<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

поддержки различаются не только по природе макроэкономических и структурных проблем от-
дельных стран, но и по условиям, необходимым для получения кредитов МВФ.

Обычные механизмы кредитования
МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных трудностей пла-
тежного баланса в пределах года (с возможностью продления до 4-5 лет) равными кредитными
траншами (табл. 21.2).

Таблица 21.2. Кредиты МВФ

Период В млрд. СДР В%
5,1
6,2
1947 – 1961
28,6
35,0
1962 – 1976
66,3
81,0
1977 – 1991
Всего 100,0
122,2

Размеры этих кредитов ограничиваются следующими условиями: национальная валюта
страны-заемщика не должна увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в
общем объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду кредита оп-
ределяются в течение каждого финансового года на базе оценок доходов, расходов и т.д.

206
Специальные механизмы кредитования
В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility) МВФ предос-
тавляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом
к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их
погашение производится в течение 4-10 лет (табл. 21.3).




Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)

Страны 1947 - 1976 1977 - 1991
Промышленно развитые 60,6 7,9
Развивающиеся 39,4 92,1

В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае непредви-
денных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing Facility) МВФ предоставляет фи-
нансирование до 3-5 лет государствам-членам в случае понесения ими убытков при экспорте, зна-
чительном увеличении мировых цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обу-
словлены действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в
соответствии с одобренными МВФ соглашениями.
С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock Financing
Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья в свя-
зи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 3-5 лет.
Срочную помощь (emergy assistance) МВФ предоставляет путем закупки товаров стран,
платежный баланс которых испытывает значительные трудности в результате стихийных бедст-
вий.
В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и расширенного
фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment Facility) МВФ предоставляет воз-
можность оказывать помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах с
низкими доходами, а также для реализации среднесрочных макроэкономических программ.
Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором организу-
ются курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-
членов МВФ.
Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является соз-
дание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредниче-
стве при получении нуждающимися странами средств от стран-кредиторов и установлении кон-
троля над страной-заемщиком в области ее валютно-финансовой политики. Так, для расширения
помощи развивающимся странам в МВФ были сформированы "Доверительный фонд" (1976-1981
гг.), финансированный средствами от продажи золота на золотых аукционах; Генеральное сог-
лашение о займах, заключенное с промышленно развитыми странами и странами ОПЕК (середина
70-х гг.); "Нефтяной фонд" (1974-1976 гг.), образованный главным образом за счет средств нефте-
добывающих стран для выдачи кредитов странам-импортерам нефти для покрытия дефицита пла-
тежного баланса; Фонд Виттевеена (1979-1981 гг.), предназначенный для кредитования стран с
дефицитом платежных балансов и исчерпавшим возможности получения обычных ссуд в МВФ,
и др.
С момента организации МВФ как кредитор играл скромную роль. С конца 70-х гг. МВФ
переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов развивающихся
стран, а с начала 80-х гг. - на урегулирование их внешней задолженности (табл. 21.4).

Таблица 21.4. Распределение задолженности перед МВФ

Регион Количество должников Сумма долга
(млн. дол.)
Африка 41 10 505
207
Азия 8054
11
Европа 14 523
22
Ближний Восток 622
3
Западное полушарие 25 136
20
Весь мир 58 840
97

Примечание. Основными должниками на 1996 г. состояли 97 стран с общей суммой долга в 37,7 млрд. СДР
(58,8 млрд. дол.). Пять главных заемщиков должны МВФ (Мексика, Россия, Аргентина, Индия, Венесуэла) 32,4 млрд.
дол., что составляет 55% от общей суммы долга всех стран. Россия должна 11% от общей суммы долга.

Происходит повышение роли МВФ как координатора международных кредитов и гаранта
платежеспособности стран-должников. Заключение страной-должником кредитного соглашения с
МВФ, главным элементом которого являются определенные экономические и политиче-
ские условия (так называемый обусловленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фон-
дом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией пла-
тежеспособности, достаточной для отсрочки погашения долгов и предоставления этой стране но-
вых кредитов. Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку ка-
питалов и, напротив, даже небольшой заем Фонда дает стране возможность полнить более круп-
ный кредит в банках.
Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах
и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, загра-
ничных инвестициях и т.д. Членство в МВФ является обязательным условием при вступлении
страны в Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и для получения льготных кре-
дитов Международной ассоциации развития.
В последние годы МВФ стремится к усовершенствованию схемы кредитования и ставит
своей задачей упростить финансирование не только беднейших стран развивающегося мира (под
номинальные процентные ставки), но и государств Центральной и Восточной Европы, а также
СНГ. В связи с этим МВФ подвергается критике за попытки выполнять функции Всемирного бан-
ка. По мнению экспертов, МВФ должен сосредоточиться на международной валютной системе и
проблемах регулирования макроэкономики, избегая дублирования функций Всемирного банка.
Кроме того, Фонд не должен больше кредитовать промышленно развитые страны.

Россия и МВФ
В связи с вступлением стран бывшего СССР в МВФ для осуществления с ними взаимодей-
ствия в структуре Фонда в конце 1991 г. было специально создано новое крупное подразделение -
Европейский департамент II. В него вошли созданные ранее в рамках Европейского департамента
I четыре отдела и вновь учрежденный Балтийский отдел. В настоящее время эти отделы и сфера
их деятельности таковы: Балтийский - страны Прибалтики; Восточный - государства Средней
Азии и Казахстан; Западный - Белоруссия и Украина; Центральный - Российская Федерация и
межреспубликанские учреждения; Южный - республики Закавказья и Молдавия (табл. 21.5). Ди-
ректором департамента назначен англичанин Дж. Одлинг-Сми.

Таблица 21.5. Квоты 15 бывших республик СССР в МВФ

В соответствии с девятым пересмотром квот
Страны в млн. СДР в%
Азербайджан 0,08
117,0
Армения 0,05
67,5
Белоруссия 0,20
280,4
Грузия 0,08
111,0
Казахстан 0,17
247,5
Киргизия 0,04
64,5
Латвия 0,06
91,5
Литва 00,07
103,5
Молдавия 0,06
90,0

208
Россия 3,00
4313,1
Таджикистан 0,04
60,0
Туркменистан 0,03
48,0
Узбекистан 0,14
199,5
Украина 0,69
997,3
Эстония 0,03
46,5
Всего 4,76
6837,3

Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. В ходе переговоров о вступлении России в МВФ
обсуждалось предоставление ей квоты в 4%, но было не ясно, рассматривать ли товарообмен Рос-
сии с другими бывшими республиками СССР как ее внешнюю торговлю или нет. В соглашении
была зафиксирована квота в 3% (6,8 млрд. дол.). Россия обязана внести средства в твердой валюте
в размере 136,6 млн. дол. в течение 10 лет.
Программа международной финансовой помощи России и другим странам бывшего СССР
от МВФ оценивается в 24 млрд. дол.
Вступление в МВФ позволяет России пользоваться значительными кредитами для финан-
совой поддержки мер по осуществлению экономических реформ и восстановлению равновесия
торгового и платежного балансов. Россия по ныне действующим нормам имеет возможность по-
лучать валютные средства в Фонде в виде резервных кредитов в пределах 4,0 млрд. дол. (68% от
квоты) вплоть до достижения максимального уровня в 17,7 млрд. дол., т.е. 350% от квоты. Факти-
ческие размеры этих кредитов определяются в ходе переговоров с Фондом, с учетом реальной
экономической ситуации в стране и политики ее властей, и чаще всего оказываются ниже макси-
мально оцениваемых величин.
В 1995 г. было согласовано предоставление России резервных кредитов МВФ на сумму,
близкую к российской квоте. В марте 1995 г. было подписано соглашение между правительством,
ЦБ России и МВФ, которое стало основанием для выделения кредитов поддержки и составило ос-
нову сотрудничества с МВФ на будущее.
МВФ считает определяющими следующие реформы в России: резкое снижение уровня ин-
фляции (с 17 до 1% в месяц), ужесточение кредитно-денежной политики, замедление прироста де-
нежной массы, сокращение вдвое бюджетного дефицита, упразднение основной массы налоговых
льгот, перераспределение налогового бремени на топливно-энергетический комплекс, либерали-
зация внешней торговли, сокращение разброса ставок импортных пошлин, завершение приватиза-
ции, ускорение проведения земельной реформы, создание и укрепление механизмов социальной
защиты населения.
По кредитному соглашению Россия приняла на себя следующие обязательства:
- Центральный банк России поддерживает ставку рефинансирования на уровне, привязан-
ном к ставке межбанковских кредитов;
- бюджетное кредитование производства правительством ведется в максимально ограни-
ченном масштабе и по рыночным ставкам;
- осуществляется поквартальный и ежемесячный контроль за дефицитом консолидирован-
ного госбюджета, устанавливаются его квартальные предельные значения;
- развиваются региональные рынки государственных ценных бумаг, проводится мобилиза-
ция сбережений, в том числе населения;
- начинаются консультации по поводу обязательств, предусмотренных в статье VIII Устава
МВФ, т.е. о введении свободной обратимости рубля по текущим операциям;
- валютные резервы будут удерживаться на достаточно высоком уровне и составят на конец
финансового года не менее 11 млрд. дол.;
- в отношениях с основными кредиторами Россия будет добиваться среднесрочной рест-
руктуризации внешнего долга под контролем и в тесном взаимодействии с МВФ;
- в перспективе будет установлен национальный режим для иностранных инвесторов, уча-
ствующих в денежной приватизации;
- в рамках либерализации внешней торговли должно быть достигнуто снижение средне-
взвешенной ввозной пошлины до 20% в 1998 г. и 15% к 2000 г., проведены консультации со Все-
мирной торговой организацией (ВТО).

209
МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия: Россия ре-
гулярно предоставляет МВФ текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана
специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства эконо-
мики и Центрального банка РФ.
Кроме того, МВФ предоствляет России кредиты системной трансформации - на долю Рос-
сии приходится 60% (3,17 млрд. дол.) таких кредитов, предоставленных к 1996 г. странам с пере-
ходной экономикой. МВФ оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесооб-
разности предоставления очередного кредита системной трансформации по следующим критери-
ям: ограничение бюджетных расходов и обеспечение устойчивых доходов бюджета, жесткая кре-
дитно-денежная политика, положительный уровень ставок рефинансирования и рынка межбан-
ковских кредитов, неинфляционное по преимуществу финансирование бюджетного дефицита, в
том числе на основе развития рынка государственных долговых инструментов; структурная и ин-
ституциональная реформа, жесткая финансовая дисциплина для предприятий, реализация право-
вой реформы, либерализация цен во внешней торговле, снижение внешнеторговых тарифов, соци-
альная защита уязвимых слоев населения.

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была сформулирована на
Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в
Бреттон-Вудсе (США). МБРР начал свою деятельность в 1945 г. Устав МБРР неоднакратно изме-
нялся. МБРР в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. Местопребыва-
ние МБРР - Вашингтон (США), Европейское бюро - Париж (Франция), Токийское бюро - Токио
(Япония).
Всемирный банк включает четыре связанных между собой международных финансовых
института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию разви-
тия, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инве-
стиций.
В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР откры-
то для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.

Цели МБРР :
- содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения
капиталовложений на производственные цели;
- поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий
или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;
- стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а
также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в
развитие производственных ресурсов государств-членов МБРР.

Структура МБРР
Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (минист-
ров финансов или председателей центральных банков), является высшим органом МБРР. Срок
полномочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, составляет 5 лет (возможно
повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание).
Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений
о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельно-
сти МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам не-
обходимо собрать 85%. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зави-
сит от ее доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют
140 развивающихся стран. Квоты России и Украины составляют 1,8 и 0,8% соответственно).
Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из двадцати
четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США,
Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управ-
ляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных ди-
210
ректоров представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии, которые
представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-исполнители осуществ-
ляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь комитетов. Каждый директор назна-
чает себе заместителя на случай своего отсутствия.
Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), основанный в 1974
г. в качестве политического форума для предварительного обсуждения важных проблем в области
сотрудничества по развитию, на основе собственных исследований и анализа средне- и долго-
срочных перспектив развивающихся стран формулирует рекомендации по распределению имею-
щихся в распоряжении МБРР ресурсов.
Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может быть ни
управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет
текущие дела Всемирного банка.

Источники финансирования
Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в размере 10
млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол. (согласно Уставу МБРР,
капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР финансирует свои кредитные операции из соб-
ственного капитала, заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с амери-
канского рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и междуна-
родных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Деятельность
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств
промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные ин-
вестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время вто-
рой мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизирова-
лось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки
и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их экономики. Традиционно деятельность
МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей
стран-членов Всемирного банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период - 5
лет) под гарантию правительств его стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы в размере
15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок мировых финансовых рынков
(ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по по-
лугодиям: в 1993 г. ставка составляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных
МБРР за период его деятельности, достигла 235 млдд. дол. (1/3 кредитов приходится на 1989-1993
гг.).
Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30% от стоимости
объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику,
транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг. МБРР увеличил долю средств, направляемых в
сельское хозяйство (до 20%), здравоохранение и образование. Кредиты МБРР, направляемые в
промышленность, составляют менее 15%.
До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совместного финансирования, при
котором инвесторы получают ряд выгод, например, экспертизу проекта и гарантию по возврату
кредита обеспечивает МБРР. Кроме того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным креди-
там других банков. При этом он требует обязательного предоставления ему информации о финан-
совом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обсле-
дующей эти объекты.
МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся
стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее развитые из развивающихся стран
(Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и
Колумбия), которым предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При непосред-
ственной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось восстановить междуна-
родную кредитоспособность крупнейших мировых должников, внешняя задолженность которых в
1993 г. была следующей: Аргентина - 74,5 млрд. дол., Бразилия - 132,7 млрд. дол., Индонезия -
89,5 млрд. дол., Мексика - 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд. дол. О
211
значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начиная с 60-х гг. преодолеть
гиперинфляцию смогли только те страны, которые сотрудничали с этими институтами, например
Боливия (11750%), Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).
В связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с 1992 г. Все-
мирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества
портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель
проектов по каждой стране-должнику. В результате произошло качественное изменение портфеля
займов Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из
страны лицами; сократились займы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов;
больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здраво-
охранения и прав женщин. Кроме того, Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор.
Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии не оспариваются, МБРР находится
в затруднительном положении, поскольку эти функции относятся к Международной финансовой
корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты, как правило,
субъектам международных публичных финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благо-
приятных для частного сектора условий в развивающихся странах.
Банк выдает структурные кредиты для регулирования национальной экономики, оздоров-
ления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, прибалтийских го-
сударств.
Важным этапом в развитии экологического направления деятельности МБРР явилась Кон-
ференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.).
Целями экологической политики Банка являются:
1) помощь членам МБРР в определении приоритетов национальных экологических поли-
тик; создание эффективной институциональной, правовой, управленческой, информационной и
кадровой инфраструктуры, в рамках которой должна формироваться и реализовываться нацио-
нальная экологическая политика (экологические проекты по линии технической помощи);
2) инвестиции в проекты так называемого "двойного эффекта", т.е. проекты, которые
улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают коммерческую прибыль;
3) сведение к минимуму негативных экологических эффектов при осуществлении кредит-
но-инвестиционных операций;
4) участие в решении глобальных экологических проблем с помощью Глобального эколо-
гического фонда.
Перечислим экологические проекты, финансируемые МБРР:
проект интегрированного управления природными ресурсами (водными, лесными, рыбны-
ми и минеральными) "Mato Grosso" в Бразилии (стоимость проекта - 205 млн. дол.); проект инте-
грального управления лесами (через параллельное управление смежными ресурсами - почвами,
водой, дикой флорой и фауной, агролесными системами) в Индии (стоимость проекта - 124 млн.
дол.).
Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Банка, проходят экологическую
оценку (ЭО), которая регламентируется документом "Операционная директива по экологической
оценке". Согласно этому документу, все проекты классифицируются по признаку их потенциаль-
ного влияния на окружающую среду. Выделяют три категории проектов.
Категория А. Проекты с широким спектром негативных экологических эффектов, значи-
тельно воздействующих на окружающую среду. Для подобного рода проектов необходима ЭО в
полном объеме. Примеры проектов: плотины и водохранилища; лесные проекты; крупные про-
мышленные предприятия; крупные тепловые и гидравлические электростанции; трубопроводы;
порты; добыча нефти и газа; производство, транспортировка и использование опасных (токсич-
ных) материалов; операции по захоронению опасных (токсичных) материалов; все проекты (неза-
висимо от отраслевой принадлежности), которые создают потенциальную угрозу жизни и здоро-
вью персонала.
Категория В. Проекты, характеризующиеся меньшими негативными экологическими эф-
фектами и меньшим воздействием на окружающую среду. Полная ЭО для них не обязательна, но
требуется экологический анализ. Примеры проектов: предприятия общего машиностроения; тек-
стильные фабрики; сельские системы водоснабжения и канализации; туризм (включая строитель-
ство и эксплуатацию гостиниц); производство конструкционных материалов; линии электропере-
212
дач; агропромышленные проекты (небольшие); проекты, связанные с модернизацией и приватиза-
цией предприятий и других объектов; проекты в области телекоммуникаций; производство энер-
гии на базе возобновляемых источников; нефте- и газопроводы (небольшие).
Категория С. Проекты, имеющие минимальное негативное воздействие на окружающую
среду, не требующие ЭО. Примеры проектов: предоставление консультативных услуг; техниче-
ская помощь; лизинговые и факторинговые услуги.
Согласно процедурам Банка ЭО проводит заявитель. В некоторых случаях на эти цели мо-
жет выделяться специальная техническая помощь. Проектная документация вместе с ЭО проходит
в МБРР экологическую экспертизу.
Для решения глобальных экологических проблем в 1990 г. МБРР создал Глобальный эко-
логический фонд - ГЭФ (Global Environment Facility). ГЭФ стал международным институтом по
финансированию Программы действий, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и
развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.). Программа, в частности, предусматривает следующие
расходы развивающихся стран на период 1993-2000 гг.: защита атмосферы (21 млрд. дол.); охрана
земельных ресурсов (50 млрд. дол.); защита лесов (31,2 млрд. дол.); борьба с опустыниванием (8,7
млрд. дол.); сохранение биоразнообразия (3,5 млрд. дол.); защита морской среды (13,1 млрд. дол.);
борьба с опасными отходами (4,2 млрд. дол.); ликвидация твердых отходов (23,3 млрд. дол.);
обеспечение населения пресной водой (54,8 млрд. дол.).

Россия и МБРР
Официальные затраты России, связанные с вступлением в МБРР, составили 33,3 млн. дол. в
обратимой валюте и 299,9 млн. дол. в рублевом эквиваленте, т.е. всего 333,2 млн. дол.
Доля России в кредитах Всемирного банка в Европе и Центральной Азии составляет 35,6%,

<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>