<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

поступках и должны приниматься во внимание в процессе обучения и
воспитания.
Задатки -это врожденные анатомо-физиологические особенности ор­
ганизма, которые облегчают развитие способностей{см. подробнее 6.16.).
Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может спо­
собствовать развитию многих способностей в любом виде деятельнос­
ти, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситу­
аций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм
работы и др. А, следовательно, это может специфически проявляться и
в ходе обучения и воспитания, и, безусловно, должно учитываться пе­
дагогами.
Важнейшими факторами формирования личности выступает окру­
жающая среда и общество.
Обычно прежде всего выделяют природно-географическую среду,
которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно,
например, что выросшие на крайнем севере люди более выдержанны,
более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к
тому, чему их обучают.
Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, также
оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек,
выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан
не так, как представитель демократического государства.
Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также являются
важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде

232
9.7. Факторы формирования
личности человека




закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические
характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо при­
нимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформи­
ровать в процессе обучения и воспитания.
Общественно-полезная деятельность - это труд, в условиях которо­
го развивается человек и формируются его важнейшие качества.

233
Комментарии

Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому
одним из ведущих видов его развития является общефизическое. Оно
включает в себя собственно физическое развитие ребенка, т.е. процесс
роста его организма, наращивание ловкости и силы, становление физи­
ческих функций под влиянием условий жизни и видов деятельности. В
него входит также и специальное физическое развитие, направленное на
выполнение особых видов движений, прежде всего сугубо профессио­
нальных.
К физическому развитию тесно примыкает развитие трудовое, вклю­
чающее в себя устойчивую привычку к трудовому усилию и преодоле­
ние связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка
постепенно перерастет в качество личности, называемое трудолюбием.
Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общи­
ми и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, пси­
хологическую готовность к трудовой деятельности, способность полу­
чения удовлетворения и удовольствия от труда
Важнейшим видом человеческого развития является интеллектуаль­
ное. Оно представляет собой формирование у ребенка способности к
овладению различными типами мышления (эмпирическим, образным,
теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим). Его органи­
ческой частью является умение подвергать самостоятельному анализу
события и явления действительности, делать самостоятельные выводы
и обобщения.
Содержательной стороной интеллектуального развития является
развитие общедуховное, которое включает в себя определенный объем
основных научных знаний о мире и способность философской, конкрет­
но-исторической оценки действительности. Его элементом является и
гражданско-политическое развитие, проявляющееся в знаниях о корен­
ных интересах различных классов и социальных групп, о политике как
концентрированном выражении экономики, в способности с общеграж­
данских позиций оценивать явления, события, процессы общественной
жизни.
Большое значение в жизни ребенка имеет нравственное развитие,
включающее в себя знание основных нравственных норм, правил, твер­
дые социально ценные привычки поведения в единстве с устойчивым
нравственным чувством, способностью нравственного переживания. Оно
предполагает решимость делать выбор поведения с позиций нравствен­
ных убеждений, величие и твердость духа, необходимого для последо­
вательного и мужественного отстаивания своих взглядов.
Эмоциональное развитие ребенка выражается в его способности
правильно чувственно откликаться на воздействия явлений окружаю-

234
9.8. Ребенок как субъект развития




щей действительности. Оно предполагает также умение управлять спон­
танными эмоциональными побуждениями и реакциями, психическими
состояниями.
Эстетическое развитие включает в себя способность активного идей­
но-эмоционального отклика на эстетические явления искусства и дей­
ствительности, эстетический идеал и художественный вкус, способность
эстетического восприятия, переживания, суждения, оценки.
Все виды развития сущностных сил ребенка неразрывно взаимосвя­
заны между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг
друга, образуя целостную личность и индивидуальность.

235
Комментарии
В процессе своего формирования ребенок проходит две стадии: био­
логическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и со­
циальную, в течение примерно 17 - 18 лет в различных формах социаль­
ного развития и воспитания.
Социальная стадия имеет следующую структуру.
1. От рождения до 1 года - раннее младенчество. Это период перво­
начального приспособления и приведения в готовность сущностных сил
ребенка к первичной адаптации к жизни.
2. От 1 года до 3 лет - собственно младенчество. Один из наиболее
плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социаль­
ного опыта, развития его физических функций, психических свойств и
процессов.
3. От 3 лет до 6 - раннее детство - этап перехода из младенчества в
детство. Это время интенсивного накопления социально значимого опы­
та и умений ориентироваться в социальном пространстве, формирова­
ния основных черт характера и отношения к окружающему миру.
Все три периода рождения до 6 лег называют еще преддошколъным и
дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начи­
нается для многих ребят с б лет. Оно осуществляется с учетом того, что
полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей
к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому,
эмоциональному напряжению наступает к 7-ми годам.
4. От 6 до 8 лет - собственно детство. В это время происходит завер­
шение первоначальною созревания физиологических и психологичес­
ких структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, не­
рвно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готов­
ность к полноценному систематическому учебному труду.
5. От 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детст­
ва, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству
Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и
младшим школьным возрастом.
6. От 11 до 14 лет - отроческий, подростковый возраст - новый ка­
чественный этап в развитии ребенка. Его самыми характерными черта­
ми являются: в физиологическом отношении - половое созревание, в
психологическом - формирование личностного самосознания, актив­
ное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще
средним школьным возрастом.
7. От 14 до 18 лет - юношеский возраст - время завершения физичес­
кого и психологического созревания, социальной готовности к общес­
твенно полезному производительному труду и гражданской ответствен­
ности. Девушки и юноши - старшие школьники - получают некоторую
подготовку в области психологии и этики семейной жизни.
В каждый период возрастного становления ребенку важно до­
стигнуть необходимой для этого периода полноты развития, пси­
хофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с


236
9.9. Периодизация и особенности развития детей
различных возрастных групп




возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Всякие
попытки развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем воз­
расте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и
психическим срывам.

237
Комментарии

Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания чело­
века в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных
образовательных уровней.
Дошкольное образование - образование, получаемое воспитан­
никами в сети дошкольных образовательных учреждений или под ру­
ководством родителей.
Общее образование - образование, включающее три ступени, соот­
ветствующие уровням образовательных программ: начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее образование.
Дополнительное образование- образование, полученное в музыкаль­
ных и художественных школах или по программам, выходящим за пред­
елы государственных образовательных стандартов.
Среднее профессиональное образование- совокупность знаний, уме­
ний и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего
звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) обще­
го или начального профессионального образования в средних специ­
альных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных
учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование - образование, имеющее
целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего
профиля и уровня, удовлетворение потребностей личности в углубле­
нии и расширении образования на базе среднего (полного) общего или
среднего профессионального образования, реализуемое в высших учеб­
ных заведениях.
Автономность образования- один из основных принципов государ­
ственной политики в области образования: возможность образователь­
ных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный
план, порядок и периодичность промежуточной аттестации, систему
оценок обучающихся (воспитанников).
Адаптивность образования- один из основных принципов государ­
ственной политики в сфере образования: приспособление системы об­
разования к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю­
щихся (воспитанников).
Демократизация образования- один из основных принципов го­
сударственной политики в области образования, предполагающий лик­
видацию монополии государства на образование и переход к общес­
твенно-государственной системе, в которой личность, общество и госу­
дарство являются полноправными партнерами.
Единство культурного и образовательного пространства - один из
основных принципов государственной политики в области образова-

238
9.10. Содержание образования в РФ




ния, обеспечивающий связь федеральной программы развития образо­
вания с национальными, региональными и муниципальными програм­
мами, учитывающими местные уровни социально-экономического и
культурного развития, а также особенности местных образовательных
систем.

239
Комментарии

Человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать
свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осущес­
твлять это самообразование.

Самобразоваиие - целеустремленная работа человека по расширению
и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобрете­
нию новых навыков и умений.

Самообразовательная деятельность - исключительно нужная пло­
дотворная форма развития социальных и профессиональных качеств
личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуаль­
ный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершен­
ствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот по­
чему необходима упорная систематическая работа над своим самооб­
разованием. И это обязанность всех без исключения людей.
Самообразованием должны занимаются практически все люди, од­
нако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь
зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных усло­
вий его жизни и деятельности.
Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от
нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, ос­
новательная практическая подготовка, глубокое понимание происхо­
дящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и
психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней ин­
формированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.
Для значительной части людей конечной целью педагогического
самообразования все чаще становится приобщение к творческому по­
иску, эксперименту, всестороннему исследованию и осознанию необхо­
димости своего самосовершенствования.
Для обеспечения целеустремленности и систематичности занятий по
самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в
котором предусматриваются объем и очерёдность намечаемой работы,
сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому
виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время,
спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а следовательно - доль­
ше и хуже.
Главный инструмент духовного развития человека - чтение. Обще­
ние с книгой - это заочное общение с мудрейшими людьми мира.
, В наш век возрастающего количества печатных изданий и необ­
ходимости их своевременного изучения остро встал вопрос о техни­
ке чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый про-


240
9.11. Характеристика
процесса самообразования




с*




смотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой -
глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с
высокой педагогической культурой к книгам подходят дифферен­
цированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углуб­
ленным и скоростным.

241
Комментарии

Главная задача самообразования - это самостоятельное развитие и
совершенствование личности.
Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отно­
шений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеаль­
ного человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя зна­
нием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенство­
вания. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты,
реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к ре­
альной жизни человека.
В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы
сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в
новых социально-экономических и политических условиях вносить
ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого
себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущност­
ных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.
Общая стратегия самообразования гуманной, демократической мак­
симально подготовленной личности заключается в обеспечении себе
возможности всестороннего духовного развития, формирующего внут­
реннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и
способность отстаивать свои жизненные позиции.
Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы
человека над литературой, в которой он находит примеры для подража­
ния и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает уме­
ние ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из зна­
ния источников информации, их сильных и слабых сторон, умения на­
ходить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, опера­
тивно определять пути и условия использования полученных данных в
теоретической или практической деятельности.
Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в
качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные уп­
ражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять те
качества, которые необходимы для практической деятельности.
Большая роль в процессе самообразования принадлежит также вы­
полнению человеком самостоятельных практических заданий, которые
он разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они поз­
воляют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в прак­
тической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и
новой информации, получаемой о их проявлении в непосредственном
процессе саморазвития.
И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит
за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиови-


242
9.12. Методы самообразования




зуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью
новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и
саморазвития.

243
Комментарии

Самовоспитание -целенаправленная активная деятельность человека
по формированию и развитию у себя положительных и устранению отри­
цательных качеств.
Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание - непременное
условие совершенствования человеческой личности.
Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в пер­
вую очередь выделять: глубоко осознанные цели и задачи, выработан­
ные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе
программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые
для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идей­
но-политические, профессиональные, психолого-педагогические, этичес­
кие и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспи­
тания и умение заниматься им в любых условиях и обстоятельствах
жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, спо­
собности к объективной критической оценке своего поведения и необ­
ходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и
профессиональною развития; определенную степень совершенствования
волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирова­
ния, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных услови­
ях.
Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида
деятельности, являются потребности и мотивы- сложные и глубоко осоз­
нанные внутренние побуждения к систематической и активной работе
над собой.
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя
различные аспекты развития личности человека: идейно-политический,
профессиональный, нравственный, этический, педагогический, право­
вой, эстетический, физический и др.
Каждый из них требует специальной практической работы по само­
воспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением про­
граммы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума,
чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек по­
ведения.
В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны
между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплекс­
ною подхода к их самовоспитанию. А также требуют постоянных про­
верки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непре­
рывного руководства им.
Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ
человеком своих действий, поступков, поведения, которые предпол­
агают критическое отношение к себе, к уровню развития своих лич-

244
9.13. Процесс самовоспитания




ностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физичес­
ким силам.
Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозмож­
но самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и
социальных группах.

245
Комментарии

Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание
предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности
и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравне­
нию своих поступков с поступками других людей, самокритичному от­
ношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на
постоянное самосовершенствование.
Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность
человека самовоспитание направлено на преодоление всего отрицатель­
ного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях
человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя ос­
нова процесса самостоятельного перевоспитания личности.

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>