по синдицированным кредитам, займам,
инвестициям и т.п., но и толковать положения международных договоров, в которых участвуют
государственные органы США (президент, правительство, Федеральная резервная система, госу-
дарственные ведомства).
Самоограничительные функции суда существуют не только в США, но и во Франции, Гер-
мании, Англии и некоторых других странах.
197
Хотя "доктрина политического вопроса" связана с действием публичных норм в междуна-
родном праве, все-таки не отрицается влияние этой доктрины на характер действия частных эко-
номико-правовых норм. Об этом свидетельствует следующий пример: в 1976 г. консорциум меж-
дународных банков предоставил крупный кредит банкам Коста-Рики. В связи с тем что выплата
долгов не состоялась в результате введения моратория в соответствии с законодательством Коста-
Рики, суд вынес решение в пользу консорциума, поскольку право штата Нью-Йорк рейшментиро-
вало кредитное соглашение. Однако апелляционный суд в 1984 г. пересмотрел решение суда пер-
вой инстанции, мотивировав это тем, что действия государства Коста-Рика по поводу запрещения
платежей по иностранным долгам соответствуют праву и политике США, как последняя сформу-
лирована президентом и правительством. В 1985 г. решение апелляционного суда было пересмот-
рено (отменено) на том основании, что исполнительная власть США, принявшая участие в про-
цессе, заявила об ошибочной позиции апелляционного суда относительно истолкования политики
США: теперь законы Коста-Рики стали несовместимыми с правом и политикой США.
Как видим, международному сообществу следует предпринять важные шаги к тому, чтобы
именно международное право (соответственно, международные судебные органы) регламенти-
ровало очевидные противоречия в межнациональных экономико-правовых системах, поэтому, ве-
роятно, правильно, если государства признают доминирующие позиции международных норм по
сравнению с нормами национальными.
Специалисты финансово-кредитных институтов должны также помнить о том, что обще-
признанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры с уча-
стием Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15
Конституции 1993 г.) и могут быть использованы в судебно-арбитражной практике.
Международный обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянной
реализации международной практики, признанное субъектами международного права в качестве
международно-правовой нормы. В сфере международных публичных финансов международные
обычаи практически не используются.

РЕЗЮМЕ

Основные принципы и нормы международного права оказывают существенное влияние на
функционирование международных публичных финансов. Не имеется устойчивой системы коди-
фицированных норм международного права, применимых к системе международных публичных
финансов. В области международных валютно-кредитных отношений, как правило, применяются
международные договоры и конвенции; судебная практика при возникновении международных
публичных споров в финансовой сфере крайне неустойчива и нуждается в регламентации соглас-
но нормам международного права.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Охарактеризуйте сущность современного международного права.
2) Опишите нормы и источники международного финансового права.
3) Определите систему международных договоров в области международных публичных
финансов.
4) Какова эффективность действия международных соглашений?
5) Что такое "доктрина политического вопроса"?

РАЗДЕЛ IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

Международные организации, как межправительственные, так и неправительственные,
оказывают определенное влияние на развитие международных финансовых рынков. Выражая во-
лю государств, межгосударственные организации в пределах полномочий, зафиксированных в уч-
редительных документах, наряду с государствами регламентируют статус субъектов мировых фи-
нансовых рынков и регулируют международные валютно-кредитные отношения.

198
В настоящем разделе (глава 20) рассматриваются статус международных организаций, про-
блемы, связанные с правовым регулированием и экономическим обеспечением отношений в сфере
их деятельности, и в первую очередь в области международных публичных финансов. Дается ана-
лиз нормативных актов международной организации, их юридической силы, соотношения их дей-
ствия с нормами национального и международного права. Производится объяснение принципа
действия нормативных актов Международной торговой палаты в международной и национальной
публичных сферах.
В главе 21 определяется порядок образования и функционирования международ-
ных.финансовых организаций, объясняются особенности их деятельности, констатируется роль
МВФ и МБРР в системе международных публичных финансов, рассматривается позитивное взаи-
модействие России и международных финансовых организаций.

Глава 20. Международная организация как субъект международных
валютно-кредитных отношений
ЦЕЛИ

• Дефинировать международную организацию.
• Классифицировать международные организации.
• Определить статус нормативных актов международной организации, их юридическую
силу, соотношения их действия с нормами национального и международного права.
• Объяснить действие нормативных актов Международной торговой палаты в междуна-
родной и национальной публичной сферах.
• Регламентировать использование международных обычаев.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ

<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>