<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и
проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма актив­
ности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер дея­
тельности.
Принцип развития означает, что психика может быть правильно
понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт
развития и в процессе этого развития.
Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех ин­
дивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Специальной методологией психологической науки выступают её
методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение незави­
симых характеристик, анализ результатов деятельности) и методики
исследования конкретных психологических явлений (см. 1.7.).


"Брось свои иносказанья,
Брось гипотезы пустые,
На проклятые вопросы
Дай ответы мне простые".
И. Кант



30
2.1. Понятие о методологии в психологии




31
Комментарии

Общая методология российской психологической науки исходит из
того, что:
1. Окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи).

2. Материя первична, а сознание вторично.

3. Материя находится в непрерывном движении, развитии:
а) движущие силы развития окружающего мира, материи подчиня­
ются законам:
- единства и борьбы противоположностей;
- перехода количественных изменений в качественные;
-отрицания отрицания;
б) движение определяет собой качественные характеристики всех
явлений объективной реальности и собственно психики;

4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальная методология психологической науки исходит из того,
что:
1. Психика - свойство высокоорганизованной материи, функция го­
ловного мозга.
2. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и
явлений окружающей действительности.
3. Сознание - высший этап развития психики.
4. Психика, сознание социально обусловлены.

Специальная методология психологической науки в результате дли­
тельного развития пришла к выводам о том, что:

- в основе исследования психологических явлений могут лежать лишь
методологические принципы психологии;
- сущность проявления психических явлений и процессов определя­
ется их конкретными особенностями и свойствами;
- существуют специальные методики, способы и приемы исследо­
вания конкретных классов и видов психологических явлений и процес­
сов;
- результаты применения методик психологического исследования
поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;
- все научные психологические исследования должны проводиться
в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и плана­
ми.


32
2.2. Методологические и теоритические
основы психологии




33
ак. 2491
Комментарии

Отражение воздействий окружающей действительности. Психичес­
кое отражение действительности имеет свои особенности:

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, о
процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий
и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действитель­
ности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие
объективной действительности) всегда преломляется через ранее сло­
жившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.
Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражать­
ся разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и
при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отра­
жение действительности. Возникающие образы материального мира яв­
ляются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явле­
ний, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для челове­
ка активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают
объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с
одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к
ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содер­
жание деятельности и поведения.
Последние не могут не опосредоваться психикой, т.к. именно чело­
век с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой
цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достиже­
ния ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой
проявления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта фун­
кция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адапта­
цию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему
эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним
отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает
себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и со­
циально-психологическими особенностями, как представителя конкрет­
ного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и
находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.


34
2.3. Основные функции психики




35
Комментарии

Движение элементарных частиц - это движение микрочастиц -
протонов, нейтронов, электроны и других. Закономерные количествен­
ные изменения во взаимодействии элементарных частиц приводят к
возникновению новых, с другими качественными характеристика­
ми.
Физическое движение - более сложный вид движения, в процессе ко­
торого количественные изменения в мире атомов приводят к возникнове­
нию молекул различных веществ с новыми качественными особенностями.
Например, два взаимосвязанные атома водорода и один атом кислоро­
да образуют молекулу воды.
Химическое движение - это движение и трансформация уже моле­
кул, сопровождающееся сложными химическими процессами.
В процессе дальнейшего развития материального мира физико-хи­
мические соединения усложняются и становятся разнообразнее, пока при
определенных благоприятных условиях не возникает новая форма дви­
жения органическая жизнь.
В ходе поступательного развития природа создала виды животных,
в организме которых достигает большого развития нервная система, а
затем появляется человек. Вместе с ним возникает новая форма движе­
ния - сознание, с присущими ему качественными особенностями - субъ­
ективным отражением объективного мира.
Одновременно с развитием сознания возникает высшая форма дви­
жения - общественная жизнь, для которой характерны труд, законы эко­
номического и политического развития общества и другие особеннос­
ти.

Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных
форм движения:
1. Каждая высшая форма движения основывается на более про­
стой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые
общественные явления предполагают существование людей, наделен­
ных сознанием; а любой психический процесс требует особым обра­
зом организованных нервных процессов и их физиологических суб­
стратов.
2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными
качественными особенностями и закономерностями, которые не могут
быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей ни­
зших форм. Так, общественные движения могут быть объяснены толь­
ко присущими им самим как общественным явлениям закономерностя­
ми и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других пси-

36
2.4. Взаимосвязь различных форм движения материи




хологических характеристик людей, участвующих в общественной жиз­
ни.
3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное
единство, в котором присутствуют и все низшие формы.

37
Комментарии

Физическое отражение - простейший вид отражения, способный от­
ражать лишь начальные формы движения.

На поздней стадии физического движения возникает элементарная
чувствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму
приспособления простейших организмов к внешней среде на основе при­
сущего им свойства раздражимости.

Физиологическое отражение - более сложный вид отражения, соот­
ветствующий органической жизни (органическому движению).

На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная
деятельность животных, которая характеризовалась тем. что:
а) она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;
б) при наступлении раздражения содержание ответного движения,
его сила и направленность находятся в полном соответствии с особен­
ностями раздражения.

При этом само отражение представляет довольно сложную реакцию
живого организма.

На высшей стадии физиологического отражения сформировались
сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять
предметное восприятие.

Психическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид
отражения.

На низших его стадиях психика животных достигает самых совершен­
ных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения.

На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание
людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Для этой стадии отражения характерны:
- отражение как путь познания человеком самого себя, своей дея­
тельности и поведения;
- отражение как самоконтроль и самовоспитание;
- отражение как путь познания других;
- отражение как путь познания социальной жизни и социальных
отношений.

38
2.5. Виды и структура отражения




39
Комментарии

Человек как вид. Человек - это представитель вполне определенно­
го биологического вида (вида живых существ), отличающийся от дру­
гих животных конкретными специфическими особенностями и уровнем
физиологического и психического развития, наделенный сознанием,
способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать
свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Человек как индивид. В понятии человека как индивида выража­
ются два основных признака:
1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ,
продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.
2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за
рамки природной (биологической) ограниченности социальное сущес­
тво, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­
ным поведением и психическими процессами.
Оба значения этого понятия взаимосвязаны и описывают человека
как существо своеобразное.
Наиболее общими характеристиками индивида являются: целос­
тность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость
во взаимодействии с окружающей средой; активность.
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­
ка, со всеми присущими ему особенностями.

Человек как личность. Каждый человек - это индивид, занимаю­
щий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общес­
твенно-полезную деятельность и отличающийся от других индивидов
своими присущими только ему индивидуально- и социально-психоло­
гическими характеристиками, т.е. личность (см. также 6.1.).

Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъек­
том конкретной деятельности, источником познания и преобразования
действительности в ее рамках.
Сама же деятельность при этом выступает формой активности че­
ловека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и само­
го себя (см. также 7.1., 7.2.).

Человечество как история общества. Человек - продукт развития об­
щества. Развитие человека шло параллельно с развитием общества, с
его историей.
С другой стороны, человек - сам творец истории общества. Знание
его социального, онто- и филогенетического развития позволяет поз­
нать историю общества.


40
2.6. Человек во взаимосвязи с окружающим миром
и развитием его свойств




41
Комментарии

Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапах раз­
вития психики животных осуществляется:

- совершенствование их двигательного аппарата;
- постепенно развивается их способность дифференцированно от­
вечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
- одновременно развиваются органы рецепции - обоняния, зрения,
слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать
внешние раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:

- у животных появляется сложная нервная система;
-- у животных наблюдается значительное развитие и усложнение
рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
- совершенствуются центральные отделы нервной системы живот­
ных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
- появляется предметно-образное отражение действительности;
- появляются эмоции животных.

Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе у
животных:

- появляется способность к интеллектуальному поведению при воз­
никновении препятствий на пути достижения цели;
- интеллектуальные действия носят примитивный характер и не яв­
ляются следствием знания объективных законов природы;
- интеллектуальные действия не занимают у животных главенству­
ющего положения в их поведении;
- изобретенные способы действий не передаются от одного живот­
ного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового раз­
вития.

Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
На этом этапе в процессе труда у человека:

- руки становятся не только органом движения, но и осязания, по­
могая человеку познавать важные для процесса труда особенности пред­
метов;
- появляется способность к мышлению;

42
2.7. Историческое развитие психики
и сознания




- появляется потребность к общению с другими людьми;
- появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
- отражательная деятельность начинает носить сознательный ха­
рактер.

43
Развитие сознания человека. На этом этапе у человека:

- появляется способность познавать общее и особенное в окружаю­
щей действительности;
- появляется способность определенным образом относиться к ок­
ружающей действительности;
- появляется способность заниматься творчеством.

Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появля­
ются способности:

- познания себя путем познания других;
- самопознания путем анализа собственной деятельности и поведе­
ния;
- самоконтроля и самовоспитания.

Развитие социального поведения человека. На этом этапе психика и
сознание человека достигают совершенства.
Глава третья

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИИ

«Психология, не опирающаяся на фи­
зиологию, также несостоятельна, как и
физиология, не знающая о существовании
анатомии».
В. Г. Белинский

Естественно-научной основой психологии является физиология
высшей нервной деятельности - учение о закономерностях высших,
наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в осо­
бенности тех, которые связаны с психическим отражением действи­
тельности и работы организма, поведением человека.
Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следую­
щие задачи:

- изучение нервных структур и центров, деятельность которых
связана с психическими процессами и поведением человека;
- познание физиологических механизмов психической познава­
тельной деятельности (восприятий, памяти, мышления, эмоций, воли)
и поведения;
- продолжать разработку учения об условных рефлексах;
- изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и жи­
вотных.

Методологически и экспериментально в нашей стране в настоя­
щее время психофизиология основывается на теории функциональ­
ных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психические и
физиологические процессы составляют единое целое, в котором от­
дельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно
действующие комплексы, предназначенные для достижения полезно­
го, приспособительного результата.
Психофизиология делится на общую психофизиологию; возраст­
ную психофизиологию, занимающуюся изучением онтогенетических
изменений физиологических основ психической деятельности чело­
века; дифференциальную психофизиологию, ставящую своей целью

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>