стр. 1
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

УДК 37.015.3
ББК 88.8
К 85




Серия основана в 1998 году



Рецензенты:
Н. И. Конюхов, доктор психологических наук, профессор
А. В. Иващенко, доктор педагогических наук, профессор
И. В. Шаравов, кандидат психологических наук, доцент
А. А. Шиверскнх, кандидат психологических наук, доцент




Крысько В. Г.
К 85 Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.:
Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической пси­
хологии).
ISBN 985-433-498-8.
Содержание данного пособия соответствует программам предметов
«Психология», «Педагогика и психология», экзамены по которым преду­
смотрены в большинстве высших учебных заведений России. Беларуси
и Украины.
Все темы этих предметов сведены в пособии до того минимума,
знание которого необходимо и достаточно для успешной сдачи
экзаменов. Суть каждой темы отображена в схеме или таблице,
снабженной крат- кими комментариями. Пособие может также служить
0153
УДК
справочником по психологии и педагогике. 37
ВБК 88.8



© Текст, схемы. В. Г. Крысько, 1999
ISBN 985-433-498-8 © Оформление. Харвест, 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология и педагогика - очень сложные отрасли знаний, ис­
следующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охваты­
вающие своим вниманием большой объем совершенно специфичес­
ких понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со мно­
гими областями общественных и естественно-научных дисциплин.
Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освое­
нию, их содержание трудно запомнить с первого раза.
Для их изучения нужна определенная система, облегчающая про­
цесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика
любой системы - ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь
приходят прежде всего сами психология и педагогика, так как они
достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и вы­
являют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости
обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и
запоминания виде. Так появляется схема - наглядное изображение
систематизированных представлений, дающая возможность более
продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоен­
ные знания и информацию.
Включенные в содержание книги схемы позволяют достичь как
ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий
и категорий психологии и педагогики. Каждая из этих схем несет оп­
ределенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элемен­
там каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут за­
тем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании
в обобщенном и систематизированном виде. Приданные же схемам
комментарии разъясняют и закрепляют заложенную в них информа­
цию.
В то же время представленная книга:
- показывает, в каком направлении и как нужно ов­
ладевать психолого-педагогическими знаниями;
- выражает основные принципы подхода к их анали­
зу и изучению;
- содержит информацию, изложенную в обобщенном
и систематизированном виде;
- включает сведения, являющиеся результатом осмыс­
ления многих научных исследований и публикаций по
психологии и педагогике;




3
Часть I



ПСИХОЛОГИЯ
Глава первая

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ
ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
«Как бы человек не пытался забыть
о ней, психическая энергия напомнит о
себе. И дело просвещения - научить чело­
вечество обращаться с этим сокрови­
щем».
Н. К. Рерих


Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи.
Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов,
которые исследует конкретная наука, а предметом - специфика фор­
мирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология
- это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не
укладывающегося в рамки обычных представлений (например, па-
рапсихологические явления), а с другой - своеобразные объекты: лич­
ность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и дея­
тельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется
психическое.
Задачами любой науки выступают основные направления её ис­
следования и развития, а также те цели, которые она ставит перед
собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных резуль­
татов.
Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выдели­
лась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в.
и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не ис­
черпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширя­
ет, отвечая на запросы современного социального и экономического
прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психи­
ки.

5
Комментарии

Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития
и проявления психики и сознания человека.

Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку
и животным способность отражать воздействия предметов и явлений
реального мира.
Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика че­
ловека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то,
что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляет­
ся в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт об­
щественно-исторического развития, результат труда.
Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознатель­
ное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе
которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реаль­
ность сливается с его переживаниями.
Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и соци­
ально-психологическими особенностями.
Деятельность - это совокупность действий человека, направленных
на удовлетворение его потребностей и интересов.
Поведение - внешние проявления психической деятельности.

Основной задачей психологии как науки является изучение объек­
тивных закономерностей функционирования психических явлений и
процессов как отражения объективной действительности.
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:
1) изучать качественные (структурные) особенности психических
явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое
практическое значение;
2) анализировать становление и развитие психических явлений и
процессов в связи с детерминированностью психики объективными ус­
ловиями жизни и деятельности людей;
3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе пси­
хических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно ов­
ладеть практическими средствами их формирования и развития;
4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психо­
логии в практику (разработка научных и практических методик обуче­
ния и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах
деятельности людей).

6
1.1. Предмет и задачи общей психологии




7
Комментарии

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний про­
чны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные на­
уки предоставляют психологии возможность методологически точно и
теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания че­
ловека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось
развитие психики и сознания людей на различных этапах становления
общества и человеческих отношений.

ФИЗИОЛОГИЯ И антропология'позволяют психологии более точно по­
нять строение и функции нервной системы, их роль и значение в форми­
ровании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направ­
лениях правильного осмысления функционирования психики и созна­
ния в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и со­
циально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­
хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­
хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию о
основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую
ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих
процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику проте­
кания психических явлений и процессов, позволяет естественным и об­
щественным наукам более правильно интерпретировать законы отраже­
ния объективной действительности, конкретизировать причинную обус­
ловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных
общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает оп­
ределенную помощь и историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без
результатов психологических исследований, поскольку многие болез-

8
1.2. Связь психологии с другими отраслями
научных знаний




ни, как показывают результаты самых новейших исследовании, имеют
психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам
экономического производства, какими психологическими средствами и
методами можно повысить эффективность трудовой деятельности лю­
дей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание
закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных
особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработ­
ки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

9
Комментарии

1. Психология - одна из самых сложных наук, т.к. носителем психи­
ки является головной мозг, самый сложный по строению и закономернос­
тям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические яв­
ления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор
не изучено.

"Мы еще толком не знаем даже, почему че­
ловек смеется, лишь человек, и никто дру­
гой".
Паруйр Севак


Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явле­
ниями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.
2. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что че­
ловек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на
основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее.
При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм про­
явления, которые достаточно сложно изучить.
3. Уникальные практические следствия психологии состоят в том,
что результаты исследования этой науки по сравнению с другими от­
раслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и
объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем ос­
мыслить причины всех проблем человечества - психику и сознание его
самого.
4. Чрезвычайная перспективность психологии и её исследований вы­
текает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики
и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что
наибольшую сложность в будущем будут представлять не разработка
каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование по­
ведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

"Труднейшая задача в наши дни заключается
не в том, чтобы познать и использовать ок­
ружающую природу, а в том, чтобы понять
механизмы своего собственного поведения
и научиться им управлять".
Ф. Бич


10
1.3. Особенности психологии как науки




11
Комментарии

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процес­
сов, которые отражают основное содержание психики человека и кото­
рые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы- это психические явления, обеспечивающие
первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей
действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определен­
ное течение и ярко выраженный конец.
Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, вос­
приятие, внимание, представление, память, воображение, мышление,
речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно про­
являющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный ка­
чественно-количественный уровень поведения и деятельности, типич­
ный для данного человека.
К психическим свойствам относятся направленность, темперамент,
характер и способности.
Психические состояния- это определенный уровень работоспособ­
ности и качества функционирования психики человека, характерный
для него в каждый данный момент времени.
К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апа­
тия и другие.
Психические образования- это психические явления, формирующи­
еся в процессе приобретения человеком жизненного и профессиональ­
ного опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний,
навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы - это психологи­
ческие феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаи­
мовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определен­
ным социальным общностям.



"Именуют богатством
блага те, что во вне,
Настоящее благо
существует во мне".
Р. Тагор


12
1.4. Мир психических явлений




13
Комментарии

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые
людьми из обыденной жизни.
Они обладают следующими основными отличительными характе­
ристиками:
-конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, кон­
кретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
-интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознаннос­
ти их происхождения и закономерностей функционирования;
- ограниченностью, т.е. слабыми представлениями человека о спе­
цифике и сферах функционирования конкретных психологических фе­
номенов;
- основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает,
что обыденные психологические знания не подвергнуты научному ос­
мыслению;
- ограниченностью в материалах, т.е. человек обладающий теми или
иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их срав­
нить с подобными же у других людей.
Научная психология - это устойчивые психологические знания, полу­
ченные в процессе теоретического и экспериментального изучения психи­
ки людей и животных.
Им присущи свои особенности:
- обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического
явления на основе специфике его проявления у многих людей, во мно­
гих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятель­
ности;
-рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологи­
ческие знания максимально исследованы и осознаны;
- неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством лю­
дей;
- основываются на эксперименте, т.е. научные психологические зна­
ния исследованы в различных условиях;
- слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные
психологические знания изучены на основе многочисленных и часто в
уникальных условиях.


"Конечно, бытие определяет сознание. Это
как правило. Однако, к счастью, часто случа­
ется так, что сознание опережает бытие. Ина­
че мы до сих пор сидели бы в пещерах".
А. и Б. Стругацкие


14
1.5. Соотношение житейской и научной психологии




15
Комментарии

1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический
характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности виде­
ли причину развития явлений и движения. Аристотель распространил
понятие психического на все органические процессы, выделяя раститель­
ную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -
материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демок­
рит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состо­
ит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физичес­
кие тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению
Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от пос­
ледней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с
внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­
ном мире до того, как попала в тело человека.
2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосыл­

стр. 1
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>