<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

му, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; до­
ходчивое раскрытие сложных положений, не допуская излишней дета­
лизации, сообщения избыточной информации; воспитание у обучаемых
сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учеб­
ной деятельности.
Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями тре­
бует: разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их
практической деятельности; выработки установки на прочное и дли­
тельное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основ­
ных положений; систематически организованного повторения ранее
изученного учебного материала; применения изученного учебного ма­
териала в практической деятельности обучаемых; стимулирования са­
мостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам
и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за
усвоением изучаемого материала.


302
12.4. Принципы обучения




Принцип группового и индивидуального подхода в обучении пред­
полагает: обучение детей согласованным слаженным совместным дей­
ствиям; формирование в группе обучения положительного психологи­
ческого климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положи­
тельных традиций).

303
Комментарии

Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и
обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие
последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие
ему усвоить конкретное содержание образования.
Применяя различные методы, преподаватель сообщает обучаемым
материал для познавательной деятельности и руководит ею.
Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной поз­
навательной деятельности педагога и детей, их активном движении к
моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний.
Методы обучения неразрывно связаны с формами и способами мыш­
ления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия
учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину,
в сущность явлений и процессов объективной действительности. Среди
них индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному
и от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сравнение и сопос­
тавление, дифференциация и интеграция.
Методы обучения имеют общественную природу. Объективной ос­
новой для их научного обоснования и описания являются формы поз­
нания людьми реальной действительности, а также способы обмена
информацией, их общение в процессе познавательной деятельности.
Взрослые люди, побуждаемые стремлением к истине и удовлетворе­
нию потребностей общественного бытия, приобретают необходимую
им информацию путем обыденного, эмпирического познания объектив­
ной реальности и с помощью теоретических экспериментальных, науч­
ных, специально разработанных методов. Особенное в педагогических
методах обучения состоит в том, что они синтезируют, включают в себя
в обобщенном виде все способы познания взрослых людей.
Такие их естественные методы, как наблюдение, жизненно значи­
мым результатом которого являются приметы, пословицы, поговорки,
на которых зиждется народная мудрость, повседневный непосредствен­
ный опыт, метод проб и ошибок, интуитивное предсказание, позволяю­
щее прогнозировать развитие событий, - все они подсказывают направ­
ления в создании методов научного познания.
Вместе с тем методы обыденного эмпирического познания действи­
тельности близки детям. В своем непосредственном восприятии жизни
ребята пользуются ими для удовлетворения потребностей и познава­
тельных интересов. Школьники разных возрастов с увлечением наблю­
дают за явлениями природы, в опыте проверяют истинность своих на­
блюдений, учатся на собственных ошибках, приходят к обобщениям и
выводам, перерастающим в убеждения, пытаются предугадывать ход
событий в личной жизни.
Необходимость приобретения жизненного опыта делает детей по


304
12.5. Основные методы обучения


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ




природе исследователями, естественно подводит их к активному позна­
вательному взаимодействию между собой и со взрослыми.
В результате сформировалась система способов обучающего взаи­
модействия педагогов и детей, собственно педагогических методов обу­
чения.

305
Комментарии

Устное изложение учебного материала -метод обучения, предполага­
ющий монологическое одностороннее воздействие на учащихся.
Рассказ- вид устного изложения учебного материала педагогом или
учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на
конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мо­
билизует слуховое восприятие, представления и воображение школьни­
ка. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов,
но и обучение их умению последовательно излагать материал
Эффективность рассказа как метода изложения материала предпол­
агает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Раз­
вивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние актив­
ности психические процессы представления, памяти, мышления, вооб­
ражения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использо­
ван в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблю­
дается в обучении младших школьников.
Объяснение учителя или учащихся - вид устного изложения матери­
ала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или яв­
ления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими со­
бытиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью
логических приемов, убедительной аргументации и доказательств на­
учной сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происхо­
дит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому
мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые пол­
ожения.
Результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании
учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Вос­
питательное значение метода заключается в развитии у ребят стремле­
ния докопаться до истины, выявлять в изучаемом материале главное и
отделить его от несущественного, второстепенного Объяснение как ме­
тод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных
групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с услож­
нением учебного материала и возрастающими интеллектуальными воз­
можностями необходимость в объяснении становится все более настоя­
тельной.
Инструктирование- вид устного изложения материала, предполага­
ющий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, исполь­
зуемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оно
используется тогда, когда преподавателю необходимо направить учеб­
ную деятельность школьников в определенное русло.
Лекция- вид устного изложения учебного материала и обучающего
взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использова-

306
12.6. Особенности устного изложения
учебного материала




ние в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспо­
могательный диалога, обеспечивающего диагностику получаемой пре­
подавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения
материала слушателями.
Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся,
будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой
дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.

307
Комментарии

Обсуждение изучаемого материала - метод обучения, предполагаю­
щий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг
на друга.
Беседа педагога с детьми - важный вид обсуждения учебного мате­
риала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эмпи­
рических знаний, необходимых и достаточных для компетентного учас­
тия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к исти­
не.
Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным,
ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учите­
лем А может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и актив­
ным, вовлекающим их в творческий процесс.
Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать
знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познаватель­
ной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в
разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и
обобщений.
Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов,
гибкости в их уточнении и развитии. С помощью диалога в ней осу­
ществляется и проблемное обучение, т.е. постановка задачи, уточнение
понимания ее сути, и обсуждение различных вопросов, важных для по­
нимания проблемы, и подведение учащихся к самостоятельным выво­
дам.
Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном ус­
воении знаний школьниками, в активизации их жизненного опыта. Раз­
вивающий эффект беседы проявляется в формировании у ребят умения
четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные
вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитатель­
ное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в ребенке самос­
тоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах.
Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не
имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и
глубине обсуждения проблем.
Классно-групповое занятие - вид обсуждения изучаемого материа­
ла, осуществляемого в составе группы, когда все учащиеся принимают
в нем непосредственное участие. Примером может служить, в частнос­
ти, дискуссия.
Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала являет­
ся семинар. В период подготовки семинарского занятия преподаватели
проводят консультации. Цель их состоит в том, чтобы лучше организо­
вать самостоятельную работу учеников, поэтому особое внимание об­
ращается на определение литературы, необходимой для изучения, вы­
деление основных проблем, в которых надо глубоко разобраться, выяв­
ление степени подготовленности школьников и их возможностей.


308
12.7. Характеристика метода обсуждения
изучаемого материала




Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступи­
тельную, основную и заключительную части занятия, а также дополни­
тельные вопросы, средства наглядности, практические задания учени­
кам. Наиболее сложная задача преподавателя - организовать на семи­
наре творческое обсуждение проблемы.

309
Комментарии

Демонстрация - метод обучения, строящийся на основе показа обуча­
ющимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений при­
роды, научных и производственных процессов, действия приборов и аппа­
ратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с
ними различных проблем.

Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различ­
ных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучае­
мого предмета или явления, сформировать конкретные представления
о его сути и содержании.
Демонстрация как метод обучения обеспечивает эффективное вос­
приятие и осмысление учащимися сложных явлений действительности в
их динамике, во времени и в пространстве. С ее помощью расширяется
кругозор ребенка, психологически облегчается процесс усвоения зна­
ний, создается чувственно эмпирическая основа познания при изучении
всех предметов учебного плана. Обеспечение основательного, глубоко­
го первичного восприятия учебного материала достигается демонстра­
цией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных эк­
спериментов, реальных процессов в природе и обществе.
Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей
знаниями в их образно-понятийной целостности н эмоциональной ок­
рашенности. Развивающее значение демонстрации заключается в рас­
ширении общего кругозора, в активизации всех психических процессов
школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету позна­
ния.
Воспитательный эффект демонстрации - в огромном эмоциональ­
ном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоение сути
изучаемого материала.
Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она
включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися
по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать про­
цесс усвоения знаний школьниками

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определен­
ных действий и поведения; показ чего-то с помощью специально подго­
товленных учеников; демонстрацию изобразительных средств нагляднос­
ти; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроиз­
ведение звукозаписи.
Каждый из этих видов демонстрации имеет специфичную методику
применения в различных формах учебной работы, но есть и общие тре­
бования для метода в целом, которые представлены на схеме.


310
12. 8. Особенности демонстрации (показа)
как метода обучения




Демонстрация предполагает подготовку учеников к восприятию
показываемого, формирование у них установки на целенаправленное
восприятие учебного материала, т.к. средства наглядности часто однов­
ременно несут в себе огромный объем информации.

311
Комментарии

Упражнение -метод обучения, предполагающий многократное, созна­
тельное повторение умственных и практических действий с целью фор­
мирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и уме­
ний.
Функция метода упражнения заключается в том чтобы трансфор­
мировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у
него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей
и творческой активности в различных условиях. Диагностическое зна­
чение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание
ребенком приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения
прочными умениями и навыками.
Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого деть­
ми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие уме­
ния читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­
довые операции.
Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение
теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учи­
теля. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поопера­
ционное воспроизведение действий, необходимых для образования на­
выков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повы­
шением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально лич­
ностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхо­
да к делу, после чего ребенок включается в целостное исполнение уп­
ражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся об­
суждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вно­
сят поправки.
Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении сис­
темой приемов, способов практического действия в интеллектуальной
и физкультурной сферах. Развивающий эффект этого метода выража­
ется в расширении возможностей творческого самовыражения детской
личности и формировании ее разнообразных способностей.
Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащих­
ся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.
Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет ди­
агностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания
учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых
умений и навыков, возможность их творческого применения.
Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемых пред­
метов могут проводиться физические, специальные, комплексные уп­
ражнения. В зависимости от характера и степени влияния на формиро­
вание навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или

312
12.9. Специфика метода упражнения в обучении




вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов),
основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие
уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие
этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и инди­
видуальными.

313
Комментарии

Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий
индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении получен­
ных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.
Работа с печатными источниками обычно охватывает большое
количество времени школьников. Методика работы над учебником
сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся.
Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакоми­
тельное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром тем­
пе с целью получить общее представление о их содержании; выделение
материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и
требующего особо внимательного изучения. Во-вторых, повторное, срав­
нительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части,
выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем,
таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа работы осуществляется
анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и
выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или
его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, что­
бы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяс­
нить и закрепить в памяти.
Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может вос­
произвести основные ее положения и найти им практическое примене­
ние.
Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной
работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей
багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности,
ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их
деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее резуль­
таты.
Педагогическая функция поисковых заданий и проектов - в инди­
видуализации обучения, расширении объема знаний в условиях диффе­
ренциации и профильного обучения по продвинутым программам. Та­
кие задания вводят школьников в проблемы рационализации труда,
исследовательских творческих методов познания. Они применяются в
процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисцип­
линам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составля­
ют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью
животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной
литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому ос­
мыслению исторических событий или литературно-критическим ис­
точникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин,
внося предложения по совершенствованию технологических процессов.


314
12.10. Своеобразие самостоятельной работы
в процессе обучения




Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в при­
ращении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор
школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навы­
ками.
Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле- (ра­
дио) передачтакже весьма эффективны, если учитель организует и кон­
тролирует этот процесс.

315
Комментарии

Формы обучения - целенаправленная, четко организованная, содержа­
тельно насыщенная и методически оснащенная система познавательного
и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и уча­
щихся.
Форма обучения реализуется как единство целенаправленной орга­
низации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые
формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и
другие) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют
формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкрет­
ных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.
Система внеплановых форм обучения (бртащю-лаборачоркыс занятия,
консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвину­
тым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать
знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы
обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнива­
ния, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализа­
цию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания
отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>