<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

259
Комментарии

Педагогическая деятельность - есть особый вид общественно-полезной
деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку
подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, по­
литическими, нравственными, эстетическими целями.
Субъекты педагогической деятельности - это те люди и их группы, кто
ее осуществляет. К ним относятся:
- общество, т.е. та социальная среда (государство, нации, классы, ре­
лигиозные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздей­
ствие на людей;
- группа, т.е. небольшая по величине общность людей, в среде кото­
рой осуществляется педагогическая деятельность;
- педагог, т.е. тот человек, который организует и руководит педагоги­
ческой деятельностью.
Функции педагогической деятельности - это главные механизмы ее ре­
ализации. К ним относятся:
- управление, т.е. организация и осуществление педагогической дея­
тельности;
- воспитание, т.е. формирование у людей устойчивых взглядов на ок­
ружающую действительность и жизнь в обществе;
- обучение, т.е. формирование у людей знаний, навыков и умений с
учетом требований современной жизни и деятельности;
-развитие, т.е. процесс функционального совершенствования умствен­
ной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их
деятельности и условиями жизни;
- психологическая подготовка, т.е. процесс формирования у людей
внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их
пути.
Компоненты педагогической деятельности - это ее составные части, с
помощью которых она осуществляется. К ним относятся:
- проектировочный, предполагающий постановку таких конкретных
целей и задач педагогической деятельности, в результате достижения ко­
торых удается сформировать у людей определенные качества личности;
- организаторский, включающий в себя основные направления по
тщательной организации педагогической деятельности, от реализации
которых зависит ее эффективность;
- познавательный, обеспечивающий максимальную продуктивность
интеллектуально-познавательной активности объектов и субъектов педа­
гогической деятельности;
- коммуникативный, предполагающий тщательную организацию и
'эффективное проявление общения и взаимодействия объектов и субъек­
тов ходе педагогической деятельности;

260
10.6. Педагогическая деятельность
как общественное явление




- исследовательский, предусматривающий изучение и совершенство­
вание самого процесса педагогической деятельности.
Объекты педагогической де1ггельности - люди и их группы, с прису­
щими им индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

261
Комментарии

Социализация личности - это аккумулирование ею в процессе жизни и
деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного чело­
вечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролево­
го освоения окружающего мира и общества.

Макрофя кторы - это социальные и природные детерминанты социа­
лизации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе
больших социальных общностей.
Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) - понятия,
принятые для выделения людей, проживающих в определенных террито-
риально-администативных границах и объединенных между собой в силу
исторических, социально-экономических, политических и психологичес­
ких причин. Специфика развития страны, государства определяют важ­
нейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.
Понятие общество (в обыденном понимании синоним государства) - в
педагогике и других науках используется для характеристики социаль­
ных условий формирования и развития личности.
Культура- система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и
социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека - био­
логическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нуж­
ды в чем-либо), производственную (создание средств материального жиз­
необеспечения - орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и
речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.),
социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личности, обуслов­
ленные ее проживанием в составе общностей средней величины.
Этнос (нация) - исторически сложившаяся на определенной террито­
рии устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, об­
щими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а
также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от
всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.
Региональные условия - условия, характерные для социализации лю­
дей, проживаюуцих в той или иной части страны, государства, имеющей
свои отличительные особенности (единую социально-экономическую сис­
тему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобра­
зие).
Тип поселения- село, поселок, город, область, в силу определенных
.причин придающие своеобразие социализации людей в них проживаю­
щих.
Средства массовой коммуникации- технические средства (печать, ра-

262
10.7. Факторы социализации личности




дио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется
распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных
и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории. Средства
массовой коммуникации широко используются государством, обществом
в процессе воспитания людей.

Микрофакторы - детерминанты социализации личности, относящие­
ся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом
коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

263
Комментарии

Традиционный механизм социализациипредставляет собой усвоение
человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для
его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, проф­
ессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознан­
ном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия гос­
подствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе
взаимодействия человека с институтами общества, с различными орга­
низациями, как специально созданными для социализации, так и реа­
лизующими социализирующие функции параллельно со своими основ­
ными функциями (производственные, общественные, клубные и др.
структуры, а также средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм социализациидействует в рамках субкуль­
туры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс цен­
ностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих прояв­
лений, которые типичны для людей определенного возраста или кон­
кретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает
конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной
или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процес­
се взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами
и представляет собой психологический механизм межличностного пе­
реноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами мо­
гут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослужи­
вец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диало­
гом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или от­
вергает те или иные ценности, свойственные различным институтам
общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Рефлексия - механизм взаимопонимания, т.е.
осмысления человеком того, какими средствами
и почему он произвел то или иное впечатление
на других людей.
С помощью рефлексии человек может формиро­
ваться и изменяться в результате осознания и
переживания им той реальности, в которой он
живет, своего места в этой реальности и себя
самого.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех
названных механизмов.

264
10.8. Механизмы
и средства социализации




265
Комментарии

Обучение и воспитание являются глубоко национальными по свое­
му содержанию, отражают многогранные традиции, национальную
психологию своего народа.
Каждый народ имеет свой идеал человека, на достижение которого
и направлены обучение и воспитание. Каким бы ни был этот идеал, он
всегда выражает определенную степень самосознания народа, его взгляд
на пороки и добродетели, несет в себе народную мудрость, сформиро­
вавшуюся на протяжении всего исторического развития.
Обучается и воспитывается не абстрактный человек, а всегда пред­
ставитель той или иной нации с присущими ему этнопсихологическими
особенностями, к которым обычно относят особенности национально­
го сознания и самосознания, своеобразие национального мышления,
чувств и воли, специфику проявления национального характера в об­
щении и взаимоотношениях с другими людьми.
Национально-психологические особенности непосредственно опос­
редуют содержание обучения и воспитания, поэтому они должны осу­
ществляться с соблюдением определенных принципов.
Во-первых, принципа этноспецифического детерминизма педагогичес­
ких воздействий, предполагающего, что обучение и воспитание обяза­
ны всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, ко­
торые были бы понятны их объекту, соответствовали бы исторически
сложившимся традициям, привычкам конкретного народа и которые
учитывали влияние на этот процесс его национально-психологических
особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-
политического, экономического и культурного развития.
Во-вторых, принципа единства национального сознания и националь­
но своеобразной педагогической деятельности, предусматривающего, что
активность педагога может быть достаточно эффективной только в том
случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику
мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием на­
ционального самосознания представителей его этнической общности,
сформировавшегося в ходе исторического развития.
В-третьих, нельзя игнорировать принцип педагогического воздейст­
вия в условиях специфической жизни и труда в соответствии с нацио­
нальным идеалом, предполагающего осуществление всего комплекса
педагогических мероприятий именно в процессе национально специфи­
ческой жизни и труда, развивающихся в соответствии с законами, на­
циональными традициями, свойственных конкретным этносам.
В, четвертых, важно учитывать принцип развития национальных
адаптационных возможностей к педагогическим воздействиям, предпол-
« агающего, с одной стороны, наличие определенных трудностей в вос­
приятии педагогических воздействий, особенно тогда, когда педагог


266
10.9. Этнопсихологические основы обучения и воспитания




является представителем другой национальности, и, с другой - оставля­
ющего перспективы для приспособления к ним, так как сам педагог и
объекты его воздействия могут со временем усовершенствовать свое
взаимодействие и общение.

267
Комментарии

В педагогической науке достаточно много теорий, раскрывающих
и характеризующих основы обучения, воспитания и развития человека.
Однако методологическое и теоретическое значение среди них имеют
те, которые отражают психологические закономерности восприятия и
осмысления педагогических воздействий и их результатов.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные
закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Она рассматривает процесс освоения как постепенное образование
в сознании обучаемого новых связей, «ассоциаций» по признаку сход­
ства или различия изучаемых свойств и сторон предметов, явлений. Она
предполагает следующую логику процесса овладения знаниями: воспри­
ятие учебного материала, его осмысливание и запоминание, примене­
ние закрепившихся знаний на практике.


"Чтобы обучать другого требуется больше
ума, чем, чтобы научиться самому".
М. Монтень



Суть ассоциативно-рефлекторной теории заключается в следующем:

1. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование и развитие
качеств личности является результатов образования в сознании различ­
ных систем ассоциаций.

2. Процесс образования ассоциативных систем включает в себя чув­
ственное восприятие предметов и явлений; осмысливание, доведенное до
понимания их внутренних связей и отношений; запоминание и примене­
ние полученных знаний на практике.

3. Центральное звено обучения - осмысливание как активная ана-
литико-синтетическая деятельность в ходе решения теоретических и
практических задач.

4. Решающими условиями продуктивного обучения выступают:
- формирование активного отношения к учебе;
- логическое изложение учебного материала;
- активизация познавательной деятельности обучаемых;

268
10.10. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения




- демонстрация различных приемов умственной деятельности и их
закрепление с помощью упражнений.
Ассоциативно-рефлекторная теория наиболее продуктивна при ов­
ладении теоретическим знаниями.

269
Комментарии

Теория поэтапного формирования умственных действий, сформу­
лированная и исследованная П.Я. Гальпериным, основана на идеях о
том, что организация внешней деятельности, способствующая перехо­
ду внешних предметных действий в умственные, является основой раци­
онального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений,
развитием качеств личности специалиста.
Этот процесс включает следующие шесть этапов:
1. Формируется мотивационная основа действия - складывается от­
ношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к со­
держанию учебного материала, намеченного для усвоения.
2. Осуществляется предварительное ознакомление с действием, т.е.
построение ориентировочной основы действий, выделяются системы
ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения дей­
ствия.

Ориентировочная основа действий - система
представлений о цели, плане и средствах осу­
ществления предстоящего или выполняемого
действия.
Содержание ориентировочной основы действий
во многом предопределяет качество действия.
Так, полная ориентировочная основа обеспечи­
вает систематически безошибочное выполнение
действия в заданном диапазоне ситуаций.


3. Выполнение материализованного действия, в ходе которого обу­
чаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные об­
разцы действия, в частности - на схему ориентировочной основы дейст­
вий.
4. Внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того дейст­
вия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость
использования ориентировочной основы действий.
5. Выполнение действия в форме проговаривания его последователь­
ности про себя.
6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирова­
ние умственного действия в свернутом виде.
Теория поэтапного формирования умственных действий результа­
тивна главным образом при формировании практических навыков и
умений специалистов по обучению и воспитанию. Она позволяет в об­
щем и специальном обучении ставить задачу повысить качество фор­
мируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их
подготовки.


270
10.11. Теория поэтапного формирования умственных действий




271
Комментарии

Изучение психологии и педагогики в системе подготовки и перепод­
готовки учителей и воспитателей. В нашей стране существует и эффек­
тивно функционирует стройная система повышения квалификации -
система подготовки и переподготовки учителей, научных работников и
других категорий представителей народного образования, включающая
педагогические вузы, институты усовершенствования учителей, курсы
повышения квалификации.
Организация специальных психолого-педагогических лекториев. Для
обмена опытом между работниками народного образования, учителя­
ми, преподавателями вузов специально проводятся лектории, на кото­
рых обсуждаются важнейшие современные проблемы обучения, воспи­
тания и образования.
Проведение конференций и семинаров по проблемам психологии и
педагогики. Педагогика и психология - постоянно развивающиеся об­
ласти научных и практических знаний. Для обсуждения их важнейших
проблем проводятся специальные научно-практические конференции.
Самостоятельная работа учителя и воспитателя по изучению психоло­
го-педагогической литературы. Учитель и воспитатель должны постоянно
совершенствовать свои знания и навыки. Самый эффективный способ для
этого - знакомство с новой литературой и документами образования,
выходящими в достаточно большом количестве у нас в стране.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического
опыта. В нашей стране, во многих ее регионах, непосредственно в уч­
реждениях народного образования, а также за рубежом постоянно на­
капливается педагогический опыт и результаты конкретной воспита­
тельной деятельности педагогов и психологов, которые подвергаются
централизованному изучению и обобщению, а затем пропагандируют­
ся различными способами.
Привлечение учителей и воспитателей к научно-исследовательской
работе по проблемам психологии и педагогики. У нас в стране имеются
научно-исследовательские учреждения и организации (например, Рос­
сийская академия образования), осуществляющие изучение педагоги­
ческой и образовательной деятельности в рамках специальных науч­
ных программ. К этой работе не только привлекаются учителя и воспи­
татели на местах, но и основные исследования проводятся непосредствен­
но там, где они выполняют свои профессиональные обязанности.
Деятельность психологов и педагогов по пропаганде психолого-педа­
гогических знаний. Система народного образования в нашей стране
построена таким образом, чтобы способствовать эффективному распрос­
транению и пропаганде психолого-педагогических знаний, профессио­
нального педагогического опыта. Педагоги и психологи, работающие


272
10.12. Пути совершенствования знаний
по психологии и педагогике




на местах, в конкретных учебных заведениях, с одной стороны, заинте­
ресованы, а с другой, активно вовлекаются в деятельность по пропа­
ганде новейших достижений психолого-педагогической науки, конкрет­
ных прикладных знаний, способствующих повышению эффективности
их важного труда.

273
Комментария
Ушинский К. Д. - основоположник научной педагогики и народной
школы в России. Решал все теоретические и практические вопросы вос­
питания с точки зрения служения интересам своей Родины, своего на­
рода. Он руководствовался девизом: "Сделать как можно больше поль­
зы своему отечеству - вот единственная задача моей жизни."
Ушинский К.Д. неоднократно подчеркивал что, "если педагогика
хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде
всего узнать его во всех отношениях".

Каптерев П.Ф. - русский педагог и психолог, автор крупных работ

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>