<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что
животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом
на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и
в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жиз­
ни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы
через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа
сознания, согласно которому психические явления могут быть дове­
дены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и
на их основе сформированы через ассоциации более сложные обра­
зования.
В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерми­
нистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функциони­
рования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельве­
ций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредова­
нии психики человека.
3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятель­
ной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в
физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также про­
ведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. ос­
нователь бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на
несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил,
что психология должна оказаться от изучения сознания и должна со­
средоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению,
т.е. на поведении человека.
4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подхо­
дов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую,

16
1.6. Этапы развития психологии




прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической
деятельности человека.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-
териалистического взгляда на происхождение психики.

17
Комментарии

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью кото­
рого изучают психологические явления в различных условиях без вмеша­
тельства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, вклю­
ченным и невключенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, но­
сит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение яв­
ляется организованным, предполагает четкий план, фиксацию резуль­
татов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматри­
вает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не­
включением этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство ис­
следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших
условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в спе­
циально организованных условиях, а действия испытуемого определя­
ются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в ес­
тественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необ­
ходимые психологические явления; формирующим- в процессе которо­
го развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявле­
ние и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процес­
сах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изу­
чения психологических явлений по практическим результатам и пред­
метам труда, в которых воплощаются творческие силы и способнос­
ти людей.

Опрос -метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные
вопросы исследователя.
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются
на бумаге; устным, когда вопросы стаь-^ся устно; и в форме интервью,
во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые
выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные
проявления психики индивидов (обычно оно включает использование
конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, эк-

18
1.7. Методы психологии




спессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекиион-
ное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и ког-
нитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориенти­
рованной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального
подхода).

19
Комментарии

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования,
формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предпол­
агает:

во-первых, выявление и использование психологом результатов ис­
следований, ранее проводившихся по этой теме.
Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно
включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета
изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных
задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5)
выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиального (стра­
тегического) плана изучения; 7) составление наброска основных проце­
дур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с
помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление
для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных. Качественная
обработка предполагает предварительное определение показателей, по
которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психо­
логических явлений в процессе анализа фактического материала. Впос­
ледствии на их основе осуществляется описание и обобщение результа­
тов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточ­
но. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она
включает применение методов альтернативного, корреляционного, дис­
персионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических
рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На
этом этапе на основе качественной и количественной обработки по­
лученных данных исследователь описывает изучаемое явление, кон­
статирует наличие его определенных свойств и особенностей, дела­
ет обобщающие умозаключения относительно закономерностей его
функционирования и проявления. Если это требуется (или если это
предполагают тема и программа исследования), может быть осущес­
твлена выработка практических рекомендаций для других исследо­
вателей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или
схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться
прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных
условиях.


20
1.8. Содержание и структура
психологического исследования




21
Комментарии

Бехтерев Владимир Иванович (1857 - 1927) - выдающийся русский
физиолог, психиатр и психолог основал первую в России эксперимен­
тальную психологическую лабораторию (1885), затем Психоневроло­
гический институт (1908) - первый в мире центр по комплексному изу­
чению человека. Разработач естественнонаучную теорию поведения, на­
учную рефлексологию.
Блонский Павел Петрович (1884 - 1941) - выдающийся российский
психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении
живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личнос­
ти, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти.
Выготский Лев Семенович (1896 - 1934) - выдающийся отечествен­
ный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в
процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методоло­
гические принципы психологической российской науки.
Запорожец Александр Владимирович (1905 - 1981) - видный рос­
сийский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию де­
ятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных дей­
ствий.
Корнилов Константин Константинович (1879 - 1957) - известный
российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, про­
блемы психологии воли и характера.
Ланге Николай -Николаевич (1858 - 1921) - один из основателей
экспериментальной психологии в России. Работал над проблемами пси­
хических познавательных процессов и их физиологическими основа­
ми.
Леонтьев Алексей Николаевич (1903 - 1979) - выдающийся отечес­
твенный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия разрабаты­
вал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал
общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признан­
ным теоретическим направлением в отечественной и мировой психоло­
гической науке.
Лурия Александр Романович (1902 - 1977) - выдающийся отечествен­
ный психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Ос­
новное внимание уделял экспериментальному исследованию проблемам
локализации высших психических функций.
Нечаев Александр Петрович (1870 - 1948) - один из основателей эк­
спериментальной психологии в дореволюционной России. Исследовал
память и индивидуальные различия людей.
Павлов Иван Петрович (1849 - 1936) - великий русский ученый-
физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности чело­
века.


22
1.9. Выдающиеся деятели российской психологии,
стоявшие у истоков ее зарождения




Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) - выдающийся отечес­
твенный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в пси­
хологии, принцип детерминизма, принцип личностного подхода.
Сеченов Иван Михайлович (1829 - 1905) - великий русский физи­
олог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической
регуляции поведения.

23
Комментарии

Психоанализ - одно из наиболее известных направлений психологии за
рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том,
что поведение человека определяется не только и не столько сознанием,
сколько бессознательным.
Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрей­
дизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования
психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа
свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ
и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных)
действий человека.
Бихевиоризм - направление в зарубежной психологии, возникшее в на­
чале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и
сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результа­
том ответа организма на воздействия внешней среды.
Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раз­
дражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздра­
жение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота
схемы S - R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает
возможность легко использовать количественное описание психологи­
ческого явления и применять математические методы для обработки
результатов его исследования.
Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее
в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изуче­
ния психики с помощью целостных структур - гештальтов, первичных по
отношению к своим компонентам.
Восприятие как психический познавательный процесс, напр., у геш-
тальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не
описываются через свойства её частей. По их мнению, внутренняя сис­
темная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него
входящих. Понятие фигуры и фона - важнейшие в гештальтпсихоло­
гия.
Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современ­
ной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопос­
тавляющее себя психоанализу и бихевиоризму.
Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое,
в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных
событий. Исследование животных считается непригодным для понима­
ния психики и поведения человека. В отличие от классического психоа­
нализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначаль­
но добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п.
возникают как результат воздействия окружающей среды.
Трансперсональная психология - новое направление в западной психо­
логии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями»,
«космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, тре­
бующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.


24
1.10. Основные направления зарубежной
психологии




25
Комментарии

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возни­
кновение и развитие её конкретных отраслей.
Общая психология изучает содержание, особенности и общие зако­
номерности функционирования психики и человеческого сознания, пси­
хические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Социальная психология исследует психологические явления и про­
цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общнос­
тям.
Зоопсихология(или сравнительная психология) раскрывает особен­
ности и закономерности психики животных на разных этапах развития
животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психоло­
гических особенностей и закономерностей процессов обучения и вос­
питания подрастающего поколения. В задачи педагогической пси­
хологии входят исследование процессов усвоения знаний и форми­
рование навыков и умений в связи с потребностями школьного обу­
чения, психическое обоснование методов, приемов и способов обу­
чения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в
школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с поли­
техническим обучением и подготовкой учащихся к практической де­
ятельности и др.
Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного
возраста, процесс формирования их личности и умственного развития,
возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти,
интересов, мотивов деятельности и т.п.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем
соотношения технических требований современных машин и психичес­
ких возможностей человека - быстроты и точности процессов воспри­
ятия, объема и распределения внимания и др.
Психология искусства изучает психологическую специфику творчес­
кой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке,
живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком про­
изведений искусства, дает психологический анализ их влияния на раз­
витие личности человека.
Психология спорта занимается исследованием психологических осо­
бенностей спортивной деятельности.
Космическая психология включает в круг своих проблем изучение
особенностей психических процессов, происходящих в организме чело­
века в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психи­
ку больших физических перегрузок, необычных условий среды, состоя­
ния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особен-


26
1.11. Отрасли психологии




27
ности работоспособное™ во время полета, в частности при необходи­
мости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей
и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судеб­
ной практике.
Военная психология изучает психологию личности воина, психоло­
гию воинского коллектива и психологические особенности их профес­
сиональной деятельности в ее разных формах и видах.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений и
расстройств психической деятельности при различных заболеваниях,
содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихология уделяет основное внимание особенностям наруше­
ний психики в связи с теми или другими недостатками в строении и
функциях организма, в частности у детей.
Парапсихология исследует аномальные индивидуально и социаль­
но-психологические явления.
Все отрасли психологической науки возникли и развивались как
результат расширения сферы человеческой деятельности, ее рациона­
лизацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать раз­
личные отрасли психологии как простое практическое применение пси­
хологических закономерностей (полученных в результате исследований,
например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или
другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных прак­
тических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей могут быть
правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психоло­
гии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Вот
поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место
отводится теоретическим исследованиям.
Научное психологическое исследование может быть успешным лишь
тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за­
дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это
не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи
с ними и со специальной целью: использовать результаты исследова­
ний для совершенствования этих видов деятельности.
Глава вторая

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

"Наука движется толчками, в зави­
симости от успехов, делаемых методоло­
гией. С каждый шагом методологии впе­
ред мы как бы поднимаемся ступенью
выше, с которой открывает ся нам более
широкий горизонт, с невидимыми раньше
предметами».
И. П. Павлов

Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна
опираться на определенные исходные положения, дающие правиль­
ные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких
положений выступают методология и теория.
Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и
методах её исследования. В свою очередь, теория - это совокупность
взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления
практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об
изучаемых явлениях и процессах.
Обычно различают три уровня методологии любой науки. Об­
щая методология обеспечивает наиболее правильные и точные пред­
ставления о наиболее общих законах развития объективного мира,
его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли
в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная мето­
дология или методология конкретной науки позволяет последней
формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и зако­
номерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и
функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец,
частная методология представляет собой совокупность методов, спо­
собов, приемов и методик исследования конкретной наукой различ­
ных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа.


29
Комментарии

В качестве общей методологии психологической науки выступает
диалекпшко-материалцстический подход к пониманию окружающего мира,
роли и месту психике и психического в нем. Содержание этого подхода
составляют научные представления: о первичности материи и вторич-
ности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и
психики; о единстве внешней, материальной, деятельности и внутрен­
ней, психической; о социальной обусловленности развития психики че­
ловека; о психике как функции головного мозга; о сознании как вы­
сшем этапе развития психики.

Специальной методологией психологии выступают её методологи­
ческие принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и
деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода.
Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психичес­
ких явлений, означает, что они опосредуются естественными и соци­
альными условиями и изменяются с изменением этих условий.
Принцип единства сознания и деятельности означают, что сознание
и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>