<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные произведения:
Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт.

580
МОНТЕНЬ Мишель Эйкем де
(1533?1592)
Французский философ-гуманист. Отвергал этические нормы, требовавшие умерщвления плоти, провозглашал гедонизм и индивидуализм. Выступал против схоластики и догматизма; отстаивал равенство людей, считал «естественное состояние» человека (не цивилизованное) наиболее благоприятным для жизни.
Основные произведения:
книга-эссе «Опыты» (1580-88).

НИЦШЕ Фридрих
(1844?1900)
Немецкий философ, представитель философского иррационализма, один из основателей «философии жизни». Испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. Радикально пересмотрел сложившуюся в европейской культуре к концу XIX века систему ценностей. Противопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). Резко критиковал христианство и основанную на его нормах культуру, проповедовал своеобразный эстетический имморализм, индивидуалистический культ сильной личности (миф о «сверхчеловеке»).
Основные произведения:
«Рождение трагедии из духа музыки»(1872), «Так говорил За-ратустра»( 1883?84), «По ту сторону добра и зла»( 1886), «Воля к власти» (опубл. в 1889?1901).

ОГАРЕВ Николай Платонович
(1813?77)
Русский философ, теоретик утопического социализма, поэт, публицист. Друг и соратник А. И. Герцена. В 1831 один из организаторов революционного кружка в Московском ун-те, в 1834-1839 в ссылке. С 1856 эмигрант, инициатор и соредактор «Колокола». Участник подготовки и создания общества «Земля и воля»(1861-1862), агитационно-пропагандистской кампании С. Г. Нечаева (1869-70). Подчеркивал важную роль экономического фактора в культурном, общественно-историческом развитии. Умер в Гринвиче близ Лондона, в 1966 прах перевезен в Москву на Новодевичье кладбище.
Основные произведения:
Романтич. лирика, поэмы, в том числе «Юмор»(ч. 1-3, опубл. 1857-1869); «Русские вопросы» (1856-1858); «Расчистка некоторых вопросов» (1862—1864); «Частные письма об общем вопросе» (1866-1867).

581
ПИКО Делла МИРАНДОЛА Джованни
(1463? 1494)
Итальянский философ, гуманист. Пропагандировал науку, утверждал первенство научной истины перед мнениями древних мудрецов.
Основные произведения:
«Речь о достоинстве человека».

ПЛАТОН
(428 или 427 до и. э. — 348 или 347)
Древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Восприятие Платона в разные эпохи развития философии менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
Основные произведения:
«Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия), «Государство», «Политика».

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич
(1835?1891)
Филолог, член-корреспондент Петербургской АН (1875). Разрабатывал вопросы теории словесности (язык и мышление, природа поэзии, поэтика жанра, учение о «внутренней форме» слова), фольклора, этнографии, общего языкознания, фонетики, грамматики и семасиологии славянских языков. Исследовал вопросы истории мышления в его связи с языком. Считал необходимыми демократическое преобразование общества, достижение политического и национального равенства.
Основные произведения:
«Из записок по русской грамматике», «Из записок по теории словесности», «Мысль и язык».

РАМАЯНА
Древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. Приписывается легендарному поэту Вальмики. Сформировалась около II в. Описывает подвиги Рамы. Источник сюжетов и образов многих литературных произведений в Индии и за ее пределами.
582
САРТР Жан-Поль
(1905?1980)
Французский философ, писатель и публицист, глава французского атеистического экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием А. Бергсона, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию». Противопоставляет объективность и субъективность, свободу и необходимость. Интересовался марксизмом, создать некий его синтез с экзистенциальной антропологией. Основные темы: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. В конце 60-х гг. выступил как идеолог леворадикального экстремизма. В 1964 Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.
Основные произведения:
«Бытие и ничто» (1943); «Критика диалектического разума» (1960); Незавершенная тетралогия «Дороги свободы» (1945?1949); пьесы-притчи «Мухи» (1943); «Дьявол и господь бог» (1951) и др. Русск. перев.: «Слова», «По направлению к Свану».

САХАРОВ Андрей Дмитриевич
(1921?1989)
Советский физик и общественный деятель, акад. АН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. С кон. 50-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х — начала 70-х гг. один из лидеров движения за права человека в СССР. Сахаров указывал, что человечеству угрожают последствия его разобщенности, вооруженного противостояния СССР и капиталистических стран: ядерная война, голод, экологические и демографические катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. А. Д. Сахаров видел альтернативу гибели человечества, говорил о необходимости демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы в СССР. Он доказывал, что социальный и научно-технический прогрессе ведут к сближению двух систем. Публикация этой работы на Западе послужила поводом для отстранения С. от секретных работ; после протеста против ввода войск в Афганистан С. в янв. 1980 был лишен всех гос. наград (Герой Соц. Труда (1954, 1956, 1962), Лен. пр. (1956), Гос. премии СССР (1953)) и сослан в г. Горький, где продолжал правозащитную деятельность. Возвращен из ссылки в 1986. В 1989 избран нар. депутатом СССР; в 1989 предложил проект новой Конституции страны. Лауреат Нобелевской премии мира (1975). В 1988 Европейским парламентом учреждена международная премия им. Андрея Сахарова за гуманитарную деятельность в области прав человека.
583
Основные политические и гуманитарные сочинения:
«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968), «Воспоминания» (1990).

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
(1853?1900)
Русский религиозный философ, богослов, поэт, публицист. Сын известного историка С. М. Соловьева, ректора Московского университета и автора 29-томной «Истории России с древнейших времен». Создал учение об универсуме как «всеединстве», возникшее как синтез христианского платонизма с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф. В. Шеллинга, естественнонаучным эволюционизмом и неортодоксальной мистикой. Оказал большое влияние на русскую религиозную философию (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и др.). Его стихи софийного периода явно воздействовали на поэзию русских символистов.
Основные произведения:
«Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Жизненная драма Платона», «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора».

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович
(1885? 1941)
Поэт, критик, впоследствии священник, троюродный брат А. Блока.

СОРОКИН Питирим Александрович
(1889?1968)
Русский социолог. Лидер правых эсеров; приват-доцент, с 1920 профессор Петроградского университета. В 1922 году вместе с другими русскими учеными по распоряжению Ленина выслан из Советской России, работал в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Рассматривал исторический процесс как циклическую смену основных типов культуры. Основой культуры считал интегрированную сфера ценностей, символов. Сорокин доказывал необходимость развития религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Основные сочинения (на русском яз.):
«Проблема социального равенства», «Система социологии», «Человек. Цивилизация. Общество».

ТИПИТАКА, ТРИПИТАКА
[санскр. «Три корзины (закона)» палийское «Типитака»], каноническое собрание текстов буддизма. Окончательная редакция — на 3-м
584
соборе в Паталипутре (3 в. до н. э.); записана в 80 до н. э. на языке пали (Цейлон). Важнейший источник для изучения раннего буддизма, содержит ценные сведения по истории и культуре древней Индии. Имеется множество комментариев.

ТОКАРЕВ Сергей Александрович
(1899?1985)
Советский этнограф и историк, доктор исторических наук. Профессор МГУ (1939-73). Работы по проблемам этногенеза, истории и религии разных народов, историографии.
Основные произведения:
«Ранние формы религии и их развитие», «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в.», «Религия в истории народов мира».

ФЕДОТОВ Георгий Петрович
(1886?1951)
Русский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом. Исследовал своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом.
Основные произведения:
«Святые Др. Руси», «Русское религиозное сознание» т. 1-2; сборник статей «Лицо России», «Судьба России и ее грехи».

ФРЕЙД Зигмунд
(1856?1939)
Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.
Одним из первых стал исследовать роль сексуальности в жизни человека, в культуре. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Предложил оригинальную модель структуры психики личности. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д. Доказывал, что западная культура жестоко угнетает природные влечения человека, что вызывает неврозы и патологии психики. Учение Фрейда оказало очень большое влияние на многие направления философии, социологии, социальной психологии, искусства XX в.
Основные произведения:
«Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).
585
ФРЭЗЕР Джеймс Джордж
(1854?1941)
Английский историк религии. Исследовал культы первобытных и древних народов. Противопоставлял магию религии, выводил их из индивидуальной психологии. Развивал сравнительный метод в этнографии.
Основные произведения: (русск. перев.):
«Золотая ветвь», «Фольклор в ветхом завете».

ХАБЕРМАС Юрген
(р. 1929)
Немецкий философ и социолог (ФРГ). С 1971 директор Института М. Планка по исследованию жизненных условий научно-технического мира, последователь франкфуртской школы. Неомарксист, идеолог западногерманской социал-демократии. Хайдеггер считает, что «интеракция» (общение) должна заменить марксово понятие производственных отношений. Противник позитивизма, технократической идеологии, сциентизма. Взгляды Хабермаса оказали влияние на студенческое движение во многих странах Запада в 60-70-х гг. («новые левые»).
Основные произведения:
«Teorie und Praxis», «Erkenntnis und Interesse», «Technik und Wissenschaftals «Ideolgie»», «Zur Logik der Socialwissenschaften», «Theorie des Kommunikativen Handels», «Der philosophische Diskurs der Moderne».

ХАЙДЕГГЕР Мартин
(1889?1976)
Немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Свое учение о бытии назвал «фундаментальной онтологией» Противопоставлял подлинного существования (экзистенцию) миру повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по X., с осознанием бренности человеческого существования. Исследовал происхождение «метафизического»способа мышления, поиск пути к «истине бытия». В конце концов утверждал невозможность рационального постижения бытия.
Основные произведения (в русск. перев.):
«Бытие и время», «Что такое метафизика?», «Разговоры на проселочной дороге».

ХЕЙЗИНГА Йохан
(1872?1945)
Нидерландский историк и философ, занимался историей и философией культуры. Создал оригинальную концепцию культурогенеза: основу культуры видел в игре как высшем проявлении человеческой сущности.
586
Основные произведения (русск. перев.):
«Осень средневековья», «Homo ludens», «В тени человека».

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович
(1828?89)
Русский публицист, литературный критик, писатель, просветитель, радикальный материалист. В 1862 г. арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон»заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Оказал большое влияние на общественное сознание русской интеллигенции утопическим романом «Что делать?», написанным во время заключения в Петропавловской крепости и содержащим мощный нигилистический пафос. Считал себя последователем Фейербаха и Бюхнера. Перевел «Основания политической экономии» Дж. Стюарта Милля.
Основные произведения:
«Очерки гоголевского периода русской литературы», «Лессинг», «Критика философских предубеждений против общественного владения», «Антропологический принцип в философии», «Письма без адреса» (1863).

ШЕСТОВ Лев (Шварцман Лев Исаакович)
(1866?1938)
Русский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за границей (в Швейцарии и Франции). Философия Л. Шестова по существу экзистенциальна (он предвосхитил основные идеи экзистенциализма). Шестов широко пользовался парадоксами и афоризмами, восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Разработал «философию трагедии»исследовавшую абсурдность человеческого существования. Спасение от этой абсурдности видел в мистической вере, в откровении, дарованном Богом.
Основные произведения:
«Достоевский и Ницше. Философия трагедии», «Апофеоз беспочвенности», «На весах Иова», «Афины и Иерусалим», «Умозрение и откровение»(опубл. в 1964).

ШОПЕНГАУЭР Артур
(1788—1860)
Немецкий философ, иррационалист. Сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое
587
бесцельное влечение к жизни. Эта воля к жизни есть основа бытия и не подчинена законам пространства и времени, поэтому она непознаваема. «Освобождение»от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — может быть достигнуто, по Шопенгауэру, в состоянии, близком буддийской нирване. Философия Шопенгауэра довольно пессимистична.
Основные произведения:
«Мир как воля и представление».

ШПЕНГЛЕР Освальд
(1880?1936)
Немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Представлял культуру как множество замкнутых «организмов» (всего восемь — египетская, индуистская, китайская, православная и т. д.), выражающих коллективную «душу»народа. Каждая такая культура проходит, подобно живому организму, жизненный цикл (рождение, рост, зрелость, старение и упадок, смерть), длящийся около тысячелетия. На ступени старения культура перерождается в свою противоположность — цивилизацию. В ней господствует голый техницизм, душа замещается расчетом, героические деяния — механической работе, на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Превращение культуры в цивилизацию есть признак предстоящей вскоре смерти данного «организма»
Основные произведения:
«Закат Европы»(т. 1?2,1918?22).

ЭНГЕЛЬС Фридрих
(1820?1895)
Немецкий мыслитель и обществ, деятель, один из основоположников марксизма. Вместе с Марксом написал программу Союза коммунистов — «Манифест Коммунистической партии» (1848). Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов.
Основные произведения:
«Положение рабочего класса в Англии», «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845?1846), «Манифест Коммунистической партии» (1848), — все три совместно с К. Марксом; «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (1873?82, опубл. 1925); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894).
588
ЮНГ Кард Густав
(1875?1961)
Швейцарский психолог и философ, психиатр, основатель «аналитической психологии»— цюрихского направления психоанализа. Юнг считал, что бессознательное существует не только в психике индивида, но и в сознании коллектива («коллективное бессознательное», структурные элементы которого он назвал архетипами. Именно архетипы, по Юнгу, являются истоками общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений. В структуре индивидуальной психики Юнг выделял наряду с глубинным ядром и «тенью», «маску» persona, которая как бы отделяет личность от общества. Ввел понятие «комплекс». Целью психотерапии Юнг считал индивидуацию личности. Юнг оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию
Основные произведения (русск. перев.):
«Психоз и его содержание», «Психологические типы», «Архетип и символ», «Аналитическая психология».



<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ