<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ции на воспитательные воздействия.

Качества, формируемые уличности '- это знания, убеждения, умения
и другие особенности личности, которые являются результатом воспи­
тания.

Мотивы- побудительные силы личности, сформированные в резуль­
тате воспитания.

Поведение - особенности действий и поступков, совершаемых лич­
ностью в ходе и в результате воспитания.



"Воспитание является искусством, а не ремес­
лом - в этом корень учительского дела".
Л.Н. Толстой



330
13.2. Модель процесса воспитания




331
Комментарии

Конфессиональное (религиозное) воспитание - это воспитание детей
в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религи­
озным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и про­
поведях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали
и заповедей, церковных праздников.
Авторитарное воспитание - это воспитание людей в духе предан­
ности одному лицу, осуществляющему управление государством, бес­
прекословного исполнения его воли и наставлений.
Демократическое воспитание - это воспитание в духе демократии,
равенства людей перед законами государства.
Идейно-политическое воспитание- это формирование идейных убеж­
дений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффек- >
тивно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.
Нравственное воспитание- это формирование нравственно цельной
личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нрав­
ственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирова­
ния творчески активной личности, способной воспринимать, чувство­
вать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в
жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".
Экономическое воспитание- это организованная педагогическая де­
ятельность, специально продуманная система работы, направленная на
формирование экономического сознания учащихся.
Гражданское воспитание- это формирование молодого человека как
гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обес­
печение морально-политического единства и дружбы народов нашей
страны, осознающего перспективы сильной политики своего государ­
ства.
Интернациональное воспитание- целенаправленная деятельность по
формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенст­
ва и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к
проявлению национальной ограниченности и чванства.
Патриотическое воспитание - это процесс формирования полити­
чески сознательного молодого человека, любящего свою Родину, зем­
лю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями
своего народа.
Правовое воспитание - это деятельность по формированию у под­
растающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, ак­
тивного и сознательного соблюдения им норм нравственности и мора­
л и , высокой гражданской ответственности и активности, развития у него
правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.
Экологическое воспитание - это формирование у детей экологичес-


332
13.3.Виды воспитания




кого сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и го­
товности к активной природоохранительной деятельности, помогаю­
щего понимать окружающую действительность как среду обитания и
как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней
отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать
отрицательные последствия промышленного освоения природных бо­
гатств.

333
Комментарии

Воспитание детерминируется социально-экономическими и полити­
ческими условиями развития общества, потребностями жизни идеятель-
ности людей, достижениями современного научно-технического прогрес­
са, все более возрастающими требованиями к качествам личности вос­
питанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспита­
ния все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде
всего максимально аффективного использования достижений других
наук, которые позволяют повышать эффективность самого воспитания.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах раз­
вития окружающей действительности и общества позволяет учитывать
в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и
правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств
человека.
Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием полити­
ческих явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает воз­
можность принимать во внимание в процессе воспитания молодого по­
коления психологические механизмы формирования их политической
сознательности, специфику развития их социальной и политической
активности.
Этмологиятюзволяет правильно учитывать в воспитании националь­
ные особенности людей, которые всегда являются представителями оп­
ределенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой
специфический национальный опыт и традиции воспитания.
Физиология человека позволяет правильно понять и использовать
особенности строения тела и закономерности работы нервной системы
человека в интересах воспитания, показывать их роль, значение в его
процессе.
Экономические науки, изучая закономерности развития производ­
ственных отношений, дают возможность правильно представлять и учи­
тывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание
людей.
Исторические науки показывают историческое своеобразие форми­
рования человека и общества, а также проблем воспитания в различ­
ных исторических условиях.
Психология дает возможность учитывать в процессе воспитания
психологические закономерности и принципы воздействия на сознание
человека.




334
13.4. Связь теории воспитания
с другими науками




335
Комментарии

Влияние в воспитании -форма осуществления функций педагога, дея­
тельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия,
приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности вос­
питанника, его поведения и сознания.


"При общении вы прежде всего ищете в челове­
ке душу, его внутренний мир".
К.С. Станиславский



Индивидуально-специфическое влияние воспитателя (учителя) заклю­
чается в передаче детям еще не освоенных ими образцов личностной
активности, в которых выражаются его индивидуально-психологичес­
кие характеристики (доброта, общительность и т.д.)

Функционально-ролевое ялгданиге воспитателя (учителя) - форма осу­
ществления его функций и взаимодействия с учениками, связанных с
задаваемыми его ролью способами возможного поведения, в результа­
те чего дети учатся у учителя социальным ценностям и поступкам.

Направленное воздействие- это воздействие учителя, ориентирован­
ное на определенных детей или конкретные их личностные качества,
поступки.

Ненаправленное воздействие - воздействие, не нацеленное на опре­
деленный объект.

Прямое воздействие - это непосредственное проявление педагогом
своей позиции и связанных с ней требований к ученику.

Косвенное воздействие - воздействие, направленное не непосред­
ственно на объект влияния, а на окружающую его среду.



"Нет столь дурного человека, которого бы хоро­
шее воспитание не сделало лучшим".
В.Г. Белинский



336
13.5. Виды влияния в воспитании




337
Комментарии

Убеждение - это логически аргументированное воздействие учителя
на рациональную сферу сознания учеников в процессе воспитания.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взгля­
дов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы пос­
ледний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей дея­
тельности и поведении.
Важной особенностью убеждения является то, что степень убежда­
ющего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтере­
сованности в этом ученика, на которого направлено данное воздейст­
вие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том слу­
чае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию,
взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов -
своему жизненному опыту, и при достаточном или очевидном их соот­
ветствии согласиться с ними.


Внушение - это механизм воздействия воспитателя на сознание уче­
ника, связанный со снижением сознательности и критичности при вос­
приятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенап­
равленного активного его понимания.

Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что вну­
шается, чем, в частности, внушение отличается от убеждения. В процес­
се восприятия внушения деятельность мышления ослабляется и работа­
ет только на восприятие и запоминание.
Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения явля­
ется его направленность не на логику и разум воспитанника, не на его
способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распо­
ряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому внушение не
нуждается в системе логических взаимосвязанных доказательств и глу­
боком осознании смысла сообщаемой информации..


Заражение - это общественно-психологический механизм воспитания,
выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особен­
но в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в усло­
виях непосредственного контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического наст­
роя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего


338
13.6. Механизмы воздействия в воспитании




воздействия воспитателя на школьников определяется не только силой
его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного кон­
такта между общающимися.


Подражание - способ усвоения традиций общества, механизм созна­
тельного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учите­
ля, в частности, его движений, манер, действий, поведения и т.д..

Оно направлено на воспроизведение воспитанниками определенных
внешних черт и образцов поведения воспитателя.

339
Комментарии

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании пред­
полагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психо­
логических особенностей воспитанников; определение конкретным вос­
питанникам задач в соответствии с их личностными характеристика­
ми; постоянный анализ итогов воспитательной работы; своевременно
внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каж­
дого конкретного ученика.

Принцип воспитания в группе и через коллектив требует: опреде­
лять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия
всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив,
подчинение личных интересов общим; обеспечивать единство и спло­
ченность актива класса; поддерживать все перспективное, распростра­
нять его на всю группу и закреплять в виде традиций; умело поддержи­
вать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности ориентирует на: поощрение ра­
зумной инициативы и активности учеников; чередование их деятель­
ности с культурным, содержательным отдыхом; требовательное отно­
шение к недостаткам деятельности воспитанников.

Принцип воспитания сочетание высокой требовательности к воспи­
танникам с уважением их личного достоинства и заботой о них предпол­
агает: принципиальное и последовательное предъявление к школьни­
кам требований, отражающих интересы общества и деятельности; до­
биваться осознания ими необходимости выполнения требований общес­
тва; не допускать в работе с детьми элементов формализма, попусти­
тельства и мелочной опеки; проявлять уважение к каждому из них, за­
боту об удовлетворении их запросов.

Опора на положительное в личности и группе ориентирует на: изу­
чение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-
психологических качеств воспитанников; подход к ним с оптимизмом и
глубокой верой в силу воспитания; умелое использование силы положи­
тельного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправлен­
ному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение в та­
кие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей
стороны и вызовут уверенность в своих силах и возможностях.

Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании
требует: наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспи-

340
13.7. Принципы воспитания




тания; достижения единства стиля в работе и одинаковой требователь­
ности всех воспитателей ко всем школьникам; совместных усилий об­
щественности в воспитании; использования учителями достижений на­
уки; согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным
ученикам; обобщения опыта по достижению согласованности и преем­
ственности в воспитании.

341



1
Комментарии

Методы воспитания - научно обоснованные способы педагогически
целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганиза­
ции их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и
поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.
Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целе­
сообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов. Наряду с педагоги­
ческим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содейст­
вие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непро­
тивление авторитетам, и отчуждение от них.
Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни и пре­
жде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добивать­
ся позитивного результата в воспитании, нужны не только методы пря­
мого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного
влияния на сознание и привычное поведение детей путем целенаправ­
ленного и духовного насыщения всех областей их жизни.
Методы воспитательно эффективны, когда педагогом учитывается
содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолева­
ют в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитатель­
ным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению духовных
ценностей.
Действенность методов и приемов воспитания обусловлена посто­
янной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реаги­
рует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве
проявления его сознания, воли, ценностных ориентации, потребностей,
интересов, чувств.
Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется
рядом признаков. Во-первых, каждый отдельный метод есть особым об­
разом организованная педагогическая деятельность, направленная на
решение специфических задач.
Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и при­
родными свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств,
воли, привычек, потребностей, интересов и т.д.).
В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функ­
ция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими ре­
шать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии
с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили
данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воз­
действия.
В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на
формирование личности в целом, играет доминирующую роль в пре­
имущественном развитии, изменении, устранении лишь определенных


342
13.8. Методы воспитания




качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является уни­
версальным и не решает всех задач.
Воспитание обеспечивается совокупностью применения методов:
убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принужде­
ния.

343
Комментарии

Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий со­
бой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.
Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников
- формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политичес­
ких качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждения
приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего об­
щества.
Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам мо­
лодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их са­
мостоятельное осмысливание и превращение и мотивы поведения. Поэ­
тому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане.
Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая
уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои
убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными,
сомнительными взглядами.
Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объ­
ективную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопро­
сам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фак­
тора в совершенствовании нашего общества. Одним из условий такой
работы является правдивость, искренность воспитателя.
Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением, требу­
ет доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в
сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это
лучше всего достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения
проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совмес­
тными усилиями устанавливают истину.
Большой силой убедительности, доказательности обладают фак­
ты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно под­
анной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогическо­
го средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональ­
ным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и под­
ать факты. Их можно приводить и произвольно, но на основе этого

<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>