<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

по теории и истории педагогики. Он стремился создать психологически
обоснованную дидактику (обучение), разрабатывал методы и приемы,
которые не только облегчают учащимся процесс познания, но и стиму­
лируют их активность и самостоятельность.
Каптерев П.Ф. неоднократно высказывался против перегрузки
школьных программ учебным материалом, указывал на необходимость
предоставления учащимся старших классов свободного времени и со­
здания условий для самостоятельной работы.

Шацкий С Т . - русский и советский педагог, создатель первой опыт­
ной станции по народному образованию. Под его руководством разра­
батывались и на практике проверялись организация, содержание и ме­
тоды учебно-воспитательной работы.
Шацкий С Т . понимал воспитание как организацию жизни детей,
которая складывается их физического труда, игр, занятий искусством,
умственной жизни, социальной деятельности.

Блонскин П.П. - русский педагог и психолог, вложивший большой
вклад в развитие педагогики в России. Развивал уже в советское время
задачи и совершенствовал методы народной школы: обучение и воспи­
тание на основе знаний закономерностей развития ребенка, его потреб­
ностей и интересов; разностороннее нравственное, умственное, эстети­
ческое и трудовое воспитание детей.
Блонский П.П. сформулировал принципы, сохраняющие свою ак­
туальность и сегодня: неразрывная связь трудового обучения с общим
образованием, связь содержания общего и политехнического образова­
ния с современным состоянием науки, необходимость согласовывать его
с индивидуальными возможностями ребенка.

Сухомлинский В.А. - выдающий советский педагог-практик, дирек­
тор Павлышской средней школы Кировоградской области (Украина).


274
10.13. Ученые, внесшие большой вклад
в развитие педагогики в России




275
Он разработал практические направления нравственного и трудового
воспитания (формирования идейно-нравственных убеждений школьни­
ков), формирования правильного отношения к труду, воспитания у них
коллективизма.

Макаренко А.С. - советский педагог и писатель, создатель и руко­
водитель трудовой колонии и трудовой коммуны для несовершеннолет­
них правонарушителей, где на практике осуществлял целостную, тео­
ретически обоснованную систему воспитания трудового детского кол­
лектива. В результате им был создан высокоорганизованный детский
трудовой коллектив, соединявший обучение с производительным тру­
дом.
Ядро учения Макаренко А.С. - теория воспитания коллектива как
формы педагогического процесса, в котором формируются присущие
объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал
вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в
нем, взаимоотношения с личностью ребенка.

Занков Л.В. - видный советский педагог. Исследовал вопросы пси­
хологии обучения, общей психологии и дидактики, проблемы взаимо­
отношения обучения и развития. На основе раскрытия объективных за­
конов связи дидактики и развития разработал систему научного обуче­
ния, направленную на достижение высокого качества усвоения знаний
и разностороннего развития.
Под руководством Занкова Л.В. были проведены фундаментальные
исследования в области общей педагогики: впервые в условиях экспе­
римента исследованы закономерные связи между обучением и общим
развитием детей; обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль
внутренних факторов, обусловливающие индивидуальные варианты
развития детей в одних и тех же условиях.

Скаткин М.Н. - советский педагог-практик, автор учебников естес­
твознания для начальной школы и методических руководств по его пре­
подаванию. Разрабатывал и на практике проверял вопросы дидактики,
содержания и методики политехнического обучения в средней школе.
Глава одиннадцатая

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ
"Науку часта смешивают со знани­
ем. Это грубое недоразумение. Наука
есть не столько знание, но и сознание, т.е.
умение пользоваться знанием как следу­
ет".
В.О. Ключевской

Проблемой первостепенной важности для педагогики является
разработка и совершенствование научно обоснованной системы пе­
дагогической деятельности в интересах осуществления целостного пе­
дагогического процесса.

Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно на­
сыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогичес­
кой деятельности взрослых и изменения личности ребенка в результа­
те активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли
воспитателей.
Он реально существует как научно обоснованная, развивающая­
ся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспита­
ния, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей.
Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие
ей принципы и закономерности.
Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими об­
щественными процессами (экономическим, политическим, нравствен­
ным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность
зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодей­
ствия производительных сил и производственных отношений.
Если экономический базис общества способствует развитию про­
изводительных сил, прогрессивно растет уровень производства и
культуры, то и педагогический процесс, школа, чутко отражая об­
щественные потребности, способны играть активную роль в разви­
тии производства, культуры и укреплении передовых общественных
отношений. Если же производственные отношения сдерживают ак­
тивное проявление производительных сил, мешают их нормальному
развитию, то возникают явления застоя, разложения, обостряются
противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс, по­
является необходимость решительных изменений в обществе и рефор­
мирования школы.
По мере осуществления экономической реформы, демократиза­
ции общественных отношений в нашей стране возрастает роль шко­
лы, педагогического процесса в формировании личности, а стало
быть, в совершенствовании всей общественной жизни.

277
Комментарии

Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог
и ребенок, образуя динамичную систему «педагог - ребенок» при ведущей
роли педагога.
Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное '
педагогическое образование, осознает себя ответственным перед общест­
вом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педа­
гогического процесса в результат непрерывного образования, самовоспи­
тания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и
стремится к самосовершенствованию.
Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой
индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педа­
гогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть
развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и
задачками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению
своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усво­
ению педагогических воздействий или сопротивлению им.
Вторым компоие/ггом педагогического процесса является его содержа­
ние. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, под­
вергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций
мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностя­
ми детей. В содержание педагогического процесса входят основы челове­
ческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производ­
ства, труда, науки, культуры.
Третьим структурным компонентом педагогического процесса являет­
ся его организационно-управленческий комплекс, ядром которого являют­
ся формы и методы воспитания и обучения.
Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педаго­
гическая диагностика - установление с помощью специальных методик
состояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдель­
ных его частей. К способам и методам диагностики относятся: проверка
знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятель­
ности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуа­
циях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды са­
мостоятельной продуктивной работы.
Пятый компонент педагогического процесса - критерии эффективнос­
ти педагогического процесса. В их состав входят оценки знаний, умений и
навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убежде­
ний, черт характера, свойств личности.
Шестым структурным компонентом педагогического процесса являет­
ся организация взаимодействия с общественной и природной средой. Об­
щественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагоги­
ческий процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему,
не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспи­
танников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогиза-
ции общественной жизненной среды. Педагогически организованной сре­
дой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность
* семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных
объединений.


278
11.1. Сущность педагогического процесса




279
Комментарии

Принципы учебного процесса - это устоявшиеся и проверенные прак­
тикой его закономерные связи и зависимости.
Принцип общественно значимой целевой направленностиучебно-вос­
питательного процесса предполагает всестороннее развитие каждого
ребенка, подготовку всех детей к участию в переустройстве общества, к
жизни в демократическом правовом государстве
Принцип комплексного подхода к организации детской деятельнос­
ти позволяет строить ее в органических связях с формирующимся у
школьников мировоззрением, общественно ценными мотивами поведе­
ния, с нравственным отношением к ученью, труду, природе, самому себе,
другим людям.
Принцип целостного и гармоничного формирования личности в про­
цессе обучения и воспитания предполагает одновременное ее развитие
как в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так и
относительно заложенных в ней задатков, физических и духовных осо­
бенностей.
Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предусматрива­
ет последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых,
индивидуальных форм работы с ними.
Принцип единства требовательности и уважения к детям предпол­
агает, что активное участие в важных общественных делах и ответствен­
ность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собствен­
ных глазах, окрыляют и вдохновляют ею.
Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их ини­
циативы и творчества в обучении и воспитании преобразует стихийное
социальное формирование личности в целенаправленный педагогичес­
кий процесс.
Принцип придания эстетической направленности всей жизни, обуче­
нию и воспитанию детейдает им возможность познать подлинную кра­
соту общественных эстетических идеалов.
Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отно­
шению к их развитию дает возможность развивать заложенные в ребен­
ке природой задатки в самые разнообразные способности.
Принцип приведения методов и приемов деятельности детей в соответ­
ствие с целями их обучения и воспитания обеспечивает включение в сло­
жившуюся систему работы новых, новаторских методов и приемы, кото­
рые соответствуют и отвечают целям учебно-воспитательной работы.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в
процессе учебно-воспитательной работы обеспечивает формирование у
каждого из них неповторимой активной и творческой индивидуальнос­
ти.
Принцип последовательности и систематичности в обучении и вос-
• питании дает возможность четко строить педагогический процесс, по­
вышать его эффективность. '

280
11.2. Принципы осуществления педагогического процесса




Принцип доступности облегчает работу с детьми, делает ее для них
более понятной.
Принцип прочности позволяет более продуктивно и качественно
осуществлять педагогический процесс.

281
Комментарии

Учебно-воспитательная работа - это непосредственное воплощение
целей и задач педагогической деятельности, педагогического процесса.
Субъект учебно-воспитательной работы - педагог, получивший спе­
циальное педагогическое образование, осознающий себя ответственным
перед обществом за подготовку подрастающих поколений.
Он постоянно развивает свое мировоззрение и вырабатывает нрав­
ственно эстетические принципы, непрерывно совершенствует личные
способности к активному общению с детьми, организации их жизни и
психолого-педагогическому воздействию на них.
Объект учебно-воспитательной работы - ребенок представляющий
собой личность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педа­
гогическими целями обучения и воспитания.
Цель учебно-воспитательнойработы'состоит в том, чтобы на основе
использования педагогом различных форм и методов обучения и вос­
питания добиваться всестороннего развития детей, формирования у них
определенных социально-политических и психологических качеств, всес­
тороннего и полного овладения ими комплексом необходимых для жиз­
ни и деятельности знаний, навыков и умений.
Содержание и сфера педагогического взаимодействия в системе "пе­
дагог-ребенок"'-это постоянно воссоздаваемые педагогические ситуа­
ции.
Педагогическая ситуация возникает только в результате целенап­
равленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия пе­
дагога и детей, детей между собой, ребенка с явлениями окружающего
мира.
Педагогическая ситуация приводит к предусмотренным воспитатель­
ным изменениям в личности растущего человека: формированию у него
мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потреб­
ностей, ценностных ориентации, мотивов, стимулов, навыков и привы­
чек поведения, качеств и черт характера.
Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное вза­
имное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов
педагогического процесса (см. 11.1., 11.2,), действий педагога и ребен­
ка, конкретного исторического содержания жизни в государстве, педа­
гогической и общественной среды.
Средства, формы и методы взаимодействия педагога и ребенка - это
средства, формы и методы обучения и воспитания (см. главы двенадца­
тую и тринадцатую).
Структура педагогического коллектива зависит от целей и задач
учебно-воспитательной деятельности, а также от учреждения или орга­
низации, в которой она осуществляется. Если это школа, то структуру

282
11.3. Характеристика системы комплексной
организации учебно-воспитательной работы




педагогического коллектива составляют учителя и воспитатели, если
это детско-юношеская организация - то ее руководители и взрослые чле­
ны.
Направления руководства учебно-воспитательной работой бывают
самыми разнообразными и определяются ее задачами и принципами
учебного процесса (см. 11.2.).

283
Комментарии

Разработка проблем соотношения обучения и развития детей явля­
ется важным предпосылкой совершенствования содержания педагоги­
ческого процесса и повышения его эффективности.

Основными направлениями этой пеятельности явттяются:

1. Выявление условий, при которых обучение становится развиваю­
щим.
2. Определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более
высокое умственное развитие детей различного возраста.

Различные ученые нашей страны по разному исследовали и подхо­
дили к решению проблемы соотношения обучения и развития детей:
- Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считали, что решающее значение
должно придаваться изменению содержания обучения;
- Н.А. Менчинская, Д.И. Богоявленская, Е.И. Кабанова-Меллер до­
казывали, что эффективность усвоения знаний, навыков и умений по­
вышается с помощью изменения или совершенствования способов ум­
ственной деятельности;
- Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская придавали особое значение изуче­
нию повышения действенности разных методов обучения;
- Л.В. Занков пришел к выводу, что развивающий эффект обучения
достигается главным образом посредством совершенствования самого
процесса обучения;
- П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина исследовали влияние поэтапного
формирования умственных действий на интеллектуальное развитие де­
тей;
- Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин доказывали, что развивающий
эффект обучения повышается при повышении роли проблемного обу­
чения в содержании педагогической деятельности.



"Знание того, какими вещи должны быть, харак­
теризуют человека умного; знание того, каковы
вещи на самом деле, характеризуют человека
опытного; знание того, как их изменить к лучше­
му, характеризуют человека гениального".
Д. Дидро



284
11.4. Основные направления разработки проблемы
соотношения обучения и развития детей




285
Комментарии

Изучение и обобщение передового педагогического опыта является
важнейшей предпосылкой совершенствования содержания и повыше­
ния эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и других
учреждениях образования.
В процессе обучения и воспитания школьников в различных регио­
нах нашей страны возникает множество проблем, накапливается опыт
их решения, возникают новые и совершенствуются старые формы обу­
чения, появляются учителя-новаторы. Осмысление и обобщение опыта
их педагогической деятельности, его распространение его на всю систе­
му образования страны позволяет повысить качество учебно-воспита­
тельного процесса в системе образования.
Организация и руководство учебно-воспитательной работой в раз­
личных учреждениях образования, в различных регионах страны имеет
свою специфику, положительные и отрицательные стороны. Их целе­
направленное и хорошо продуманное осмысление и обобщение имеют
огромную ценность, а распространение передового опыта их осущес­
твления повышает вероятность преодоления подобных трудностей в
других учреждениях образования.
Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это интегратив-
ная характеристика его личности, которая отражает способность на­
стойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность,
сочетая ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспи­
танниками.
Она предполагает наличие таких составляющих ее компонентов, как
широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетен­
тность педагога и воспитателя, эффективное проявление совокупности
важных в учебно-воспитательной работе их развитых личностных ин­
теллектуальных и организаторских качеств, умение сочетать учебно-
воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, педаго­
гическое мастерство педагога и воспитателя. Пропаганда опыта совер­
шенствования учителей и преподавателей, развитие их педагогической
культуры - важнейшие условие и предпосылки повышения эффектив­
ности учебно-воспитательного процесса в учреждения образования стра­
ны.


"Считай несчастным тот день и тот час, в кото­
рые не усвоил ничего нового и не прибавил к
своему образованию".
Я.А. Каменский


286
11.5. Основные направления и этапы изучения и обобщения
передового педагогического опыта




287
Комментарии

Изучение и обобщение передового педагогического опыта является
важнейшей предпосылкой совершенствования содержания и повыше­
ния эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и других
учреждениях образования.

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>