<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание - слож­
ный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе его
требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное от­
ношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих
людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает вос­
питанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в до­
стижении поставленных целей но саморазвитию.

Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с по­
мощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.
К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообяза­
тельства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятель­
ности, самоотчет и др.
Самоообязательства включают осознание целей и задач самосовер­
шенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые ре­
шения по формированию и развитию у себя того или иного качества
или группы качеств.
В соответствии с самообязательствами разрабатываются принци­
пы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации
личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической дея­
тельности человека.
Из истории известны многие факты разработки и эффективного
использования таких правил. Например: «Если я знаю, что знаю мало,
я добьюсь того, чтобы знать больше» или «Для того, чтобы достигнуть
необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один
раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да ка­
чеством повыше»; «Лучше через два года или даже через три года, чем
второпях, без всякой надежды получить солидный человеческий мате­
риал».


246
9.14. Характеристика самовоспитания




В жизни неоднократно встречаются факты, когда человек форму­
лирует для себя личные правила, которых он стремится придерживать­
ся в целях самосовершенствования, самоорганизации. Например, ими
могут выступать правила, вытекающие из основ христианской морали


247
и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и
современности.
Можно руководствоваться в практической деятельности по само­
воспитанию следующими правилами: «Всегда и во всем:
1. Умей сосредоточить свое внимание на начатом деле.
2. Не отвлекайся во время работы.
3. Подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за сове­
том.
4. Не закончив начатого дела, не переходи к другому.
5. Старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно.
6. Встретишь на пути трудности — не прекращай работу.
7. Умей себя поощрять: «Ты не хуже других, «Потерпи, ничего не
случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь».
8. Проявляй терпение, встречаясь с трудными и экстремальными
ситуациями.
9. Думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в
подобных обстоятельствах.
10. Со всеми проявляй вежливость и тактичность.
11. Избегай грубости, даже с теми, кто тебе грубит.
12. Веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика неза­
служенная, попроси слова и выскажи свое мнение.
13. Сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной.
14. Учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома бла­
гоприятную обстановку.
15. Внимательно слушай указания и советы старших, высказывания
товарищей, это поможет избежать многих ошибок.
16. Подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или
сделаны замечания».

Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и пол­
агать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным челове­
ком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложна, многооб­
разна и изменчива, что предусмотреть все невозможно, но стремиться в
совершенствованию самого себя необходимо постоянно.
Глава десятая

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

"Нет ничего более практичного, чем
хорошие теория и методология ".
Л. Больцман

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться, должна
опираться на определенные исходные положения, дающие правиль­
ные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких
положений выступают методология и теория.
Методология - это учение об идейных позициях науки, логике ее
развития и методах исследования. В свою очередь, теория - это сово­
купность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих со­
бой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процес­
сов объективной действительности.
Обычно различают три уровня методологии любой науки. Об­
щая методология обеспечивает наиболее правильные и точные пред­
ставления об общих законах развития объективного мира, а также
месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает данная наука.

"Сильным, опытным становится тот педагог,
который умеет анализировать свой труд".
В.А. Сухомлинский

Специальная методология или методология конкретной науки поз­
воляет последней формулировать свои собственные закономернос­
ти, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функцио­
нирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная
методология представляет собой совокупность методов, способов,
приемов и методик исследования конкретной наукой различных яв­
лений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

'Образование - клад; труд - ключ к нему".
П. Буаст


249
Комментарии

1. Общая методология педагогики предполагает учет:
- Основных положений и принципов материалистической диалек­
тики (см. 2.2., 2.4., 2.5.);
- Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с
которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, про­
тиворечивым и саморазвивающимся;
- Закона перехода количественных изменений в качественные, со­
гласно которому увеличение педагогических воздействий непременно
приводит к улучшению их качества;
- Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением ко­
торого формирование в ходе обучения и воспитания положительных
качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование от­
рицательных характеристик, если они свойственны человеку;
- Основных категорий материалистической диалектики;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от соци­
ально-экономического и политического развития общества, культур­
ных и этнических особенностей людей;
- Представлений о зависимости педагогического процесса от уров­
ня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной
и воспитательной работы в обществе и его образовательных учрежде­
ниях (см. 11.1, 11.2.).

2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет:
- Устойчивых представлений о сознании и психике человека и воз­
можностях педагогического и воспитательного воздействия на него (см.
2.3. 13.4., 13.5., 13.6.);
- Особенностей формирования личности в обществе и группе (кол­
лективе) в процессе общественно-полезной деятельности (см. 6.2., 6.3.,
6.4., 7.2., 7.3., 7.4., 7.5., 7.6., главу восьмую);
- Единства воспитания и самовоспитания личности в группе (кол­
лективе);
- Представлений о целостном формировании личности в группе (кол­
лективе).

3. Частная методология педагогики предполагает учет закономер­
ностей, принципов и методов обучения и воспитания (см. 11.2., 12.3.,
12.4., 12.5., 13.7., 13.8.) а также того, что:
- Обучение, воспитание, развитие и образование в ходе педагоги-
« ческого процесса выступают в неразрывной связи, единстве, взаимном
проникновении;

250
10.1. Методологические и теоретические основы
педагогической науки




- Необходимости соответствия воздействий педагогов (воспитате­
лей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познаватель­
ным и физическим возможностям.

251
Комментарии

Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом
исследовании.
Изучение литературных источников, документов - исследование пе­
дагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в раз­
личных источниках и документах.
Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью кото­
рого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешатель­
ства в их течение.
Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство ис­
следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших
условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспи­
тания.
Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения
педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей.
Анкетирование - изучение результатов обучения и воспитания с по­
мощью анкет, содержащих письменные вопросы.
Метод тестов - метод, в процессе применения которого испытуемые
выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные
проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обыч­
но оно включает использование конститутивных, интерпретативных,
катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и
тестирование коррекционное (обычно предполагающее применение ме­
тодик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, геш-
тальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза
и трансперсонального подхода).
Биографический метод - изучение результатов обучения и воспита­
ния человека по сведениям, содержащимся в биографических характерис­
тиках.
Беседы - метод педагогики, в ходе которого осуществляется непос­
редственное общение с учеником (воспитанником).
Фотографии, кино, теле и звукозаписи - метод изучения хода и ре­
зультатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото, кино-
, теле- и звукоматериалов.
Обобщение независимых характеристик предполагает выявление и
анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от раз­
личных людей.
Методы обработки и осмысления полученных пелагогических пан-
ныл.
Теоретический анализ - осмысление результатов исследования на ос­
нове теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогичес­
кой наукой.


252
10.2. Методы педагогики




Математические и статические методы - методы математической и
статистической обработки результатов педагогических исследований.
К ним относятся контент-анализ, факторный анализ, метод ранжи­
рования, метод графопостроения и др.

253
Комментарии

Под образованием обычно понимают, во-первых, процесс поиска и
усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-
вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне
развития познавательных сил, а также теоретической и практической
подготовке человека.

Образование есть относительный результат процесса обучения, вы­
ражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навы­
ков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Образова­
ние месте с тем представляет собой и процесс изменения, развития, со­
вершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности
в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного
овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяю­
щимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрес­
сом.
Образование - не только сумма знаний, но и основа психологичес­
кой готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их пе­
реработке и совершенствованию.

В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о
природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему
занять определенное положение среди людей, достигать конкретных
целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодейст­
вии и общении с другими индивидами.

Образование вооружает человека системой интеллектуальных и
практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые про­
блемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.

В процессе получения образования человек накапливает опыт эмо­
ционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям,
что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться,
развивать свою психику и внутренний мир, и, с другой - поддерживать
взаимовыгодные отношения с социальной средой.

Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой
деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жиз­
ни и деятельности.
Результатом образования является всестороннее развитие личнос-
* ти, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые зна­
ния, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и

254
10.3. Сущность образования




умственный труд, производящего материальные и духовные блага для
общества, гармонически развитого в физическом и духовном отноше­
нии, активного общественного деятеля, человека с высокими нравствен­
ными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними
материальными и духовными потребностями.

255
Комментария

Обучение - это целенаправленный процесс формирования и развития у
людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни
и деятельности.

Сущность обучения. Обучение как общественное явление есть целе­
направленная, организованная, систематическая передача старшим и
усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений,
результатов развития общественного сознания, культуры производи­
тельного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружа­
ющей среды.
Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное
функционирование общества и соответствующий уровень развития лич­
ности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения
является целенаправленно организованная в специальных формах вза­
имодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержатель­
ное познавательное общение.
Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные
эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации:
отборе содержания материала для различных социальных групп, под­
боре методов идеологической обработки и манипуляции сознанием.

Функции обучения. Социальная, педагогическая, психологическая
сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях.
Среди них на первом месте наиболее существенная - формирования
у людей зияний, навыков и умений. В ходе ее реализации у индивидов
формируются и закрепляются основные необходимые для всех случаев
жизни и деятельности знания, навыки и умения.
Второй функцией обучения является формирование мировоззрения
человека. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепен­
но, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем
мире.
В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функ­
ция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие челове­
ка есть количественный и качественный рост его физических, физиоло­
гических и психических характеристик, среди которых выделяются пре­
жде всего интеллектуальные.
Большое значение имеет и профориентационная функция обучения.
В процессе обучающего и производительного труда, приобретая кон-
* кретные знания и навыки в области той или иной профессиональной
деятельности, формируется интерес к ней.

256
10.4. Обучение как общественное явление




Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует че­
ловека на активное участие в производстве и общественных отношени­
ях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное
совершенствование своей политехнической, профессиональной, обще­
образовательной в целом подготовки.
Функция креативности нацеливает личность на непрерывное раз­
витие ее всесторонних качеств.

9 Зак. 2491 257
Комментарии

Воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый
социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих по­
колений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятель­
ность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный про­
гресс и преемственность поколений.

Воспитание и производительные силы. Воспитание функционирую в
системе других общественных явлений. Необходимость подготовки про­
изводительных сил общества есть коренная социальная потребность, ос­
нова возникновения, функционирования и развития воспитания как об­
щественного явления. Основой содержания воспитания как общественною
явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к тру­
ду.

Воспитание и экономический базис. Определенный уровень раз вития
производительных сил обусловливает характер воспитания: его направ­
ленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократи­
ческой педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гар­
моничное развитие на основе единства природных дарований и требова­
ний развивающейся общественной жизни, в том числе производства.

Воспитание и язык, культура. Язык и культура в значительной мере
обеспечивают педагогический процесс, овладение детьми опытом челове­
чества, нормами воспитания, совместной деятельности людей по удов­
летворению их потребностей.

Воспитание и формы общественного сознания (политика, мораль и нрав­
ственность, право, наука, искусство, религия). Формы общественного со­
знания представляют собой духовную питательную среду воспитания.
Политика использует воспитание в качестве одного из каналов свое­
го утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения.
Мораль и нравственность буквально с момента рождения становятся
содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную сис­
тему моральных норм, а воспитание - приспосабливает его к ним.
Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости
пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению
закона.
Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнрав­
ственное ведет к его нарушению.
Наука ориентирует на постепенное овладение ребенком системой объ­
ективно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, являю-


258
10.5. Воспитание
как общественное явление




щихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-про­
изводственную жизнь, получения любого специального образования.
Искусство формирует художественное познание мира, порождает эс­
тетическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию
человека, а также оказывает содействие гражданскому и духовно-нрав­
ственному становлению личности.
Религия отражает и объясняет явления природы и общества не на ос­
нове науки, а на базе религиозной веры в сверхъестественные силы, за­
гробный мир. В тоже время она вносит свой вклад в воспитательный про­
цесс, формирование мировоззрения человека.

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>