<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

реализующимся через конкретные их свойства.
Избирательность восприятия - способность человека воспринимать
лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.
Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Предметность восприятия - способность человека отражать окру­
жающую действительность как воздействия конкретных ее предметов,
относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко раз­
личает предмет, фон и контур их восприятия.
Апперцепция - это зависимость восприятия от прежнего опыта че­
ловека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми
бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки,
психического состояния каждого из них. Апперцепция придает актив­
ный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек
выражает к ним свое отношение.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые чело­
веком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они
могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и
т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов ста­
новится возможным их целенаправленное использование.
Константность восприятия - это постоянство в восприятии, кото­
рое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем,
что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных чело­
веку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой вели­
чины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса,
освещенности.
Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в
процессе индивидуального развития личности, и имеет большое прак­
тическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при
каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталки­
вались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было
известно раньше.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражае­
мых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих
их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в
данный момент не воспринимаются.
Большое значение в функционировании восприятий и проявлении
их свойств играют физические характеристики самих предметов и пси­
хофизические закономерности их проявления в ходе собственно воспри-

88
4.5. Особенности восприятий




ятия человеком. По этой причине пространство, форма, величина, глу­
бина, удаленность, линейная и воздушная перспектива должны правиль­
но отражаться органами чувств.

89
Комментарии

Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объема
объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удален­
ности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы, объемности и величины предметов - это слож­
ный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактиль­
ного и кинестетического анализаторов.
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в
форме монокулярного и бинокулярного зрения.
Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изме­
нения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать рас­
стояния, правда, в очень ограниченных пределах.
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется глав­
ным образом посредством бинокулярного зрения ( с помощью двух глаз)
и сопутствующей ему конвергенции - сведения зрительных осей глаз на
фиксируемом предмете.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от
наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером
линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали па­
раллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива за­
ключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной
степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
Восприятия могут быть неправильными или искаженными - иллю­
зиями.

Зрительные иллюзии - это неправильное или искаженное воспри­
ятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов
зрительных иллюзий.
Некоторыми из них являются:

а) переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового раз­
мера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно
большая по сравнению с горизонтальной.

б) неправильное восприятие величины предмета (объекта). Напри­
мер, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на
самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависи­
мости от того, окружают ли их больший или меньший; одинаковые пред­
меты кажутся разной величины, если они воспринимаются как находя­
щиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет,

90
4.6. Характеристика восприятий пространства




расположенный ближе, кажется меньше, а далекий - больше своей дей­
ствительной величины.
Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому
величина предметов оценивается не по действительным размерам их
изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния,
на котором эти предметы находятся.

91
Комментарии
Восприятие времени - это отражение объективной длительности,
скорости и последовательности явлений действительности. Специально­
го, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия вре­
мени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динами­
ка в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия
времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом
времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются
условные рефлексы на время.
Восприятие последовательности явлений опирается на четкую рас­
члененность и объективно существующую смену одних явлений други­
ми, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и бу­
дущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся про­
цессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в
виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то
это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее быв­
шем, которое и осознается как прошедшее.
Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно восприни­
мать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек пу­
тем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени.
Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительнос­
ти опирается на показатели, позволяющие делить время на определен­
ные отрезки.
Восприятие темпа- это отражение скорости, с которой сменяют друг
друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (напри­
мер, чередование звуков).
Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования сти­
мулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объек­
тивной действительности на наши органы чувств.
Восприятие движения - это отражение во времени изменений пол­
ожения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая
движение, прежде всего воспринимают:
1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтя­
гивание и т.п.);
2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, ду­
гообразное и т.п.);
3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);
4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
5) продолжительность движения (краткое, длительное);
6) скорость движения (быстрое или медленное движение; при цикли­
ческих движениях - быстрый или медленный темп);
7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся,
плавное, прерывистое).
Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных
анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового
и др.


92
4.7. Характеристика восприятий
времени и движения




93
Комментарии

Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных
образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействова­
ли на наши органы чувств.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении
в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздей­
ствовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообраз­
ной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкрет­
ных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих на­
шим поведением.
Сигнальная функция представлений становится наиболее действен­
ной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Счи­
тая наши представления первыми сигналами действительности, на осно­
ве которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И.П.
Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлек­
са. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных
явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной
функции, например двигательных представлений, является то, что в них
сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта
(форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все систе­
мы организма, участвующие в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной
информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши
органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те сторо­
ны, напр., двигательных представлений, на основе которых с наиболь­
шим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации де­
ятельности организма человека на определенные параметры отраже­
ния воздействий окружающего мира.
Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П.
Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает
настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих
движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении опреде­
ленного тренирующего эффекта двигательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре
больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных воз­
буждений центральной нервной системы при восприятии. Эти "следы"

94
4.8. Сущность представлений




сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной
системы.
Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при из­
вестной активности наших ощущений и восприятий, создают необхо­
димые условия для построения нужного представления. Само представ­
ление с его конкретной структурой возникает в результате образова­
ния условных временных связей в коре головного мозга благодаря фун­
кции первой сигнальной системы.

95
Комментарии

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них
задействованы.

Различают зрительные (образ человека предмета, пейзаж), слухо­
вые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представле­
ние запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому
прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела
при прыжке) и др.
Деление представлений на виды по анализаторам довольно услов­
но: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком пред­
мета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления
возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.
Представления формируются в процессе деятельности человека, по­
этому в зависимости от профессии развивается преимущественно ка­
кой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у компо­
зитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика
- обонятельный и т.д.

Представления различаются по степени обобщенности.

Представления бывают единичными и общими, в отличие от вос­
приятий, которые всегда бывают единичными. Единичные представле­
ния - это представления, основанные на восприятии одного определен­
ного предмета. Общие представления - представления, обобщенно от­
ражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие
спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
Произвольные представления - это представления, возникающие у
человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
Представления различаются по продолжительности.
Оперативные представления - представления, извлекаемые челове­
ком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его
деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов
своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать
наборы различного рода представлений для определения типа самоле­
та, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора.
Кратковременные представления - это представления очень непро­
должительные по времени. Например, школьнику на занятиях требует-

96
4.9. Виды представлений




ся ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании
функционируют нужные для этого представления, которые он потом
может и забыть.
Долговременные представления - представления, которые сохраня­
ются в памяти человека и используются им длительное время и доста­
точно часто. К ним относятся в основном профессиональные представ­
ления.

4 Зак. 249] 97
Комментарии

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на
определенные предметы и явления.
Физиологические основы внимания. Внимание не имеет такого спе­
циального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощуще­
ния и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью
определенных участков коры больших полушарий головного мозга.
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых не­
рвных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые
вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с
повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей
деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то
определенном участке коры головного мозга начинается сильное воз­
буждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не
связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение,
затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в резуль­
тате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - затормо­
женными.
Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каж­
дый данный момент в коре больших полушарий головного мозга учас­
тка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего
(доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и
осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных
предметах и явлениях.
Свойства внимания. Концентрация внимания - это способность че­
ловека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь
от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой
им задачи.
Избирательность внимания - это его сосредоточение на наиболее
важных предметах.
Распределение внимания - это возможность человека иметь в созна­
нии одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять
сложную деятельность, состоящую из множества одновременных опе­
раций.
Объем внимания характеризуется количеством объектов или их эле­
ментов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой
степенью ясности и отчетливости в один момент.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большей
затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в
связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы
.протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.
Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на вос­
приятии данного объекта.


98
4.10. Сущность внимания




Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутст­
вия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

99
Комментарии

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непред­
намеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда
условий, в которых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание - это внимание, которое
возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на
лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется це­
ленаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью
Целенаправленность определяется задачами, которые человек ста­
вит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внима­
ние вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей,
выполняемой и данный момент; из многих объектов выбираются те,
которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.
Организованность преднамеренного внимания означает, что мы зара­
нее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, созна­
тельно направляем на него свое внимание, проявляем умение организо­
вать необходимые для данной деятельности психические процессы.
Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет
организовать работу на протяжении более или менее долгого времени.
Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание - это внимание, направленное на какой-
либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и
статическим.
Динамическим называется такое внимание, которое в начале рабо­
ты характеризуется малой интенсивностью и только с помощью боль­
ших усилий человек повышает его интенсивность.
Статическое внимание - это такое внимание, высокая интенсивность
которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на про­
тяжении всего времени его выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание - это внимание, вы­
зываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объ­
ектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть
интенсивность раздражения, и новизна и необычность объекта, и его
динамичность.
Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии
объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который
привлекает к себе внимание.
Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется ин­
тенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

100
4.11. Виды внимания




Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающаяся при сложных
и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными
состязаниями, восприятии кинокартины и т.п.), также всегда вызывает
особое внимание.

101
Комментарии

Память - это процесс запечатлеют, сохранения и воспроизведения
того, что человек отражал, делал или переживал.
Различают следующие процессы памяти:
Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной
информации, которая является необходимым условием обогащения опы­
та человека новыми знаниями и формами поведения.
Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение от­
носительно длительного периода времени.
Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержа­
ния психики.
Узнавание - это сопровождающее процессы памяти явление психи­
ки, позволяющее им более эффективно функционировать.
Различают следующие виды памяти:

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>