<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ние раздражители;
4) цель действия может быть любой, как чисто биологической, так и
социальной.
Глава восьмая

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

«Счастье личности вне общества не­
возможно, как невозможна жизнь расте­
ния, выдернутого из земли и брошенного
на бесплодный песок».
А. Н. Толстой

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отноше­
ния. Само же общество состоит из большого количества групп, внутри
которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Психологическая наука, ее особая отрасль, социальная психология, не
могут не уделять внимания психологии людей, живущих и работаю­
щих в различных общностях (группах).
Психология тщательно изучает и анализирует закономерности воз­
никновения, функционирования и развития общественно-психологичес­
ких (синоним: социально-психологических) явлений, обусловленных
принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям.
Под социальными группами обычно понимаются устойчивые об­
щности с определенным количеством людей, включенных в типичные
для них виды деятельности и связанных системой отношений, регули­
руемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроени­
ями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.
Социально-психологические явления, возникающие в процессе жиз­
ни людей в обществе, можно классифицировать по разным основани­
ям: по принадлежности к различным социальным общностям (группам),
по отнесенности к различным классам психологических явлений, по ус­
тойчивости, по степени осознанности и т.д. Основополагающей и ме­
тодологически более значимой выступает классификация социально-
психологических явлений по принадлежности людей к различным со­
циальным группам, поскольку именно этот критерий определяет боль­
шинство закономерностей и особенностей их функционирования.
Кроме того, следует помнить, что в основе всех социально-психо­
логических явлений лежат социальные процессы взаимодействия, вос­
приятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и
потребления материальных благ люди вступают в различного рода со­
циальные отношения, в основе которых и лежат их взаимодействие,
восприятие и общение. Без правильного понимания их специфики не­
льзя хорошо понять психологию людей.

189
Комментарии

Социальные группы -это устойчивые общности с определенным коли­
чеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и свя­
занных между собой системой налаженных отношений, регулируемых об­
щими интересами, ценностями и нормами.

Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она
отражает специфику отношений между людьми.
Большие группы - это общности людей, существующие а масштабах
общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не
предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам
могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, поли­
тические и общественные организации, возрастные группы и т.п.
Предприятия, местные организации, территориальные общности (жи­
тели одного района, города) можно назвать средними социальными груп­
пами.
Малые группы- это небольшие общности, члены которых имеются
непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.
Микрогруппы- это группы, возникающие внутри малых групп и от­
личающиеся особой близостью отношений между их членами.
Организованные группы - это группы, имеющие четкую организаци­
онную структуру и существующие устойчиво длительное время.
В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и нала­
женных отношений не имеют и являются или только что созданными,
существующими непродолжительное время.
Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет
заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа
функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно офи­
циально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами.
Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и анти­
патий.
Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном эта­
пе своего существования. Их часто называют диффузными.
Высокоразвитые группы- это группы давно созданные, отличающие­
ся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы от­
ношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами.
Референтные {эталонные) группы- это группы, на которые люди ори­
ентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых
люди реально состоят и трудятся.
Реальные группы- это группы, в которых люди постоянно находятся
в повседневной жизни и деятельности.

190
8.1. Классификация социальных групп




Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему
признаку, напр., по возрасту, полу и т.д.
Первичные группы - группы, в которых осуществляются постоянные
личные непосредственные контакты между всеми людьми.
Вторичные группы- это группы, состоящие из ряда первичных. В пос­
ледних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.

191
Комментарии

Взаимодействие - процесс взаимного влияния людей друг на друга, по­
рождающий их совместные отношения и связи.
Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объек­
тов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) - это субъ­
ективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и со­
провождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов
в них участвующих.
Общение - это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств
речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения измене­
ний в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведен­
ческой сферах участвующих в общении людей.
Классовая психология - это социально-психологические явления, воз­
никающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и вза­
имоотношений представителей различных классов, а также социально-
психологические особенности последних. Обычно к этому виду явлений
относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настро­
ений, отношений, поведения его представителей.
Национальная психология - это социально-психологические явления,
характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимо­
отношения представителей различных этносов (наций), а также их наци­
онально-психологические особенности. Этническая психология существует
и проявляется в форме национального самосознания, национального ха­
рактера, национального темперамента, национальных интересов и цен­
ностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообра­
зующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее дина­
мическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.
Политическая психология - это социально-психологические явления
и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе
за власть и в интересах конкретных политических организаций.
Религиозная психология - это социально-психологические особенности
взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верую­
щих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиоз­
ную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специ­
фику общения верующих; а также их культовое и ритуальное поведение.
Психология малой группы - социально- психологические явления и
процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе (см. 8.8, 8.14).
Психология семейных отношений - социально-психологические явле­
ния и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и вза­
имоотношений членов семьи как представителей определенной группы.
Социальная психология личности - социально-психологические осо-
, бенности человека как личности.
Массовидные социально-психологические явления - это явления, воз­
никающие в стихийно возникающих общностях людей. К ним обычно

192
8.2. Классификация социально-психологических явлений




относят панику, психологические особенности массовой коммуникация,
поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слу­
хов.

193
7 Зак. 2491
Комментарии

Философия считает взаимодействие категорией, отражающую про­
цессы воздействия материальных объектов друг на друга. С её точки зре­
ния, взаимодействие - это объективная и универсальная форма движения,
развития, определяющая существование и структурную организацию
любой материальной системы.
Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс
влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные отношения и
связи.
Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамерен­
ные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербаль­
ные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие вза­
имные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Главными признаками такого взаимодействия выступают:
1) наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам
цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
2) эксплицированность, т.е. доступность для наблюдения со стороны
и регистрации другими людьми;
3) ситуативность, т.е. достаточно жесткая регламентация конкретны­
ми условиями деятельности, интенсивности, нормами и правилами отно­
шений, в силу чего оно становится изменчивым феноменом;
4) рефлексивная многозначность - зависимость восприятия взаимо­
действия от условий его осуществления и оценок участвующих в нем лю­
дей.
Межгрупповое взаимодействие- процесс непосредственного или опос­
редованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на
друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми
группами и выступает как интегрирующий фактор образования различ­
ных общностей.
Взаимодействие также может быть различным по форме и содержа­
нию в зависимости от уровней его осуществления.
Низший уровень взаимодействия - это простейшие первичные кон­
такты людей, когда между ними имеет место лишь определенная первона­
чальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое»
влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения, кото­
рое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и
не получить всестороннего развития.
Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность
людей, сопровождающаяся взаимопониманием.
Взаимопонимание - это такая форма взаимодействия индивидов, при
котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможно-


194
8.3. Характеристика социального
взаимодействия людей




го очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом
чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой
цели.

195
Комментарии

Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объек­
тов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенностями социальной перцепции являются:
1. активность субъекта социальной пернепнии, означающая, что он
(индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к
воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевлен­
ных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздей­
ствуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе
в благоприятную сторону;
2. целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъ­
екта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на момен­
тах порождения образа как результата отражения воспринимаемой ре­
альности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта вос­
приятия;
3. мотивированность субъекта социальной перцепции, которая сви­
детельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется
большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональны­
ми отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной
перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности восприни­
мающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:
1. восприятие членами группы.
а) друг друга;
б) членов другой группы;
2. восприятие человеком:
а) самого себя;
б) своей группы;
в) «чужой группы»
3. восприятие группой:
а) своего человека;
б) членов другой группы;
4. восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепциипредставляет собой деятельность его
субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических
особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в
результате которой у субъекта социальной перцепции складывается
конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные
представления о возможном поведении конкретных людей и групп.


Щ
8.4. Характеристика социальной перцепции




В зависимости от этих представлений субъект социальной перцеп­
ции прогнозирует и свои отношения и поведение в различных ситуаци­
ях взаимодействия и общения с другими людьми.

197
Комментарии

Общение - это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств
речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений
в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой
сферах участвующих в общении людей.

Функции общения:
- контактная - установление контакта как состояния обоюдной го­
товности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в
форме их постоянной взаимоориентированности;
- информационная - обмен сообщениями, т.е. прем передача каких-
либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями,
замыслами, решениями и т.д.;
- побудительная - стимуляция активности партнера по общению,
направляющая его на выполнение тех или иных действий;
- координационная - взаимное ориентирование и согласование дей­
ствий людей при организации и осуществлении совместной деятельнос­
ти;
- понимания - не только адекватное восприятие и оценка смысла
сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их
намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
- амотивная - возбуждения в партнере нужных эмоциональных пе­
реживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью со­
бственных переживаний и состояний инициатора общения;
- установления отношений - осознание и фиксирование человеком
своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и
прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;
- оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-
смысловых образований партнера, в том числе его намерений, устано­
вок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, актив­
ности и т.д.
Обычно общение различается по:
- количеству участников. Межличностное общение - это общение
между индивидами. Групповое общение - это общение между группами
(организованными), и массовое общение, если группы неорганизован­
ные.
способу общения. Вербальное общение - это общение с помощью
языка. Невербальное общение - это общение с помощью других средств
получения и передачи информации.
- положению общающихся. Контактное общение - это общение с
помощью личных контактов людей. Дисконтактное общение - обще­
ние с помощью, напр., средств массовой информации.
• - условиям. Официальное общение - общение в рамках социально
организованных встреч. Неофициальное общение - общение по личной
инициативе.

198
8.5. Сущность общения




- задачам. Установочное общение - общение с целью знакомства и
налаживания отношений. Информационное общение - общение с целью
обмена информацией.

199
Комментарии

Малые группы - это небольшие по составу общности, члены кото­
рых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосред­
ственном личном контакте (общении), что является основой для возни­
кновения группы как целого.

Условные группы- это группы, объединенные по какому-то обще­
му признаку, напр., по возрасту, полу и т.д.
Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно нахо­
дятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественны­
ми и лабораторными. Лабораторные - это группы, созданные в интере­
сах их научного изучения.
Формальные группы - это группы, которые имеют официально за­
данную извне структуру.
Неформальные группы- это группы, которые образуются на осно­
ве личностных предпочтений.
Формальная группа функционирует в соответствии с заранее уста­
новленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положения­
ми, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на
основе личных симпатий и антипатий ее членов.
Слаборазвитые группы- это группы, находящиеся на начальном эта­
пе своего существования.
Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличаю­
щиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой сис­
темы отношений, сплоченности и т.д.
Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объ­
единены лишь общими эмоциям и переживаниями.
Коллектив - это высшая форма объединения людей, создающая на­
иболее благоприятные условия для совместной деятельности.

Характерными признаками коллектива, отличающими его от дру­
гих форм объединения людей являются:
во-первых, деятельность, направленная на общий для всех людей
объект, в процессе которой они связаны по месту работы, времени и
имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.;
во-вторых, коллектив - это организованное объединение людей, име­
ющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем ко­
торой выступают доверенные лица (руководители);
в-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли,
единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотноше­
ния.
Референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди

200
8.6. Классификация малых групп




ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпа­
тиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых
люди реально включены и трудятся.

201
Комментарии

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, ко­
торая включает:
- композиционную подструктуру, т.е. совокупность социально-пси­
хологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с
точки зрения состава группы как целого.
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный
и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие
представления о национальности и социальном происхождении ее чле­
нов, чьи психологические особенности влияют на характер их совмест­
ной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобра­
зие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих
людей в них.
- подструктуру межличностных предпочтений, т.е. проявление сово­
купности реальных межличностных связей её членов, существующих
между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень
быстро фиксируются с помощью метода социометрии1.
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых вза­

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>