<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкрет­
ных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомы­
ми.
Групповая поляризация-социально-психологический феномен, про­
являющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискус­
сии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок
людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.
Гуманизм - мировоззрение, основанное на признании ценности че­
ловека как личности, его права на свободное развитие и проявление
своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки
общественных отношений.
Гуманистическое образование - образование, основанное на при­
нципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья че­
ловека, свободного развития личности.
Гуманитарное образование - приоритетное развитие общекуль­
турных компонентов в содержании образования, установление связей


358
между предметами через общечеловеческую составляющую школьных
дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых.
Действенная групповая эмоциональная идентификация- один из спе­
цифических социально-психологических феноменов межличностных от­
ношений, свойственных развитому коллективу.
Демократизация образования - один из основных принципов го­
сударственной политики в области образования, пронизывающий все сто­
роны школьной жизни, предполагающий: ликвидацию монополии госу­
дарства на образование и переход к общественно-государственной систе­
ме, в которой личность, общество и государство являются полноправны­
ми партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными,
региональными и местными органами управления, с максимальной пере­
дачей на места управленческих функций; муниципализация образования,
т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении
образованием через соответствующие муниципальные органы, так и не­
посредственно в деятельности образовательных учреждений.
Депрессия - состояние душевного расстройства подавленности, ха­
рактеризующееся упадком сил и снижением активности.
Дефектология - наука о психофизиологических особенностях раз­
вития детей с физическими и психическими недостатками, о проблемах
и методах их воспитания, образования и обучения.
Деятельность групповая - возникает при объединении людей для до­
стижения общих целей.
Диагностика социально-психологическая - теория и практика выяв­
ления социально-психологических характеристик групп людей.
Диспозиционная концепция - концепция, характеризующая социаль­
ное поведение личности в зависимости от состояния ее готовности к
определенному способу действий.
Диспозиция - готовность, предрасположенность субъекта к поведен­
ческому акту, действию, поступку, их последовательности.
Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятель­
ность человека вплоть до ее разрушения.
Достижения мотив - внутренне относительно устойчивое стремле­
ние человека к успехам в различных видах деятельности.
Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состоя­
ние и указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Житейское понятие - донаучное понятие, образующееся вне специ­
ального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне.
Импульсивность - особенность поведения человека, заключающая­
ся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием
внешних обстоятельств или эмоций.
Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств
человека, отличающее его от других людей.


359
Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание осо­
бенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же че­
ловеком.
Инстинкт - врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспе­
чивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеграция групповая - согласованность, упорядоченность и ста­
бильность системы внутригрушювых процессов
Интеллектуальные тесты - стандартный метод оценки способности
индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами
абстракции и ориентироваться в новой ситуации.
Интеллектуальный коэффициент - показатель уровня умственного
развития по отношению к возрасту, выводится путем деления умствен­
ного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллекту­
альное развитие) на хронологический возраст и умножения на 100.
Интенция - способность быстро находить верное решение задачи и
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть
ход событии.
Интерес - избирательное, эмоционально окрашенное отношение че­
ловека к действительности, одна из характеристик личности.
Интерференция - нарушение нормального хода одного процесса
вмешательством другого.
Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе, его
поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровож­
даемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Инфантилизм - проявление детских черт в поведении взрослого че­
ловека.
Каналы коммуникации (в группе) - понятие, относящееся к структу­
ре социальной группы, характеризует систему деловых и межличност­
ных контактов людей в процессе совместной деятельности.
Катарсис - очищение, душевное облегчение наступающее у челове­
ка после стресса.
Качества процесса обучения - свойства, признаки этого процесса,
при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответ­
ствующая общественным потребностям времени.
Класс (классы) компенсирующего обучения - классы, которые со­
здаются в общеобразовательных учреждениях для детей, испытываю­
щих затруднения в освоении общеобразовательных программ.
Климат социально-психологический - психологический настрой в
группе или коллективе.
Коммуникация - в социальной психологии передача информации,
сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний,
так и односторонний характер
Компенсация - способность человека избавляться от переживаний


360
по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над со­
бой н развития других позитивных качеств.
Комплекс неполноценности - сложное состояние человека, связан­
ное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и
навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными
переживания
Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности че­
ловека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличи­
ем противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Конформность - психологическая характеристика позиции инди­
вида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида груп­
повому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправиль­
ного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного
мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной
неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с
окружающим миром.
Культура поведения - поступки и формы общения людей, основан­
ные на-принципах нравственности, эстетическою вкуса и соблюдении
норм и правил человеческого общежития.
Лицей - вид государственного среднего общеобразовательного учеб­
ного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание высо­
конравственной интеллектуальной личности и обеспечивающего не­
прерывность среднего и высшего образования.
Локус контроля - устойчивое свойство личности, сформированное
в процессе ее социализации; характеризует склонность человека припи­
сывать ответственность за результаты своей деятельности либо внеш­
ним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Межгрупповые отношения - субъективное отношение многообраз­
ных связей, возникающих между социальными группами, а также обус­
ловленный им способ взаимодействия групп.
Межличностные отношения - субъективно переживаемая связь меж­
ду людьми.
Межнациональное общение (на межличностном уровне) - интерсубъ­
ектное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как
представители больших социальных групп - этнических общностей.
Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражаю­
щих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (пред­
ставляет, обдумывает, припоминает и т. п.
Мировоззрение личности - система взглядов на природу, общество,
других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определя­
ет его линию поведения, жизнедеятельность.
Моделирование - построение понятийной, знаковой или процессу-

361
альной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее
важные свойства изучаемого объекта.
Намерение - сознательное желание, готовность что-либо сделать.
Национальная определенность личности - это органический сплав
объективно существующих связей личности с данной общностью и
субъективного, личностного к ним отношения, отражение во внутри-
личностной структуре национальных связей.
Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлеж­
ности к определенной социально-этнической общности, осознание пол­
ожения своей нации в системе общественных отношений, понимание на­
циональных интересов, взаимоотношений своей нации с другими соци­
ально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах,
стремлениях.
Национальное сознание - одна из форм группового сознания, систе­
ма взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на
основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих
отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и
места своей этнической группы.
Национальный характер - совокупность специфических психологи­
ческих черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными
той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-
эко-номических, культурных и природных условиях ее развития.
Нормы групповые - принятые в данной общности стандарты пове­
дения, регламентирующие отношения людей.
Нормы социальные -совокупность кодифицированных и неформаль­
ных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к
своим членам.
Образ жизни - система разновидностей материальной и духовной
жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная
для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива,
личности
Образовательные учреждения дополнительного образования - тип
образовательного учреждения, реализующего дополнительные учебные
программы различной направленности, выходящие за пределы основ­
ных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения
потребностей граждан, общества, государства.
Образовательные учреждения элитарного типа - образовательные уч­
реждения для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдаю­
щиеся способности и прошедших специальный отбор в эти учреждения.
Образовательный ценз - определенный уровень образования, дости­
жение которого удостоверяется соответствующим документом.
Общественная психология-совокупность групповых, коллективных,
массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходя-


362
щих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое вы­
ражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи со­
циально-психологических феноменов.
Основные стороны культуры личности - совокупность компонентов
познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, тру­
довой и физической культуры личности, на которую ориентировано
содержание образования.
Педагогический диагноз - определение характера и объема труднос­
тей в учебе, а также способностей учащихся на основе данных об освое­
нии школьных программ.
Педагогический консилиум - совещание, консультация учителей с
целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьни­
ков и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по ус­
транению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и
воспитании.
Переживание - ощущение, сопровождаемое эмоциями.
Подростки с девиантным (общественно опасным) поведением - дети,
достигшие 11- летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях вос­
питания, обучения и педагогическом подходе в специальных учрежде­
ниях, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, обра­
зовательную и профессиональную подготовку (дети направляются туда
по решению суда).
Политика в области образования - принципы деятельности органов
государственной власти и управления в области образования, отража­
ющие общественно-экономическую структуру государства и опираю­
щиеся на федеральную программу развития образования.
Понимание - психологическое состояние, выражающее собой пра­
вильность принятого решения и сопровождаемое чувством увереннос­
ти в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, яв­
ления, факта.
Поступок - сознательно совершенное человеком управляемое во­
лей действие, исходящее из определенных убеждений
Принципы государственной политики в области образования - ос­
новные положения, на которых базируется государственная политика
в области образования, его идеалы и цели: гуманистический характер;
единство федерального, культурного н образовательного пространст­
ва; общедоступность; светский характер государственных, муниципаль­
ных образовательных учреждений; свобода и плюрализм; де­
мократический, государственно-общественный характер управления
образованием; автономность образовательных учреждений.
Прогнозирование развития образования - научно обоснованное суж­
дение о возможных состояниях образования в будущем и сроках дости­
жения этих состояний.


363
Профессиональная культура - высокий уровень знаний, умений и
навыков в определенной области трудовой деятельности.
Психологическая совместимость людей - способность людей нахо­
дить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты,
сотрудничать друг с другом.
Релаксация - расслабление.
Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на са­
мом себе.
Решительность - готовность перейти к практическим действиям,
сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.
Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в труд­
ности отказа человека от однажды принятого способа мышления и дей­
ствий.
Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спо­
койствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных си­
туациях.
Самоопределение личности -осознание человеком своего места в жиз­
ни, в обществе.
Самоопределение личности - самостоятельный выбор человеком сво­
его жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей
профессии и условий жизни.
Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и
недостатков.
Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью
своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными
психологическими и физиологическими состояниями, а также поступ­
ками.
Свободное выражение учащимися собственных взглядов и убежде­
нии - право обучающихся высказывать свои взгляды и убеждения, при­
нимать решения без опасения преследований и санкций.
сильных эмоциональных переживший типа аффекта или стресса.
Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к чело­
веку, повышенный интерес и влечение к нему.
Система образования - совокупность преемственных образова­
тельных программ и государственных образовательных стандартов
различных уровней, государственных требований; сети реализующих
их образовательных учреждений различных организационно-правовых
форм, типов и видов; системы органов управления образованием и под­
ведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Склонность - любое положительное, внутренне мотивированное от­
ношение (влечение, интерес и др.) к какому-либо занятию.
Совместимость - способность людей работать вместе успешно ре-


364
шать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего
взаимопонимания.
Совместимость групповая - один из компонентов групповой спло­
ченности.
Согласие групповое - общность картины мира у людей, объединен­
ных в социальную группу.
Сопереживание - испытание человеком тех же самых чувств и эмо­
ций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.
Соперничество - стремление человека к соревнованию с другими
людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.
Социальное окружение - макро- и микросреда, с которой прямо или
опосредованно взаимодействует индивид.
Социально-психологические отношения - различные формы взаи­
мосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятель­
ности.
Социально-психологический тренинг - теория и практика специаль­
ного психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на
улучшение их общения н приспособление к условиям жизни.
Социальный педагог - педагогический работник, в задачи которого
входит организация воспитательной работы в классе, группе, общежи­
тии, на курсе, потоке, направленной на формирование общей культуры
личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание граж­
данственности и любви к Отчизне, уважения к ее истории, бережного
отношения к природе.
Социальный стереотип - упрощенное, схематизированное, характер­
ное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо соци­
альном объекте.
Социограмма - специальный график, рисунок, диаграмма, изобра­
жающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односто­
ронних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сде­
ланных в ходе исследования, проведенного при помощи социометри­
ческой методики.
Социометрическая методика - способ исследования эмоционально-
непосредственных отношений внутри малой группы.
Специальная психология - раздел психологии, изучающий психоло­
гические особенности аномальных детей и подростков, дефект разви­
тия которых обусловлен диффузным поражением коры головного моз­
га или нарушением речевой системы.
Сплоченность групповая - характеристика степени связанности, еди­
нения членов группы.
Статус - понятие, обозначающее положение человека в системе меж­
личностных отношений и меру его психологического влияния на чле­
нов группы.


365
Стиль общения - индивидуальная стабильная форма коммуни­
кативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях
взаимодействия - в деловых и личных отношениях, в стиле руковод­
ства и т. д.
Стремление - желание и готовность действовать определенным об­
разом.
Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого
расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и
разумно действовать в сложившейся ситуации.
Суггестия - внушение.
Схема мышления - система понятий или логика рассуждении, при­
вычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или
новой задачей.
Текущий контроль успеваемости-проверка усвоения текущего учеб­
ного материала.
Теория деятельностного опосредования межличностных отношений
- концепция, согласно которой, в любой реальной развитой группе меж­
личностные отношения опосредуются содержанием, целями и зада­
чами социально значимой деятельности этой группы.
Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышен­
ного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических соци­
альных ситуациях.
Трудности общения - коммуникативные и психологические барьеры,
возникающие в процессе различных видов общения.
Убежденность - уверенность человека в своей правоте, подтвержда­
емая соответствующими аргументами и фактами.
Уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той
степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Установка социальная - социально-психологическое понятие, обоз­
начающее готовность индивида или группы определенным образом ре­
агировать на те или иные явлений социальной действительности.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной
работоспособностью.
Фанатизм - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровож­
даемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в
суждениях об объекте своей увлеченности.
Фрустрация - тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопро­
вождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении
определенной желаемой цели.
Ценности социальные - общественная значимость материальных
объектов, социально-политических и духовных образований для чело-
4
века, коллектива, социальной группы, общества в целом.
Ценностные ориентации -субъективное, индивидуальное отражение


366
в психике и сознании человека социальных ценностей общества и при­
роды на данном историческом этапе.
Черта личности - устойчивая характеристика личности, определя­
ющая характерное для нее поведение и мышление.
Честолюбие - стремление человека к успехам, рассчитанное на по­
вышение его авторитета и признание со стороны окружающих.
Школоведение - часть педагогики, занимающаяся вопросами управ­
ления школьным делом.
Школьная реформа - комплекс законодательных и администра­
тивных мер, направленных на изменение школьной системы.
Эгоцентризм - сосредоточенность сознания и внимания человека
исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того,
что происходит вокруг.
Эйфория - состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное
какими-либо объективными обстоятельствами.
Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в ос­
новном на то, что происходит вокруг него (противоположна интровер-
сии).
Эмоциональность - характеристика личности, проявляющаяся н час­
тоте возникновения разнообразных эмоции и чувств.
Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию дру­
гим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Этикет - формализованный и установленный предписаниями обра­

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>