<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бенности человека и его психики.
Предпосылки психического развития личности•- это то, что оказы­
вает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние
обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психичес­
кого развития.
Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками
психического развития личности выступают качество и особенности
воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личнос­
ти выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые
перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как
личности.

Уровни психического развития - степень и показатели психическо­
го развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах фор­
мирования его личности.

Уровень актуального развития личности - показатель, характери­
зующий способность человека выполнять различные самостоятельные
задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения лич­
ности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние разви­
тия психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают
возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной
аппаратуры их важнейшие характеристики.


146
6.3. Движущие силы
психического развития личности




Уровень ближайшего развития личности - показатель того, что че­
ловек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с
небольшой помощью других.

147
Комментарии

Психологические особенности личности развиваются закономерно
и в определенных направлениях. Эти направления и тенденции можно
классифицировать и эффективно изучать в интересах совершенствова­
ния всех сторон личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.
Эти сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления
человеком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведе­
ния. Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятель­
ности и эмоционально-волевого восприятия воздействий окружающе­
го мира и социальной среды, формирования целостной структуры ин­
теллекта, эмоций, чувств и воли личности.

Развитие направленности, характера и способностей личности. Мож­
но следить за возникновением, становлением и усложнением мотиваци-
онно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в
ней ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характе­
ризовать доминирующие линии развития характера и способностей че­
ловека, их основных особенностей.

Развитие психической структуры деятельности личности. Психоло­
гическая структура деятельности личности развивается в потоке изме­
нения соотношения между мотивами и целями, усложнения операцио­
нальной стороны самой деятельности человека (см. 7.1,, 7.5.).

Основные тенденции психического развития. Тенденция 1 выражает­
ся в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и
оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному,
сознательному взаимодействию с ними.
Тенденция 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-
синтетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоцио­
нально-волевой сферы.
Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действен­
ной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвле­
ченной, абстрактно-логическому ее осмыслению.
Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и
усложнением всех сторон жизни и деятельности личности, что приво­
дит к формированию устойчивых черт направленности, характера и
способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон
Темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершен­
ствования личности.

148
6.4. Основные направления и тенденции
психического развития личности




Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса фор­
мирования личности, возможных направлениях её адаптации к соци­
альному и профессиональному окружению.

149
Комментарии

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основ­
ных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ,
продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.
2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за
рамки природной (биологической) ограниченности социальное сущес­
тво, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­
ным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как
существо своеобразное.
Наиболее общими характеристиками индивида являются: целос­
тность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость
во взаимодействии с окружающей средой; активность.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­
ка со всеми присущими ему особенностями.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение
в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную де­
ятельность и отличающийся своими присущими только ему индиви­
дуально- и социально-психологическими особенностями (см. также:
6.1, 6.10.).

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, испол­
нителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом
конкретной деятельности, в частности источником познания и преоб­
разования объективной действительности.
Сама же деятельность при этом выступает формой активности че­
ловека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и само­
го себя (см. также: 7.2., 7.1.).

Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Ког­
да говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лич­
ности.. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо
главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на
окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность
одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­
ональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятель-

150
6.5. Классификация базовых понятий:
индивид, личность, субъект, индивидуальность




ности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деталь­
нее и тем самым полнее.
Она является постоянным объектом исследования при изучении каж­
дой конкретной личности.

151
Комментарии
Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает человека, личность в единстве
четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенезе и
жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4)
человека как части человечества.

Подход Абульхановой К.А. Представляет личность как субъект жиз­
ненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит раз­
витие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность),
способность к организации времени, социальное мышление.

Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В. Согласно этому подхо­
ду, при объяснении любых психических явлений личность выступает как
целостная система внутренних условий, через которые преломляются
все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять ком­
поненты разной меры общности и устойчивости.

Подход Мясищева В.В. Рассматривает ядро личности как систему
ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется
под воздействием отражения сознанием человека окружающей действи­
тельности, являясь одной из форм этого отражения.

Подход военных психологов. Согласно ему личность - это конкрет­
ный человек, являющийся представителем определенного общества,
определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом
деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделен­
ный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Подход Платонова К.К. Согласно ему личность имеет динамичес­
кую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) на­
правленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4)
биопсихологические свойства.

Подход Узнадзе Д.Н. Рассматривает личность как целостное и ду­
ховное образование, мотивы и поступки которой могут носить и не­
осознанный характер. Узнадзе Д.Н. - основатель теории установки как
общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности раз­
вития и функционирования психики личности в процессе ее целенап­
равленной активности.

Подход Фельдштейна Д.И. Согласно ему, в онтогенезе личность
развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелос­
ти. При этом ведущим фактором её формирования является обществен­
но значимая деятельность.

152
6.6. Подходы к изучению личности
в отечественной психологии




153



I;
Комментарии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к понима­
нию и происхождению личности.

Социогенетический подход старается объяснить особенности лич­
ности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимо­
отношений с окружающими людьми.
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологичес­
кой особью, становится личностью лишь благодаря воздействию соци­
альных условий жизни.
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает
жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения,
усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество пред­
лагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ро­
лей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на
характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Дол-
лард, К. Левин и др.).
В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение
личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой че­
ловек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учи­
тываются объективные, общественно-исторические условия жизни
человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биоло­
гические процессы созревания организма.
Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом
виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.
Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Креч-
мер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.
Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрей­
дом, который считал, что все поведение личности обусловлено физио­
логическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни
среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических
процессов.
В рамках этого подхода представители психодинамической ориен­
тации объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции,
влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон
и др.).
Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение

154
6.7. Основные подходы к изучению личности
в зарубежной психологии




развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности
(Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).
Ученые, стоящие на позициях персонологичеасой ориентации, акцен­
тируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Мас-
лоу и др.).

155
Комментарии

Психологическая сторона личности отражает специфику функцио­
нирования её психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие
первичное отражение и осознание личностью воздействий окружаю­
щей действительности.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно про­
являющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уро­
вень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следую­
щие свойства личности: направленность, темперамент, характер и спо­
собности
Психические состояния - это уровень работоспособности и качест­
ва функционирования психики личности в каждый данный момент вре­
мени.
Психические образования- это психические явления, формирующи­
еся в процессе приобретения человеком жизненного и профессиональ­
ного опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний,
навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности отражает общественно зна­
чимые её качества и особенности, позволяющие занимать достойное мес­
то в обществе.
Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убежде­
ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения,
которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в
виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный обликличности - это система ее представлений о мора­
ли, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая её дей­
ствия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности - это устойчивая система ее взгля­
дов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодей­
ствие.
Социально-психологическая сторона личности отражает ее основ­
ные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные
роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Отношение к другим людям - совокупность проявлений индивиду­
ально- и социально-психологических качеств личности, отражающих
типичное её поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности - типичные способы поведения личнос­
ти, обуславливаемые её индивидуально- и социально-психологически­
ми особенностями, позволяющими завоевывать определенный автори­
тет и доверие со стороны других людей.
Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представле-

156
6.8. Психологическая структура личности




ния личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими
людьми.
Социальные установки личности - её настроенность на определен­
ное отношение к обществу и другим людям.

157
Комментарии

Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с соци­
альной средой, в которой он живет и без которой не может существо­
вать. Все необходимое он получает от общества в результате своей це­
ленаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенны­
ми целями и задачами.
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно
определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворе­
ния. В них также проявляются и свойственные личности отношения,
сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерные для нее
отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в дан­
ной социальной среде, в частности.
Направленность как раз и выражает в интегрированном виде мно­
гие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируются
Основной смыл ее действий и поведения.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в ко­
тором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и
цели её жизни и деятельности.
Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо.
Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с пот­
ребностями и побуждают ее к определенной деятельности.
Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убежде­
ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения,
которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в
виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осущес­
твление той или иной деятельности или торможение собственной ак­
тивности.
Установки имеют важное функциональное значение: выступают в
качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее
выполнять определенную деятельность. Их основные функции : 1) оп­
ределять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобож­
дать личность от необходимости принимать решения и произвольно
контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.
Цели- это наиболее значимые для личности предметы, явления, за­
дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­
тво её жизни и деятельности.
Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве об­
разов конечного результата деятельности.

158
6.9. Направленность личности




159
Комментарии

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в опре­
деленных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Че­
ловек, как и другие живые существа, также нуждается для своего сущес­
твования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он до­
лжен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола,
книги, развлечения и т.д.

Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.
В отличие от потребностей животных, носящих более или менее ста­
бильный характер и ограниченных в основном биологическими нужда­
ми, потребности человека все время множатся и изменяются в течение
его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и
новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет
общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы
потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые пот­
ребности людей.
Характерными особенностями потребностей являются:
а) конкретный содержательный характер потребности, связанной
обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с ка­
кой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлет­
ворение (например, определенная работа, игра и т. п.);
б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровож­
даемое характерными эмоциональными состояниями (привлекатель­
ность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и
даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);
в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутству­
ющего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск
нахождению возможных путей удовлетворения потребностей;
г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в
некоторых случаях даже превращение их в противоположные состоя­
ния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например,
чувство отвращения при виде пищи в состояний пресыщения);
д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в
основе её, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на ма­
териальные- потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духов­
ные, связанные с общественным существованием человека: потребнос­

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>