<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих
учебную программу школьников.
Функции форм обучения сложны и многообразны. Обучающе-обра-
зовательная функция позволяет создать наилучшие условия для переда­
чи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения,
развития дарований, практических способностей, активного участия в
производстве и общественной жизни. Воспитательная функция способ­
ствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организа­
ционная функция требует от учителя четкой организационно-методи­
ческой подачи материала. Психологическая функция форм обучения
состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности,
привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учеб­
ных занятий в совокупности с активными методами обучения выполня­
ет развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм обуче­
ния порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой
деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психи­
ческих процессов ученика.
Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную
и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-диф-
ференцирующую функцию, реализация которой позволяет детям обме­
ниваться информацией в практических делах, учиться взаимопонима­
нию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующая функ­
ции состоят в том, что организация обучения требуют разбивки всего

316
12.11. Формы обучения




учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По
отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплек-
сирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая фун­
кция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответ­
ствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и
организма.

317
Комментарии

Проверка знаний, навыков и умений является составной частью про­
цесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного кон­
троля за ходом их формирования, функционирования и совершенствова­
ния.
Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь
в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами
обучения (см. 12.4.) и обусловленными ими более конкретными требова­
ниями к проверке:
- систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное
осуществление;
- всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как
за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и все­
ми знаниями, навыками и умениями;
- объективности, требующей качественного контроля за формиру­
ющимися знаниями, навыками и умениями;

щих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных
школьников, но и всего их коллектива;
- познавательности, предполагающей важность и необходимость
проверки как показателя эффективности процесса формирования зна­
ний, навыков и умений;
- дифферениированности, ориентирующей, во-первых, на исполь­
зование конкретных методов проверки для повышения качества фор­
мирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на
их комплексное применение в интересах совершенствования всего про­
цесса обучения.
- выявдеыиялодизны, требующей совершенствования форм и мето­
дов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффектив­
ности самой проверки.
Проверка может быть:
-хекущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего про­
цесса обучения;
- контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить сте­
пень сформированное™ знаний, навыков и умений;
- итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов
обучения по конкретному периоду всего процесса обучения;
- инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих
органов образования.
В качестве методов проверки обычно используются:
- устный опрос, представляющий собой устную беседу преподава­
теля с обучающимися;

318
12.12. Проверка знаний, навыков и умений




- текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за
ходом и результатами процесса обучения;
- письменная проверка, осуществляемая в форме письменного оп­
роса;
- практическая проверка, когда знания, навыки и умение оценива­
ются в ходе практической деятельности.

319
i


Комментарии

Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навы­
ков и умений в соответствии с требованиями программ обучения и руко­
водящих документов образования.
Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учи­
тель) все время оценивает их.
При этом оценка может быть выражена в следующих формах:
- форме эмоционального отношения;
- в форме оценочного суждения (словесного поощрения или пори­
цания);
- в форме отметки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно",
"неудовлетворительно"), которая фиксируется в документах.
Педагогические критерии по инпивидуальной оценке знаний:
"ОТЛИЧНО" - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил
учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчер­
пывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении прак­
тических работ - если задание выполнено правильно и в установленное
нормативом время (при отсутствии нормативов - уверенно и быстро).
"Хорошо" - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает матери­
ал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по
проблеме, а при выполнении практических работ - если задание выпол­
нено правильно.
" Удовлетворительно" - ставится при условии, если обучаемый зна­
ет лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на
заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выпол­
нении практически работ - если задание выполнено, но допускались
ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например,
несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, на­
рушение последовательности выполнения определенных операций с пос­
ледующей переделкой и т.д.).
"Неудовлетворительно" - ставится в том случае, когда обучаемый
не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные во­
просы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практичес­
ких работ - если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие
на качество выполненной работы.



"Чем более размышляете, читая, тем яснее ви­
дите, что знаете еще очень мало".
Ф. Вольтер



320
12.13. Подход к оценке знаний,
навыков и умений




11 Зак. 2491 321
Комментарии

Методическая система обучения - это упорядоченная совокупность
взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств плани­
рования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного про­
цесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.

Характерные черты современной метгшической системы обучения:

- научно обоснованное планирование процесса обучения;
- единство и взаимопроникновение теоретической и практической
подготовки школьников;
- высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного
материала;
- максимальная активность и достаточная самостоятельность обу­
чения;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников;
- насыщенность учебного процесса техническими средствами обу­
чения;
- комплексирование различных предметов обучения.
Цели обучения - определяются преподавателями по каждому учеб­
ному предмету и учебному занятию.
Содержание обучения- определяется программами обучения по каж­
дому учебному предмету и корректируется учителями в зависимости от
целей учебных занятий.
Планирование учебного процесса - сложная совокупность действий
органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку
занятий школьников по предметам, времени и месту проведения.
Контроль, анализ и корректировка учебного процесса - деятельность
представителей органов образования и учителей по управлению, регу­
лированию и повышению эффективности учебных занятий.


"Как никто не может дать другому того, что не
имеет сам, так и не может развить, образовы­
вать и воспитывать других тот, кто не является
сам развитым, воспитанным и образованным. Он
лишь до тех пор способен на самом деле воспи­
тывать, пока сам работает над собственным вос­
питанием".
А. Дистерверг



322
12.14. Методическая система обучения




323
Комментарии

Принципы организации учебного процесса - это основополагающие
положения, определяющие закономерности развития учебного коллекти­
ва и процессов управления учебной деятельности учителя и учеников, осо­
бенности педагогического взаимодействия между ними.

Они являются результатом правильности соблюдения принципов
обучения, эффективности применения методов и форм обучения.

Принцип самоорганизации определяет закономерности формирова­
ния и совершенствования организации учебной деятельности и учебно­
го коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих
свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от
самих учителей и учеников.

Принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебно­
го процесса, непрерывное совершенствование его от начально органи­
зационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодей­
ствия между учителем и учениками.

Принцип самодеятельности ориентирует учителя и учеников на про­
явление инициативы и творчества как в организации педагогического
процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навы­
ков и умений, достижении максимального понимания, единства и спло­
ченности в совместном дидактическом взаимодействии.



"Повсюду ценность школы равняется ценности
ее учителя".
А. Дистерверг



Принцип ролевого участия требует от учителя и учеников выполне­
ния определенных функций, возложенных на них государством, общес­
твом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль орга­
низатора и руководителя деятельности учеников, ответственного за
эффективность их развития и продуктивность овладения ими знания­
ми, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли,
которые диктуют им необходимость довериться учителю, опереться на
его опыт и педагогическое мастерство.


324
12.15. Принципы организации учебного процесса




Учитель Ученики




Принцип ответственности требует от всех участников учебного про­
цесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и
постоянного контроля за своими действиями, поступками, результата­
ми деятельности, но и отчетности за даваемые или получаемые знания,
формируемые навыки и умения.

325
Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и учени­
ки функционируют как хорошо отлаженный, во всех случаях эффектив­
ный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, го­
товы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявля­
ют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставлен­
ных учебных целей.

Принцип психологического обеспечения означает, что учебная дея­
тельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого со­
зданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и вы­
сокий морально-нравственный климат, способствующие совместной
деятельности и качественному формированию знаний, навыков и уме­
ний.
Все перечисленные принципы организации учебного процесса до­
полняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают га­
рантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.
Глава тринадцатая

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
ВОСПИТАНИЯ
"Воспитание - великое дело: им реша­
ется участь человека ".
В. Г. Белинский


Воспитание как общественное явление - сложный и противо­
речивый социально-исторический процесс вхождения, включения под­
растающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-про­
изводственную деятельность, творчество, духовность; становление их
людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производи­
тельных сил общества, созидателями собственного счастья.
Воспитание возникло из практической потребности приспо­
собления, приобщения молодых людей к условиям общественной
жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из
жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспе­
чивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к
труду старших.
Воспитание - категория вечная и необходимая. Появляется оно
вместе с возникновением человеческого общества и существуетпока
живет само общество. Воспитание необходимо потому, что является
одним из важнейших средств обеспечения существования и преем­
ственности общества, подготовки его производительных сил и раз­
вития человека.
Воспитание на каждом этапе общественно-исторического разви­
тия по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-
исторический характер. Оно обусловлено характером и реализацией
жизни общества и потому отражает общественные противоречия сво­
его времени.
Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет ос­
воения ими основных элементов социального опыта, в процессе и
результате вовлечения их старшим поколением в общественные от­
ношения, систему общения и общественно-необходимую деятель­
ность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и
взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети,
всегда являются воспитательными или воспитывающими, независи­
мо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми.

327
Комментарии
Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей
высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологи­
ческих и физических качеств, привычек поведения и действий в соответ­
ствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими тре­
бованиями.
Воспитание в локальном значения - это решение какой либо кон­
кретной воспитательной задачи.
Воспитание в узком смысле - целенаправленная воспитательная де­
ятельность, призванная формировать у детей систему определенных со­
циально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Воспитание в широком смысле - целенаправленное создание усло­
вий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего раз­
вития человека.
Формирование отношений личности к миру и к самой себе предпол­
агает такое воспитание человека, при котором он четко представляет
себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и
другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллек­
туально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-
поведенческие особенности, занимает положенное ему место в общест­
ве.
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это вос­
питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои
нравственные и психологические качества, способного решать любые
проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающие на
его пути.
Воспитание социально-компетентной личности- это воспитание че­
ловека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающе­
го свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умею­
щего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотноше­
ния, предотвращать проявления напряженности и непонимания в об­
ществе.
Приобщение человека к культуре - это воспитание его эстетически и
духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности.
Воспитание гражданской личности - это формирование у человека
высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, разви­
тие его как настоящего патриота своего народа и своей страны, пре­
вращение его в борца с социальной несправедливостью и неравенст­
вом.
Воспитание автономно развитой личности предполагает формиро­
вание у человека способностей к позитивному самоизменению и само­
совершенствованию в окружающей действительности.
Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, са­
мореализации, самоутверждении- это такое воспитание человека, кото-


328
13.1. Цели воспитания




рое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходи­
мости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и со­
циально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останав­
ливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего са­
моразвития.

329
Комментарии

Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет
относительную самостоятельность и специфические особенности по за­
дачам, принципам, формам и методам.
Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осу­
ществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитате­
лей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором
и руководителем процесса воспитания.

Функции воспитания, побуждения к самовоспитанию, профилак­
тическая; формирующе-развивающая; мобилизации на выполнение кон­
кретных задач; перевоспитания.

Содержание воспитания - совокупность действий и взаимовлияний
учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями,
задачами и мотивами.

Воздействие воспитателя - это совокупность приложенных им уси­
лий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Личность воспитанника - это объект воспитательного воздействия,
который претерпевает определенные изменения в результате воспита­
тельных воздействий воспитателя.

Отношение воспитанника к воздействию воспитателя- это его реак­

<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>