<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обычно делаются совершенно неправильные, необъективные выводы.
Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет прак­
тика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой, "про­
поведь действием" особенно нужны тогда, когда требуется доказать
необходимость воплощения идей в практику, побудить школьников к
овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих услови­
ях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой,
практический пример.
Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осущес-

344
13.9. Характеристика метода убеждения в воспитании




твляться или путем личного показа, или посредством организации со­
вместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убежде­
ния опытом, практической деятельностью происходит слияние личного
опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, яв­
ляющейся критерием истины.

345
Комментарии

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую
систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельнос­
ти, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного пове­
дения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуаль­
ные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки,
обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, сло­
вом и делом.
Упражнение в воспитании - это не механическая тренировка. Оно
осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при
решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотрен­
ных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе. А. С.
Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно "создать
такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать
и благодаря которым выходит хороший человек".
Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в
систематическую, специально организованную общественно полезную
деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений
культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания,
усидчивости в учебе и труде.
Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющи­
еся действия, приемы, способы или как система отрегулированного по­
ведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычно­
му нравственное сознанию, действиям и поступкам. Упражнения упо­
рядочивают систему деловых отношений, формируют психологию ус­
тойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, ук­
репляют положительные черты характера и волю. Формальная отра­
ботка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без
соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной
морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Во­
влечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их вос­
питанности, умения включаться в процесс самовоспитания.
Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школь­
ников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстанов­
ке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные ре­
шения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей.
Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требую­
щими самостоятельности, напряженной мыслительной и физической
работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навя­
зывая им свои решения.
Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение
теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учи-

346
13.10. Характеристика метода упражнения в воспитании




теля. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поопера­
ционное воспроизведение действий, необходимых для формирования
определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением
уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного
творчества.

347
Комментарии

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное
воздействие на сознание и поведение школьников системой положитель­
ных примеров, призванных служить им образцом для подражания, осно­
вой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и
средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной
ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятель­
ности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное
содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный
пример - понятие конкретно историческое. Позитивный пример в на­
шем понимании - это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь
человека), качества людей, приемы и способы достижения целей дея­
тельности, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном
отношении особенно ценны то положительные примеры, которые бога­
ты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личнос­
ти (коллектива) и могут служить достойным образцом для подража­
ния.
Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ре­
бенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца.
Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, геро­
ем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и об­
разу жизни.
Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подра­
жанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как меха­
нического, слепого копирования внешних сторон в поведении других
людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как
принижение их самостоятельности.
Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вы­
зывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной
жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивает­
ся на нравственно и эстетически привлекательных образах, их мораль­
ное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью.
Отношение школьников к «примеру» выявляет степень развития у них
стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении
сомнительными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно
разделить на две большие группы: 1) примеры непосредственного влия­
ния и 2) примеры опосредованного влияния.
К первой группе обычно относят ЛИЧНЫЙ пример воспитателей, при-

348
13.11. Характеристика метода примера в воспитании




мер товарищей, положительный пример людей, с которыми дети нахо­
дятся в постоянном контакте.
Ко второй -примерыжизни идеятельности выдающихсялюдей; при­
меры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из
литературы и искусства.

349
Комментарии

Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побужде­
ния ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.
Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов
ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и мате­
риальных потребностей.
Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной,
бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения
эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.
Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает опти­
мистические настроения и здоровый социально-психологический кли­
мат, развивает внутренние творческие силы ребят, их позитивную жиз­
ненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпи­
тывает чрезмерное честолюбие некоторых школьников, их стремление
добиться успеха только ради награды и любыми средствами.
Система поощрения, по мере Нравственного созревания учащихся,
развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущес­
твенно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию
относительно состояния самолюбия и честолюбия детей, их отношения
к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и на­
правленности личности.
От учителя во многом зависит действенность поощрения школьни­
ков. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуж­
дает те или иные поступки, действия.
Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего клас­
са, похвала, призыв следовать примеру лучших - все это различные при­
емы поощрения, которыми пользуется учитель. Все они требует от вос­
питателя наличия умений владеть методикой поощрения, активно
применять ее в своей деятельности.
Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, то
есть объявляется за реально достигнутый значительный результат пре­
жде всего в учебе, если оно направлено на повышение качества послед­
ней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь
внимание остальных детей к деятельности отличившегося, вызвать у
них желание следовать хорошему примеру.
Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспита­
тельную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться по­
вышением требований к школьникам, постановкой перед ними более
сложных задач.


"Решающую роль в работе играет не всегда ма­
териал, но всегда мастер".
М. Горький



350
13.12. Характеристика метода поощрения
в воспитании




351
Комментарии

Принуждение - это применение таких мер к воспитанникам, кото­
рые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осоз­
навать вину и исправлять свое поведение.
Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда
оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разум­
но пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.
Прежде всего надо убедить, а потом принудить. Категорические тре­
бования, которые учитель предъявляет к ученикам в случае их непони­
мания должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он
обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучае­
мым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнитель­
ность рождают безответственность. Однако во всяком факте послабле­
ний преподаватель обязан разобраться.
Отрицательно воспринимают ученики необоснованные угрозы при­
менить репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы
по поводу их недостаточного рвения в учебе. Учитель прежде всего сам
должен найти средства личного воздействия на тех, кто проявляет не­
добросовестность: усилить контроль за обучением, установить срок ис­
полнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии других
школьников, организовать осуждение провинившегося в коллективе.
Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым
строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать
перспективу исправления, вовремя отмечать успехи, старание учеников,
стремление реабилитировать себя.
Наказание представляет собой способ конфликтного торможения,
приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнрав­
ственной, противоречащей интересам коллектива н отдельной личнос­
ти деятельности.
Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического
или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на пережи­
вании вины.
Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм пове­
дения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольст­
ва, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавли­
вает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и
развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осозна­
ние недозволенности попрания интересов личности и общества.
Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических
средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе,
рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлоблении
и активного сопротивления воспитанию.


352
13.13. Характеристика метода принуждения
в воспитании




Реакция на наказание обнаруживает черты характера ребенка, осо­
бенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаи­
модействия с детьми.

353
12 Зак. 2491
Комментарии

Воспитывающее обучение - это такое обучение, при котором дости­
гается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями,
навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности и фор­
мированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к
усваиваемому учебному материалу.
И.Ф. Гербарт, основатель теории "воспитывающего обучения", под­
черкивал, что обучение является главным и основным средством вос­
питания.
Дидактический аспект воспитывающего обучения достигается об­
щностью целей развития ребенка и реализацией взаимосвязи обучаю­
щей, развивающей и воспитательной функций педагогического процес-
сая.
Развивающий аспект обучения - расширение объема усваиваемого
воспитанниками содержания учебного материала.
Организационный аспект обучения - увеличение числа и усложне­
ние характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося между
элементами содержания учебного материала.


"1. На начальном этапе образования необходимо со­
здавать у детей такие представления, которые помо­
гут им усвоить последний учебный материал.
2. Перед объяснением нового следует вызвать в умах
учеников те представления, которые важны для усво­
ения этого материала.
3. В преподавании следует широко пользоваться на­
глядностью.
4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и
излишняя легкость только вредит делу".
И.Ф. Гербарт


Воспитывающий аспект обучения - целенаправленное формирова­
ние личностного отношения ученика, к содержанию приподносимого ему
материала и к действительности в целом.
Содержание образования должно выступать в качестве педагогичес­
кой модели социального заказа школе.
Методы обучения должны являться нормативной моделью деятель­
ности обучения.
Реализация воспитательной функции обучения состоит в:
- том, что каждый учебный предмет выполняет свою специфичес­
кую функцию в формировании мировоззрения учащегося;


354
13.14. Воспитывающее обучение




- соединении учебной и других видов деятельности учащихся;
- активизации познавательной и практической деятельности уча­
щихся, усилении роли практических работ, способствующих сознатель­
ному усвоению знаний и создающих условия для их творческого приме­
нения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Овладение системообразующими понятиями и категориями об­
щей психологии и педагогики обеспечивает возможность правиль­
ного понимания многих психологических и педагогических явлений
и процессов. Однако этого недостаточно, необходимо познавать их
еще глубже.
Дальше можно идти таким же путем: усложняя обобщающие об­
разы уже изученного и усвоенного материала по психологии и педа­
гогике, наделяя его новыми связями и отношениями, выявляя и про­
дуцируя все новые закономерности. Только в этом случае человек,
интересующийся психолого-педагогическими знаниями, начинает
разбираться в сложных проявлениях психики, поступков и поведе­
ния других людей, особенностях педагогического взаимодействия с
ними, а специалист-профессионал (психолог или педагог) становит­
ся мастером в своем деле. Полученный же при этом опыт в оконча­
тельном итоге, с одной стороны, приучает аналитически, системати-
зированно мыслить, а с другой - постепенно превращаются в надеж­
ное подспорье в деятельности.
Между тем становится совершенно очевидным, что схематизация
и обобщение в систематизированном виде имеющихся знаний облег­
чает процесс овладения ими, раздвигает границы возможностей со­
хранения в памяти большего объема информации.




«


356
СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ПОНЯТИЙ
Авторитетность - способность человека иметь определенный вес сре­
ди людей, пользоваться их признанием и уважением.
Агрессивность (враждебность) - поведение человека в отношении
других людей, которое отличается стремлением причинить им неприят­
ности, вред.
Адаптация социально-психологическая - результат взаимодействия
личности и социальной среды, который приводит к оптимальному
соотношению целей и ценностей личности и группы.
Активность социальная - поведение социальных субъектов (общес­
тва, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее ус­
ловия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организа­
ционную структуру и психику.
Активный досуг - необходимый элемент здорового образа жизни
наряду с трудом, общественно-политической деятельностью и бытом.
Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно
приходить на помощь другим людям.
Ассоциация - соединение, связь психических явлений друг с другом.
Атрибуция - приписывание человеком причин и мотивов поведения,
личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыден­
ного, житейского анализа их действий и поступков.
Аттракция - процесс взаимного тяготения людей друг к другу, фор­
мирование привлекательности одного человека для других, механизм
формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.
Аффилиация - потребность в общении, в эмоциональных контак­
тах.
Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической
природы (заикание, боязнь неуверенность и т.п.), мешающее человека
успешно выполнять некоторые действия.
Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознава­
емых человеком.
Валидность теста - адекватность и действенность теста, важнейший
критерий его доброкачественности, характеризующий точность изме­
рения исследуемого психологического свойства или явления, а также
насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько от­
дельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.
Вербальный (словесный) - термин, применяемый в психологии для
обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирова­
ния с этим материалом.
Взаимоотношения межличностные - субъективные связи и отноше­
ния, существующие между людьми в обществе.

357
Влечение - желание или потребность что- либо сделать, побуждаю­
щее человека к соответствующим действиям.
Внутригрупповой фаворитизм-стремление каким-либо образом бла­
гоприятствовать членам собственной группы в противовес членам дру­
гой группы.
Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю,
эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в
интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных ка­
честв личности.
Восприятие человека человеком - процесс психологического позна­
ния людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Государственная политика в сфере образования - политика, в основе
которой лежит принцип приоритетности вопросов образования, недо­
пущение создания и деятельности политических организаций и религи­
озных движений в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, органах управления.
Государственное право - совокупность правовых норм, регла­
ментирующих основы государственного и общественного устройства
страны, систему и принципы формирования и деятельности органов
государственной власти и управления, избирательную систему, права и
обязанности граждан.
Государственные образовательные учреждения - учреждения, осу­
ществляющие образовательный процесс на субсидии государства.
Групповая динамика - область социально-психологических иссле­
дований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимов­
лияния людей друг на друга в малых группах.
Групповая оценка личности - социально-психологический метод,

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>