<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Методологические требования к изучению и обобщению передового
педагогического опыта:

- изучать педагогические явления не изолированно от других явле­
ний общественной жизни, а в тесной связи и взаимодействии с ними;
- рассматривать любой педагогический опыт в развитии, движении
и изменении, учитывать условия, место и время осуществления педаго­
гических мероприятий;
- проникать во внутреннюю сущность явлений и фактов, выявляя
существенные связи и отношения между ними;
- изучать новое, опираясь на систему фактов, а не выхватывая от­
дельные факты и строя на них обобщения;
- всегда помнить, что педагогическая теория, будучи тесно связан­
ной с практикой, не должна сводиться к практицизму, к готовым и при­
годным для всех условий рецептам;
- правильно определять цели, задачи и методику педагогических
исследований и осуществлять их целеустремленно.

Направления распространения и внедрения в практику передового
опыта учебно-воспитательной работы;

- проведение показных и инструкторско-методических занятий, от­
крытых уроков, взаимных посещений занятий;
- использование в целях распространения передового педагогичес­
кого опыта конференций, сборов педагогов и воспитателей, курсов по­
вышения квалификации учителей;
- оказание индивидуальной помощи учителям со стороны работни­
ков органов образования;
- систематический контроль за работой по внедрению передового
опыта, повышением качества и эффективности этого вида педагогичес­
кой деятельности;
- организация лекториев, школ передового опыта в системе орга­
нов народного образования страны.


288
11.6. Пути и формы внедрения передового опыта
в учебно-воспитательную практику




10 Зак. 2491
Комментарии

Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкрет­
ными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идей­
но-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и
привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и дея­
тельность.
Активная жизненная позиция личности должна формироваться с
детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в
процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления пов­
седневных трудностей, овладения ими социальным опытом, профессио­
нальным мастерством.
Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является
мировоззрение личности, ее нравственные убеждения и отношение к
общественному долгу.
Основными структурными компонентами активной жизненной по-
злшш являются:
- нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесто­
ронне развитые знания, убеждения, отношения личности;
- мотивационно-побуждающий, содержащий социально- и лично
значимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы и т.п.
характеристики личности;
- практически-действенный, отражающий постоянную готовность
человека к действиям на благо общества, его устойчивую волевые уси­
лия и высокую эмоциональную выдержанность.
Показателями проявления активной жизненной позиции выступа­
ют:
- целеустремленность и сознательность в действиях и поступках че­
ловека;
- ответственность и активность в различных видах деятельности
независимо от условий, в которых они осуществляются;
- результаты деятельности и общественной активности человека,
соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в общес­
тве;
- реальные действия, поступки и образ жизни личности.


"Настоящий конец образования дает только сама
жизнь и сознательная самостоятельность каждо­
го".
Д.И. Менделеев


290
11.7. Активная жизненная позиция
человека




Структурные компоненты




291
Комментарии

Важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности
- является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное
назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитатель­
ному процесса, росту его продуктивности.

Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это такая обоб­
щающая характеристика его личности, которая отражает способность
настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятель­
ность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и
воспитанниками.
Вне такой культуры педагогическая практика оказываются пара­
лизованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) вы­
полняет ряд функций, включающих: а) передачу знаний, умений и на­
выков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие ин­
теллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действен­
но-практической сфер его психики; в) обеспечение сознательного усвое­
ния обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в об­
ществе; г) формирование эстетического отношения к действительности;
д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способнос­
тей.

Педагогическая направленность личности педагога (воспитателя) -
это интегративная характеристика его личности, отражающая предрас­
положенность к учебно-воспитательной деятельности и способность
достигать в ее ходе значимых и высоких результатов.

Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетен­
тность педагога (воспитателя) - это такие его профессиональные качес­
тва, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно раз­
бираться в учебно-воспитательной деятельности.

Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных
качеств педагога (воспитателя) - это такие его особенности, как лю­
бовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропоря­
дочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдер­
жка. Спокойствие и целеустремленность.

Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее
совершенствования - это интегративная характеристика его личности,
« позволяющая ему постоянно совершенствоваться в своей собственной
деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу.

292
11.8. Педагогическая культура
педагога и воспитателя




Гармония развитых интеллектуальных и организаторских качеств
педагога (воспитателя) - особое сочетание сформировавшихся у него
высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость
всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), органи­
зационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них,
сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо


293
организации и повышению эффективности учебно-воспитательной де­
ятельности.

Педагогическое мастерство педагога (воспитателя) - синтез высоко­
развитого педагогического мышления, профессионально-педагогичес­
ких знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств вырази­
тельности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами
личности педагога и воспитателя позволяет им эффективно решать учеб­
но-воспитательные задачи.
Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообра­
зующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в ус­
тойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требова­
тельности и педагогическом такте педагога и воспитателя.
Глава двенадцатая

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
ОБУЧЕНИЯ
"Нельзя воспитывать, не передавая
знания, всякое же знание действует вос­
питательно ".
Л. Н. Толстой

Одной из важнейших составных частей педагогики является ди­
дактика (дидактика - от греческого "дидактикос" - поучающий) -
теория обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения де­
тей и взрослых; описывает процесс овладения знаниями, навыками и
умениями; характеризует принципы, методы и формы организации
обучения. Как теория обучения дидактика служит основой препод­
авания всех учебных дисциплин (предметов), имеет тесную связь с
частными методиками (т.е. методиками преподавания конкретных
дисциплин). Эта взаимосвязь проявляется в том, что первая, изучая
общие вопросы обучения, выступает общетеоретической основой
частных методик, вторые же, изучая особенности преподавания от­
дельных предметов, обогащают дидактику конкретными данными.
Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется
учебными планами и программами.
По своей структуре процесс обучения представляет собой взаи­
мосвязанную деятельность двух сторон: обучающего (учителя, пре­
подавателя), который различными средствами педагогического воз­
действия оказывает влияние на психику детей, и обучаемых, кото­
рые, отражая в своем сознании учебный материал, быстро реагиру­
ют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенны­
ми знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны
процесса предполагают активное отношение друг к другу.
Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обу­
чающего, называемая преподаванием, так как она призвана побудить
к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать
ее.


"Учитель должен быть свободным творцом, а не
рабом чужой указки".
Л.Н. Толстой


295
Комментарии

Как общественное явление обучение - особая коллективная социаль­
ная деятельность по организации усвоения молодым поколением накоп­
ленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным
заказом в содержании образования.
Принципы обучения - это основополагающие положения, которые
определяют систему требований к содержанию, организации и методи­
ке обучения (см. подробнее об этом 12.4.).
Методы обучения - э т о способы совместной работы обучающего и
обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, веду­
щие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволя­
ющие ему усвоить конкретное содержание образования (см. подробнее
об этом 12.5.).
Формы обучения- четко организованные, содержательно-насыщен­
ные и методически оснащенные системы познавательного и воспита­
тельного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся (см.
подробнее об этом 12.11.).
Средства обучения- все объекты и процессы (материальные и мате­
риализованные), которые служат источником учебной информации и
инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учеб­
ного материала, развития и воспитания учащихся (см. 12.6 - 12.12.).
Знания - это совокупность усвоенных учеником сведений, понятий
и представлений о предметах и явлениях объективной действительнос­
ти.
Навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сен­
сорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при
незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффектив­
ность деятельности человека.
Умения- это достигнутая в процессе обучения возможность челове­
ка творчески применять знания и навыки и достигать желаемого ре­
зультата в непрерывно меняющихся условия практической деятельнос­
ти.
Обучающий- учитель (преподав-.гель), который различными сред­
ствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику де­
тей, развивая ее, формируя у них определенные знания, навыки и уме­
ния.
Обучаемые - дети и взрослые люди, которые, отражая в своем со­
знании учебный материал, активно реагируют на воздействия препод­
авателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и уме­
ниями.
Учение - это деятельность ученика по овладению знаниями, навы­
ками и умениями с учетом требований современной жизни.

296
12.1. Содержание и особенности
процесса обучения




Преподавание- деятельность учителя (преподавателя) по организа­
ции, осуществлению и управлению процессом формирования у обучаю­
щихся определенных знаний, навыков и умений, развитию их психики
и научного мировоззрения.

297
Комментарии

Дидактика (от греческого "дидактикос" - поучающий) - составная
часть педагогики, раскрывающая задачи и содержание обучения детей и
взрослых; описывающая процесс овладения знаниями, навыками и умения­
ми; характеризующая принципы, методы и формы организации обучения.


Процесс обучения детерминируется социально-экономическими и
политическими условиями развития нашего общества, потребностями
жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-тех­
нического прогресса, все более возрастающими требованиями к качест­
вам личности обучаемых. В результате перед дидактикой встают все
новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде макси­
мально аффективного использования достижений других наук, с кото­
рыми она устанавливает и поддерживает тесные связи.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах раз­
вития окружающей действительности и общества позволяет дидактике
учитывать социальные и другие особенности жизни и деятельности
людей и принимать во внимание их влияние на обучение людей.

ПОЛИТОЛОГИЯраскрывает для дидактики проблемы, связанные с вли­
янием политических явлений и процессов на обучение людей.

ЭТНОЛОГИЯ позволяет дидактике правильно учитывать националь­
ные особенности людей, которые всегда являются представителями оп­
ределенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой
специфический национальный опыт обучения.

Педагогическая психология дает возможность учитывать в процес­
се обучения психологические закономерности и принципы процесса ов­
ладения знаниями, навыками и умениями.

Физиология человека позволяет дидактике учитывать особенности
строения тела и закономерности работы нервной системы человека,
показывать их роль, значение и особенности функционирования в про­
цессе обучения.

Частные методики, ориентированные на преподавание отдельных
^ предметов, обогащают дидактику конкретными данными о ходе и свое­
образии учебного процесса при применении различных форм и средств
обучения.

298
12. 2. Связь дидактики
с другими науками




299
Комментарии

По своей сущности процесс обучения - это закономерно развиваю­
щийся процесс, в котором специфически проявляются законы и зако­
номерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние об­
щие законы и закономерности общественного развития, закономернос­
ти формирования личности, законы и закономерности частных наук, а
также закономерности самого педагогического процесса, к которым
относятся:
- Соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к
знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к
познанию окружающей действительности, предполагает активное стрем­
ление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют
и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни.
- Соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллек­
тивной деятельности обучаемых. Эта закономерность ориентирует учи­
теля на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую во­
влечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает
определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой
деятельности, вне активного решения практических задач невозможно
правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, на­
выки и умения.
- Соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллек­
туальным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность обу­
чения требует от преподавателя учитывать качественный контингент
обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические осо­
бенности, познавательные возможности, интересы и характер деятель­
ности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-
воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особеннос­
тям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности.
- Соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможнос­
тям технических средств обучения. Современное обучение предполага­
ет широкое использование технических средств обучения. Однако се­
годня они достаточно многочисленны и многообразны. Для того, что­
бы они повышали эффективность обучения, необходимо их применять
в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кро­
ме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать
возможностей обучающихся.
- Моделирование (воссоздание) деятельности обучаемого и обучае­
мых применительно к требованиям современных условий жизни и дея­
тельности. Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в
школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особеннос­
тям развития современного общества. Поэтому вся их учеба должна на­
сыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться
й обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться тру­
довой деятельностью, в ходе которой они могли применять полученные
знания, умения и навыки на практике.


300
12.3.Специфические закономерности обучения




301
Комментарии

Принципы обучения - это основополагающие положения, которые
определяют систему требований к содержанию, организации и методике
обучения.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обуче­
нии предполагает: осознание обучаемыми ответственности за цели и
задачи занятия, его практическое значение; стимулирует познаватель­
ную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов,
технических и других средств наглядности, современных методик и осо­
бенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы, твор­
чества в процессе изучения учебного материала и применения его на
практике.
Принцип наглядности обучения ориентирует на то, что наглядность
должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное
содержание, быть понятной и доступной, отвечать соответствовать тре­
бованиям педагогической психологии, применяться творчески и мето­
дически правильно.
Принцип систематичности, последовательности и комплексности в
обучении требует: давать стройную систему знаний учебной дисципли­
ны; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систе­
матический и действенный контроль за организацией и результатами
процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных заня­
тий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного
материала.
Принцип обучения на высоком уровне трудностей ориентирует на:
постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых;
посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; изу­
чение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложно­

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>