<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

занные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. про­
являть волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности,
осмысливаются ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения намеченной
цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и
средства и способы её достижения, от правильного использования ко­
торых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов,
осмысления цели деятельности и выбора способов её достижения чело­
век принимает решение. Сделать это, значит отграничить одно желание
от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы
принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для
этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энер­
гии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удер­
жание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен
осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к прак­
тическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведе­
ние таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился
в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке.
Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует

132
5.5. Психологическая структура волевого акта




и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получае­
мый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был
создан заранее.

133
Комментарии

Психические состояния -это определенный уровень работоспособнос­
ти и качества функционирования психики человека, характерный для него
в каждый данный момент времени.
Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: актив­
ность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию,
душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Физиологические основы психических состояний. Физиологически
психические состояния представляют собой функциональные состояния
психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамичес­
кого взаимодействия его организма с внешней средой в процессе дея­
тельности.
Функциональные состояния обеспечивают:
а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы рабо­
тают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
б) динамическое рассогласование, при котором различные системы
организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают
его деятельность.
Во-первых, регуляция функциональных состояний человека осущес­
твляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуля­
торными, которые могут быть активирующего и неактивирующего типа.
Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредото­
ченные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и
его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие
деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры
и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность орга­
низма.
Во-вторых, важнейшим регулятором функциональных состояний
человека является головной мозг, точнее передние отделы коры боль­
ших полушарий - фронтальные зоны. Именно они управляют деятель­
ностью модулирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая
активность ретикулярной формации и лимбической системы, в целом
деятельность организма человека.

Совокупность различных проявлений процесса функционирования
перечисленных нервных систем порождает разные психические состоя­
ния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной
и профессиональной активности он попадает. Как правило, посредст­
вом мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стре­
мятся или использовать определенные положительные психические со­
стояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на
их деятельности.


134
5.6. Сущность психических состояний




135
Комментарии

Психические образования - это психические явления, формирующие­
ся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального
опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков
и умений.

Зияния- это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий
и представлений о предметах и явлениях объективной действительнос­
ти.
Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов,
ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании
приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах
знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и
абстрактны понятия, главное их назначение - организация и регулиро­
вание практической деятельности.
Начальные умения - это самостоятельной применение приобретен­
ных знаний в практической деятельности человека.
Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и
умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении
деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.
Простые навыки - это несложные приемы и действия, совершаемые
автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.
В основе любого навыка лежит выработка и упрочение услов-но-
рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в
результате постоянного повторения действий приводит к точной лока­
лизации процесса возбуждения в определенных нервных структурах.
Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс
возбуждения. Образуются системы условнорефлекторных связей с хо­
рошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокра­
щает время реакции.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в про­
цессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка
резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают
лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие
с задачей деятельности.
Сложные навыки - это усвоенные автоматизированные двигатель­
ные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно,
легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечи­
вающие эффективность деятельности человека.
Превращение действия в сложный навык дает возможность челове­
ку высвободить сознание для решения более важных задач деятельнос­
ти.

136
5.7. Психические образования




Сложные умения - это достигнутая в процессе обучения воз­
можность человека творчески применять знания и навыки и до­
стигать желаемого результата в непрерывно меняющихся усло­
вия практической деятельности.

137
Комментарии

В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) професси­
ональной деятельности формируются навыки и умения.
Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегча­
ют физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятель­
ность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая
условия для творчества.

Навык - это слитная посредством общей функции цепь закрепленных
в повторении операций.

На схеме навык представлен в виде двух взаимосвязанных компо­
нентов.
Компонент 1 - собственно обученность человека, как чистая состав­
ляющая навыка, обычно включающая систему реакций, координации
движений, их согласования в процессе деятельности.
Компонент 2 - это выработанная в процессе упражнений способ­
ность человека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и
реализовывать полученные знания.
В формировании навыка выделяют три основных этапа:
- аналитический, представляющий собой вычленение и овладение
отдельными элементами действия;
- синтетический, представляющий объединение изученных элемен­
тов в целостное действие;
- автоматизацию, представляющую собой упражнение с целью при­
дания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправлен­
ных и систематических повторений действий. По мере упражнения из­
меняются как количественные, так и качественные показатели работы.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества
повторений, но и от других причин объективного и субъективного ха­
рактера.
Результаты упражнений могут быть выражены графически. Коли­
чественные показатели совершенствования навыка могут быть получе­
ны различным путем: измерением количества работы, выполненной в
единицу времени, затраченного на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями:
- через простой показ;
- через объяснение;
- через сочетание показа и объяснения.

138
5.8. Сущность навыка




Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему
действий и место в нем каждой операции.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков,
относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важ-

139
ное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет
знание результатов.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формиро­
вание новых навыков и умений. Это влияние может быть как положи­
тельным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Переносом навыков называется положительное влияние уже приоб­
ретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том,
что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного на­
выка. Необходимым условием переноса навыков является наличие сход­
ной структуры действий, приемов и способов их выполнения или уме­
ний как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже
выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возника­
ет в тех случаях, когда:
а) новый навык включает в себя движения, противоположные по
своей структуре усвоенным ранее и ставшие привычными;
б) закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затруд­
няющие усвоение правильной техники упражнения;
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в
противном случае возникает деавтоматизация.

Деавтоматизацией навыков называется ослабление или даже пол­
ное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации
движения становятся более медленными и менее точными, координиро-
ванность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно,
требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознатель­
ного контроля над движениями.
Деавтоматизация наступает:
а) в результате длительного перерыва в выполнении того или дру­
гого действия или упражнения; при этом чем менее прочно был усвоен
навык, тем быстрее он деавтоматизируется;
б) при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случа­
ях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установив­
шихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двига­
тельных центрах;
в) при нарочитой направленности внимания на выполнение дейст­
вий, ставших прочными навыками; такая направленность внимания
приводит к временному нарушению и ослаблению выработанных авто­
матизмов: движения начинают выполняться медленнее и с ошибками.
Глава шестая

психология личности
«Личность - субъект и объект общес­
твенных отношений».
А. Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений - производное не
только его собственного развития, но и результат воздействия окружа­
ющего мира, общественных отношений. Богатство психики человека
зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного
отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как
член общества.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния
различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе произ­
водства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфереполитических отношений. От того,
свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, мо­
жет реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общес­
твенной жизни или быть исполнительницей воли господствующего клас­
са, зависит психология личности.
Личность находится в сфере действия идеологических отношений.
Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние
на личность, во многом формирует содержание ее психологии, миро­
воззрение, индивидуальные и социальные установки.
На психологию личности вместе с тем влияет и отношения людей в
социальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодей­
ствия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего
формируется общность во взглядах, социальных установках и других
видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В
то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет,
занимает определенное положение, играет определенные роли.
Личность не только объект общественных отношений, но и их субъ­
ект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности тво­
рят историю, но творят её не по произволу, а по необходимости, под
воздействием объективных общественных закономерностей. Однако
историческая необходимость не исключает ни самобытности личнос­
ти, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.
Личность - существо активное и сознательное. Она может выби­
рать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого
или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь общест­
ву или жить личными интересами.

141
Комментарии

' Личность - это конкретный человек, являющийся представителем оп­
ределенного общества, определенной социальной группы, занимающийся
конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружа­
ющему и наделенный определенными индивидуально-психологическими осо­
бенностями.
В личности выделяется прежде всего её общественная сущность. Вне
общества, вне социальной и профессиональной группы человек не мо­
жет стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е.
создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и её основные особенности
определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущ­
ностью.
Мировоззрение человека - это сложившаяся у него система убежде­
ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения,
которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в
виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в
специфическом влиянии её индивидуально- и социально-психологичес­
ких качеств на поведение, действия и поступки.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием
или наличием в них противоречий, отражающих противоположные инте­
ресы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководству­
ется или находится под влиянием противоречивых интересов, носите­
лем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социаль­
ных обстоятельств.
3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.
Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу
разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не поз­
воляет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно про­
являться.
4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчи­
востью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.
Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личнос­
ти при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограни­
чивают мировоззрение человека.
5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных
качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психоло­
гических проявлениях, что соотношения её разнообразных качеств мо­
жет сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.


142
6.1. Сущностная
характеристика личности




143
Комментарии

Внешне обусловленные характеристики личности. Человек, стано­
вясь личностью, формируется под влиянием внешних факторов.
Социальная природа личности определяется общественными отно­
шениями, в которых она формируется: отношениями, складывающихся
прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ,
политическими отношениями, идеологическими отношениями, отноше­
ниями людей в социальной группе, в которую она входит.
Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влия­
ний на нее в ходе ее развития. Если присутствует доминирующее влия­
ние одних факторов и недостатка других, если человек попадает в ан­
тисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния
всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем раз­
витии как личности.
Стадиальность развития личности означает, что человек формиру­
ется как личность в определенные периоды своего возрастного и соци­
ального становления, для которых могут быть характерны свои осо­
бенности и на каждом из которых действуют свои законы.
Кроме того, можно говорить и о неравномерности развития, напри­
мер, свойств личности. Так, направленность личности формируется го­
раздо дольше, чем способности и т.д.

Внутренне обусловленные характеристики. Личность формируется
и развивается не только под воздействием внешних условий, но и внут­
ренних, определяющихся особенностями организма человека.
Неравномерность развития личности означает, что в зависимости
от индивидуальных и психофизиологических особенностей один чело­
век может развиваться быстрее, другой медленнее. Ранее говорилось и о
неравномерности развития, например, различных свойств личности, что
тоже должно приниматься во внимание.
Интеграция в развитии личности означает, что все внутренние воз­
можности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на
достижение его качественного формирования.
Компенсация в развитии личности означает, что, несмотря на воз­
можность существования у того или иного человека определенных ге­
нетических или психофизиологических недостатков или особенностей,
в ходе его становления и развития как личности при конкретной и на­
стойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма
он способен достигать хоть и позднее, но полного своего индивидуаль­
ного совершенствования.


144
6.2. Обусловленность особенностей
развития личности




145
Комментарии

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.
С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоян­
но отслеживать и фиксировать, в с другой - в процессе обучения и вос­
питания человека можно активно влиять на этот процесс.

Движущие силы психического развития - это противоречия: между
потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее воз­
росшими физическими способностями, духовными запросами и стары­
ми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности
и ^сформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности - это то объективно су­
ществующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в
самом широком смысле этого слова.
Факторы психического развития личности могут быть внешними и
внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и
общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами
развития личности выступают биогенетические и физиологические осо­

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>