<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

исследовать естественно-научные предпосылки индивидуальных раз­
личий в психике и поведении человека.


45
Комментарии

Знания о взаимосвязях психологии с другими естественно-научными
дисциплинами. Психология опирается не только на физиологию ВНД,
но и на другие естественно-научные дисциплины, например, биологи­
ческие и медицинские (см. 3.3.), так как они помогают лучше понять
психику.
Представления о структуре и специфике функционирования нервной
системы человека. Нервная система человека является физиологическим
носителем психики человека. Неточно понимая структуру и специфику
функционирования нервной системы (см. 3.4., 3.5.), невозможно правиль­
но исследовать психическую деятельность и поведение человека.
Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека
основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в со­
ответствии с которой психическая и физиологическая деятельность со­
ставляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены
общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориенти­
рованные на достижение полезного, приспособительного результата.
В результате теперь есть все предпосылки для более точного и пол­
ного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной сис­
темы.
Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности чело­
века. Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особен­
ности функционирования таких сложных психических феноменов, как
динамический стереотип, первая и вторая сигнальная система, функци­
ональные системы психики и акцептор действия (см. 3.14., 3.16.).
Правильное осмысление рефлексов головного мозга. Рефлексы голов­
ного мозга являются главными механизмами приспособления организ­
ма животного и человека к внешней среде.


"Все акты сознательной и бессознательной
жизни по способу происхождения суть реф­
лексы".
И.М. Сеченов


Рефлексы отличаются следующими особенностями:
- они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного ка­
ким-либо раздражителем в том или другом рецепторе;
- они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на
соответствующее раздражение.


46
3.1. Естественно-научные
основы психологии




47
Комментарии

Раскрытие нервных механизмов психических процессов. В настоя­
щее время отечественной наукой активно исследуются следующие про­
блемы:
1) Психическое тождественно физиологическому, представляя собой
не что иное, как физиологическую деятельность мозга. Но психическое
тождественно не любой физиологической деятельности, а только вы­
сшей нервной деятельности.
2) Психическое - это особый вид (высшая форма) нервных процес­
сов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процес­
сам в нервной деятельности.
Психическое - это такие особые (психонервные) процессы, которые
связаны с отражением объективной реальности и отличающиеся субъ­
ективным компонентом - наличием внутренних образов и их пережива­
нием.
Использование физиологических методов в психологии и психофи­
зиологических методов в физиологии ВИД очень перспективно и эффек­
тивно, так как предоставляет возможности изучения психических и фи­
зиологических процессов новыми средствами и способами.
Например, применение методов энцефалографической диагности­
ки позволяет более четко выявить особенности многих психических про­
цессов (мышления, внимания и др.).
Использование психологии для построения гипотез и объяснитель­
ных схем в физиологии ВИД (и наоборот) - весьма перспективное на­
правление сотрудничества психологов и физиологов, так как открыва­
ет новые пути для аналитического осмысления и обобщения реалий как
в той, так и другой науке.
Совместное участие в решении ряда теоретических и практических
задач - необходимое условие более продуктивного осмысления различ­
ных направлений деятельности людей, так как, например, трудовая ак­
тивность, обучение и воспитание - явления, которые имеют и психоло­
гическую, и физиологическую основы, что необходимо принимать во
внимание.




Многие известные психологи придерживались
дуалистического решения психофизиологи­
ческих проблем.


48
3.2. Основные связи и взаимодействия
психологии и физиологии ВНД




49
Комментарии

Физиология человека - наука о строении тела человека.

Антропология - наука о происхождении и развитии человека.

Физиология труда - наука, раскрывающая физиологические особеннос­
ти трудовой деятельности.

Психиатрия - медицинская дисциплина, изучающая причины и формы
нарушения психической деятельности, особенности протекания психи­
ческих заболеваний, пути их предупреждения и лечения.

Неврология - совокупность медико-биологических дисциплин, изуча­
ющая строение и функции нервной системы, закономерности её онто- и
филогенеза.

Психофармокология - совокупность научных знаний о влиянии биоло­
гически активных веществ на психическую деятельность.

Психоэндокринология - наука о влиянии эндокринной системы и её
гормонов на работу мозга и на психическую активность в частности.

Биологические науки раскрывают биологические закономерности
протекания психической деятельности, изучают физико-биологические
процессы, которые сопровождают проявления психики.

Медицинские науки занимаются изучением и лечением различных за­
болеваний человека, в том числе и психических.

"Человек должен в ПОЛНОЙ мере осознать тот
факт, что именно из мозга - и только из моз­
га - происходят наши ощущения радости,
удовольствия, веселья, так же как и наши
печаль, боль, скорбь и слёзы.
Мы мыслим мозгом и с его помощью можем
видеть и слышать и способны различать урод­
ство и красоту, добро и зло, то, что приятно
и неприятно".
Гиппократ


50
З.З.Связь психологии с естественно-научными
дисциплинами




51
Комментарии

Нервная система - совокупность нервных образований в организме че­
ловека и позвоночных животных.
Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним миром;
интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция
их деятельности; организация целостного функционирования организ­
ма.

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) - совокуп­
ность нервных образований в коре головного мозга, двигательных цент­
рах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.
Ее функции - координация и регуляция всей психической деятель­
ности.

Периферическая нервная система - нервные волокна (нервы), нервные
узлы и сплетения, чувствительные нервные окончания, соединяющие ре­
цепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.
Ее функции - передача раздражений внешней среды в центральную
нервную систему и ответных команд из последней.

Телесная (соматическая) нервная система включает центральную и
периферическую нервные системы.

Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система - часть
нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов,
желез, гладкой мускулатуры и других органов.
Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется
на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между
которыми очень сложное; некоторые их элементы связаны между собой
антогонистически.

Кроме того, в деятельности нервной системы играет большую роль
функциональная организация головного мозга, включающая три бло­
ка:
1. Энергетический блок поддерживает тонус, необходимый для нор­
мальной работы нервной системы. Расположен в верхних отделах моз­
гового ствола.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает за­
дние отделы обоих полушарий головного мозга, теменные, затылочные
и височные отделы коры.

52
3.4. Строение
нервной системы человека




3. Блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль
деятельности нервной системы. Расположен в лобных отделах коры го­
ловного мозга.

53
Комментарии
Мозг - центральный отдел нервной системы животных и человека,
обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций
организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность,
а у человека и высшие психические функции.

Передний мозг - передняя часть головного мозга, состоящая из двух
полушарий.

Средний мозг - отдел головного мозга, лежащий под большими полу­
шариями и совершенствующий рефлекторную деятельность регуляцией
тонуса мышц, позы, движения глаз, пастораживания.

Задний мозг - отдел головного мозга, в котором располагается моз­
жечок и к которому примыкает продолговатый мозг.

Конечный мозг - важный отдел переднего мозга.

Промежуточный мозг - отдел переднего мозга, в которой располага­
ются тачамус и гипоталамус.

Продолговатый мозг - продолжение верхней части спинного мозга, в
котором располагается ряд .-жизненно важных центров мозга, в том чис­
ле и ретикулярная формация.

Кора больших полушарий головного мозга - слой серого вещества
(нервных клеток), покрывающий полушарии головного мозга и играющий
исключительно важную роль в осуществлении психической деятельнос­
ти.

Таламус - подкорковая нервная структура, служащая своего рода рас­
пределителем для информации от рецепторов, которую он интегрирует
и затем передает в кору больших полушарий.
Между корой и таламусом существуют кольцевые связи, участвую­
щие в образовании условных процессов (см. 3,12., 3.13.).
С непосредственным участием таламуса происходит формирование
эмоций человека.

Гипоталамус - структура головного мозга, расположенная под зри­
тельными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегета­
тивных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию
сна и бодрствования, приспособление организма к изменениям внешней и
внутренней среды.
Мозжечок - задняя часть ствола головного мозга, обеспечиваю-


54
3.5. Основные структуры головного мозга




щая координацию движений и сохранение позы, тонуса и равновесия
тела.

Лимбическая система - группа нервных структур, образующая коль­
цо в центральной части головного мозга. Она регулирует потребностно-
мотивационную сферу психики человека.

Ствол мозга - наиболее древняя часть головного мозга, состоящая из
ряда отделов.

Базальные ганглии - структура головного мозга, связанная с регуля­
цией двигательных и вегетативных функций.

55
Комментарии

Раздражение - процесс воздействия внешней и внутренней среды на
нервные клетки, расположенные в органах чувств животного и человека.
Организм животного и человека (нервные клетки) обладает свойством
раздражимости.
Раздражимость - это способность внутриклеточных образований,
клеток, тканей и органов тела реагировать изменением структур и фун­
кций на воздействия факторов внешней и внутренней среды.
Нейрон (нервная клетка) - основная структурная и функциональная
единица нервной системы.
Нейрон принимает сигналы от рецепторов и других нейронов, пе­
рерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффектор-
ным нервным окончаниям.
Покой - состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и
раздражений.
В нейроне, находящемся в состоянии покоя, протекают электрохи­
мические процессы, обеспечивающие равновесие между нейроном и
внешней средой (ее воздействием).
Возбуждение - процесс высвобождения собственной энергии нейроном
в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия
и распространению импульсной активности в нервной системе.
В нейроне, находящемся в состоянии возбуждения, нарушается рав­
новесие внутренних электрохимических процессов, что приводит к его
активному ответу на воздействия внешней среды.
Передача возбуждения от нейрона к нейрону осуществляется с по­
мощью двух механизмов: 1) индукционного (см. 3.7.), влиянием элек­
трических полей возбужденных нервных клеток на соседние; 2) переда­
чей возбуждения нервных клеток через определенные соединения синап­
сов. Распространение возбуждения происходит диффузно (рассыпается
во все стороны) или направленно в зависимости от состояния окружаю­
щих нейронов.
Торможение - активный процесс, в результате которого возбужде­
ние нейрона прекращается или затрудняется его возникновение.
Он проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, спе­
цифической для данной системы организма.
В нейроне, находящемся в состоянии торможения, как правило, на­
чинается восстановление равновесия происходящих в нем электрохи­
мических процессов.

"Кора ГОЛОВНОГО мозга представляет собой
сложнейшую динамическую систему, посто­
янно стремящуюся к установлению единой,
общей связи".
И.П. Павлов



56
3.6. Процессы возбуждения и торможения
в центральной нервной системе




57
Комментарии

Процессы возбуждения и торможения протекают и функционируют
в соответствии со своими определенными особенностями и закономер­
ностями, которые необходимо знать и учитывать.
Иррадиация - способность нервных процессов возбуждения и тормо­
жения распространяться в центральной нервной системе от одного ее
элемента (участка) к другому.
Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И.П. Павлова,
лежит в основе генерализации условного рефлекса (см. 3.12., 3.13) и за­
висит от интенсивности раздражения. Как показали исследования П.К.
Анохина, иррадиация торможения является следствием проявления до­
минантности отрицательных воздействий внешней среды и их тормозя­
щего действия на другие реакции.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуж­
дения, подчиняющий себе в данный момент деятель­
ность нервных центров, направляющий её и опреде­
ляющий характер ответной реакции.


Концентрация - это способность процессов возбуждения и тормо­
жения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку),
где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и со­
хранение их следов наиболее устойчиво. Концентрация лежит в основе
механизмов различения условных стимулов, специализации условно-реф­
лекторных реакций (см. 3.12.).
Индукция нервных процессов - взаимовлияние процессов возбужде­
ния и торможения друг на друга.
"Индукция - это возбуждающее влияние одного процесса
на другой как в периферии от пункта данного процесса, так
и в том месте по прекращении раздражения, вызывающего
непосредственно тот или иной процесс. Это влияние вза­
имное, реципрокное: процесс раздражения ведет к усиле­
нию торможения - к усиленному раздражению".
И.П. Павлов


Когда в коре головного мозга возникает и стабилизируется очаг
возбуждения или торможения, меняется состояние не только тех клеток,
которые охвачены ими, но и соседних. В последних возникает противо­
положный процесс. Эта разновидность индукции называется одновре­
менной или пространственной. Другая разновидность - последователь­
ная (временная) индукция. После исчезновения возбуждения в какой-
то части головного мозга в ней развивается торможение, и наоборот.
Индукция также может быть отрицательной.


58
3.7. Закономерности процессов
возбуждения и торможения




Иррадиация Иррадиация
возбуждения торможения




Концентрация Концентрация
возбуждения торможения




Индукция Индукция
положительная отрицательная

59
Комментарии

Основным механизмом нервной деятельности как у низших, так и у
самых сложных организмов является рефлекс. Рефлексом называется

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>