<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ти в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приоб­
ретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

160
6.10. Структура и особенности
потребностей




161
6 Зак. 2491
Комментарии

Мотивы - это те внутренние сипы, которые связаны с потребностя­
ми личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потреб­
ности.
Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (би­
ологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы - это вле­
чения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­
ческие потребности.
Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения личности,
которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в
мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­
тенциалы организма.
Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих
функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор
результатов действия.
Мотивация создает особое состояние функциональной системы -
предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организ­
ма к выполнению соответствующей деятельности.
Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса сим­
патической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетатив­
ные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма
человека.
Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания,
которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока
не будет удовлетворена соответствующая потребность
Все перечисленное создает условия для оптимального достижения
желаемого.
В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­
твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому
в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее моти-
вациоиное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулиро­
ванному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­
рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­
ность.
Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к оп­
ределенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор,
пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.
Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров,
возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­
рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют
1
такую активность до удовлетворения потребности.
В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

162
6.11. Психологическая характеристика
мотивов




163
Комментарии

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как
своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требую­
щих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потреб­
ностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потреб­
ностей явилось условием формирования интересов как качественно осо­
бых мотивов личности.
Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную на­
правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и
определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к
определенным выдам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности,
интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень
разнообразными. Прежде всего они отличаются по своему содержанию,
относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к
математике, химии, истории, литературе; интересы технические, кон­
структорские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к
жизни общества) и др.
Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качествен­
ных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые
не нуждаются в развернутом объяснении.
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности),
вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указы­
вающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития
личности.Однако из множества интересов должен быть выделен цен­
тральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие инте­
ресы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной,
общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:
1) активизация не только познавательных процессов, но и творчес­
ких побудительных усилий человека в различных областях деятельнос­
ти;
2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятель­
ности;
3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной
области и развитие у него соответствующих практических навыков и
умений;
4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к
длительному занятию соответствующей деятельностью.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для
этого необходимо показывать значимость получаемой информации от
объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний,
важных и необходимых в деятельности личности.


164
6.12. Психологическая характеристика
интересов




165
Комментарии

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризую­
щееся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельнос­
ти и поведения человека, что выражается не столько в их конечном ре­
зультате, сколько в их течении.
И.П. Павлов считал, что темперамент это - генотип, т.е. прирожден­
ная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотно­
шением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и
центров коры головного мозга.
Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров
коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются
силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с
точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внеш­
ней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности
соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.
Подвижность нервных процессов показывает способность возбуж­
дения и торможения быстро сменяться один другим.
Различные сочетания этих показателей присущи различным типам
ВНД человека.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соот­
ветствии с этим четыре вида темперамента.
1. Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы воз­
буждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие.
Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.
2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и под­
вижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД со­
ответствует холерический темперамент.
3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, урав­
новешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флег­
матический темперамент.

166
6.13. Психологическая характеристика
темперамента



Характеристика нервных процессов
возбуждения и торможения
Типы высшей
Вид
нервной
темперамента
деятельности
по
по
уравновешен­
по силе
подвижности
ности




Подвиж­
Сильный Уравнове­
Сильный Сангвини­
ный
шенный ческий




Неуравнове­ Подвиж­
Безудержный Сильный Холерический
шенный ный




Уравнове­ Малопод­
Сильный
Инертный Флегмати­
шенный вижный ческий




Слабый Неуравнове­ Малопод­
Слабый Меланхоли­
шенный вижный ческий




4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо.
Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует
меланхолическому темпераменту.




167
Комментарии

Сангвиник. Сангвиник обычно находится в приподнятом располо­
жении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением, прибы­
вает в хорошем расположении духа.
Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро
сходится с людьми, общителен.
Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика
богатая, подвижная, выразительная.
При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой дея­
тельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непосто­
янство.

Холерик. Действия холерика резки, порывисты. Он отличается по­
вышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональ­
ностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.
Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия хо­
лерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой на­
пряженной деятельности.
Проявление холерического темперамента в значительной мере зави­
сит от направленности личности. У людей с общественными интересами
он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где
нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто прояв­
ляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.

Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога.
Его обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окру­
жающим.
Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно,
но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко
выходит из себя, не склонен аффектам.
В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут воз­
никнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в дру­
гих - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях,
колебания и осторожность в решениях.
Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно
активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосре­
доточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика про­
должительную тормозную реакцию.
1
В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, со­
держательный.

168
6.14. Психологические особенности
представителей различных темпераментов




При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в
замкнутого, боязливого, тревожного человека.

169
Комментарии

Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию
поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему
миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчи­
вых и постоянных проявляющихся черт и качеств личности, которые
обусловливают особенности его индивидуального и социального пове­
дения и взаимодействия с другими людьми.
Знать характер человека - значит знать те существенные его чер­
ты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью
проявляются в поступках человека.
Несмотря на то, что характер складывается из множества различ­
ных черт, он не является их механической суммой. Различные черты,
входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его
структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типо­
логическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.
В структуру характера входят такие взаимосвязанные существен­
ные компоненты, которые являются общими для всех людей.
Структура и содержание характера каждого человека определяют­
ся:
а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осущес­
твить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);
б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона
(например, конфликтного), который сопровождает те и иные его пос­
тупки;
в) интеллектуальными особенностями человека;
г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера
важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или
же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).
Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что
проявляется в активном избирательном отношении личности к требо­
ваниям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятель­
ность человека.
Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на
характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон
темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой ха­
рактера, зависит от условий его формирования.
Характер формируется под влиянием общественных условий в ре­
зультате деятельности личности. В тоже время характер является про­
явлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее
индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

170
6.15. Сущность характера




171
Комментарии

При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой
степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки.
Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит мно­
го времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой,
при всем своем старании, - лишь определенного среднего уровня. Есть
некоторые виды деятельности, например искусство, наука, спорт, в ко­
торых успеха может достигнуть человек только с определенными спо­
собностями.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее про­
явления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься
и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.

Специальные (профессиональные) способности - это возможности к
развитию отдельных психических процессов и качеств личности для
какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность раз­
вития педагогической внимательности является необходимой специаль­
ной способностью учителя.

Общие способности- это благоприятные возможности развития осо­
бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих
видов деятельности. Такими общими способностями, например, явля­
ются возможности развития у человека находчивости, сообразительнос­
ти и т.п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных
конкретному человеку, составляет одаренность.
Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность че­
ловека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обу­
чающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же услови­
ях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в опреде­
ленной области, называется талантом.
Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств
и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей лич­
ности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достиг-

172
6.16. Сущность способностей




173
нутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениаль­
ностью.
Творчество гениального человека имеет для общества историческое
и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не
столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху
в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные пред­
посылки его способностей - задатки. Задатками называются врожден­
ные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­
легчают развитие способностей.
Задатки многозначны. На основе одного задатка могут форми­
роваться самые различные способности. Последние определяются ок­
ружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются
к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как
подвижная нервная система, может способствовать развитию многих
способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью
быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на
новые действия, менять темп и ритм работы и др.
Глава седьмая

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

<< Пред. стр.

стр. 12
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>