<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ции через уполномоченные банки. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностран-
ной валюты осуществляются либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными
банками через валютную биржу. Купля-продажа иностранной валюты осуществляется банками от
своего имени и за свой счет или за комиссионное вознаграждение по поручению предприятия от
своего имени. Если в течение 14 дней предприятие не подало заявку на продажу 50% поступившей
валютной выручки, то банк осуществляет продажу без согласования с клиентом.
Предприятия, оперирующие с валютой, имеют в коммерческом банке текущие и транзит-
ные валютные счета. Вся иностранная валюта, полученная от нерезидентов, полностью зачисляет-
ся на транзитный счет предприятия. После 50%-ной продажи валютной выручки оставшаяся сум-
ма в иностранной валюте перечисляется на текущий валютный счет предприятия и может быть
использована на любые цели, разрешенные законом. Обязательной продаже не подлежат следую-
щие поступления в иностранной валюте от нерезидентов: поступления в качестве взносов в устав-
ный фонд, а также дивиденды от участия в капитале; поступления от продажи ценных бумаг, а
также дивиденды по ценным бумагам; поступления в виде пожертвований на благотворительные
цели; поступления в виде привлеченных кредитов и т.д.
Переводить, вывозить и пересылать валютные ценности из России резиденты и нерезиден-
ты имеют право при соблюдении лицензионного порядка, установленного ЦБ России. Соблюде-
ние лицензионного порядка не требуется при осуществлении текущих валютных операций; вывозе
нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала; вывозе физическими ли-
цами-нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала. Проведенный ранее
ввоз валютных ценностей подтверждается декларацией или иным документом. Лицензии на вывоз
капитала выдаются в Банке России. Для юридических лиц предусмотрен необходимый перечень
документов, необходимых для получения лицензии на вывоз капитала. В него входят: заверенные
копии учредительных документов, технико-экономическое обоснование, копии аудиторского за-
ключения, справки из обслуживающего банка и т.д. (см. письмо ЦБ РФ от 26.11.93 № 47 "О по-
рядке выдачи лицензий на перевод капитала из РФ").

3. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к возникновению новой для
экономики России проблемы, связанной с "утечкой" капитала из страны. Сложилась система "бег-
ства" капитала из Российской Федерации, главное место в которой занимают внешнеторговые
операции. По оценкам МВЭС РФ, не переводится до 10% выручки от экспорта, что соответствует
примерно 4 млрд. дол. ежегодно. В 1992 г. ситуация значительно ухудшилась: отсутствие четкого
валютного законодательства и углубление экономического спада привели к тому, что полученная
валюта почти полностью перестала возвращаться в Россию (она пускалась в оборот за рубежом).
По данным Банка России, нелегальная утечка валюты из страны была следующей: по экспортному
каналу в 1992 г. не возвратилось от 50 до 70% всей валютной выручки от экспорта; в 1993 г. не
вернулось 30-40%; в 1994 г. – 12%; в 1995 г. – 4%. В 1995 г. через импорт было укрыто 6-7
млрд. дол.
Причинами укрытия российскими предприятиями и гражданами валютной выручки явля-
ются экономический спад; отсутствие благоприятного инвестиционного климата, несовершенство
налоговой системы; незащищенность границ. До настоящего времени до 70% товаров, перевози-
мых автотранспортом, перемещается через таможенную границу Российской Федерации вне про-
пускных пунктов. Отсутствие четкого валютного законодательства лишь способствует развитию
данного явления.
Основными путями утечки капитала из Российской Федерации являются:
а) занижение экспортной и завышение импортной цены контракта;
53
б) владение оффшорными компаниями;
в)-вывоз товаров на временную переработку и хранение за рубежом с последующим невоз-
вратом на таможенную территорию Российской Федерации;
г) использование форм международных расчетов и безвалютных расчетов в режиме това-
рообмена и т.д.
В данных условиях необходимо было создать эффективную систему валютного контроля за
своевременным и полным возвратом валютной выручки на территорию Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" валют-
ный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их аген-
тами. Органами валютного контроля являются:
а) Центральный банк России;
б) Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются:
а) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ России;
б) иные организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Фе-
дерации могут осуществлять функции валютного контроля (рис. 4.1).




Рис. 4.1. Взаимодействие субъектов валютного рынка Российской Федерации

Центральный банк как орган валютного регулирования на территории Российской Федера-
ции призван реализовывать следующие функции: выдавать лицензии банкам и другим финансо-
вым организациям на проведение операций в валюте; разрабатывать и контролировать выполне-
ние своих приказов, писем и инструкций коммерческими банками, регулировать валютный курс
рубля, участвовать в разработке законодательных документов по финансовому, в том числе и ва-
лютному, рынку и др.
Валютный контроль за движением валютных средств на территории Российской Федера-
ции осуществляют уполномоченные банки совместно с Государственным таможенным комитетом.
Однако их положение в этой системе неодинаково. В частности, уполномоченные банки имеют
двойственное положение. С одной стороны, они являются агентами валютного контроля, подот-
четными Центральному банку России и обязанными осуществлять контроль за проводимыми в
России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций за-
конодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими регулирующих
актов органов валютного контроля. С другой стороны, в отличие от государственных ведомств
(ГТК, Госналогслужбы и др.), уполномоченные банки являются коммерческими организациями,
54
заинтересованными в привлечении солидных клиентов, а таковыми и являются российские экс-
портеры и импортеры. Это тем более актуально в условиях существующей в крупнейших россий-
ских городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, конкуренции между коммерческими банка-
ми. Именно поэтому многим банкам приходится решать сложную проблему совмещения двух по-
лярных задач: осуществления реального валютного контроля и сохранения клиентов.
Различие между положением таможенных органов и уполномоченных банков сказывается
и на правовой базе их отношений с участниками внешнеторговой деятельности. Так, принципы и
нормы гражданского законодательства в таможенном деле используются только в случаях и пре-
делах, предусмотренных Таможенным законодательством РФ.

4. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

Основная цель подобного контроля – обеспечение полного и своевременного поступления
экспортной валютной выручки в Россию, а также обеспечение соответствия суммы средств в ино-
странной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически вве-
зенных на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета, ук-
репления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования госу-
дарственных валютных резервов.
Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (см. с.105), который
оформляется экспортером либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит из-
ложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые
для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и
подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, с которого
должны осуществляться расчеты по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается
в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной)
сделкой, другой экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).

Паспорт сделки № 1/2309223/000/0000000001 от 1.01.95

Реквизиты банка
Наименование банка
Филиал
Почтовый адрес
Реквизиты экспортера Реквизиты иностранного покупателя
Наименование Наименование
Код ОКПО Страна
Адрес Адрес
Номер транзитного счета
Реквизиты и условия контракта
Номер контракта Дата Последний платеж
Сумма контракта Валюта платежа
Валюта цены Код валюты платежа
Код валюты цены Форма расчетов
Валютная оговорка Поступление выручки
Лицензия Банка России Дата
№ Отсрочка
Подписи уполномоченных лиц
От банка От экспортера
Должность Подпись Должность Подпись
ФИО Дата ФИО Дата
Отметки банка
Копия верна Должность ФИО Подпись
Дата

55
Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки – ли-
цом, имеющим право первой подписи по счету данной фирмы в уполномоченном банке; от имени
банка – одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и со-
вершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.
Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих
целях списку, утверждаемому председателем уполномоченного банка и его главным бухгалтером.
Их подписи заверяются нотариусом, а сам список регистрируется Центробанком России. Цен-
тральный банк информирует ГТК об уполномоченных банках, потерпевших банкротство, под-
вергшихся принудительной реорганизации, лишенных валютной лицензии. Паспорт сделки,
оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не
осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого паспорта.
Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответст-
венность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на осно-
вании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки
от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке,
в который он представляет паспорт сделки для оформления.
Подписание паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответст-
венность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на осно-
вании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объе-
ме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара
и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров – за возврат на ука-
занный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной
иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более
180 календарных дней с даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.
В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые ис-
пользовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесе-
ния указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров,
экспортируемых по данному контракту, представить в уполномоченный банк оригиналы или заве-
ренные копии дополнений и изменений к контракту; дополнительные листы к паспорту сделки,
составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по кото-
рым подлежат уточнению.
Импортер в подобной ситуации должен представить данные документы не позднее даты
платежа в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу либо представления тамо-
женному органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены изме-
нения или дополнения.
После введения в действие Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) "О порядке осуще-
ствления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импорти-
руемые товары" нерешенными остались некоторые вопросы, в том числе касающиеся паспортов
сделки. Так, действие этой Инструкции распространяется на сделки, предусматривающие ввоз то-
варов на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах "выпуск для
свободного обращения" и "реимпорт", за исключением следующих случаев: расчеты осущест-
вляются в соответствии с российским законодательством только в валюте Российской Федерации;
не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (товарообменные, бартерные и другие
подобные операции); импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответ-
ствии с международными договорами с участием Российской Федерации; осуществляется ввоз из
государств-участников СНГ в Россию товаров, происходящих из этих государств. Но не определе-
но, какие документы импортер должен представить уполномоченному банку для подтверждения
будущего ввоза товаров в таможенном режиме, отличного от режимов "выпуска для свободного
обращения" или "реимпорта". Определенные сложности возникают и при использовании тамо-
женных режимов переработки. Кроме того, остается открытым вопрос об особенностях осуществ-
ления валютного контроля при ввозе товаров из государств СНГ вообще и из Таможенного союза
в частности по контрактам, заключенным с фирмами из стран дальнего зарубежья (в этом случае
экспортером и поставщиком товара являются фирмы разных государств).

4.1. Механизм осуществления валютного контроля
56
за поступлением экспортной выручки

Отправной точкой для осуществления валютного контроля за экспортом является тот факт,
что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные
счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление экспортной выручки в ино-
странной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разреше-
ния Центрального банка РФ. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется
один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный
счет в котором в последующем и должна будет поступать валютная выручка от экспорта товаров
по данному контракту. Таможня, принимая грузы к оформлению, требует сообщить реквизиты ва-
лютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного
оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки.
Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами представляет в банк
копию грузовой таможенной декларации (ГТД), полученную от таможенного органа, который
оформил выпуск товаров. На основании данных ГТД Государственный таможенный комитет РФ
составляет учетные карточки (УК), которые содержат часть сведений ГТД, необходимых банкам
для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Учетные
карточки объединяются в реестры, которые ГТК направляет в двух экземплярах в соответству-
ющие банки. Второй экземпляр этого Реестра после заполнения банком отправляется обратно в
ГТК России не позднее контрольного срока обратной отсылки в него, В случаях когда валютная
выручка от экспорта товаров поступает в банк в неполном объеме или с нарушением указанного в
Реестре срока, экспортер имеет право обратиться в МВЭС России для того, чтобы получить пись-
менное подтверждение обоснованности недополучения или задержки получения им валютной вы-
ручки от экспорта товаров либо представить в банк письменное подтверждение Банка России об
освобождении его от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные
банки Российской Федерации. Завершается процедура таможенно-банковского контроля уведом-
лением о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, которое направляется в таможню
уполномоченным банком (рис, 4.2). Требования и предписания ЦБ и ГТК об устранении выявлен-
ных нарушений правил перевода экспортной выручки являются обязательными для исполнения
всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории Рос-
сии.




Рис. 4.2. Движение паспорта экспортной сделки:
1 – экспортер представляет в банк два экземпляра паспорта сделки и заверенную предприятием
копию контракта; 2 – банк возвращает экспортеру подписанный должностным лицом банка пер-
вый экземпляр паспорта сделки; 3 – второй экземпляр паспорта сделки направляется банком в до-
сье банка; 4 – экспортер получает заверенную банком копию паспорта сделки; 5 – экспортер пред-
ставляет полученную от банка копию паспорта сделки в таможенный орган при предъявлении то-
вара к таможенному оформлению; 6 – после проверки данных, содержащихся в паспорте сделки и
ГТД, подписанная работником таможни копия паспорта сделки остается в досье таможни; 7- после
поступления полной суммы валютной выручки досье закрывается и передается в архив

57
4.2. Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам

В основе методологии валютного контроля за осуществлением импортных сделок, так же
как и при контроле за экспортными сделками, лежит сопоставление информации банков о движе-
нии денежных средств в оплату импортируемых товаров с информацией таможенных органов о
ввезенных товарах. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) распространяется на импортные
сделки, срок совершения которых не более 180 календарных дней.
Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем опла-
ты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуще-
ствлены только при наличии лицензии Банка России на совершение валютных операции, связан-
ных с движением капитала. Под датой оплаты подразумевается дата валютирования банковской
операции по списанию средств со счета "ностро" банка-импортера или зачисление средств на счет
"лоро" иностранного банка или банка – его корреспондента в пользу иностранной стороны по кон-
тракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается
дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного то-
вара. Импортеру запрещено после совершения сделки переуступать права по ней третьим лицам
(кроме банка-импортера) до завершения таможенного оформления товара.
По каждому отдельному контракту оформляется один паспорт сделки, только при наличии
которого возможна оплата импортных товаров. При благополучном завершении сделки в течение
одного календарного месяца с даты выпуска товаров на таможенную территорию импортер дол-
жен представить в банк импортера копию ГТД с подписью должностного лица таможенного орга-
на, разрешившего ввоз товара, с оттиском его личной номерной печати.
Оплата импортером импортируемых товаров до их отгрузки в адрес получателя в Россий-
ской Федерации возможна:
а) при выдаче банком импортера гарантии валютного контроля;
б) при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России
к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели.
Гарантия валютного контроля представляет собой выдаваемое банком импортера по прось-
бе импортера обязательство, в котором банк обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате,
при привлечении импортера к финансовой ответственности, которая возникает при непоступлении
товаров, за которые была произведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в
иностранной валюте.
Исполнение контракта с предоплатой предполагает, что в случае непоступления товаров на
территорию государства в течение 180 календарных дней и невозврата перечисленных денег им-
портеру надлежит заплатить штраф в размере 100% от произведенных за рубеж перечислений. Ес-
ли же импортер не в состоянии заплатить штраф, то эту сумму государству возвращает банк-
гарант из собственных средств. Клиент освобождается от ответственности перед контрольными
органами, но продолжает нести ее перед своим банком. В случае неуплаты штрафа ни импорте-
ром, ни банком в 3-дневный срок с момента получения банком требования от ГТК последний по-
ручает взыскание этих средств ВЭК (службе валютно-экспортного контроля) России.

4.3. Особенности таможенного оформления экспорта и импорта товаров в связи с
осуществлением валютного контроля

Таможенные органы принимают экспортные и импортные товары к таможенному оформ-
лению только в случае предъявления паспорта сделки в дополнение к установленным законода-
тельством документам. На таможне сверяются данные паспорта сделки и данные грузовой тамо-
женной декларации. Таможенные органы проверяют соответствие подписи ответственного лица
уполномоченного банка и оттиска печати банка образцам, которые приведены в полученных от
Банка России специальных карточках. Если между документами, представленными для таможен-
ного оформления, не выявлено никаких расхождений, то таможенный служащий подписывает ко-
пию паспорта сделки и ставит на ней свою личную номерную печать. Указанная копия паспорта
сделки остается в делах таможни наряду с экземпляром ГТД.
По сделкам, связанным с движением капитала, необходима отметка уполномоченного бан-
ка о наличии лицензии ЦБ РФ в паспорте сделки. Эта отметка является основанием для приема
58
груза к таможенному оформлению. В ходе таможенного оформления на основании грузовой та-
моженной декларации составляется другой документ валютного контроля – учетная карточка та-
моженно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию о перемещении экспор-
тируемых и импортируемых товаров. ГТК направляет в уполномоченные банки учетные карточки,
группируя их в реестры (рис. 4.3).




Рис. 4.3. Движение через коммерческие банки грузовой таможенной декларации, учетных
карточек и реестров ГТК РФ:
1 - экспортер представляет в таможенный орган ГТД; 2 – экспортер получает от таможенного ор-
гана копию ГТД; 3 – экспортер представляет в банк полученную копию ГТД; 4- на основании дан-
ных грузовой таможенной декларации ГТК формирует реестры учетных карточек и направляет их
в уполномоченные банки; 5- экземпляр реестра разделяется на учетные карточки и распределяется
по соответствующему досье; 6- ксерокопию учетной карточки банк направляет экспортеру; 7- са-
мостоятельно заполненную копию учетной карточки экспортер возвращает в банк; 8- копию учет-
ной карточки, заполненную экспортером, банк направляет в досье; 9 – банк заполняет второй эк-
земпляр реестра и направляет его в ГТК РФ; 10 – после поступления полной суммы валютной вы-
ручки банк закрывает досье и направляет его в архив; 11 – после обработки в ВЦ ГТК оператив-
ные и статистические сведения представляются ЦБ России и иным органам валютного контроля

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена в Законе РФ от
9.10.92 "О валютном регулировании и валютном контроле". Некоторые положения этого Закона
обобщены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Основания ответственности (правонарушения) Санкции
1. Совершение недействительных в силу За- Взыскание в доход государства (общая
1.
кона "О валютном регулировании и валют- сумма санкций)
ном контроле" сделок Взыскание в доход государства необосно-
2.
2. Необоснованное приобретение не по сдел- ванно приобретенного не по сделке, а в ре-
ке, а в результате незаконных действий зультате незаконных действий
3. Отсутствие учета валютных операций Штраф в пределах неучтенной суммы
3.
4. Введение учета валютных операций с на- Штраф в пределах суммы, которая была
4.
рушением установленного порядка учтена ненадлежащим образом
5. Непредоставление или несвоевременное Штраф в пределах суммы, по которой до-
5.
представление органам и агентам валютно- кументация и информация не были пред-
го контроля документов и информации в ставлены в установленном порядке
соответствии с п. 2 ст. 13 Закона "О валют-
ном регулировании и валютном контроле"

При повторном совершении указанных в настоящей таблице правонарушений, а также за
невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные
59
банки, и нерезиденты несут ответственность в виде: а) взыскания в доход государства сумм, ука-
занных в настоящей таблице (а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм), осуще-
ствляемого ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации; б) приостановления дейст-
вия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных орга-
нами валютного контроля лицензий и разрешений.
Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного
контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бес-
спорном порядке, с физических лиц - в судебном. Должностные лица юридических лиц-
резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в
нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-
правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При нарушении порядка зачисления валютной выручки предприятия предусмотрен штраф
в размере суммы всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы
штрафа по курсу ЦБ РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода
валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязательной
продажи части валютной выручки. Штраф налагается Госналогслужбой РФ. Под сокрытой выруч-
кой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных бан-
ках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное
не разрешено ЦБ РФ. Сокрытой выручкой в иностранной валюте считаются также суммы, выпла-
ченные в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезиден-
там и т.п.) из выручки, которая получена предприятием от реализации гражданам в установленном
ЦБ РФ порядке товаров на территории Российской Федерации за иностранную валюту до ее сдачи
в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия.
Помимо этого предприятия несут ответственность за необоснованное завышение расходов
в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной
выручки.
За неправильное или несвоевременное осуществление расчетов по обязательной продаже
валютной выручки уполномоченные банки несут ответственность в виде штрафа за каждое нару-
шение требований. Взыскание этого штрафа производится главными территориальными управле-
ниями ЦБ РФ в бесспорном порядке. К уполномоченным банкам применяются и иные меры воз-
действия, вплоть до отзыва лицензии на совершение валютных операций.
Экспортер за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в
основу подписанного паспорта сделки (ПС), дополнений и (или) изменений, которые затрагивают
данный ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непредставление в банк копии ГТД в
установленные сроки или за непредставление в указанные в инструкции сроки запрашиваемой
банком информации несет ответственность в виде штрафа за каждый день просрочки сверх уста-
новленных сроков предоставления указанной информации в банк, но не свыше суммы по контрак-
ту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Ука-
занные штрафы взыскиваются главными территориальными управлениями Банка России в бес-
спорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экспортера в иностранной ва-
люте или в рублях по курсу Банка России на дату списания суммы штрафа на основании распоря-
жения начальника соответствующего главного территориального управления Банка России) по ре-
зультатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению банков, так и проверок,
проведенных таможенными, налоговыми органами, а также Федеральной службой валютного и
экспортного контроля РФ.
Банк как агент валютного контроля несет ответственность за действия экспортера и импор-
тера. Так, при сокрытии экспортером выручки за отгруженные товары на его банк налагается
штраф в размере всей сокрытой экспортером выручки. Так же в случае осуществления при расче-
тах за импортируемые товары валютной операции, требующей лицензии Банка России, без тако-
вой банк импортера несет ответственность в виде взыскания в доход государства всех доходов,
полученных от указанной операции. Однако своим письмом от 16 января 1996 г. Центробанк при-
остановил действие ряда положений инструкции об импортном валютном контроле (№ 30). В на-
стоящее время не действуют ни положение о гарантиях валютного контроля, ни даже санкции,
предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных

60
средств. Таким образом, банки фактически освобождены от какой-либо ответственности за нару-

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>