<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

формации о пространственно-временных свойствах среды, являются
основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтоге­
неза возникают высшие формы познавательной активности.
Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Учение П. о
высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалисти­
ческих традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова.
Руководящим для И. П. Павлова являлось представление о рефлектор­
ной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биоло-
гический (адаптивный) смысл.
Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система.
Начав с изучения кровообращения и пищеварения, выдающийся рос­
сийский ученый перешел к исследованию поведения целостного орга­
низма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотноше­
ниях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотно­
шения, служат центры больших полушарий головного мозга - высшего
интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические.
В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс,
благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым усло­
виям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от
прирожденных рефлексов.
И. П. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику об­
разования и изменения условных рефлексов (процессы иррадиации и
др.), открыв детерминанты многих психологических явлений.
Теория функциональных систем П. К. (см. 3.16.).
Теория системной динамической локализации А. Р. Лурии. Согласно
этой теории в процессе регуляции произвольного поведения на первый
план выступает роль речи. Именно слово, которое обычно трактуется
по углом зрения его познавательной функции, выступает как важней-
, ший регулятор произвольных движений человека, переходя от импуль­
сивных произвольных действий к произвольному типу поведения, пред­
ставляющему сложную единую систему.


74
3.15. Естественно-научные основы психики
в теориях российских ученых




75
Комментарии

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассмат­
риваться как целостный, определенным образом организованный про­
цесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-
вторых, на активное ее преобразование. В их основе лежит деятельность
функциональных систем психики, изученных П.К. Анохиным.

Функциональная система (ФС) - это такая организация активности
элементов нервной системы и органов тела человека, действие которой
направлено на достижение полезного приспособительного результата и
позволяет продуктивно выполнять задуманное действие.
Достижение приспособительного результата осуществляется с по­
мощью специфических механизмов, из которых наиболее важными яв­
ляются:
1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему ин­
формации;
2) принятие решения с одновременным формированием аппарата
прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора
результатов действия;
3) собственно действие;
4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцеп­
тора результатов действия и параметров выполненного действия;
5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и иде­
альных (смоделированных нервной системой) параметров действия.
Состав функциональной системы не определяется пространственной
близостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС мо­
гут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы ор­
ганизма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных в анато­
мическом отношении систем и даже детали отдельных целых органов. При
этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь
орган в целом могут участвовать своей активностью в достижении полез­
ного приспособительного результата, только будучи включены в соот­
ветствующую функциональную систему. Фактором, определяющим изби­
рательность этих соединений, является биологическая и физиологическая
архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений
является конечный приспособительный результат.
Функциональные системы характеризуются:
- степенью пластичности, т. е. способностью менять составляющие
их компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из
стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластич-
, ностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же централь­
ные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая
движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать ком-


76
3.16. Сущность и -особенности
функциональных систем психики




понентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать,
доползти);
- индивидуальными и меняющимися требованиями к афферентации.
Именно количество и качество афферентных импульсов характеризует

77
степень сложности, произвольности или автоматизированности функци­
ональной системы.
- способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому.
При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка состав­
ляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже
менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам),
но все же был бы достигнут.
Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта лю­
бой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС состав­
ляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в
том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма.
Задача этой стадии - собрать необходимую информацию о различных
параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из мно­
жества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает глав­
ные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации
оказывает влияние как цель поведения, как и предыдущий опыт жизне­
деятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой
стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационно-
го возбуждения, обстановочной афферентации (т. е. информации о внеш­
ней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В резуль­
тате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том,
«что делать» и происходит переход к формированию программы дейст­
вий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного
действия из множества потенциально возможных. Команда, представ­
ленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к
периферическим исполнительным органам и воплощается в соответству­
ющее действие
Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является
акцептор результатов действия - центральный аппарат оценки ре­
зультатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким об­
разом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живо­
го организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель
или образ ожидаемого результата.
В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сиг­
налы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение
необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого
акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от
всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выпол­
нения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка пове­
денческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точ­
ной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм
является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого
поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно бы по­
гиб, если бы подобного механизма не существовало.
Глава четвертая

ПСИХИЧЕСКИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

«У каждого человека свое умение ви­
деть, думать и чувствовать. Нет ничего
глупее, чем пытаться подменить у него
это умение нашим».
Ж. Ж. Руссо

«Умей понять психологические качес­
тва других людей, и тогда ты поймешь,
что представляет собой их внутренний
мир».
Лопе де Вега

Мир психических явлений человека, как уже говорилось, много­
образен (см. 1.4.).
В его основе лежат психические процессы, которые обеспечива­
ют отражение и осознание людьми воздействий окружающей действи­
тельности.
Первоначальная же картина окружающего мира складывается у
человека благодаря функционированию психических познавательны
процессов.

К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внима­
ние, память, воображение, мышление, речь.



"Всего невыносимей для человека покой, не
нарушаемый ни страстями, ни делами, ни
развлечениями, ни занятиями. Тогда он чув­
ствует свою ничтожность, заброшенность,
несовершенство, зависимость, бессилие,
пустоту".
Б. Паскаль


79
Комментарии

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств
и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его
органы чувств.
Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация
об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью
ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений
(цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус
и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анали­
заторов, которые состоят из:
а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов
и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных пу­
тей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в
соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга
человека;
в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит
"обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов (см. 3.8.).
Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздра­
жения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбужде­
ние в рецепторе.
Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам
передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга
человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг
которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализа­
тора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии
сигналы.
Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, распо­
лагаются в той части головного мозга, где есть "входы" центростреми­
тельных нервов, идущих от рецепторов.
В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная
область. Область зрительного анализатора, например, находится в за­
тылочных долях коры головного мозга; область слухового анализато­
ра локализуется в средней части верхней височной извилины; двигатель­
ная чувствительность - в центральной извилине.
Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществля­
ется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обеспе­
чивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его
миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и разра-

80
4.1. Сущность ощущений




ботанный затем в трудах И.П. Павлова, П.К. Анохина, позволяет по­
нять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям реф­
лекторной деятельности (см. 3.9.)-

81
Комментарии

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализа­
торов в результате непрерывного или длительного воздействия раздра­
жителей.

Контраст - явление контраста состоит в том, что слабые раздра­
жители увеличивают чувствительность к другим одновременно действу­
ющим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений. НИЖНИЙ порог ощущения -та минимальная вели­
чина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе
нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем мень­
ше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализа­
тора.
Верхний порог ощущения- та максимальная величина раздражи­
теля, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Чело­
век слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог
ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощу­
щений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний
порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек.
На величину абсолютного порога может влиять характер деятель­
ности человека, его функциональное состояние, сила и длительность
раздражения и др.
Разностный порог ощущения (порог различения) - ma минимальная
разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую че­
ловек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необхо­
димо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в
400 - 402 колебания в 1 сек воспринимаются как звуки одинаковой вы­
соты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем мень­
ше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная спо­
собность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в свя­
зи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием однов­
ременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анали­
затора может быть повышена с помощью фармакологических средств,
а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения
ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительнос­
ти.

Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда дей-

82
4.2. Свойства ощущений




ствие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того
или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии воз­
буждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение
в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро
нам несколько секунд кажется, что мы ещё движемся в поезде.

83
Комментарии

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и
явлений внешней среды.
С помощью зрительных ощущений человек способен различать до
180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.
С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь дру­
гих людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и
т.д.
Обонятельные ощущения помогают человеку различать распростра­
ненные в воздухе летучие вещества и запахи.
Вкусовые ощущения определяют качественные особенности при­
нимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чув­
ства голода.
Температурные ощущения - это ощущения тепла Й холода.
Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными состав­
ляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные
особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а так­
же прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого учас­
тка кожи.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних
органов.
Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражени­
ях органов человека, являются своеобразным проявление защитных
функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различ­
ной, достигая отдельных случаях большой силы, что может даже при­
вести к возникновению шокового состояния.
Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение че­
ловеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате фун­
кциональной деятельности вестибулярного анализатора.
Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развивающие­
ся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3. Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражающие дви­
жение нашего тела.
С помощью мышечно-двигятельных ощущений человек получает
информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном располо­
жении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении,
растяжении и расслаблении мышц и т. п.
Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Однов­
ременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает
своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окон­
чаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполне­
нии движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с


84
4.3. Виды ощущений




раздражением нервных окончании сухожилии; раздражение рецепторов
суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстро­
ты движений.

85
Комментарии

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно
воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не
отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного
предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с прису­
щими ей особенностями.
Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе
лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными воле­
выми усилиями человека.
Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при кото­
рых предметы окружающей действительности воспринимаются без спе­
циально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с
волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) - это организованное, це­
ленаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окру­
жающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем,
что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.
Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное вос­
приятие окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующи­
ми одновременно комплексными раздражителями, осуществляется од­
новременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов
и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга
и центров речи.
Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейро­
ны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Од­
новременное или последовательное возбуждение этих мозговых отде­
лов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к
сложным интегративным нервным процессам.
По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой
аналитико-синтетической деятельности мозга (см. 3.9.). Без анализа не­
возможно осмысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение
объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех
свойств объекта в целостный образ.
Нейроны-детекторы - высокоспециализированные нервные клетки,
способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.
«Рефлекс на отношение) - физиологический механизм восприятия,
в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и осо­
бенности отношений между ними.


86
4.4. Сущность восприятий




В результате в мозгу формируется отчетливый образ, полученный в
результате анализа одновременного воздействия многочисленных раз­
дражителей.

87
Комментарии

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно но­
вым характером отражения человеком окружающей действительности,

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>