<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Наглядно-образная память - это память на зрительные, звуковые,
осязательные, обонятельные и т.д. образы.
Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, его
логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной
форме информации.
Двигательная память - это память на движения.
Эмоциональная память - это память на переживания.
Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают меха­
ническую и смысловую память.
Механическая память - это запоминание информации в той форме,
в которой она воспринимается.
Логическая (смысловая) память - это запоминание не внешней фор­
мы, а смысла изучаемой информации.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее не­
рвных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головно­
го мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызван­
ный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или
торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в
ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые
облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повто­
рении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавше­
го их раздражителя.
Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место
при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при воспри­
ятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов,
"что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешне­
го раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том,


102
4.12. Сущность памяти




что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно
поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представ­
ляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.

103
Комментарии

Память в целом и конкретного человека в частности имеет свои осо­
бенности, свидетельствующие о ее продуктивности.

Объем- это важнейшая интегральная характеристика памяти в це­
лом и её отдельных процессов, отражающая количественные показате­
ли и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой че­
ловеком информации.

Быстрота- способность человека в процессе запечатления, сохране­
ния и воспроизведения информации достигать определенной скорости
её обработки и использования.

Точность - это характеристика памяти, которая показывает спо­
собность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизве­
дения информации качественно и продуктивно отражать её основное
содержание.

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в це­
лом и её процессов, свидетельствующая о его способности удерживать
определенное время в своем сознании нужную информацию.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную и опе­
ративную память.

Кратковременная память - это запоминание и сохранение инфор­
мации на короткий срок после однократного и очень непродолжитель­
ного восприятия.

Долговременная память - это память в интересах длительного со­
хранения информации, которая часто запоминается после многократ­
ного повторения.

Оперативная память - это сохранение материала после его запечат­
ления на время, необходимое для выполнения задачи.

Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свиде­
тельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда
активно использовать всю запечатленную информацию.

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в
совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффектив­
ность памяти в целом и конкретного человека в частности.


104
4.13. Характеристика памяти




105
Комментарии

Воображение - это психический познавательный процесс создания но­
вых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразу­
ющего отражения действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование че­
ловеком своих представлений на основе:
1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его эле­
мента или свойства. Таково, например, представление одной формы
каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей;
представление о величине палки как средстве удлинить руку;
2) изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличе­
ния (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительны­
ми и создание таким путем всевозможных фантастических образов (ве­
ликанов, гномов и т.д.);
3) соединения в своем воображении вычлененных из разных объек­
тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного обра­
за, представления нового, не существовавшего ранее в природе предме­
та (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у
древних греков).
4) конструирования предмета в связи с его назначением, например
копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели
издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в
связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий
дротик и тяжелое копье);
5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, прида­
ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в ха­
рактеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
6) переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хи­
тер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества пред­
мета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного
образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходно­
му (многие персонажи народного эпоса, сказок);
8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдав­
шихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной
литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов,
Самгин, Корчагин, и др. наделены чертами, типичными для той эпохи,
того класса, выразителями которых они являются).
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­
довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентра­
ции, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в



106
4.14. Сущность воображения




корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нерв­
ной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном
процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте вре­
менных связей, составляющие базу образов воображения.


107
Комментарии

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение - это
создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заклю­
чается в возникновении и комбинировании представлений и их элемен­
тов в новые представления без определенного намерения со стороны
человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за те­
чением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновиде­
ниях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления воз­
никают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами
по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение - создание
новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой пред­
намеренное построение образов в связи с сознательно поставленной
задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты явля­
ется построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иног­
да и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются сле­
дующими особенностями:
а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и
частностями;
б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению меч­
ты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде
некоторой пока еще тенденции);
в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью
для мечтающей личности;
г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осу­
ществимости, со страстным стремлением к претворению ее в дей­
ствительность.
Творческое воображение - это создание новых образов в процессе
творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писате­
ли, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь
в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фо­
тографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в
которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обоб­
щенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность пи­
сателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни,
особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение - это воображение на
основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях,
когда человек по одному описанию должен представить себе предмет,
который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда


108
4.15. Виды воображения




не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить
море в более или менее ярких и полных образах. '

109
Комментарии

Мышление - это психический познавательный процесс отражения
существенных связей и отношений предметов и явлений объективного
мира.



"Мышление - орудие высшей ориентировки
человека в окружающем мире и в себе са­
мом".
И.П. Павлов




Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая
связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира,
человек опирается не только на непосредственные ощущения и воспри­
ятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в
его памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих
законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется
уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями об­
щих положений, в которых отражены наиболее общие связи и законо­
мерности окружающего мира.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.
Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти
связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение
для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенно­
го, конкретно наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между пред­
метами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в нераз­
рывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах,
облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей
природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализиру­
ющими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятель­
ностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику
человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое
его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед челове-

110
4.16. Особенности мышления




ком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на
переустройство окружающего мира.

111
Комментарии

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объек­
та на составляющие его части.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином ана-
литико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к це­
лому.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении пред­
метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении,
таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование- мыслительная операция, основанная на отвлече­
нии от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в
них основного, главного.
Обобщение- это объединение многих предметов или явлений по ка­
кому-то общему признаку.
Конкретизация- это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существен­
ных свойств предмета или явления.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утвер­
ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действи­
тельности.
Умозаключение - это выделение из одного или нескольких сужде­
ний нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедук­
тивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­
ется на основании частичного сходства между явлениями, без достаточ­
ного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно
включенное в деятельность.
Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе
образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе
отвлечённых понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, различают определенные способы мышления.

112
4.17. Содержание мышления




Индукция- это способ мышления, при котором умозаключение идет
от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном
порядке индукции.

113
Комментарии

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет
собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших
полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления при­
нимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные
временные связи, которые образуются между мозговыми концами ана­
лизаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда
детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся
при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действи­
тельные зависимости между явлениями и предметами объективного
мира.

"Мышление... ничего другого не представля­
ет, как ассоциации, сперва элементарные,
стоящие в связи с внешними предметами, а
потом цепи ассоциаций. Значит, каждая ма­
ленькая, первая ассоциация - это есть мо­
мент рождения мысли".
И.П. Павлов


Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ас­
социации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объ­
единенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкрет­
ные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. коды.
Нейронные коды отражают определенную частоту импульсивной
активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных
задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслитель­
ных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными
коррелятами определенных мыслительных операций человека.
При принятии решений в ходе мышления образуются определенные
функциональные системы(см. 3.16.), которые обеспечивают разные уров­
ни принятия решения н наличие вызванныхщ\я них потенциалов- опре­
деленных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное
. внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим
процессом переработки информации.
Деятельность функциональных систем психики, наличие конкрет-


114
4.18. Физиологические основы мышления




ных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных
потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизма­
ми мыслительной деятельности.

115
Комментарии

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рас­
суждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозак­
лючений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рас­
суждений, а не восприятия.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных
чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий
предметов и явлений объективного мира.


"Я верю в интуицию и вдохновение. Вообра­
жение важнее знания, ибо знание ограничен­
но, воображение же охватывает все на све­
те, стимулирует прогресс и является источ­
ником эволюции".
А. Эйнштейн


Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на осно­
ве образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных
источников.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе твор­
ческого воображения.




116
4.19. Виды мышления,
выделенные по разным основаниям

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>