<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

состояться, иначе сама деятельность лишается смысла. Следовательно,
[Культурная деятельность регламентирована. Если отсутствуют
Принятые в данном сообществе формы и каналы, по которым выс­
траиваются коммуникативные цепочки, или ими пренебрегают, об-
Шение ,не может произойти. Любое общество вырабатывает те
90 Глава 5. Субъект культуры


конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность!
и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в за]
висимости от времени и места. Они не остаются неизменными.
значительной степени история культуры как раз и является иста
рией таких регламентированных и в то же время бесконечно мещ
ющихся коммуникативных форм выражения. Случаются и срывъ
когда регламенты культурной деятельности одного народа ника|
не соотносятся с регламентами других. Это лишний раз свидетель1
ствует о несовершенстве каждой отдельной цепочки. Тем не менет
регламентированность является столь же необходимым, как и вЦ
предыдущие, четвертым критерием культурной деятельности.
Созидательность. И наконец, последний критерий культурной
деятельности состоит в том, что это всегда созидательный акт,;:
котором объективируется творческий потенциал человека. Созид!
тельность может быть предельно традиционной, не противопоста|
лять себя существующим нормам и правилам, вплетаться в ни$
вносить новые краски и ароматы в прихотливую канву общег|
«культурного рисунка». Или, напротив, выражать собой открыты!
протест против традиции, быть средством активной борьбы с наси­
лием отживших старых форм и даже их ниспровержения. Однак!
культурная деятельность принципиально отличается от деструкти|
ных актов: ее первоочередной пафос направлен не на разрушение
уничтожение существующего, а на утверждение нового — на сон
дание инцх культурных форм, привлечение внимания к неизвеи
ным ранее возможностям человека и человеческого общества, о|
крытие неведомых прежде горизонтов.
Этими критериями культурная деятельность, разумеется, не иЦ
черпывается. Она предполагает и другие аспекты. В перечне пред
ставлен лишь тот необходимый минимум, без которого деяния субъек
та нельзя квалифицировать как культурные, а сам агент действие
не может считаться субъектом культуры.
В заключение еще раз обратим внимание: все перечисленные
выше характеристики субъекта культуры и черты культурной дЦ
тельности в равной степени относятся как к индивиду, так и
сообществу. Индивидуальный или коллективный культурный субъе*
проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют Hai
природная духовность, сформованность или воспитанность по onpd
деленной культурной модели, а также творческая инициатива. Х|
рактер же его культурной деятельности определяется совокупив
стью признаков, важнейшими из которых выступают символичности
смыслополагание, коммуникативность, регламентированность и с<(
зидательность.
91
5.2. Культурная самоидентичность


5.2. Культурная самоидентичность
11чентичность Понятия «идентичность», «самоидентичность»,
(самоидентич- «идентификация» и «самоидентификация» пришли
Кость) в психоло- в культурологию из психологии и социологии.
гни и социологии «Идентификация» происходит от лат. identifico, что
можно перевести как «отождествляю». В совре­
менном русском языке «идентификация» и «самоидентификация»
юбычно используются как синонимы. ч
В психологической литературе под идентификацией подразуме­
вается сложный процесс эмоционально-психологического и иного
самоотождествления индивида с другими людьми, группой, идеаль­
ным образом, художественным персонажем.
Понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом и прочно
пошло в практику психоанализа. В психоаналитической традиции
процесс идентификации трактуется как необходимый этап взросле­
ния, а также как важнейший механизм, обеспечивающий способ­
ность Я (Эго) к самореализации. Ребенок (или просто слабый, неса­
мостоятельный человек) имитирует слова и поступки родителя (ро­
дителей, избранного кумира), пытается воспроизвести в своей жизни
«то эмоционально-психологические стереотипы. Такие действия —
(непустое и непраздное занятие, они выполняют очень важную функ­
цию защиты от окружающего мира, позволяют преодолевать страх
и подавленность. Благодаря многократному уподоблению своего Эго
кумиру формируется инстанция Супер-Эго (Сверх-Я), которая в
последующем будет выступать одновременно и цензором поступ­
ков человека, доставляющим ему подчас немалые хлопоты, и щи-
froM от невзгод жизни. -
Французский ученый, считавший себя верным последовате­
лем идей 3. Фрейда, Ж. Лакан более подробно описал этапы и
механизмы процесса самоидентификации как необходимого ус­
ловия вхождения в социально-культурное пространство. По мне­
нию ученого, человек проходит в своем развитии три стадии —
«воображаемого», «символического» и «реального». На первой,
ранней, стадии становления субъекта Я жаждет слиться с тем,
кто мспринимается как Другой. Ребенок, ранее воспринимав­
ший собственное отражение как другое живое существо, начина­
ет отождествлять себя с ним. Этот воображаемый образ самого
кебя, которым обладает каждый человек, — его личная самотож-
•ественность. Стадию «вообража-емого», или, как ее еще называ­
ет Ж. Лакан, стадию «зеркала», все мы переживаем от 6 до 18
92 Глава 5. Субъект культуры

лет. Определение Я через Другого приводит к пониманию соци|
ального как такового. Обычно Другим выступает мать, с которо"
у субъекта завязываются непосредственные отношения. На вт<&
ром этапе — стадии «символического» — центром притяжени
выступает отец, в фигуре которого персонифицируются соци1
альные запреты и ограничения. Самоотождествление с Други
(отцом) знаменует встречу с культурой как институтом. Имени
на этой стадии происходит интеграция в социально-культурны'
контекст, эмоционально-психологическое единение с определе-
ной традицией. И, наконец, третья стадия — стадия «реального»
может считаться «просто историей», т.е. конкретной индивидуал
ной практикой объективации человеком собственного Эго в р
альном социальном контексте, в процессе которой удовлетвор
ются (или не удовлетворяются) его потребности. Заключител
ный этап позволяет человеку осознать как его тождественность-
единым социально-культурным организмом, так и отличие от нег^
(индивидуальность), тем самым определяется место человека
окружающем мире. Насколько адекватно представление индив
да о себе, о том, чем является его Я, зависит от множества обсто
тельств. Ни одна стадия процесса идентификации не проходит бе
болезненно.
В социологии при помощи термина «идентификация» описыв
ются механизмы и практики вхождения человека в социально
пространство, помогающие ему овладевать различными видами с л 1
циальной деятельности, усваивать и адекватно воспринимать с
циальные нормы и ценности, воспроизводить определенные рол:
вые установки. Усвоение тех или иных видов социальной прдктй;
ки происходит в результате того, что идентификация протекает ;!
разнообразных формах. Различаются три основных формы идеи;
тификации:
— непосредственно эмоциональное отождествление себя с ре
альными или вымышленными людьми (с родителями, героями ромд|
нов и кинофильмов и пр.), итогом чего становится в первую оч
редь копирование внешних признаков деятельности;
— причисление себя к номинальной социальной группе, что при
водит к усвоению важных социально-поведенческих стереотипов;:
— отождествление себя с реальной социальной группой, че"
обусловливается стойкая убежденность в своей полной сопричаст?
ности нормам и требованиям данной социальной общности. В про
цессе идентификации человек обретает идентичность ^— ощущение
принадлежности к какому-либо сообществу, чувство того, что он н
93
5.2. Культурная самоидентичность

один и что его неповторимая индивидуальность защищена от хаоса
одиночества определенной традицией.

Психосоциальная Понятие «психосоциальная идентичность» было
идентичность введено американским психологом и психотера-
. певтом, причисляемым к неофрейдистской тра­
диции, Э. Г. Эриксоном. Под идентификацией личности Эриксон
понимал субъективное чувство и в то же время объективно на­
блюдаемое состояние самотождественности и целостности инди­
видуального Я, сопряженное с уверенностью человека в тожде­
ственности, истинности и целостности того или иного разделяемо­
го с другими людьми образа мира и своего места в этом мире.
Идентичность выступает фундаментом всякой личности и показа­
телем ее психосоциального благополучия. По Эриксону, она вклю­
чает в себя следующие моменты:
— внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающе­
го мира, ощущении времени и пространства;
— тождество личных и социально принятых мировоззренческих
установок;
— чувство включенности Я-человека в какую-либо общность.
Таким образом, идентичность включает несколько аспектов.
У всякого человека существует уверенность, что «Он есть», т.е.
существует как автономная уникальная индивидуальность, в'опреки
всем очевидным изменениям, которые происходят вокруг него и в
нем самом. Не меньшее значение имеет нормативность индивиду­
ального психического развития и душевного благополучия (личност­
ная идентичность). Эта норма не обязательно выражается в имено­
вании, своде отчетливо осознаваемых правил, озвученных поведен­
ческих регламентов. Очень часто она ощущается интуитивно, на
предсознательном уровне, действует как «непонятно кем спущен­
ный императив». Признак принадлежности индивидуального бытия
к некоторой социальной общности, определяемой конкретной исто­
рической данностью (групповая или коллективная идентичность),
выступает еще одной стороной идентичности. И наконец, послед­
ний ее аспект — свидетельства обретения экстенциальной, т.е. фун-
дамфтально-жизненной, устойчивости перед лицом угрозы несу­
ществования-смерти.
Общим моментом перечисленных аспектов идентичности, а так­
же главным условием их формирования, согласно Эриксону, высту­
пает соотношение психологических и социокультурных параметров
жизни человека. Они принимаются как соответствие (или,
94 Глава 5. Субъект культуры

напротив, несоответствие) духовного содержания конкретно-истори­
ческой эпохи, реализованного в пределах определенной группы лкъ
дей, и внутренних — осознаваемых и неосознаваемых — запросов
личности. Очень часто мы слышим сетования вроде: «Мне надо было
родиться в другом времени или в другом месте» либо, напротив,
торжествующее: «Я нахожусь именно там, где должен был находить­
ся!». Они как раз и выражают крайние позиции различных вариаций
идентификации. Первая фраза передает ощущение человеком своей*
принадлежности иному социокультурному контексту, отличному от
времени и места, в котором ему довелось родиться. Вторая указыва­
ет на адекватное восприятие им окружающей действительности, аб-|
солютное отождествление себя с реалиями жизни.
Личностная психосоциальная идентичность, таким образом, — это
знание того, «кто я есть,в мире», ощущение факта своего конкретного
бытия, встреча со своим «подлинным Я». Частое отсутствие уверен-3
ности в том, что его Я созвучно миру, побуждает человека к дей­
ствию либо служит причиной страдания. Индивид оценивает себя,
во-первых, на основе мнения о себе окружающих, руководствуясь со­
циальными нормами, культурными установками, высказываниями д о т
гих людей, во-вторых опираясь на собственные критерии оценки себя;
и окружающего мира. Благодаря непрерывному сравнению этих оце­
нок возникает (или не возникает) тождество личностной и социо-f
культурной идентичностей, что в свою очередь служит признаком3
адаптированности человека к среде обитания.
Идентичности принадлежит ведущая роль в обретении индивид
дуумом психосоциального равновесия. В процессе идентификации
огромное значение имеют культурные и этнические характеристик
ки группы, в которую включен человек, ее обычаи и нравы, религи|
озная практика, нравственные установки, особенности материально-
экономической деятельности, способы организации труда и быта
и пр. Из этих форм социальной и культурной деятельности — «ре-I
зервуара коллективной целостности», как называет их Эриксон, -Ж
человек черпает собственные социальные роли, лексические и фра-
зиеологические шаблоны, регламенты поведения, а также их оце^|
ночно-смысловое наполнение.
Следует акцентировать внимание на том, что идентификация, равно
как и социокультурная идентификация, это не «разовое-мероприятие» ;
или некоторая стадия в развитии, заканчивающаяся при достижении •
человеком определенного состояния, но непрерывный процесс приоб-
ретения им новых психосоциальных и культурных характеристик, •
также утраты старых. На каждом этапе жизни значимыми, доминант­
ными для человека могут быть самые разные социокультурные уста-,
95.
5.2. Культурная самоидентичность

новки. По мере взросления, расширения жизненного опыта, внесения
о орбиту внимания новых граней и полюсов действительности, обще­
ния с другими людьми, он пересматривает свое мнение и о себе, и о
мире. Формирование идентичности, ее изменения протекают в виде
сменяющих друг друга нормативных психосоциальных кризисов. Под­
ростковый кризис, горькое прощание с «иллюзиями молодости», кри­
зис среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей
профессии, в себе самом вполне закономерны, каждый из людей так
или иначе проходит эти рубежи.
Среди наиболее болезненных необходимо назвать юношеский
кризис самоидентичности. Он знаменует собой время перехода из
стадии «воображаемого», еще в значительной мере неадекватного
отражения действительности, в стадию «символического», непос­
редственного вхождения в культуру; пору первых реальных столк­
новений с ее ограничительными механизмами, когда нормативные
требования могут восприниматься исключительно как репрессив­
ные, враждебные и ущемляющие свободу индивида. В этот период
человек получает возможность осознанно обрести (или утратить)
свое подлинное Я. Он вступает в мир и самым непосредственным
образом соприкасается с реальностью времени и места, в которых
ему предстоит жить. Поэтому столь «беспокойна» юность, столь
много хлопот доставляет она и самому молодому человеку, и всему
социальному порядку. Чрезвычайно важно, чтобы по окончании юно­
шеского кризиса создалось гармоничное и адекватное возможнос­
тям представление индивида о его личной сопричастности веду­
щей культурно-исторической тенденции эпохи, что позволит ему в
будущем сохранить полноту и целостность ощущения жизни во­
преки всем изменениям. Чаще всего именно в этот период созда­
стся (или не создается) представление о социально-исторической
идентичности группы, с которой отождествляет себя индивид, как о
единственно аутентичной, подлинно человеческой возможности ре­
ализации собственного Я, приобщения к высшим реальностям, обре­
тения морального бессмертия.
К концу юношеского возраста обычно закрепляются и социаль­
но-культурные роли, которые в последующем будут определять
жизненный путь человека. Эриксон различает негативные иден­
тичности — «преступник», «проститутка», «сумасшедший», «изгой»
и др. — и позитивные. Конкретный «набор» позитивных и негатив­
ных ролей определяется культурными нормами, доминирующими в
данное время, и может варьироваться.
Почему же идентичность, процесс идентификации, или обрете­
ния идентичности, столь важны и в социологическом, и в психо-
96 Глава 5. Субъект культуры

логическом, и в культурологическом отношениях? Прежде всего
потому, что в них выражается одна из важнейших имманентных
человеческих сущностей, реализуются экзистенциальные, т.е. фун­
даментально-жизненные, потребности человека как такового.

Экзистенциаль- Потребности человека — одна из сквозных тем й
ные потребности общественной мысли со времен Античности. Мыс­
лители разных времен пытались дать свою интер-,
претацию того, что «можно считать подлинно-человеческой, т.е. при-*
сущей любому человеку от рождения вне зависимости от того, где и
как он проживает свою жизнь, потребностью, а что — капризом эпсн
хи или личной прихотью. Среди всего многообразия мнений очень
удачной и убедительной считается типология экзистенциальных псы
требностей человека, предложенная немецко-американским психо-'
логом, психоаналитиком и философом, причисляемым к мощной тра­
диции экзистенциализма, Э. Фроммом. Учение об экзистенциальных
(уже в самом названии подчеркивается их фундаментальный харак­
тер) потребностях является центром культурантропологической кон
цепции мыслителя. Э. Фромм выделяет пять потребностей: в обще-,
нии,трансценденции,«укорененности», самоидентичности и системе!
ориентации. Они имманентны человеческой сущности и никогда не!
удовлетворяются в полной мере, выступая стимулом прогрессивного
развития. Осознание их неизбывности и недостижимости чрезвьи
чайно важно, ибо способствует творческой активности.
Каждая из потребностей может быть удовлетворена как здоро4
вым, нормальным, естественным образом, так и нездоровым, невро­
тическим, аномальным путем. В зависимости от того как — есте*:
ственно или неестественно — удовлетворяются в том или ином;;
обществе экзистенциальные потребности человека, формируются
«здоровые», гуманистические, либо, напротив,«больные»,«садомазо­
хистские» группы и типы людей.
Здоровое удовлетворение потребности в общении реализуется
в альтруистической любви, основанной на заботе и ответственно­
сти за других; нездоровое же — посредством насилия, подчинения
других себе. Материнская, отцовская, сыновья, братская, гетеросек-:
суальная любовь, а также любовь к Богу и самому себе могут иметь'
как здоровый, так и нездоровый оттенок. Подмена одного вида люб­
ви другим приводит к «утрате аутентичности» (подлинности ЯШ
становится причиной невроза.
Потребность в трансценденции, т.е. в выходе за физиологиче­
ские границы собственного Я, также реализуется и в здоровых, и в
нездоровых формах. Естественным путем она приводит к созида-
5.2. Культурная самоидентичность 97


тельному творчеству, к стремлению через полезный и социально зна­
чимый труд «расширить» пределы своего бытия; неестественным —
к агрессии, к жестам вандализма, деструктивным поступкам.
Чрезвычайно важна потребность в «укорененности», т.е. в со­
циокультурной идентификации себя с той или иной формой обще­
ственного устроения. В современных условиях при .достаточно сво­
бодной миграции идей и людей в пределах человеческого сообще­
ства эта потребность естественным образом удовлетворяется
посредством добровольного и разумного избрания той исторической
общности, конфессии или культуры, того объединения, к которым че­
ловек чувствует наибольшую склонность. В невротических обще­
ствах, где культивируется «садомазохистский» тип, где идеологичес­
кое давление полностью, подчиняет человека, потребность в «укоре­
ненности» удовлетворяется в результате освобождения архаических
стадных влечений, путем «саморастворения» в родовой группе, на­
ции. По мнению Э. Фромма, тоталитарные режимы XX в. — в осо­
бенности гитлеровский фашизм и сталинский коммунизм — явили
миру как раз такую форму реализации потребности в «укорененно­
сти», стремления идентифицировать себя с тем или иным культур­
ным сообществом. В справедливости фроммовских слов можно убе­
диться, если посмотреть, например, знаменитые фильмы Л. Риффен-
шталь, официального кинодокументалиста фашистской Германии,
«Триумф воли» и «Олимпия».
Потребность в самоидентичности здоровым образом удов­
летворяется через поиск внутреннего центра душевной жизни, са­
мостоятельную выработку человеком мировоззрения и системы
ценностей. Здравые взрослые люди не просто заимствуют из гото­
вого арсенала культуры те или иные оценки явлений окружающей
действительности, прежде чем что-либо из них принять или, напро­
тив, отвергнуть, они взвешивают, «пропускают» их через себя, слича­
ют с собственным опытом жизни. Невротики же, у которых само­
сознание обычно слабо развито, руководствуются при удовлетворе­
нии .данной потребности слепым подражанием, следуют расхожим
общепринятым мнениям, бессознательно отождествляют себя с ге­
роем, вождем, кумиром, идолом, тотемом, божеством. В межличност­
ных отношениях внутри группы элемент взаимной идентификации
присутствует постоянно и не свидетельствует о каких-либо психи­
ческих отклонениях. Наоборот, он выступает признаком единства,
монолитности, показателем способности входящих в него людей
ощущать собственную «групповую индивидуальность» как принад­
лежность к одному сверхличностному источнику. Потребность в
самоидентичности неотделима от потребности в «укорененности».

I Культурология
98 Глава 5. Субъект культуры

Потребность в системе ориентации — стремление человека
к познанию и освоению мира, к постижению смысла и логики раз­
вития универсума. Вид и форму знания здоровый человек выбирает
сам, убеждаясь на собственном опыте в верности той или иной
познавательной программы. Ни одно. Из объяснений мировых про­
цессов, по мнению Э. Фромма, не дает полной картины многообра­
зия явлений действительности. Поэтому как рационально-научная,
так и религиозно-мистическая модели, взятые изолированно друг от
друга, не способны адекватно объяснить мир. Невротик упорствует
в своем нежелании прислушаться к иным мнениям, что неминуемо
приводит к дезориентации, неспособности правильно оценить ре­
альность^

Этнокультурная Итак, культурная идентификация — это самоощу-
идентичность щения человека внутри конкретной культуры. Она
характеризуется субъективным чувством индиви­
дуальной самотождественности, т.е. отождествлением себя с теми
или иными типологическими формами культурного устроения, прежде
всего с конкретной культурной традицией. Когда индивид приходит
в мир, он «погружается» в определенную культурную «наследствен­
ность», которую усваивает от окружающих его людей. Ведущую, но
далеко не всегда определяющую роль играет при этом националь­
но-этнический аспект.
Национально-этническое сознание предполагает идентификацию
человека с определенным историческим прошлым его нации, этно­
са. Мировоззрение этнического сообщества выражается не только
через констатацию «общей крови» или наличие общих психофизи­
ологических признаков, но главным образом через выработку це­
лой системы отличительных символов (эмблем, знаков, святынь,
мифов, легенд, историй). Этническая уникальность — категория от­
носительная, лишенная всякого смысла вне системы культурно-ис­
торических отношений. Этнос не обязательно характеризуется един­
ством территорий или кровным родством. Он шире кровнородствен­
ных отношений. Представители одной и той же этнической группы
могут быть отделены друг от друга, подвергнуться рассеянию и
миграции, коллективному изгнанию, проживать долгое время в ок­
ружении других народов, даже утратить такой, казалось бы, безус­
ловный признак общности, как язык, и при этом все равно сохра­
нять ярко выраженную этнокультурную определенность. Принци­
пиальное значение имеет как раз характер культурной идентичности.
Она может сохраняться веками или, напротив, утрачиваться доста­
точно быстро.
5.2. Культурная самоидентичность 99

Крайним выражением причастности всей культуре, всему чело­
вечеству может служить установка на космополитизм. Но, как по­
казал еще О. Шпенглер, подобная культурно-идентификационная

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>