<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




117
Комментарии

Речью называется процесс практического применения человеком язы­
ка в целях общения с другими людьми.
В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства:
Содержательностьречн определяется количеством выраженных в ней
мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием дей­
ствительности.
Понятность речи достигается синтаксически правильным по­
строением предложений, а также применением в соответствующих мес­
тах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью.
По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, на­
оборот, вялой, бледной.
Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства
и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, бла­
годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, пережива­
ния, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоцио­
нальность значительно расширяет возможности общения.
Функция воздействия заключается в способности человека посред­
ством речи побуждать людей к действию.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством
речи давать предметам и явлениям окружающей действительности при­
сущие только им названия.
Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми пос­
редством слов, фраз.

Существуют определенные вилы речи.
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесе­
ния слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с
другой.
Монологическая речь - это речь одного человека, в течение от­
носительно длительного времени излагающего свои мысли.
Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее
двух собеседников.
Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.
Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а
лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

118
4.20. Психологическая
характеристика речи




119
Комментарии

К периферическим системам обеспечения речи относятся:
- энергетическая система пыхательных органов, необходимая для
возникновения звука, - легкие и главная дыхательная мышца - диаф­
рагма;
- генераторная система - звуковые вибраторы (голосовые связки гор­
тани), при колебании которых образуются звуковые волны;
- резонаторная система - носоглотка, череп, гортань и грудная клет­
ка.

Вторая сигнальная система. Согласно И.П. Павлову у людей сущес­
твуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная сис­
тема - это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды
на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сиг­
нальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначитель­
ная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Ра­
бота второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и
синтезе обобщенных речевых сигналов.
Мозговые центры речи. Специальными исследованиями установле­
но, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с:
- левым полушарием головного мозга;
- слухоречевой заной коры больших полушарий - задней часть ви­
сочной извилины, так называемый центр Вернике:
- так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах
третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных
физиологических механизмов.
Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтаг­
матические механизмы отражают динамическую организацию речево­
го высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры
головного мозга. Парадигматические отражают связь задних отделов
левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным,
семантическим и т.д.).
Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сооб­
щения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован.
Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематичес­
кой интерпретации головным мозгом полученной информации. Это
означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и
действуют на основе построения определенной модели опознания слов.
Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, вла­
деющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутрен-

120
4.21. Физиологические
основы речи




121
ними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический,
артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом
все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их осно­
ве, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время - сложнейшая система условных рефлексов. Её
основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражите­
лями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зритель­
ной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного
человека нейтральными раздражителями, становятся условными рече­
выми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосиг-
нальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения пред­
метов и их свойств.
В результате они приобретают смысловое значение, становятся сиг­
налами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Об­
разовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укреп­
ляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными
и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вы­
зывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое
слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом
предмета.
Глава пятая

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ,
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
И ОБРАЗОВАНИЯ

«Эмоции и чувства - это своеобраз­
ный инструмент, удерживающий жизнен­
ный процесс в в его оптимальных грани­
цах и предупреждающий разрушительный
характер недостатка или избытка каких-
то факторов в жизни данного человека».

П. К. Анохин


«Воля не есть какой-то безличный
агент, распоряжающийся только движе­
нием,- это деятельная сторона разума и
морального чувства, управляющая движе­
нием во имя того или другого и часто на­
перекор даже чувству самосохранения».

И. М. Сеченов


Мир психических явлений включает не только познавательные,
но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более
насыщенным, более многообразным и более своеобразным.
Особую роль в то же время в функционировании психики, её про­
явлении, развитии и совершенствовании играют психические состоя­
ния и психические образования, являющиеся совершенно иными пси­
хологическими феноменами, выполняя свои собственные функции.
Психические состояния отражают внутренний ритм и биологи­
ческие потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность
определенным фоном, нацеливают на определенную активность.
Психические образования - это результат жизненного опыта и
специальных упражнений человека. Они позволяют выполнять лю­
бую деятельность автоматизированно, без особых затрат умствен­
ной и двигательной энергии.
Знать их специфику - значит идти по пути дальнейшего познания
мира психических явлений.

123
Комментарии

Чувства - это переживание человеком своего отношения ко всему
тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.
Эмоции - это непосредственная форма выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особеннос­
ти, носят субъективный характер; вызывают удовольствие или неудо­
вольствие; отражают характер взаимодействия организма со средой;
имеют очень большое многообразие; вызывают успокоение или возбуж­
дение.

Физиологические основы эмоций и чувств. Физиологические процес­
сы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и
все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и воз­
никают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут
появиться также и в результате внутренних раздражений, возникаю­
щих в организме.
Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка пере­
дается по центростремительным нервам в центральную нервную систе­
му, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным
нервным проводникам импульсы возбуждения идут к различным орга­
нам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможе­
ния распространяются на вегетативные центры, что вызывает много­
образные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления
рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздра­
жителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при стра­
хе, покраснение при смущении.
Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ре­
тикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований,
ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору го­
ловного мозга, которое заключается в активизации или подавлении
деятельности коры, регулирующей наше поведение.
В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют
процессы формирования и преобразования динамических стереотипов.
Легкость формирования динамического стереотипа связывается с пол­
ожительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного
состояния, непринужденности. Трудность образования динамического
стереотипа, с его ломкой и переделкой, связана с отрицательными эмо­
циями, с чувством неприятности, тоски, безвыходности и т. п.
В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль
играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают зна­
чение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и

124
5.1. Сущность эмоций и чувств




их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются ха­
рактер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется
возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмо­
циональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

125
Комментарии

Интеллектуальные чувства - чувства, связанные с познавательной
деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной
работы, а также творческой деятельности в различных видах искусст­
ва, науки и техники.

Нравственные чувства - чувства, в которых отражается отношение
человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоз­
зрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в свя­
зи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потреб­
ностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвы­
шенного или низменного и т.д.

Стенические чувства - это чувства, активизирующие деятельность
человека.

Астенические чувства - это чувства, вызывающие пассивность.
И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их пра­
вильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

Настроения- это слабо выраженные эмоциональные переживания,
отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием при­
чин и факторов, их вызывающих.

Аффекты - это переживания большой силы, с коротким периодом
протекания. Они характеризуются значительными изменениями в со­
знании, нарушениями волевого контроля.

Страсти - сильные, глубокие, длительные и устойчивые пережива­
ния с ярко выраженной направленностью на достижение цели.



"Как значимы эмоции и чувства!
Это ветры, надувающие паруса
карабля; они его иногда топят,
но без них он не может плавать".
Вольтер


126
5.2. Классификация эмоций и чувств




127
Комментарии

Настроения имеют следующие отличительные особенности:
1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удо­
вольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного про­
явления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не
имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
2. Значительная длительность. Само их название указывает на то,
что настроения медленно развиваются и переживаются в течение дли­
тельного периода.
3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настроение,
человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же
человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него
проходит.
4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают
свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный
момент.
Отличительными особенностями аффектов являются:
1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во вре­
мя аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе
отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках.
Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи
освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего
воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление пережи­
ваемого эмоционального состояния.
2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями
течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным
процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.
3. Известная безотчетность эмоционального переживания. Она бы­
вает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта, и выража­
ется в снижении сознательного контроля за своими действиями; в со­
стоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он дела­
ет, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не спо­
собен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным
переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.
4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального пережи­
вания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и
все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при
аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого су­
жается и ограничивается небольшим количеством представлений и вос­
приятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных
аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные ус­
тановки личности, характер и содержание отражения объективной
, действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем
обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ра­
нее установок личности.

128
5.3. Особенности настроений и аффектов




5 Зак. 2491 129
Комментарии

Воля - это способность человека сознательно управлять своим пове­
дением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных це­
лей.
Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с
заранее поставленной целью.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить че­
ловек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать
себя на её достижение.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради
этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и
спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда
двигается, изменяет формы активности.

Физиологические основы воли. В теменной части коры больших по­
лушарий расположена область, управляющая двигательной актив­
ностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с
корковыми концами всех анализаторов.
Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-
либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной об­
ласти и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализа­
тора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пус­
ковым механизмом двигательной реакции. Связь двигательной облас­
ти коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных дви­
жений и действий человека.
Воля имеет условнорефлекторную природу. На основе временной
нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ас­
социации и их системы, что в свою очередь создает условия
целенаправленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о
том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные не­
медленно включаются в уже выработанную программу действия. Если
действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких
изменений в течение действия не вносится. Если же поступают сведе­
ния, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменя­
ется либо практическая деятельность, либо предварительная програм-
. ма. В основе этого процесса лежит деятельность функциональных сис­
тем психики и акцептора действия (см. 3.16.).
Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает

130
5.4. Психологическая характеристика воли




создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который мо­
жет быть вызван не только действующим в данный момент раздражи­
телем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Су­
ществующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоян­
ного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими
ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей.

131
Комментарии

Волевые действия представляют собой простой или сложный воле­
вой акт, который имеет свою структуру и особенности.

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудитель­
ных сил конкретных волевых действий выступают определенные пот­
ребности и мотивы человека (см. 6.10, 6.П.). Они могут быть самыми
различными. Но в любом случае заставляют активно работать мышле­
ние человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведе­
ния, ставить перед собой определенные цели.

Представление и осмысление цели действия. В результате возникает
борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула
волевого действия), которая служит показателем способности человека
устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нуж­
ными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба
мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать уси­
лия, заставляет задумываться об ответственности за последствия, свя­

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>