<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Естественные Под естественными знаками понимаются вещи и
знаки явления природы. Конечно, не'все из них выступа­
ют как знаки. Предмет не может быть знаком
самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то дру­
гие предметы и рассматривается в качестве носителя информации
о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью,
свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию об.
этом целом. Естественные знаки — это знаки-признаки. Простей­
ший пример: дым как знак огня.
Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками че­
го они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информа­
цию. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных све­
тил — все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто спосо­
бен «расшифровывать» их (умение понимать знаки-признаки <
блестяще демонстрируют герои некоторых литературных произве­
дений — Дерсу Узала у Арсеньева, Чингачгук у Ф. Купера, Робин­
зон у Дефо, Задиг у Вольтера). Но если человек не способен это
делать, то он, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.
Умение понимать и использовать естественные знаки для ориенти­
ровки в природной среде являлось существенным компонентом пер-
118 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды


вобытной культуры. К сожалению, это умение с развитием цивилиза­
ции постепенно утрачивается. Деревенская культура сейчас в какой-
то степени ещё сохраняет его, а в городской оно становится все более
редким явлением. Естественных знаков великое множество, но в обы­
денном опыте они обычно не подвергаются систематизации. Построен
ние систем естественных знаков является, как правило, результатом
длительного развития практики и науки. Примером может служить
знаковая.система медицинской диагностики. Базируясь на сведениях,!
накопленных в многовековом лечебном опыте, она фиксирует и сисЛ
тематизирует разнообразные признаки и симптомы болезней.

Функциональные Какой-либо предмет становится функциональным!
знаки знаком, если связь между ним и тем, на что он ука-^
зывает, возникает в процессе человеческой деятель-]
ности и основывается на способе его употребления человеком. На-;
пример, обнаруженное археологом в кургане оружие — функцио-]
нальный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин.[
Обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст),!
несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг;]
на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки — знак!
слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался;
или собирается заняться земляными работами.
Функциональные знаки — это тоже знаки-признаки. Но в отли­
чие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на'
что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не
законами природы, а теми функциями, которые они выполняют в де-j
ятельности людей. Ведь эти знаки являются предметами, имеющими]
какое-то прагматическое назначение. Они создаются человеком для
практического использования, а не с целью наделить их знаковой
функцией, и могут выступать в качестве знаков только потому, что
включены в человеческую деятельность и вследствие этого несут
в себе какую-то информацию о ней. Разумеется, для того чтобы из-'
влечь из них эту информацию, требуется иметь какие-то предвари­
тельные знания об условиях их применения в человеческой деятель­
ности. Наглядные и эффектные примеры, показывающие, как много
сведений могут дать функциональные знаки проницательному на
блюдателю, можно отыскать в рассказах А. Конан Дойла о Шерлоке
Холмсе, Честертона о патере Брауне, А. Кристи о Пуаро. В обыден­
ной жизни функциональные знаки «расшифровываются», может быть,
не столь хитроумно, но зато повседневно и постоянно.
В качестве функциональных знаков могут выступать не только
предметы, но и действия людей. Всяк?*й школьник знает: когда учи-
6.2. Основные типы знаковых систем культуры 119



тель начинает водить пальцем по классному журналу — это знак
того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершая непроиз­
вольные и бессознательные телодвижения, человек, как правило, даже
не подозревает, что он подает этим знаки, сигнализирующие о его
чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях.
Функциональные знаки наряду с первичными значениями, свя­
занными с их прагматическими функциями, могут принимать и вто­
ричные значения, которые приписываются им более или менее
произвольно (чаще всего — на основе каких-то аналогий). Такие
вторичные значения они приобретают, например, во многих суеве­
риях приметах (подкова, прибитая у двери; пустые ведра у идущей
навстречу женщины; упавшая со стола ложка' или нож — придет
женщина или мужчина и т.п.). В популярных в прошлом «Сонни­
ках» — сборниках толкований снов — можно найти массу вторич­
ных значений, которые придаются самым разнообразным вещам, уви­
денным во сне.
Поскольку предметы и поступки, выступающие в качестве функ­
циональных знаков, представляют собой средства, результаты, спосо­
бы человеческой деятельности, постольку они самой этой деятельно­
стью упорядочиваются и систематизируются. Большой и сложной
системой функциональных знаков является, например, производствен­
ная техника.

Иконические Это принципиально иной класс знаков по сравне-
знаки нию с естественными и функциональными. Ико­
нические (от греч. eicon — изображение) знаки —
это знаки-образы. Их определяющей чертой является сходство с тем,
что они обозначают. Это сходство может быть большим или мень­
шим — от подобия лишь в некотором отношении до изоморфизма
(взаимно-однозначного соответствия всех элементов и отношений).
Иконические знаки — знаки в полном смысле слова. Если для
предметов, выступающих в качестве естественных и функциональ­
ных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими
как бы по совместительству с их основными функциями, то для
иконических знаков эта функция является главной и основной.
Они,- как правило, искусственно создаются так, чтобы их внешний
вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возмож­
но в качестве иконического знака использовать и естественно об­
разовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслу­
чайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.
Иконический знак может быть сходен с обозначаемым предме­
том по «материалу», из которого они оба состоят. Так, в музыке
120 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

иногда имитируется рокот волн, гром, автомобильный гудок и т.д.
Здесь музыкальные инструменты воспроизводят звуки, которые мы
слышим в жизни, в том же «звуковом материале» (в колебаниях
воздуха). Однако образы, сходные с обозначаемым предметом, мож­
но создавать и в совершенно ином материале, нежели тот, из кото­
рого состоит предмет. Скульптура или портрет на холсте дают нам!
образ человека, хотя они выполнены в камне или краске. Поэты й
писатели с помощью слов вызывают у читателя яркие образы опи­
сываемых людей,явлений, событий.
Образы различаются по степени своей похожести на оригинал.
Одни из них имеют схематичный, упрощенный характер — таковы^
знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы, тт]
алетные комнаты и т.д. Другие настолько похожи на изобража­
емую натуру, что создают полную иллюзию ее действительного'
присутствия перед нами. Например, рассматривая нарисованный ху­
дожником пейзаж или натюрморт, мы забываем, что видим «плос­
кое», двумерное его изображение и воспринимаем картину так, кзМ'
будто бы ее плоскость является настоящим трехмерным простран­
ством.
В искусстве образы действительности часто создаются на осно­
ве иконического отражения некоторой части изображаемого, дей-'
ствия с ним, его использования и т.д. При этом автор обычно стре­
мится не просто точнее скопировать действительность, но выразить
свое субъективное видение вещей, собственную точку зрения на
них. Художественные образы в произведениях искусства отлича­
ются тем, что они отражают не только внешний, наружный облик
людей, явлений, событий, но и их скрытое от непосредственного вос­
приятия внутреннее содержание.

Конвенциональ- Конвенциональные (условные) знаки — это ис-
ные знаки кусственно созданные знаки. Обычно они имеют
мало общего с тем, на что указывают, и придание
им определенного значения является результатом соглашения, до-|
говора (слово «конвенциональный» происходит от лат. conventio —
соглашение, договор, условие). Конвенциональный знак обозначает
определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с!
ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не по-!
тому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам.
Он служит обозначением предмета «ло условию» — потому, что
люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенцио­
нальные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять
знаковую функцию, и ни для какой другойлели не нужны.
6.2. Основные типы знаковых систем культуры 121


Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный зво­
нок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеход­
ном переходе; звезды и полосы на погонах.
Существует два основных вида конвенциональных знаков —•
сигналы и индексы.
Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Значение,
которое придается наиболее распространенным и общепринятым
в данной культуре сигналам, усваивается людьми с детства (напри­
мер, значение цветов светофора). Значение многих специальных
сигналов становится известным только в результате обучения (та­
ковы, например, флажковая сигнализация на флоте и навигационные
сигналы). •
Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций,
имеющие компактный, легко обозримый вид'и применяемые для того,
чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда
(но не обязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний
вид подсказывал, что они обозначают. Примеры знаков-индексов:
показания приборов, картографические знаки, различного рода услов­
ные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах.

Вербальные Вербальные знаковые системы — важнейшие
шаковые системы из созданных людьми знаковых систем1: они об­
разуют семиотический базис культуры.
В мире существует от 2500 до 5000 естественных языков (их
точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных
критериев для отличия разных языков от разных диалектов одно­
го и того же языка). Любой естественный язык — это исторически
сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры
говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не
может сравниться с ним по своему культурному значению2.
Несомненно, человеческий язык сложился на основе психофизи­
ологических возможностей, заложенных в биологической природе
человека. Устройство мозга, органов слуха, гортани обусловливает
количество различаемых звуков речи (фонем), способы их сочета­
ния, длину слов и фраз. Но реализация и развитие языковой спо-

1
Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных — напри­
мер, формализованных— языков.
2
Следует отметить, что слово «язык» используется в двух смыслах: узком —
для обозначения только естественных языков, и широком — для обозначения и
других знаковых систем (например, выше говорилось о «художественном языке»).
< )бычно из контекста нетрудно понять, в каком из этих смыслов оно употреблено.
122 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

собности происходит у людей только в условиях общения. Наблю-'
дения над детьми, по каким-либо причинам оказавшимися вне чело­
веческого общества, показали, что они не умеют говорить и научиться
речи, по-видимому, не могут. Язык формируется и развивается людь­
ми только благодаря совместной общественной жизни. Поэтому он
хотя и имеет биологические предпосылки, но является по своей
сущности социальным феноменом.
Можно указать на целый ряд преимуществ языка перед други-:
ми знаковыми системами.
Язык экономичен и удобен для пользования. Произнесение зву­
ков членораздельной речи не требует от человека сколько-нибудь
заметных затрат энергии, не нуждается в предварительной подго­
товке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки
и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое вре­
мя достаточно большой объем информации.
Важным достоинством языка является надежность его как сред­
ства сохранения и передачи информации. Это достигается благодаря
тому, что он, несмотря на свою экономичность, «избыточен», т.е. коди­
рует информацию в большем количестве знаков, чем это необходи­
мо для ее восприятия. Избыточность дает возможность правильно
установить содержание языковых сообщений и избежать ошибок
даже тогда, когда в сообщении содержатся пропуски и искажения.
Самая главная особенность языка, отличающая его от всех дру- ;
гих знаковых систем, заключается в его специфической структур­
ной организации. Хотя нам так легко и просто объясняться на род­
ном языке, что мы обычно говорим, не задумываясь над тем, как мы
это делаем, язык на самом деле далеко не так уж прост. Он пред­
ставляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую,
многоуровневую систему знаков. Базисной структурной единицей
является слово. Подобно атомам, слова имеют внутреннюю структу­
ру (корень, суффиксы, приставки и пр.) и строятся из «элементарных
частиц»: ими служат звуки — фонемы (которые, строго говоря, не i
являются знаками, потому что у них самих по себе нет значения).
«Атомы»-слова объединяются в «молекулы» — фразы, предложе­
ния, высказывания. А из последних складываются тексты — круп­
ные и более или менее цельные «куски» речи. Таким образом, мож­
но выделить четыре основных структурных уровня языка.
1. Фонетика — звуковая, акустическая сторона языка. Каждый
язык имеет свои фонетические особенности — характерные для(,1
него фонемы, формы и способы их комбинации, варианты интона­
ций и др. Число фонем сравнительно невелико: в разных языках
оно колеблется от 10 до 80. Если бы язык строился на уровне
фонем (т.е. знаками его были бы только фонемы), то он был бы,
6.2. Основные типы знаковых систем культуры 123


очевидно, очень беден. Но из небольшого количества фонем можно
составить необозримое множество комбинаций. Вот почему основ­
ными структурными составляющими языка становятся не фонемы, а
их комбинации — слова. Только на уровне слов начинают прояв­
ляться те достоинства языка, которые делают его главной знаковой
системой культуры.
2. Лексика — словарный фонд языка. Она насчитывает в раз­
витых языках до 400—500 тыс. слов. Однако в повседневном оби­
ходе практически используется лишь малая часть из них. Полное
собрание сочинений Пушкина состоит из 600 тыс. слов. При этом в
нем содержится 21 тыс. различных слов. Лексическая структура языка
очень сложна. Немалую сложность вносит в нее полисемия —
многозначность слов.
В современных языках около 80% слов многозначны. Даже такое
простое слово, как «стол», имеет в русском языке несколько значе­
ний: это и предмет мебели (в этой комнате стоит стол), и питание,
пища (в этом санатории прекрасный стол), и отделение в учреж­
дении (справочный стол), и стол переговоров (сесть за стол перего­
воров можно и без стола!). Разумеется, полисемия затрудняет изуче­
ние языка. Но вместе с тем она обогащает нашу речь, насыщает ее
добавочным, явно не формулируемым содержанием («подтекстом»).
3. Грамматика — строй языка, т.е. система форм и способов
образования, изменения и употребления слов. Один словарйый состав
без грамматики еще не составляет языка. Отдельные слова сами по
себе дают мало возможностей для выражения мыслей. Сколько-ни­
будь сложные мысли требуют упорядоченного объединения многих
слов в целостные высказывания. Смысл предложений зависит не
только от слов, из которых они состоят, он в значительной мере опре­
деляется грамматикой. Более того, грамматические структуры уже сами
по себе выражают существенные черты содержания предложения, так
что, понимая их, можно даже при незнании слов понять, о чем идет
речь. Русский лингвист Л.В. Щерба демонстрировал эту способность
грамматических структур нести в себе информацию знаменитой фра­
зой: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка».
Слова здесь как будто совершенно бессодержательны, но все же грам­
матика нам подсказывает общий смысл фразы: некое существо женс­
кого Пола совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а
потом начало что-то вытворять с его детенышем.
4. Стилистика — манера оформления речи, характеризуемая прин­
ципами отбора и комбинации используемых языковых средств. Совре­
менной литературе свойственно многообразие стилей. Разнообразные
стилистические формы приобретает язык и в практике общения лю­
дей. Стиль может рассматриваться также как индивидуальная манера
124 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды


речи, которая в большей или меньшей мере отражает уровень образо-t
вания, род занятий, круг интересов, мироощущение личности. Как спра-'
ведливо отметил Ж. Бюффон, «стиль — это сам человек».
На всех уровнях языка существуют нормы, определяющие по-,]
строение речи. Люди, говорящие на одном языке, способны пони-1
мать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм. I
Несоблюдение этих норм — фонетические отклонения (недостат-Л
ки произношения), неточное употребление лексики, грамматичес­
кие ошибки, стилистические погрешности (например, чрезмерная^
громоздкость фраз) — порождает путаницу и недоразумения. На­
глядным примером тому служит известное выражение «Казнить|
нельзя помиловать», которое может обрести два противоположных^
смысла в зависимости от того, где поставить запятую (или, в уст-1
ной речи — где сделать интонационную паузу). Но вместе с тем Г
границы языковых норм не являются жесткими. Они достаточно
гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить |
приспособление языка к возникающим в культуре новшествам.
Естественный язык — открытая система. Он (в отличие от стро­
гих формализованных систем, о которых будет сказано ниже) спосо-';
бен к неограниченному развитию. В своих изменениях язык фик­
сирует происходящие в обществе сдвиги. Физики раскрыли секре-1
ты атома — в обыденный язык вошли слова «электрон», «атомный]
реактор». В домах появилась радиотехника — привычными словами i
для нас стали «антенна», «транзистор». Возникли новые веяния в
музыке — язык обогатился словами «джаз», «тяжелый рок». Вместе.)
с тем исчезают из употребления или изменяют значение и стилевую
окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жиз­
ни: такова в наши дни судьба слов «криница» (некопаный родник), \
«выя» (шея), «вран» (ворон), «трактир» и «половой» (слуга в тракти-,
ре), «человек» в значении «лакей», «четверть» как мера объема.
Но, несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается
одним и тем же в течение столетий, и дети понимают своих пред- \
ков, а деды — внуков и правнуков, потому что наряду с быстро j
изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словар- \
ный фонд — лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками. \

Знаковые систе- Важнейшая из них — письмо, система записи зна-
мы записи ков естественного языка, устной речи. К этому
типу знаковых систем относятся также нотная
грамота, способы записи танца и т.п. Их особенностью является то,|
что они возникают на базе других знаковых систем — разговорного^
языка, музыки, танца, — и вторичны по отношению к ним. Изобретем




J
6.2. Основные типы знаковых систем культуры 125


ние знаковых систем записи — одно из величайших достижений
человеческой мысли. Особенно большую роль в истории культу­
ры сыграло появление и развитие письменности. Можно без вся­
кого преувеличения сказать, что только ее создание позволило че­
ловеческой культуре выйти из начального, примитивного состоя­
ния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники,
искусства, права и т.д. ,
Письменности предшествовало так называемое «предметное пись­
мо» — возникшее еще в первобытном обществе использование
предметов для передачи сообщений (например, оливковой ветви как
лнака мира). К таким способам коммуникации прибегали иногда и
в более поздние времена. Однако это была еще только предысто­
рия письменности. Первой стадией ее истории явилось письмо в
рисунках (пиктография). Далее возникло идеографическое письмо,
в процессе его развития рисунки в нем приобретали все более
упрощенный и схематический характер. И наконец, на третьей ста­
дии было создано алфавитное письмо, в котором используется срав­
нительно небольшой набор письменных знаков, означающих не сло­
ва, а составляющие их звуки устной речи.
Аналогичным образом развивалась и запись музыки — нотное
письмо. Сначала музыканты прибегли к идеографическим записям,
в которых мелодия рисовалась в виде ломаной или волнообразной
линии, затем они стали использовать буквы, иероглифы и специаль­
ные письменные знаки. Современная форма нотной записи — про­
дукт Нового времени. В XX в. появились и другие формы записи
музыки — на граммофонной пластинке, магнитной ленте, с помо­
щью компьютерных цифровых кодов.
Появление и развитие письменной речи порождает принципи­
ально новые возможности культурного прогресса. Базисным зна­
ком письма является не слово, как в разговорном языке, а меньшая
и более абстрактная единица — буква. Количество базисных зна­
ков системы при этом уменьшается и становится обозримым. Это
ведет к коренным изменениям в логике пользования знаковой си­
стемой. Становятся возможными качественно новые способы обра­
ботки, восприятия и передачи информации.
Запись создает возможность существенно увеличить словарный
< остав языка. В племенных бесписьменных языках редко употреб­
лявшиеся слрра просто исчезали из социальной памяти, на смену
им приходили новые. Словарь таких языков содержал не более
10—15 тыс. слов. В современных же языках на протяжении много­
вековой истории использования письма происходит накопление слов,
и их количество достигает полумиллиона.
126 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды


С возникновением письменности начинают складываться языко^
вые нормы и правила. Это делает возможным создание нормиро-j
ванного литературного языка. В нем вырабатываются стойкие грамг
матические формы, усложняются речевые обороты и конструкции^
Появляются и принципиально неосуществимые в устной речи npfn
емы обработки текста: выделение абзацев и разделов, разделение.
основного содержания и комментариев, сносок, указателей к нему,]
введение графического оформления, облегчающего понимание смыслам
таблиц, рубрикаций текста и т.д. В результате обогащаются и со-'
вершенствуются способы выражения мысли в языке, повышаются]
точность и глубина передачи ее тончайших нюансов.
С развитием знаковых систем записи неизмеримо возрастает
количество циркулирующей в обществе информации. Бесписьмен--
ные языки могли обеспечить передачу лишь того объема знаний,
который хранился в фольклоре — мифах, устном эпосе, пословиц
цах. Этот объем был ограничен возможностями памяти индивида,!
выступавшего в роли жреца или сказителя. Письменность позво­
ляет обществу транслировать информацию, количество которой нМ

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>