<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«Я - творец мира, и это самое глав­
ное во мне. Во все, что я делаю, я вклады­
ваю сознание, что я творец мира».
Д. Хармс

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек высту­
пает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, незави­
симо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психическо­
го мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и
воли, способности и черты характера.
Деятельность - категория социальная, она носит общественный
характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляю­
щаяся как биологическое приспособление организма к требованиям
окружающей среды.
Для человека характерно сознательное выделение себя из приро­
ды. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его
к активности.
Проблема деятельности органически связана с проблемой разви­
тия личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершен­
ствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование со­
знания.
Деятельность в то же время - это процесс взаимодействия челове­
ка с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и
сознательно регулируемый.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и
труд, направленный на создание материальных ценностей, и органи­
зация совместных усилий и активности многих социальных групп, и
воспитание и обучение (педагогическая деятельность) и научно-ис­
следовательская деятельность.
Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек
не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энер­
гии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, за­
трачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои
поступки и их результаты.
Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он мо­
жет преследовать в ней как общественно значимые цели, так и дости­
гать а её ходе результаты, не одобряемые другими людьми.

175
Комментарии

Деятельностью называется совокупность действий человека, направ­
ленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее
общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.
Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на
усвоение общественного опыта.
Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навы­
ками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельнос­
ти.
Труд-это деятельность, направленная на создание общественно пол­
езного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные пот­
ребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.
Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды
деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и
способам выполнения - продукт общественно-исторического развития
человека. Занимаясь данным видом деятельности, он выполняет такие
действия, которые были открыты и усовершенствованы всем общест­
вом в процессе его исторического развития, в условиях общественного
труда.
Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отли­
чие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятель­
ности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целя­
ми, которые достигаются ими с помощью тщательно продуманных и
испытанных средств или способов действия.
Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных
единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и
направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.
Плановость деятельности. Деятельность - это не просто сумма от­
дельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляю­
щие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвя­
занными, располагаются в известном порядке, строятся по опреде­
ленному плану.
Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности
того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный,
повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью
отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже дейст­
вия еще не составляют деятельности.

176
7.1. Сущность деятельности




177
Комментарии

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и сози­
датель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В дея­
тельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина
ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности
и черты характера, талант.
Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект
деятельности - это то, на что она направлена, субъект деятельности -
это человек, ею управляющий.
При этом человек является и субъектом познания окружающей дей­
ствительности и самой деятельности.
В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт об­
щественно-исторического развития, продукт труда.
Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По от­
вету и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний
и особенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную
деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об
особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют
характер и другие качества личности. Предметом психологического
изучения является и личность в деятельности.

Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жиз­
недеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление
организма к требованиям окружающей среды.
Для человека характерно сознательное выделение себя из природы.
Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к ак­
тивности, взаимодействию с другими людьми.
Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения
и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучает человека как
субъекта с различными характеристиками.




178
7.2. Основные науки о проблемах человека
как субъекта деятельности




179
Комментарии

Основные характеристики деятельности человека - предметность и
субъектность.
Специфика предметной определенности в том, что объекты внешне­
го мира не воздействуют на субъекта непосредственно, они преобразу­
ются в процессе деятельности.
Филогенетические предпосылки предметности проявляются в дея­
тельности животных как ее обусловленность свойствами объектов - клю­
чевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических
потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой
деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности дея­
тельности человека, в ее связях со значениями, зафиксированными в
схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социаль­
ных нормах.
Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активнос­
ти субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опы­
том, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, оп­
ределяющими направленность и избирательность деятельности; в смысле
личностном - «значении для себя», придаваемом мотивами различным
событиям, действиям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:
1) генетический- в нем исходной формой любой человеческой дея­
тельности является социальная совместная деятельность, а как механизм
развития психики выступает интериоризация, в ходе которой осущес­
твляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю дея­
тельность;
2) структурно-функциональный- в основе такого рассмотрения стро­
ения деятельности лежит принцип анализа "по единицам": разложение
реальности на "единицы", содержащие в себе основные свойства, при­
сущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами дея­
тельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в
структуре деятельности изменяются содержание психического отраже­
ния, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид ре­
гуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
3) динамический- здесь при рассмотрении деятельности изучаются
механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность
надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности, и возникно­
вение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целе-
* направленной деятельности в изменчивой реальности.
Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизио-

180
7.3. Особенности деятельности
человека и животных




Важнейшие особенности
"Деятельность животных" Деятельность человека


Носит Направляется познавательной
инстинктивно- потребностью, имеет
биологический субъективную значимость
характер (субъектность)
Каждое действие приобретает
для людей смысл лишь в силу
Осуществляется
того места, которое оно
вне общества,
занимает в их совместной
вне совместной
деятельности
деятельности
(предметность)

Человек абстрагируется,
Животные руководствуются проникает в связи и отношения
наглядными впечатлениями вещей, устанавливает причинные
зависимости между ними

В деятельности человека
Деятельность животных осуществляется передача
является типичными, и закрепление опыта через
наследственно закрепленными социальные средства общения
программами поведения (язык и другие системы знаков)

Зачатки орудийной В деятельности человека
осуществляется
деятельности животных
не создают никаких изготовление орудий
новых операций труда




логических механизмов, рассмотренных в теории функциональных сис­
тем психики, акцептора результатов действия и представлений о сис­
темной организации высших психических функций.

181
Комментарии

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность - форма ак­
тивности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нуж­
ды в в определенных условиях нормального функционирования инди­
вида.
Потребность не переживается как таковая - она представляется как
переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и прояв­
ляется в поисковой активности. В ходе последней происходит иденти­
фикация с ее предметом - фиксация на предмете, который может ее удов­
летворить. С момента "встречи" активность становится направленной,
опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится
мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае
можно говорить о деятельности.
По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом,
но не прямо, а через ее "внутренние" закономерности; внешние причи­
ны проявляются через внутренние условия. При объяснении психичес­
ких явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность
с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отли­
чать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компо­
нентов: знаний, умений и мотивации.

Единицей анализа в деятельности является действие.
Действиями называются движения, направленные на предмет и пре­
следующие определенную цель.
В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функ­
ции организма, действия носят социальный характер: они зависят от
предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих
человека.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на ок­
ружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: пос­
тупком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам
поведения, или проступком, если противоречат им.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих
определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Деятельность - это не просто сумма отдельных действий или движе­
ний. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой
определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в
известном порядке, строятся по определенному плану.
Деятельность человека, в отличие от инстинктов животных, являет­
ся сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются
сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с по­
мощью сознательно организуемых средств или способов действия.

182
7.4. Психологические особенности
действий и деятельности




183
Комментарии

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы де­
ятельности, цель и результат.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека,
заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.
Способы и приемы- это действия, предпринимаемые человеком, что­
бы достичь целей деятельности.
Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут
состоять из одной или нескольких операций.
Цели- это наиболее значимые для человека предметы, явления, за­
дачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущес­
тво его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельнос­
ти.
Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в
зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую
роль в общественной жизни играет его деятельность.
Результат- это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Ре­
зультаты могут не совпадать с целями деятельности. Человек и люди
оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого,
а также значимость его деятельности.
Исследования советских психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонть­
ева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия форми­
руются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во
внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план на­
зывается интериоризацней.

Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их
друг к другу- Затем наступает время, когда палочки становятся ненуж­
ными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное
от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования ста­
новятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные
действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, пре­
жде чем приступить к внешней деятельности, направленной на дости­
жение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя
образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае
готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельнос­
ти. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предме­
тами называется экстериоризацией.


184
7.5. Структура деятельности




185
Комментарии

Действие - произвольная преднамеренная активность, направленная
на достижение осознаваемой цели.
Действие - структурная единица деятельности, которая определяет­
ся направлением на достижение цели. Действие осуществляется челове­
ком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с кон­
кретной ситуацией деятельности и условиями, в которых она осущес­
твляется. Эти способы и приемы - неосознаваемые или малоосознавае-
мые операции - представляют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий - лишь один из этапов определенной актив­
ности человека. Ее исходный момент - начало активности головного
мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с
объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации,
поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий
этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств
и прошлого опыта.

Обработка информации при этом выполняется более или менее ав­
томатически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктив­
ного поведения. При сложных процессах научения и особенно при со­
знательном принятии решений в этом участвуют память и мышление
человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие
есть последовательность действий более низкого порядка с переходами
на разные уровни иерархической системы действий. По структуре дей­
ствие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта,
непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализу­
ется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные зна­
ки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает дей­
ствием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), ум­
ственные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и
преднамеренным.
Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом
решения о том, что образ будущего результата действия отвечает моти­
ву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него
личностный смысл и выступает как цель действия.

186
7.6. Структура и функции действия




При наличии намерения у субъекта возникает установка к достиже­
нию предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом
предвидимой цели, который задает только общее направление построе­
ния действия, тогда как исполнительная часть действия определяется
конкретными условиями ситуации.

187
Понятие действия - как единицы анализа и как предмета исследова­
ния - используется при изучении действий перцептивных, мнемических,
умственных, исполнительных, творческих и др.
В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с пред­
метным миром, преобразование (физическое или мысленное) предмет­
ной ситуации и достижение каких-либо результатов (личностный смысл
которых для субъекта оценивается эмоциями).
В ходе выполнения действия могут появляться новые цели деятель­
ности, может также изменяться место данного конкретного действия в
общей структуре деятельности.
С точки зрения теории деятельности, в характеристике всякого дей­
ствия можно выделить следующие аспекты:
1) действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удер­
жания цели;
2) действие - одновременно акт сознания и акт поведения;
3) действие активно и не сводится к одним только реакциям на внеш­

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>