<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тивами, ролями членов группы;
2) присутствие противоборства между различными людьми (руково­
дителя и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами,
разностатусными членами группы);
3) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств
как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами
малой группы.
Часть II



ПЕДАГОГИКА
Глава девятая

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
"Педагогика должна оказаться в си­
лах сделать и тела и души наипрекрасней­
шими и наилучшими ".
Платон
Педагогику обычно считают наукой об обучении и воспитании
подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправ­
ленной и специально организованной системы образования. При этом
воспитание понимается достаточно широко, включая многие элемен­
ты воздействия на личность в целях ее формирования в соответствии
с потребностями общества.



"Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему
расти и развиваться. Не выдумывайте для него
детских ответов.
Когда он начинает ставить вопросы, это значит,
что ум его заработал. Дайте ему пищу для даль­
нейшей работы, отвечайте так, как стали бы от­
вечать взрослому человеку".
Д.И. Писарев




Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании
детей. Это нашло выражение и в названии ее самой: слово «педаго­
гика» происходит от греческого «пайдагогос», что означает «дето-
водство». Постепенно сфера применения педагогики расширялась, в
результате она превратилась в систему наук, включающую в себя мно­
гочисленные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику,
школьную педагогику, педагогику высшей школы и др.


"Воспитание детей есть труд и долг".
Ф.М. Достоевский


219
Комментарии

Педагогика - это наука о закономерностях, принципах, формах и ме­
тодах образования людей.

Образование- это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком
определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, резуль­
тат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития поз­
навательных сил, а также теоретической и практической подготовке
человека.
Учевие (обучение)- это целенаправленный процесс овладения людь­
ми знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной
жизни и деятельности.
Воспитание- это целеустремленное, организованное формирование
у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь
в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и
отношений, развитие у них высоких морально-политических, психоло­
гических и физических качеств, а также привычек поведения, соответ­
ствующих требованиям социального окружения и деятельности.
Развитие- это хорошо организованный процесс функционального
совершенствования умственной и физической деятельности людей в со­
ответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, даль­
нейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспи­
тания и социализации.
Психологическая подготовка-зло целеустремленный, организован­
ный процесс формирования у людей положительного, рационально ок­
рашенного отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности
к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осуществля­
ется в ходе обучения и воспитания, но, помимо общих, требует и специ­
альных учебно-воспитательных мероприятий.
Между обучением, воспитанием, развитием и психологической под­
готовкой существует диалектическая, а это значит сложная, порой про­
тиворечивая взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому
процессу (образованию) принципиальную направленность и выступа­
ет в качестве важнейшего средства активизации познавательной дея­
тельности людей. В ходе обучения решаются не только образователь­
ные задачи, но и осуществляются развитие и психологическая подго­
товка обучаемых.
Кроме того, педагогика изучает еще сущность процессов самообра­
зования и самовоспитания.
Самообразование - целеустремленная работа человека по расшире­
нию и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и при­
обретению новых навыков и умений (см. подробнее 9.11., 9.12.).

220
9.1. Предмет педагогики




Самовоспитание- целенаправленная, активная личная деятельность
людей, способствующая формированию и развитию у них положитель­
ных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требовани­
ями общества и деятельности (см. подробнее 9.13., 9.14.).

221
Комментарии

Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и
диалектику развития целостного педагогического процесса с целью
выявления его закономерностей, основных принципов, методов и орга­
низационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекаю­
щих отсюда правил и практических рекомендаций.
Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная
деятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспи­
танников с целью формирования необходимых знаний, практических
навыков и умений, морально-политических, психологических и физи­
ческих качеств личности и группы.
Педагогика выполняет не только конкретные функции, но и высту­
пает как система прикладных практических знаний, формирующих пе­
дагогическое мастерство преподавателей.
Раскрывая педагогические закономерности, обосновывая принци­
пы обучения и воспитания, осуществляя сравнительную характеристи­
ку форм, методов и приемов педагогической деятельности и т. д., педа­
гогика указывает людям наиболее действенные пути, средства и спосо­
бы решения возникающих задач.
Эффективность же практического применения любого педагогичес­
кого приема и средства зависит от личных качеств преподавателя, его
опыта, способностей, интуиции, отношения к делу. И не случайно поэ­
тому многие отождествляют деятельность преподавателя, воспитателя
с искусством художника, артиста. Первостепенное значение в воспита­
нии и обучении играет и интуиция.
Однако признание большой роли субъективного в педагогической
деятельности не умаляет роли науки, которая вооружает преподавате­
лей методами разрешения учебно-воспитательных задач.
В настоящее время педагогика должна активнее продолжать разра­
ботку новых моделей обучения и воспитания с учетом развития соци­
ально-экономического и политического факторов, жизни нашего наро­
да в современных условиях.
Как и любая другая наука, педагогика имеет свою методологию,
теорию, методы и вырабатывает рекомендации для педагогическом
практики. В ее содержание входят: фактический материал, полученный
и результате наблюдений, экспериментов, опыта; научные обобщения,
выраженные в законах, принципах, теориях; гипотезы, нуждающиеся в
проверке и подтверждении практикой.
Наряду с правильными, подтвержденными практикой концепция-
» ми и рекомендациями, на каждом этапе развития педагогики могут иметь
место и спорные, недостаточно научно обоснованные суждения. Разви-


222
9.2. Задачи педагогики




ваясь, педагогика отбрасывает устаревшие и неверные положения, обо­
гащается новыми идеями, более адекватно отражающими сущность пе­
дагогического процесса или его отдельных элементов.

223
Комментарии
Педагогика - эта наука, развивающаяся под воздействием потреб­
ностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и ме­
тодологию (уровни методологии) и применяющая свои собственные
методы.

Педагогическая практика - эта непосредственная деятельность учи­
телей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам
и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного
процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основ­
ные направления и формы развития педагогики.
Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики
позволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять
полученные научные факты, формулировать установленные положения,
что в окончательном итоге способствует правильному и всестороннему
развитию всей педагогической науки.
Методы педагогики - это способы и приемы изучения педагогических
явлений и процессов (см. подробнее об этом 10.2.).

Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно ис­
следовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать пра­
вильные выводы о их содержании и специфике функционирования (см. под­
робнее 10.11.).

I уровень - гносеологический, дает возможность правильно форму­
лировать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических
явлений и процессов (см. 10.3., Ю.4., Ю.5., Ю.6.).
II уровень - мировоззренческий, включает положения о факторах
формирования и развития личности ребенка(см. 9.7., 9.8., 9.9., Ю.7., Ю.8.),
об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности
как общественных явлениях (см. 10.3., Ю.4., 10.5., Ю.6.).
III уровень - научно-содержательный, позволяет правильно форму­
лировать и обосновывать законы и закономерности педагогической
науки (см. подробнее главы десятую, одиннадцатую), теорию и методи­
ку обучения и воспитания людей (см. подробнее главы двенадцатую и
тринадцатую).
IV уровень - логико-гносеологический, обеспечивает возможность
правильно осмысливать предмет и объект педагогики (см. подроб­
нее девятую), определение и развитие категорий науки, осуществлять
определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотноше­
ние педагогической теории и педагогической практики, связей пе­
дагогики с другими науками, формулировать положения о соотно­
шении фундаментальных и прикладных исследований и разработок,
;
делать прогнозы в развитии самой педагогики (см. подробнее главу
одиннадцатую).


224
93. Структура
педагогической науки




8 Зак. 2491 225
Комментарии

Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими
условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности лю­
дей, достижениями современного научно-технического прогресса, ло­
гикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это не­
прерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы,
разрешение которых требует прежде всего максимально аффективного
использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она
постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые состав­
ные части и отрасли.


История педагогики - отрасль педагогики, исследующая историчес­
кие этапы развития педагогических идей и взглядов.
Народная педагогика - отрасль педагогики, занимающаяся изучени­
ем традиционных народных методов и приемов обучения и воспитания
людей.
Педагогика высшей школы -отрасль педагогики, изучающая особен­
ности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения вы­
сшего образования.
Школьная педагогика -отрасль педагогики, изучающая особенности
обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования
в средней школе.
Коррекционная педагогика - отрасль педагогики, занимающаяся обу­
чением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и дея­
тельности.
Профессиональные педагогики - отрасли педагогики, ориентирован­
ные на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представи­
телей различных профессий.
Педагогика неформального образования -отрасль педагогической на­
уки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обу­
чения и воспитания.
Педагогика образования взрослых - отрасль педагогики, специально
исследующая формы и способы образования взрослых людей.
Методология и теория педагогики - специальная составная часть пе­
дагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и
теоретических проблем.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное
, своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественны­
ми феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и
место в системе отраслей общественных знаний.


226
9.4. Отрасли педагогической науки




227
Комментарии

Педагогика не может не опираться на результаты исследований дру­
гих наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для более
правильного и всестороннего изучаемых ею феноменов. Характер вза­
имосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требует­
ся самой педагогике и содержанием того, что изучает конкретная от­
расль знаний.

Психология (см. Часть I) позволяет педагогике более точно и пра­
вильно понять сущность психики, личности и группы и опираясь на это
добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и
процессов.

Философия и социология (как науки о наиболее общих законах раз­
вития окружающей действительности и общества) позволяют педагоги­
ке учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и
принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогичес­
кую деятельность.

Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения
тела и закономерности работы нервной системы человека, показывать
их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

Экономические науки дают возможность педагогике принимать во
внимание и учитывать закономерности развития производственных от­
ношений, а также четко представлять те экономические процессы, в ус­
ловиях которых происходит обучение и воспитание людей.

Науки о трудовой деятельности позволяют педагогике правильно фор­
мировать у людей качества, необходимые для различных видов профессио­
нальной деятельности.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влия­
нием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.

Этнология позволяет педагогике правильно учитывать национальные
и другие особенности людей, которые всегда являются представителями
определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой
специфический национальный опыт обучения и воспитания.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеобра­
зие развития человека и общества, воспитания и образования и т.д. враз-
личные периоды развития людей и общества.


228
9.5. Взаимосвязь педагогики
с другими науками




Методологические основы (общая, специальная и частная методо­
логия педагогики) дают возможность педагогике правильно осмысливать
предметы и явления окружающей действительности, четко осознавать
закономерности их функционирования и связи, существующие между ними,
и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения,
воспитания, развития и психологической подготовки людей.

229
Комментарии

I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших
времен, человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и вос­
питания различных времен и народов, создания различных образователь­
ных учреждений.
На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского
воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, со­
борные и городские школы, системы иезуитского и христианско-като-
лического обучения.
На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обуче­
нии изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литерату­
ры; впервые выдвинули концепцию идеального человека - не по проис­
хождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранс­
кие мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность обра­
зования, подчеркивали важность систематического и постоянного уче­
ния, необходимость всестороннего физического и духовного развития
людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отноше­
ние к старшим, справедливость, вежливость, смелость.
II. Этап формирования педагогики как науки. Научная педагогика
зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гума­
нист Я.А. Каменский (1552-1670). Впоследствии основное внимание
уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обуче­
ния (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф.
Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).
В России развитие педагогики шло по пути формирования строй­
ной системы образовательных учреждений во главе с созданным специ­
ально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельнос­
ти легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д.
Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народнос­
ти общественного воспитания (см. также 10.13).
III. Современный этап развития педагогики. В XX в. педагогическая
наука развивалась бурными темпами как на Западе, так и на Востоке,
ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества,
необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и под­
готовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за
рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоп­
рикладную область знаний, ориентированную на решение прежде все­
го проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.
В СССР педагогическая наука решала преимущественно задачи вос­
питания, повышения эффективности и качества образования, всесто­
роннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская пе­
дагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов);


230
9.6. История развития
педагогической науки




педагогика профессионального образования, семейного воспитания,
педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история
педагогики (см. также 10.13).

231
Комментарии

Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями (см.
подробнее главу шестую). От того, насколько она их знает и учитывает
их различные особенности, зависит эффективность педагогического
воздействия.
Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности -
это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в
самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нерв­
ной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга (см. главу третью), проявлении темперамента, эмоций и
чувств, поведения и поступков (см. подробнее главу пятую, а также 6.14.)
и т.д.
Анатомо-физиологические особенности личности - это такие ее ха­
рактеристики, которые зависят от анатомической и физиологической
структуры тела человека (см. подробнее 3.4., 3.5.), оказывающих серьез­
ное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность послед­
них воспитательным и другим воздействиям педагога. Например, слабое
зрение и слух человека, естественно сказываются на его действиях и

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>