<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

12/74944 со ссылкой на Письмо МНС России от 19.03.2003 N 02-5-10/35-й843).

Оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов
и демонстрационных залов

Любые расходы организации, связанные с оформлением витрин (выставок-продаж, комнат
образцов, демонстрационных залов), учитываются при налогообложении прибыли в полном
объеме.
Так, например, организация, торгующая мебелью, выставляет в салонах-магазинах образцы
мебели. При этом для оформления экспозиции закупаются постельное белье, посуда, картины и
т.д. Все эти расходы организация может учесть в уменьшение налоговой базы по налогу на
прибыль как расходы на рекламу (Письмо Минфина России от 08.09.2004 N 03-03-01-04/1/31).
ФАС Волго-Вятского округа (см. Постановление от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152),
рассматривая спор между налогоплательщиком и налоговым органом, указал, что ни ст. 264 НК
РФ, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают, что именно понимается под
оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов. Следовательно, при
классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим
использованием тех или иных предметов в указанных целях.
Руководствуясь этим подходом, суд признал правомерным включение в состав
ненормируемых расходов на рекламу, связанных с оформлением витрин, выставок-продаж,
следующих затрат:
- на форменную одежду с логотипом организации (в ней работники организации оформляли
витрины и проводили дегустации продукции),
- на подставки для выкладки образцов продукции,
- на листовки для оформления витрин.

Изготовление брошюр и каталогов

До 1 января 2006 г. в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ в составе ненормируемых расходов
на рекламу были упомянуты расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов,
содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или)
о самой организации.
Исходя из этой формулировки налоговые органы на местах настаивали на том, что если
организация изготавливает каталоги (брошюры) с информацией о реализуемых ею товарах, то
такие затраты являются нормируемыми и принимаются в целях налогообложения в пределах 1%
суммы выручки.
С 1 января 2006 г. перечень ненормируемых расходов на рекламу расширен.
В него включены затраты на изготовление рекламных каталогов и брошюр, содержащих
информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных
знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
Таким образом, в настоящее время затраты на изготовление любых рекламных каталогов и
брошюр не нормируются, а учитываются в расходах в полном объеме. Причем неважно, как эти
каталоги (брошюры) называются. Так, например, в Письме Минфина России от 06.12.2006 N 03-03-
04/2/254 разъяснен порядок учета затрат на изготовление лифлетов и флайерсов. Минфин России

84
совершенное справедливо указывает на то, что лифлеты и флайерсы представляют собой
разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию. Отличие только в размерах этой
печатной продукции. Следовательно, расходы на изготовление лифлетов и флайерсов в целях
налогообложения прибыли учитываются аналогично расходам на изготовление рекламных
брошюр и каталогов.
Нужно учитывать, что, по мнению налоговых органов, не нормируются только затраты на
изготовление каталогов и брошюр. Затраты же на их распространение в рекламных целях
(например, затраты на безадресную рассылку) нормируются, т.е. учитываются в расходах в
размере, не превышающем 1% выручки (Письмо Минфина России от 12.01.2007 N 03-03-04/1/1).
Однако такой подход не является единственно возможным.
Так, например, ФАС Московского округа считает, что, поскольку расходы на изготовление
рекламных брошюр и каталогов относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и
(или) реализацией в полном размере, а рассылка таких рекламных материалов непосредственно
связана с осуществлением данного вида рекламной деятельности и не может расцениваться как
самостоятельный, иной вид рекламы, расходы по рассылке каталогов и брошюр также должны
включаться в состав прочих расходов в полном объеме (без нормирования) (Постановление от
17.01.2007 N КА-А41/12981-06).

Нормируемые расходы на рекламу

К нормируемым расходам на рекламу относятся расходы на приобретение (изготовление)
призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых
рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264
НК РФ.
Эти расходы для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем
1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Для целей нормирования расходов на рекламу применяется показатель выручки,
включающий в себя выручку от реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав. В
величину выручки не включается НДС, предъявленный покупателям товаров (работ, услуг),
имущественных прав, а также акцизы (см. Письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-
04/1/310).

Обратите внимание! Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений,
связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права,
выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В том числе при расчете норматива
учитывается и выручка от реализации ценных бумаг (см. Письмо Минфина России от 13.01.2006 N
03-03-04/2/4).
У генподрядчиков в выручку для целей нормирования расходов на рекламу включается
общая сумма выручки (включая стоимость субподрядных работ) (см. Письмо УМНС по г. Москве от
03.10.2003 N 26-12/55341).

***

Организации, поставляющие свою продукцию в розничные торговые сети, как правило, несут
дополнительные расходы в виде платы за различного рода услуги, оказываемые торговыми
сетями поставщикам. Причем зачастую у поставщиков нет в этом вопросе права выбора. В
договорах поставки перечень этих услуг прописывается в качестве стандартных условий, от
которых отказаться нельзя.
О каких услугах идет речь?
Формулировки бывают разные:
- услуги по выкладке товара наиболее привлекательным образом;
- услуги по размещению товара в полной ассортиментной линейке;
- услуги по включению товара в каталог и т.п.
В течение многих лет налоговые органы настаивали на том, что поставщик не имеет права
включать расходы по оплате таких услуг в состав своих затрат, уменьшающих налоговую базу по
налогу на прибыль.
Однако в 2007 г. Минфин России изменил свою позицию по данной проблеме.
В Письме Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 указано, что поставщик может
учесть в целях налогообложения расходы по оплате услуг магазина, если "заключенное между
поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное
выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий,
обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное
внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное

85
соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и
являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов
договоров (в том числе и договора поставки)".
При этом, по мнению Минфина России, указанные расходы учитываются организацией-
поставщиком в составе расходов на рекламу, которые принимаются в целях налогообложения
прибыли в пределах 1% выручки.

***

Организации, реализующие импортные товары, закупаемые у иностранных поставщиков,
часто сталкиваются с такой ситуацией.
Иностранный контрагент предоставляет организации рекламную продукцию (образцы,
буклеты, листовки и т.п.) для проведения различных рекламных акций. Рекламная продукция чаще
всего предоставляется на безвозмездной основе. При этом российская организация - получатель
продукции за свой счет уплачивает все необходимые таможенные пошлины и сборы.
В такой ситуации стоимость полученной безвозмездно продукции является для организации
доходом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль. В то же время суммы
уплаченных таможенных пошлин и сборов могут быть учтены в составе расходов на рекламу,
уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Для этого организации необходимо иметь
документы, подтверждающие, что полученная рекламная продукция действительно была
использована для проведения тех или иных рекламных акций (см. Письмо УМНС по г. Москве от
06.02.2004 N 23-10/4/07499 со ссылкой на Письмо МНС России от 25.03.2003 N 02-5-11/78-к804).

***

Много споров на практике вызывает учет в целях налогообложения прибыли расходов в виде
спонсорских взносов.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе:
спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для
организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия,
создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного
результата творческой деятельности;
спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в
ней об определенном лице как о спонсоре.
Таким образом, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый
соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Соответственно, расходы, связанные с внесением спонсорского взноса в соответствии с
заключенным спонсорским договором, признаются у спонсора расходами на рекламу. При этом, в
зависимости от конкретных условий спонсорского договора (в зависимости от способа подачи
информации спонсируемому), эти расходы могут быть как ненормируемыми, так и нормируемыми
(Письмо УМНС по г. Москве от 19.07.2004 N 21-09/47989).
Например, расходами на рекламу признается спонсорский денежный взнос по договору с
некоммерческой организацией, который предусматривает, что организация - получатель взноса
(спонсируемый) обязуется разместить информацию о спонсоре на спортивной форме тренеров и
спортсменов, а также на спортивном инвентаре. Такие расходы являются для спонсора
нормируемыми расходами на рекламу (Письмо УМНС по г. Москве от 12.05.2003 N 26-12/25921).
Проблемы на практике возникают в тех случаях, когда у организации-спонсора нет
документов, подтверждающих, что ему действительно были оказаны те услуги, которые
перечислены в спонсорском договоре.
Так, например, организация перечислила спонсорский взнос детскому саду. В соответствии
со спонсорским договором, детский сад должен был распространять информацию об организации-
спонсоре на рекламных плакатах, буклетах и другой рекламной продукции. Однако на самом деле
все ограничилось тем, что в здании детского сада были выставлены листы формата А4 с
логотипом и наименованием спонсора. Никаких иных рекламных услуг организации-спонсору
оказано не было. На этом основании расходы в виде спонсорских взносов не были признаны
налоговой инспекцией расходами на рекламу. При этом позиция налоговиков была полностью
поддержана арбитражным судом (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2007 N А31-
10518/2005-10).

Обратите внимание! Спонсорскую помощь необходимо отличать от благотворительной
помощи.



86
Если договором или иным документом, оформляющим безвозмездную передачу имущества
(включая денежные средства), работ, услуг, не предусмотрено встречное обязательство
получающей стороны по распространению рекламы о спонсоре, то расходы по безвозмездной
передаче имущества (работ, услуг) будут признаны благотворительной помощью. Соответственно,
организация не сможет учесть такие затраты в целях налогообложения прибыли. Согласно п. 16
ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг),
имущественных прав и расходы, связанные с такой передачей, налоговую базу по налогу на
прибыль не уменьшают.

Учет "входного" НДС по нормируемым расходам на рекламу

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ "входной" НДС по расходам, нормируемым в целях
налогообложения прибыли, подлежит вычету в размере, соответствующем этим нормам.
Применительно к расходам на рекламу это правило выглядит следующим образом.

Пример 2. Организация оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных
каталогов в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Такие расходы подлежат
нормированию - принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах 1% суммы выручки.
Предположим, что величина выручки без НДС составила 1 000 000 руб. Соответственно,
предельная сумма расходов на рекламу, включаемая в расходы в целях налогообложения
прибыли, - 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 0,01).
Сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 1800 руб. (10 000
руб. x 0,18). Эта сумма принимается к вычету. Оставшийся НДС по сверхнормативным рекламным
расходам в сумме 16 200 руб. (18 000 руб. - 1800 руб.) к вычету не принимается и в расходах при
исчислении налога на прибыль не учитывается.

На практике, как водится, все оказывается не так просто, как в теории. Проблема
заключается в следующем. Налоговым периодом по НДС является месяц или квартал. А
налоговым периодом по налогу на прибыль является год.
И вполне возможна такая ситуация. В январе организация несет рекламные расходы,
которые не укладываются в норматив. Соответственно, часть НДС в январе принимается к вычету,
а часть - нет. Затем в феврале рекламных расходов больше нет. За счет того, что показатель
выручки за январь - февраль вырос, вся сумма рекламных расходов, произведенных в январе,
уложилась в норматив. Возникает вопрос: может ли организация в феврале предъявить к вычету
НДС, который был "сверхнормативным" в январе, но перестал быть таковым в феврале?
Минфин России, как и следовало ожидать, дает на этот вопрос отрицательный ответ (см.
Письмо Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201).

Пример 3. Организация уплачивает НДС ежемесячно.
В январе организация оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов
в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Такие расходы подлежат нормированию -
принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах 1% суммы выручки.
Предположим, что величина выручки без НДС за январь - 7 000 000 руб. Соответственно,
предельная сумма расходов на рекламу, включаемая в расходы в целях налогообложения
прибыли, - 70 000 руб. (7 000 000 руб. x 0,01).
Сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 12 600 руб. (70 000
руб. x 0,18). Эта сумма в январе принимается к вычету. Оставшийся НДС по сверхнормативным
рекламным расходам в сумме 5400 руб. (18 000 руб. - 12 600 руб.) к вычету в январе не
принимается.
Величина выручки (без НДС) за январь - февраль - 12 000 000 руб. Рекламных расходов в
феврале у организации не было. Предельная сумма расходов на рекламу нарастающим итогом с
начала года - 120 000 руб., т.е. вся стоимость рассылки учитывается в целях налогообложения
прибыли в полном объеме. Однако организация не имеет права при расчете НДС за февраль
включить в состав вычетов сумму НДС в размере 5400 руб., не предъявленную к вычету в январе.
Руководствуясь позицией Минфина России, в бухгалтерском учете организации в январе
должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т счета 60 - К-т счета 51 - 118 000 руб. - перечислен аванс почте;
Д-т счета 26 (44) - К-т счета 60 - 100 000 руб. - на основании акта и документов,
подтверждающих выполнение рассылки, признана сумма расходов на рекламу;
Д-т счета 19 - К-т счета 60 - 18 000 руб. - отражен "входной" НДС по расходам на рекламу;
Д-т счета 68 - К-т счета 19 - 12 600 руб. - НДС по расходам на рекламу в пределах норматива
предъявлен к вычету;


87
Д-т счета 91 - К-т счета 19 - 5400 руб. - НДС по сверхнормативным расходам на рекламу
включен в состав прочих расходов. В целях налогообложения прибыли эта сумма в расходах не
учитывается.

На наш взгляд, с подходом Минфина России можно поспорить.
Нормы гл. 21 НК РФ не запрещают налогоплательщикам производить вычеты "входного"
НДС в более поздние налоговые периоды. Если все условия для вычета выполнены в январе, то
налогоплательщик вовсе не обязан заявлять вычет в январе. Он может это сделать и в более
поздний срок.
Отметим, что тот же Минфин России не видит препятствий для заявления вычетов в более
поздний срок в другой ситуации - когда у налогоплательщика в налоговом периоде вообще нет
облагаемых НДС операций. В этом случае представители этого ведомства настаивают на том, что
налогоплательщик должен дождаться того периода, когда появиться хоть какая-то сумма НДС к
начислению. И тогда можно к вычету ставить весь "входной" НДС, в том числе и "накопленный" с
предыдущих налоговых периодов (см. Письмо Минфина России от 08.02.2005 N 03-04-11/23).
Почему же в одной ситуации НДС "копить" можно, а в другой нельзя?
Подход Минфина является, на наш взгляд, неправомерным еще по одной причине. Он
ставит в неравное положение налогоплательщиков, уплачивающих налог ежемесячно и
ежеквартально.

Пример 4. Организация уплачивает НДС ежемесячно.
В январе организация оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов
в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Такие расходы подлежат нормированию -
принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах 1% суммы выручки.
Предположим, что величина выручки без НДС за январь - 800 000 руб. Соответственно,
предельная сумма расходов на рекламу, включаемая в расходы в целях налогообложения
прибыли, - 8000 руб. (800 000 руб. x 0,01).
Сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 1440 руб. (8000 руб.
x 0,18). Эта сумма в январе принимается к вычету. Оставшийся НДС по сверхнормативным
рекламным расходам в сумме 16 560 руб. (18 000 руб. - 1440 руб.) к вычету в январе не
принимается и фактически для организации "теряется".
А теперь предположим, что организация уплачивает НДС ежеквартально.
Выручка (без НДС) за январь - 800 000 руб.; февраль - 900 000 руб.; март - 990 000 руб.
Предельная сумма расходов на рекламу, включаемая в расходы по итогам I квартала, - 26
900 руб. ((800 000 + 900 000 + 990 000) x 0,01).
Соответственно, сумма НДС, которую можно принять к вычету в I квартале, - 4842 руб.

Итак, в совершенно одинаковых условиях, но только при выборе разных налоговых периодов
по НДС организация может принять к вычету разные суммы НДС. Разве это правильно? Неужели
выбор налогового периода может повлиять на величину налоговых вычетов, которыми имеет
право воспользоваться налогоплательщик? На наш взгляд, нет.
По нашему мнению, налогоплательщики в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ имеют право
в течение года "довключать" в состав вычетов суммы НДС по расходам на рекламу, которые по
мере увеличения размера выручки укладываются в норматив, признаваемый в целях
налогообложения прибыли.
Однако нужно иметь в виду, что такие действия могут привести к спору с налоговой
инспекцией.

***

Есть еще одна проблема, которая связана с учетом "входного" НДС по нормируемым
расходам на рекламу. Она более узкая и касается тех случаев, когда организация осуществляет
виды деятельности, облагаемые и не облагаемые НДС.
В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ организация должна вести раздельный учет "входного"
НДС, относящегося к тем товарам (работам, услугам), которые используются как для
деятельности, облагаемой НДС, так и для деятельности, не облагаемой этим налогом.
Часть "входного" НДС, относящаяся к облагаемой НДС деятельности, принимается к вычету.
А часть, относящаяся к необлагаемым НДС операциям, учитывается в стоимости приобретенных
товаров (работ, услуг).
В Письме УМНС по г. Москве от 24.08.2004 N 26-12/55111 разъясняется, что "входной" НДС,
включенный в стоимость товаров (работ, услуг), учитывается при расчете предельной величины
расходов на рекламу, признаваемых в целях налогообложения прибыли.


88
Пример 5. Организация оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных
листовок с информацией о продукции, реализуемой организацией. Часть продукции (изделия
медицинского назначения) подпадает под льготу по НДС, а часть облагается НДС в
общеустановленном порядке.
Стоимость услуг почты - 5900 руб. (в т.ч. НДС 900 руб.).
Выручка от реализации (без НДС) - 500 000 руб., в том числе от облагаемых НДС операций -
300 000 руб.
В такой ситуации предельная норма расходов на рекламу - 5000 руб.
НДС, относящийся к этой сумме предельных расходов, - 900 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ определяем сумму НДС, которая относится к
облагаемым НДС операциям и, соответственно, может быть предъявлена к вычету:
300 000 / 500 000 x 900 = 540 руб.
Оставшаяся сумма НДС (360 руб.) к вычету не принимается, а подлежит включению в
стоимость приобретенных услуг. Общая сумма рекламных расходов (с учетом части "входного"
НДС), подлежащих включению в расходы, составит 5360 руб., что превышает рассчитанный нами
норматив (5000 руб.). В результате сверхнормативная величина рекламных расходов в сумме 360
руб. в целях налогообложения прибыли не учитывается.

НДС при бесплатной раздаче товаров (сувенирной продукции)
в рамках рекламных акций

Бесплатная передача образцов товаров потенциальным покупателям является сегодня
одним из наиболее распространенных способов рекламы, который используется как
предприятиями-производителями, так и предприятиями торговли.
Кроме того, безусловной популярностью пользуется такой способ рекламы, как бесплатная
раздача всякого рода рекламной сувенирной продукции (ручки, календари, брелоки и т.п.).

Примечание. Имейте в виду: бесплатная раздача любых товаров (любой сувенирной
продукции) подлежит обложению НДС. И тот факт, что эта раздача осуществляется
исключительно в рекламных целях, на порядок исчисления НДС не влияет.

Отметим, что налоговые органы (см. Письма МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18,
Минфина России от 23.03.2001 N 04-03-11/52) всегда настаивали на том, что бесплатная раздача
товаров в рекламных целях для целей исчисления НДС должна рассматриваться как
безвозмездная передача товаров и, следовательно, должна облагаться НДС. По мнению Минфина
России, НДС нужно начислять на все виды бесплатно раздаваемой рекламной и сувенирной
продукции (авторучки, листовки, буклеты, нагрудные значки, брелоки, футболки и т.п.). Такая
позиция отражена в Письмах Минфина России от 15.08.2005 N 03-04-05/13, от 01.03.2005 N 03-04-
11/43, от 25.11.2004 N 03-04-11/209 и от 26.11.2004 N 03-04-11/211.
Однако вопрос о необходимости начисления НДС при бесплатной раздаче товаров в рамках
проведения рекламных акций до 1 января 2006 г. является дискуссионным.
Дело в том, что до этой даты в гл. 21 НК РФ не было однозначного указания на то, что такая
раздача в целях исчисления НДС признается объектом налогообложения.
Позиция налоговых органов основывается на том, что раз товары раздаются бесплатно,
значит, имеет место безвозмездная передача. Но в случае рекламной раздачи это не совсем так.
Ведь стоимость бесплатно розданных образцов товаров (рекламной продукции) включается
в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг). Это означает, что стоимость бесплатно
розданных в рекламных целях товаров наряду с другими затратами, включаемыми согласно
действующему законодательству в издержки производства и обращения, участвует в
формировании продажной цены на реализуемую продукцию (товары, работы, услуги). Поскольку
покупатели при оплате продукции возмещают продавцу все его затраты, включенные в
себестоимость реализованной продукции, то, следовательно, стоимость бесплатно розданных в
рекламных целях товаров, относимая на издержки производства и обращения, фактически
возмещается продавцу покупателями в составе продажной цены на реализуемую продукцию
(товары).
Приведенные рассуждения приводят к выводу о том, что бесплатная раздача товаров
(рекламной продукции), осуществляемая организацией в рамках своей рекламной кампании, не
может в контексте гл. 21 НК РФ рассматриваться как безвозмездная передача товаров,
являющаяся объектом обложения НДС. Поэтому такая бесплатная раздача не должна облагаться
НДС.
Приведенная точка зрения, конечно же, приведет к спору с налоговым органом.
Однако шансы отстоять предложенный подход в суде на сегодняшний день очень велики.
Судьи, рассматривая такие споры, принимают решения в пользу налогоплательщиков,

89
руководствуясь именно теми рассуждениями, которые приведены выше (см. Постановления ФАС
Волго-Вятского округа от 24.11.2006 N А82-9118/2005-99, Восточно-Сибирского округа от
29.03.2007 N А33-11414/06-Ф02-1651/07, Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 N Ф04-
4820/2006(25042-А45-33), Северо-Западного округа от 25.01.2007 N А44-871/2006-15, Московского
округа от 09.11.2006, 16.11.2006 N КА-А40/10964-06, Поволжского округа от 29.03.2007 N А55-
10820/06, Уральского округа от 09.04.2007 N Ф09-2460/07-С2).
С 1 января 2006 г. неопределенности в вопросе о необходимости начисления НДС на
стоимость бесплатно раздаваемой в рамках рекламных акций продукции (товаров, сувениров)
больше нет.
С 1 января 2006 г. в ст. 149 НК РФ появилась новая льгота по НДС, которая предусматривает
освобождение от налогообложения операций по передаче в рекламных целях товаров (работ,
услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3
ст. 149 НК РФ).
Таким образом, фактически поставлена точка в споре о том, нужно ли вообще начислять
НДС на стоимость товаров (рекламной продукции), раздаваемых бесплатно в рамках проведения
рекламных акций. Вводя эту новую льготу, законодатель косвенным образом подтвердил, что
рекламная раздача товаров является объектом обложения НДС.
При этом с 2006 г. при бесплатной раздаче малоценных (до 100 руб.) товаров (работ, услуг)
НДС можно не начислять. Тем самым из-под налогообложения выводятся бесплатно раздаваемые
недорогие сувениры (ручки, брелоки, календари и т.п.), а также всевозможные листовки, буклеты и
другие рекламные материалы.
В то же время нужно иметь в виду, что "входной" НДС по товарам (работам, услугам),
используемым при осуществлении не облагаемых НДС операций, к вычету не принимается, а
учитывается в стоимости этих товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому, пользуясь
этой льготой, организация лишается права на вычет "входного" НДС, относящегося к стоимости
бесплатно розданных товаров (работ, услуг), попавших под ее действие.
Кроме того, не забывайте и про п. 4 ст. 170 НК РФ, который требует ведения раздельного
учета "входного" НДС при осуществлении операций, как облагаемых НДС, так и освобожденных от
налогообложения, а также про п. 3 ст. 170 НК РФ, который предписывает восстанавливать ранее
принятый к вычету "входной" НДС в части товаров (работ, услуг), использованных для
осуществления не облагаемых НДС операций.

Пример 6. Организация в январе 2007 г. заказала изготовление рекламных каталогов в
количестве 10 000 шт. на общую сумму 23 600 руб. (в т.ч. НДС - 3600 руб.). Кроме того,
организация оплатила счет рекламного агентства за разработку макета этого каталога на сумму
3540 руб. (в т.ч. НДС - 540 руб.).
В январе каталоги были изготовлены, и организация в рамках выставки-ярмарки бесплатно
распространила их среди посетителей выставки.

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>