<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

имных предпочтений членов группы, на основе которого можно стро­
ить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы
конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авто­
ритетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимо­
отношения присутствуют между ними и т.д.
- коммуникативную подструктуру - совокупность позиций членов
малой группы в системах информационных потоков, существующих как
между ними самими, так и внешней средой, отражающая, кроме того,
концентрацию у них того или иного объема различных сведений и зна­
ний.
Владение последними - важный показатель положения члена груп­
пы, т.к. доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему
в ней особую роль, дополнительные привилегии.
- подструктуру функциональных отношений - совокупность прояв­
ления различных взаимозависимостей членов малой группы, являющих­
ся следствием способности ими играть определенную роль и выполнять
определенные обязанности.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в ко­
тором люди занимают в силу специфики функционирования их инди-


' Социометрия (от лат. societas - общество и metreo - измеряю) - метод социальной
1
психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически
структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных вы­
боров её членов по определённому социаметрическому критерию.

202
8.7. Психологическая структура малой группы




видуально- и социально-психологических качеств разное положение,
выполняют разные обязанности и испытывая в связи с конкретной ро­
лью определенное отношение друг к другу.

203
Комментарии

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специ­
ального анализа может быть охарактеризован с точки зрения содержа­
ния её психологии.
Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством
духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особеннос­
ти, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-
психологических черт людей, её составляющих, и которые функциони­
руют в виде:
- взаимоотношений (синоним: межличностные отношения) - субъ­
ективных связей, возникающих в результате взаимодействия людей и
сопровождаемых различными эмоциональными переживаниями инди­
видов в них участвующих.
Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельнос­
ти и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития ма­
лой группы.
- групповых устремлений, к которым относятся цели, задачи, пот­
ребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и
совместных усилий членов малой группы.
Формирование и развитие системы её устремлений происходит под
воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.
- групповых настроений, представляющих собой сложные эмоцио­
нальные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, со­
вокупность переживаний, овладевших в определенный период ими,
которые в значительной степени определяют направленность, ориента­
цию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных её
членов.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влия­
ют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом.
- традиций, представляющих собой сложившиеся на основе длитель­
ного опыта совместной деятельности её членов и прочно укоренившие­
ся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, пов­
седневного общения между людьми, соблюдение которых стало пот­
ребностью каждого члена малой группы.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени ха­
рактеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной ат­
мосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и на­
правленность устремлений её членов, а также влияние группы на лич­
ность и в целом - на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного
организма её психологии также присущи черты и более крупных по
масштабу общностей /национальных, классовых, конфессиональных,

204
8.8. Структура психологии малой группы




профессиональных, возрастных и др./. Вместе с тем психология малой
группы в отличие от них более специфична, что обусловлено особен­
ностями жизнедеятельности именно её членов и своеобразием их со­
бственного взаимодействия и общения.

205
Комментария

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой
группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодей­
ствия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными пережи­
ваниями индивидов в них участвующих.

Система межличностных отношений в малой группе в силу своей
внутренней психологической обусловленности и сложности складыва­
ется порою стихийно. Она в большинстве случаев трудно различима,
часто организационно не оформлена, особенно в начальный период.
Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально
изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отно­
шений формируются не только все остальные компоненты психологии
малой группы, но и многие элементы их составляющие: взаимные тре­
бования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные меж­
личностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое со­
перничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
Взаимоотношения в малой группе бывают разны видов.
Общественно-политические взаимоотношения - это такие взаимо­
отношения, которое возникает и функционируют а процессе подготов­
ки и проведения общественных и других мероприятий в группе.
Служебные взаимоотношения - это взаимоотношения, складываю­
щиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов
малой группы при решении различного рода задач, достижения важ­
ных для ее членов целей.
Внеслужебные взаимоотношения- отношения, складывающиеся меж­
ду членами малой группы вне их служебной (профессиональной) дея­
тельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д.
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям
определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких
взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам об­
щественной морали и нравственности, традициям, установленным в
интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет
индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее чле­
нов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам.
Этот же принцип требует субординации в выполнении всеми членами
группы личного достоинства, профессионального и социального ста­
туса каждого человека.
, Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование
у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимо­
понимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить

206
8.9. Взаимоотношения в малой группе




принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удержи­
вать своих товарищей от недостойных поступков.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справед­
ливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые
должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

207
Комментарии

Групповые устремления-это цели, задачи, потребности, мотивы (ин­
тересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий чле­
нов малой группы.

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно вы­
ражаются прежде всего объективно встающие перед ними общие для
всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуют­
ся их конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и за­
просам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления по­
добно компасу ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно
выдерживаемом направлении. Через них периодически опосредованно
контролируются промежуточные результаты их жизни и деятельности.
Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные уси­
лия и непосредственную активность членов малой группы в различных
обстоятельствах и условиях объективной реальности.

Цели- это наиболее значимые для группы предметы, явления, зада­
чи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо
ее деятельности.
Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и
важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую
значимость она им придает, и какую роль в социальной жизни они иг­
рают.

Потребности группы - это то, в чем она и ее члены нуждаются.

Мотивами для малой группы выступают побудительные силы со­
вместной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или
другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.
В системе совместной деятельности членов малой группы устремле­
ния выполняют определенные функции:

- ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности груп­
повых устремлений отражать запросы всех членов группы;

- организационно-функциональную, в ходе реализации которой груп­
повые устремления в контексте средств и условий их реализации высту­
пают в качестве способа организации внутри и межгруппового взаимо­
действия;

- индивидуальио-мотивационную, фиксирующую личностный смысл,
значимость совместной деятельности для членов малой группы.




208
8.10. Характеристика групповых устремлений




209
Комментарии

Групповое мнение - это совокупность оценочных суждений, в кото­
рых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы
к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющих место как
внутри неё, так и за её пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, её
сплоченности, эффективности совместных усилий её членов, а в некото­
рых случаях и идеологической направленности её психологии.
Групповое мнение выполняет определенные функции:
- информационную, показывающую на каком этапе своего разви­
тия находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер
взаимоотношений между ее членами и т.д.;
- функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние
на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработ­
ки общих мнений и суждений и т.д.;
- оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое от­
ношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри
малой группы и вне ее.
Эффективность группового мнения объясняется:
а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в кото­
рых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех
членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызы­
вают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затра­
гивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовер­
шенствованию);
б) оперативностью в реакции на события, систематичностью, глас­
ностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны чле­
нов группы;
в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценоч­
ные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсоз­
нательную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мнение про­
ходит три этапа:
- на первом из них члены группы непосредственно переживают кон­
кретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к
нему;
- на втором- члены малой группы обмениваются своими представ­
лениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становят-
• ся объектом группового обсуждения, превращаясь постепенно в общую
точку зрения;

210
8.11. Характеристика группового мнения




- на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной груп­
повой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми
членами группы.

211
Комментарии

Групповые настроения - это сложные эмоциональные состояния, об­
щий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний,
овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени
определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений пси­
хологии группы и отдельных её членов.

К групповым настроениям относятся: совместные переживания кон­
кретных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладев­
шие на какое-то время группой или её частью; устойчивый настрой эмо­
ций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влия­
ют на их жизнь и деятельность.
В этом процессе проявляется общая закономерность общественной
психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно
общее, создает новое целое, которое значительно отличается от суммы
его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и
чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения - энтузиазм,
вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего под­
ъема- способствуют совместным усилиям и успеху группы.

Другие настроения - состояние упадка, неверие в свои силы, уныние,
скука, обида или недовольство - напротив, резко снижают её возмож­
ности.
Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у
членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональ­
ных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эс­
тетических, профессиональных и иных фактов и событий может при­
вести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчи­
вости, и, таким образом, к возникновению, формированию соответству­
ющих социальных чувств.
Однако в отличие от чувств групповые настроения характеризуют­
ся большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способ­
ны значительно быстрее чувств распространяться в группе или переда­
ваться вне её. Настроения по сравнению с чувствами значительно быс­
трее могут изменять и свою полярность.




212
8.12. Особенности
групповых настроений




213
Комментарии

Традиции - это сложившиеся на основе длительного опыта совмест­
ной деятельности её членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы,
правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения меж­
ду людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена
малой группы.

Традиции многообразны. В традициях различных групп людей мно­
го общего. Общенародные, классовые, национальные традиции прони­
зывают каждую конкретную общность (группу, коллектив).
Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, креп­
нет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое зна­
чение для их сплочения.


"Традиционалисты - пессимисты по отноше­
нию к будущему и оптимисты по отношению
к прошлому".
Л. Мамфорд



Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмо­
циональной притягательности и внутреннего принятия их группой в
целом и каждым её членом в отдельности.
А это зависит от того, насколько данная традиция способствует
удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, на­
сколько они связывают свои интересы с действием той или иной тради­
цией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и
значимыми для них общественными и групповыми представлениями,
ценностями.




214
8.13. Виды традиций




215
Комментарии

Образование и развитие малой группы. Образование и развитие ма­
лой группы обычно включает несколько стадий. Первая стадия является
периодом появления зачатков системы межличностных отношений, нача­
лом формирования группового самосознания.
На второй стадии отношения между членами малой группы прини­
мают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм
и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповые настро­
ения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, про­
является слаженность в действиях ее членов.
На третьей стадии группа полностью консолидируется, становится
общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемы­
ми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный ре­
зультат, проявляется ценностно-ориентационное единство.
Сплочение малой группы - это процесс формирования такого типа
связей и отношений между её членами, которые позволяют достигать их
ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совмес­
тной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
Сплоченность является обобщенным показателем их духовной общнос­
ти и единства. Она выступает для членов малой группы как привлека­
тельная цель и ценность, как желаемое групповое состояние.
Руководство и лидерство. Руководство — процесс управления груп­
пой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной
властью (государством) и членами общности на основе правовых полно­
мочий и норм, данных ему.
Лидерство же - это процесс межличностного влияния. Лидера порож­
дает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной груп­
пе.
Принятие решений. В своей жизнедеятельности группа постоянно стал­
кивается с ситуациями, требующими обсуждения с целью прояснения по­
зиций её членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей
выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех пере­
численных действий составляет процесс принятия группового решения.
Групповое давление в малой группе. Нормы и ценности группы долж­
ны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им
не подчиняется оказывается психологическое и иное воздействие, которое
проявляется как групповое давление.
Функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение груп­
повых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам груп­
пы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориен­
тироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окруже-
• нию.
Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возни-

216
8.14. Психологические процессы в малой группе




кнуть в межличностных отношениях между членами группы или в следст­
вие нарушения равновесия между ее структурами. Обычно к ним приво­
дят следующие причины:
1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мо­

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>