<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


77
соблюдении требований, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ. Остальные расходы на рекламу
разрешено учитывать в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК
РФ).

Что такое реклама?

С 1 июля 2006 г. действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее -
Закон о рекламе), согласно которому:
- рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к
нему и его продвижение на рынке;
- объектом рекламирования считается товар, средство его индивидуализации, изготовитель
или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе
спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на
привлечение внимания к которым направлена реклама;
- товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный
для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Примечание. Ключевой признак рекламы - информация должна быть предназначена для
неопределенного круга лиц.

Если какая-то акция (мероприятие) проводится среди ограниченного круга участников, то
расходы на ее проведение не признаются рекламными.
Так, например, налоговый орган признал необоснованным включение в состав расходов
затрат на проведение мероприятий, посвященных девятилетию и десятилетию организации,
обосновав свою позицию тем, что в мероприятиях принимало участие ограниченное число
участников. ФАС Дальневосточного округа поддержал налоговую инспекцию в том, что спорные
расходы не могут быть отнесены к рекламным и, соответственно, не связаны с производством и
реализацией товаров, в связи с чем понесенные затраты не могут быть списаны в уменьшение
налогооблагаемой прибыли (Постановление от 07.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5053).
Не признаются рекламными расходами и затраты на изготовление конвертов, бланков, на
которые нанесены реквизиты организации (название, логотип, сайт), которые используются для
деловой переписки. Ведь эта информация предназначена для конкретных лиц (Письмо Минфина
России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801).
Расходы на изготовление конвертов и бланков писем (неважно, есть на них логотип или нет)
признаются в целях налогообложения в составе почтовых расходов на основании пп. 25 п. 1 ст.
264 НК РФ (Письмо Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-04/2/228).
Многие организации практикуют различные рассылки (раздачи) информации о реализуемых
ими товарах, работах, услугах (в виде листовок, буклетов, каталогов и т.п.). Налоговые органы
настаивают на том, что расходы на проведение таких рассылок (раздач) могут быть признаны
рекламными только в том случае, если перечень получателей информации заранее не определен.
Это могут быть, например, безадресные почтовые рассылки, когда по договору со сторонним
исполнителем осуществляется раскладка определенного количества листовок (буклетов) по
почтовым ящикам потенциальных потребителей. Или рекламная информация может
распространяться путем выкладки в магазинах, офисных зданиях, других местах - там, где она
доступна потенциальным клиентам.
Если же рекламная информация распространяется среди заранее определенного перечня
лиц, то понесенные расходы рекламой признать нельзя.
В Письме Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390 указано, что расходы на
проведение адресной почтовой рассылки (имеется в виду ситуация, когда рассылка проводится по
имеющейся базе данных потенциальных клиентов) не относятся к расходам на рекламу, поскольку
рассылаемая информация предназначена для конкретных лиц. При этом в Письме делается
вывод о том, что такие расходы вообще нельзя учесть в целях налогообложения прибыли, т.к.
расходы, связанные с бесплатной передачей имущества, включены в перечень расходов, не
учитываемых в целях налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Отметим, что позиция Минфина России не является бесспорной.
В 2007 г. появилось Письмо Федеральной антимонопольной службы, разъясняющее понятие
"неопределенный круг лиц", применяемое в законодательстве о рекламе (Письмо ФАС России от
05.04.2007 N АЦ/4624 доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от
25.04.2007 N ШТ-6-03/348@). Согласно данному Письму, "под неопределенным кругом лиц
понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя
рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу

78
реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как
предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о
некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о
лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в
том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве
подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация
будет доведена".
Представим себе такую ситуацию. Организация изготовила 50 000 рекламных буклетов с
информацией о реализуемых ею товарах. Естественно, в этих буклетах нет никакого указания на
конкретных лиц, для которых эта реклама предназначена. Можно, конечно, разложить эти буклеты
в людных местах в надежде, что они попадут в руки к тем людям, которых заинтересуют
прорекламированные товары. И тогда, безусловно, затраты организации будут признаны
рекламными. А можно разослать эти буклеты по базе данных лиц, которые уже когда-то покупали
товары у этой организации. Очевидно, что эффект от такой рассылки будет гораздо выше,
поскольку буклеты попадут к людям, которые потенциально заинтересованы в получении
соответствующей информации. При этом тот факт, что рассылка произведена по конкретным
адресам, совсем не означает, что рекламная информация адресована только тем конкретным
лицам, в чей адрес она направлена. Она адресована всем, кто ее увидит. Поэтому говорить о том,
что при осуществлении любой адресной рассылки отсутствует такой признак рекламы, как
"предназначенность для неопределенного круга лиц", на наш взгляд, неверно.
Однако, с учетом приведенной выше позиции налоговых органов, включение расходов по
раздаче (рассылке) рекламной продукции конкретным лицам в состав расходов, уменьшающих
налоговую базу по налогу на прибыль, скорее всего, приведет к спору с налоговым органом. При
этом налогоплательщику придется доказывать правомерность своих действий, опираясь на пп. 49
п. 1 ст. 264 НК РФ, который позволяет учесть в составе расходов любые обоснованные расходы,
удовлетворяющие критериям, перечисленным в ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность,
документальное подтверждение, связь с деятельностью, направленной на получение дохода).
Например, в Письме УМНС по г. Москве от 22.03.2004 N 26-12/18582 указано на возможность
включения затрат на безвозмездную передачу образцов готовой продукции заранее
определенным потенциальным покупателям в состав прочих расходов, учитываемых в целях
налогообложения прибыли, но только в том случае, если передача образцов способствовала
заключению договоров с данным конкретным покупателем, которому был передан образец.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона о рекламе не является рекламой:
- информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой
является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего
рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели
продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения
органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в
структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений
рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности;
- информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на
товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не
относящиеся к другому товару;
- упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце
товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и
сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Расходы на доведение названных видов информации до потребителя нельзя учесть при
налогообложении прибыли в качестве рекламных.
Можно ли учесть их в целях налогообложения по другим основаниям? Это зависит от вида
расходов.
Например, вывески и указатели необходимы организации, чтобы информировать
потенциальных потребителей о своем местонахождении. Следовательно, расходы на
изготовление вывесок соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и их можно отнести к числу
расходов, уменьшающих налоговую базу, например, по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (другие расходы,
связанные с производством и (или) реализацией).


79
А вот возможность учесть в целях налогообложения расходы на публикацию объявлений в
СМИ зависит от содержания этих объявлений.
Так, например, если организация разместит в газете объявление о месте и времени
проведения праздника по случаю 10-летней годовщины ее деятельности, то затраты на
размещение такого объявления для целей налогообложения прибыли учитываться не будут,
поскольку они не удовлетворяют критерию ст. 252 НК РФ (отсутствует связь с деятельностью,
направленной на получение дохода).
Если же организация разместит в газете объявление о приглашении на работу на должность
секретаря и помощника бухгалтера, то затраты на размещение такого объявления можно учесть
при исчислении налога на прибыль по пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от
28.02.2003 N 04-02-05/2/10).

Обратите внимание! Определение понятия "реклама", приведенное в Законе о рекламе,
позволяет сделать вывод о том, что к рекламным расходам данной конкретной организации
(предпринимателя) можно отнести только те расходы, которые связаны с рекламой товаров
(работ, услуг), производимых и (или) реализуемых именно этой организацией
(предпринимателем).
Если организация несет расходы на рекламу товаров (работ, услуг), реализуемых другими
организациями (реклама в пользу третьих лиц), то для этой организации такие расходы не будут
рекламными. Соответственно, учесть такие расходы в целях налогообложения прибыли можно
только по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (прочие расходы), доказав их соответствие критериям ст. 252
НК РФ.
Так, например, организации оптовой торговли зачастую финансируют полностью (или
частично) затраты розничных торговых организаций на издание каталогов (брошюр, листовок),
содержащих информацию о реализуемых товарах с указанием реквизитов (адреса торговых точек,
телефоны и т.д.) этих розничных торговых организаций. Такие каталоги призваны формировать
интерес не столько к потребительским свойствам реализуемых товаров, сколько к возможности
приобрести товары по привлекательным ценам в данных конкретных торговых точках. Поэтому
оптовая организация, финансирующая издание таких каталогов, не может учесть произведенные
затраты в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу. По мнению налоговых
органов, такие расходы вообще не могут быть учтены оптовой организацией в целях
налогообложения (см. Письмо УМНС по г. Москве от 16.09.2003 N 26-08/50782).
Минфин России высказал аналогичный подход в ситуациях, когда:
- банк, входящий в группу компаний, нес расходы на рекламу услуг, оказываемых другими
компаниями группы (Письмо от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201);
- организация-дистрибьютор, реализующая автомобили дилерам, давала рекламу
автомобилей с указанием координат дилеров под лозунгом "Приобретайте автомобили у дилеров"
(Письмо от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34).
При рассмотрении подобных дел в суде судьи в принципе придерживаются аналогичного
подхода (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 N А56-4088/2006 и от
11.04.2007 N А56-27762/2004, Волго-Вятского округа от 13.10.2004 N А31-6851/7).

Ненормируемые расходы на рекламу

В п. 4 ст. 264 НК РФ перечислены расходы на рекламу, которые в целях налогообложения
прибыли учитываются в расходах в полном объеме (в сумме фактически понесенных затрат). К
ним относятся расходы на:
- рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в
печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и
рекламных щитов;
- участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж,
комнат образцов и демонстрационных залов;
- изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых
товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и
(или) о самой организации;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при
экспонировании.

Примечание. Перечень ненормируемых расходов на рекламу является исчерпывающим. Все
рекламные расходы, который в этот перечень не попали, учитываются в целях налогообложения
только в пределах норматива (1% суммы выручки).


80
Рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети

Требования к рекламе, размещаемой в средствах массовой информации, установлены ст.
ст. 14 - 16 Закона о рекламе.
К такой рекламе относится реклама в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и
радиопередачах, периодических печатных изданиях.
К ненормируемым расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на публикацию в
СМИ различных информационных материалов (статей, интервью и т.п.), которые имеют целью
привлечение внимания к организации и ее деятельности, к тем товарам (работам, услугам),
которые она производит и (или) реализует.
При размещении информационных материалов в средствах массовой информации нужно
иметь в виду следующее.
Не является рекламой размещение в СМИ объявлений о вакансиях (наборе работников).
Такие расходы в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам на основании пп.
8 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы по набору работников (Письмо Минфина России от 28.02.2003 N
04-02-05/2/10).
А вот публикация в прессе материалов, способствующих повышению интереса к самой
организации либо к производимым (реализуемым) ею товарам (работам, услугам), является в
чистом виде рекламой. Причем такие материалы могут публиковаться в виде статей, интервью,
комментариев, участия в обзорных таблицах. Расходы на эти публикации можно учесть в целях
налогообложения прибыли как расходы на рекламу в полном объеме (Письмо Минфина России от
23.09.2004 N 03-03-01-04/2/15).
Но, чтобы избежать претензий налоговиков, размещаемые в прессе материалы должны
содержать пометку "на правах рекламы". Иначе проплаченные публикации могут быть не признаны
рекламными. И в этом случае учесть затраты на публикацию этих материалов в целях
налогообложения прибыли будет проблематично, поскольку Минфин России настаивает на том,
что пометка "на правах рекламы" является обязательным условием отнесения затрат на
публикацию к рекламным расходам (Письма Минфина России от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418,
31.01.2006 N 03-03-04/1/66, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201).
Отметим, что в судах такие споры решаются, как правило, в пользу налогоплательщиков.
Судьи анализируют содержание публикаций и, если они действительно носят рекламный
характер, затраты на эти публикации признают рекламными расходами, независимо от наличия
пометки "на правах рекламы" (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2006 N А43-
42721/2005-36-1233, Московского округа от 24.04.2007, 28.04.2007 N КА-А40/268-07, Северо-
Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13 и от 08.12.2006 N А42-6439/2005).
Если организация заказывает размещение рекламы в СМИ через посредника (например,
рекламное агентство), то в состав ненормируемых расходов на рекламу включается как стоимость
размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения
(Письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2003 N 26-12/12101). При этом организация должна получить
от посредника комплект первичных документов, подтверждающих факт размещения рекламы.
Имейте в виду: одного акта, подписанного организацией и рекламным агентством, для
документального подтверждения рекламных расходов будет недостаточно. Рекламное агентство в
обязательном порядке должно предоставить организации документы, подтверждающие, что
реклама действительно была размещена.
При размещении рекламы на телевидении или радио такими документами могут быть
эфирные справки. При размещении рекламы в печатных СМИ - экземпляры газет (журналов), в
которых была размещена реклама. При размещении рекламы в Интернете - акты, подписанные
рекламным агентством и организациями, непосредственно оказавшими соответствующие услуги.
При отсутствии подтверждающих документов понесенные расходы не удастся отстоять даже в
суде (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 N А56-4088/2006 и от 11.04.2007
N А56-27762/2004).
К ненормируемым расходам на рекламу через СМИ относятся также расходы на создание
(приобретение) рекламного видеоролика для показа по телевидению.
При этом нужно учитывать, что аудиовизуальные произведения являются объектами
авторского права (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных
правах"). А исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (объекты
интеллектуальной собственности) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете подлежат
включению в состав нематериальных активов (п. п. 3 и 4 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных
активов", п. 3 ст. 257 НК РФ).
Поэтому если организация получает исключительные права на видеоролик, то затраты на
его создание (приобретение) и в бухгалтерском, и в налоговом учете будут формировать
первоначальную стоимость нематериального актива. Стоимость нематериальных активов
погашается путем начисления амортизации. Соответственно, в такой ситуации в состав рекламных

81
расходов будут включаться ежемесячные амортизационные отчисления по нематериальному
активу - рекламному ролику, демонстрируемому по телевидению. Причем учитывать амортизацию
в составе расходов можно только в течение того периода времени, пока ролик фактически
используется в рекламных целях (Письмо УМНС по г. Москве от 15.09.2003 N 26-12/51408).

Обратите внимание! Если рекламный видеоролик демонстрируется в кинотеатрах (перед
началом сеансов), то расходы на создание ролика, а также расходы, связанные с его
демонстрацией, относятся к прочим расходам на рекламу, которые принимаются в целях
налогообложения прибыли в пределах норматива - 1% выручки от реализации (Письмо УМНС по г.
Москве от 23.03.2004 N 26-12/19364).

Не является рекламой в СМИ и проведение пресс-конференции с целью рекламы продукции
(работ, услуг).
Для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с подготовкой и проведением
пресс-конференции в рекламных целях, являются нормируемыми и учитываются для целей
налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (Письмо
Минфина России от 03.10.2006 N 03-03-04/1/678).
В последнее время все большее распространение получает размещение рекламы в сети
Интернет. Организации разрабатывают свои сайты, размещают рекламные объявления и баннеры
на сайтах других организаций.
Реклама в сети Интернет относится к расходам на рекламу, которые учитываются в целях
налогообложения прибыли в полном объеме (в сумме фактических затрат) (Письмо Минфина
России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41).
При создании интернет-сайта вопрос о порядке учета расходов решается в зависимости от
того, какая информация размещается на сайте. Как правило, речь идет о размещении информации
о самой организации, ее деятельности и тех товарах (работах, услугах), которые она производит и
(или) реализует. В этом случае расходы по созданию сайта учитываются в целях налогообложения
прибыли как расходы на рекламу.
При этом нужно иметь в виду, что если создание сайта осуществляется на основании
договора на создание программы на ЭВМ, предусматривающего переход к организации-заказчику
исключительных авторских прав на эту программу, то тогда и в бухгалтерском, и в налоговом учете
организации необходимо признать нематериальный актив (учет и списание расходов в этом
случае аналогичны ситуации, изложенной для случая создания видеоролика, - см. с. 197) (Письма
Минфина России от 22.10.2004 N 07-05-14/280, от 12.03.2006 N 03-03-04/2/54).

Обратите внимание! Если организация осуществляет торговлю посредством интернет-
магазина, то расходы по созданию интернет-магазина, а также расходы по его обслуживанию
(круглосуточная поддержка его работоспособности, аренда дискового пространства на сервере
партнера и т.п. расходы) относятся к прочим, не являющимся рекламными, расходам, связанным с
производством и реализацией (Письмо УМНС по г. Москве от 17.11.2003 N 23-10/4/65062).

Наружная реклама

При учете расходов на наружную рекламу, которые для целей налогообложения прибыли
признаются в расходах в полном объеме (без нормирования), необходимо ориентироваться на
понятие наружной рекламы, сформулированное в законодательстве о рекламе.
Согласно ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы осуществляется с
использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных
шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения,
монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах
зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного
транспорта.
В Письме Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/1/83 указано, что как наружную рекламу
можно рассматривать плакаты и баннеры, размещаемые в витринах и рассчитанные на
аудиовизуальное восприятие из городского пространства, а также выносные щитовые конструкции
(штендеры).
Расходы на рекламу, не подпадающую под определение наружной рекламы, содержащееся
в Законе о рекламе, не могут считаться расходами на наружную рекламу. Соответственно,
организация может учесть их в целях налогообложения только как нормируемые.
Так, например, реклама в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро не относится к
наружной рекламе, равно как и реклама в вагонах электропоездов (расположенная как внутри, так
и снаружи транспортного средства). Поэтому расходы на указанные виды рекламы могут быть


82
приняты для целей налогообложения прибыли только в размере, не превышающем 1% выручки от
реализации (Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-03-04/1/361).
Реклама, размещенная на транспортных средствах, также не относится к наружной рекламе,
следовательно, для целей налогообложения расходы на нее признаются в размере, не
превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ
(Письмо Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334).
Отдельно остановимся на порядке учета расходов, связанных с приобретением (созданием)
и использованием рекламных щитов.
Размещение рекламы на рекламных щитах (при наличии соответствующего разрешения)
относится к наружной рекламе, которая в целях налогообложения прибыли не нормируется.
Если организация оплачивает услуги сторонней организации (предпринимателя, рекламного
агентства) по размещению рекламы на щитах, принадлежащих этой сторонней организации, то
стоимость рекламы включается в состав расходов в полном объеме. Аналогично решается вопрос
с расходами на изготовление такой рекламы.
При этом нужно учитывать, что в целях налогообложения прибыли (при методе начисления)
расходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, нужно учитывать в составе
расходов равномерно в течение всего срока, к которому они относятся.

Пример 1. Организация заключила с рекламным агентством договор на изготовление и
размещение рекламы на рекламных щитах, принадлежащих агентству.
В соответствии с условиями договора стоимость услуг по изготовлению рекламы (дизайн,
полиграфия) - 20 000 руб. (без НДС), стоимость размещения рекламы в течение трех месяцев (с 1
июня по 31 августа) - 30 000 руб. (без НДС).
Денежные средства по договору в сумме 50 000 руб. были перечислены на р/с агентства в
мае. В мае же был подписан акт о выполнении работ по изготовлению рекламы. Затем
ежемесячно в течение срока размещения рекламы стороны подписывают акт, подтверждающий
факт оказания услуг по размещению рекламы. Эти акты являются основанием для признания в
бухгалтерском и налоговом учете расходов на рекламу.
В бухгалтерском учете организации это отражается следующими проводками.
Май:
Д-т счета 60 (76) - К-т счета 51 - 50 000 руб. - перечислены средства рекламному агентству;
Д-т счета 26 (44) - К-т счета 60 (76) - 20 000 руб. - отражена стоимость выполненных работ по
изготовлению рекламы.
Июнь - август (ежемесячно):
Д-т счета 26 (44) - К-т счета 60 (76) - 10 000 руб. - отражена стоимость оказанных услуг по
размещению рекламы на рекламном щите агентства.
В целях налогообложения прибыли затраты на рекламу будут списываться в состав
расходов в том же порядке, что и в бухгалтерском учете:
в мае - 20 000 руб.;
в июне - августе - по 10 000 руб. в месяц.
При этом вся сумма затрат (50 000 руб.) будет учтена в целях налогообложения в полном
объеме (без нормирования).

Возможна ситуация, когда организация самостоятельно приобретает (изготавливает)
рекламные щиты для размещения на них собственной рекламы.
В этом случае рекламный щит признается основным средством, а затраты на его
приобретение (изготовление) формируют его первоначальную стоимость.
Если стоимость щита не более 10 000 руб. <*> и (или) срок его использования не превышает
12 мес., то в налоговом учете всю стоимость щита можно списать на расходы единовременно в
момент ввода его в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 и п. 1 ст. 256 НК РФ). Эти расходы в целях
налогообложения прибыли признаются расходами на рекламу, которые уменьшают налоговую
базу в полном объеме (без нормирования).
--------------------------------
<*> С 1 января 2008 г. стоимостной критерий отнесения имущества к амортизируемым
основным средствам увеличен до 20 000 руб. (Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

Если стоимость щита превышает 10 000 руб. <*> и срок его использования превышает 12
мес., то в налоговом учете щит включается в состав амортизируемого имущества. В течение всего
срока его эксплуатации по нему будет начисляться амортизация, которая в целях
налогообложения прибыли квалифицируется как ненормируемые расходы на рекламу (Письма
Минфина России от 25.04.2003 N 04-02-05/3/35 и УМНС по г. Москве от 25.08.2003 N 26-12/46254).
--------------------------------


83
<*> С 1 января 2008 г. стоимостной критерий отнесения имущества к амортизируемым
основным средствам увеличен до 20 000 руб. (Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

Участие в выставках, ярмарках, экспозициях

Налоговые органы трактуют понятие "расходы на участие в выставках, ярмарках" предельно
узко. По их мнению, такими расходами являются лишь расходы по оплате вступительных взносов,
разрешений и т.п. расходов, необходимых для участия в выставке. Споров с налоговой инспекцией
можно избежать только одним способом - включая в состав ненормируемых расходов на участие в
выставке только оплату услуг, оказываемых организации устроителями выставки (например,
оплата аренды выставочного места (стенда), оформление этого места (стенда), оплата различного
рода голосовых объявлений, призванных привлечь внимание к стенду, и т.п.).
Все иные затраты, которые организация несет в связи с участием в выставке (ярмарке), по
мнению налоговых органов, следует учитывать как прочие виды рекламы.
Так, например, если организация проводит на выставке раздачу призов или бесплатную
дегустацию своей продукции, то такие расходы относятся к категории нормируемых расходов на
рекламу, которые принимаются в целях налогообложения в пределах 1% выручки от реализации
(Письма Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205, УМНС по г. Москве от 19.11.2004 N 26-

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>