<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

требности, интересы личности, а потому доставляющим ей положи­
тельные эмоции. В результате он приобретает ценность (если.же
предмет представляется человеку не удовлетворяющим никаких же­
ланий или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности
либо имеет отрицательную ценность — «антиценность»). Однако,
по сути дела, ценность содержится не в самом предмете, а в тех
особых («приятных», «дорогих», «возвышенных») чувствах и пере­
живаниях, которые он вызывает у человека благодаря тому, что че­
ловек усматривает в нем их источник. Автомобиль имеет ценность
lie потому, что у него мощный мотор или высокая цена, а потому, что
он обеспечивает комфорт, престиж, удовольствие от вождения и т.д.
Что же касается мотора, цены и других его качеств, то они не цен­
ности, а лишь условия, которые,позволяют иметь ценность.
Ценность объекта в большей или меньшей мере зависит от его
свойств. Но определяется она не столько его собственными свойства­
ми, сколько отношением к нему человека. Решающее значение при
->том имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о
том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои жела­
ния, и потребности, а также то, в какой мере личность, воспринимаю­
щая предмет, освоила эти представления и разделяет их.
Ценность не такое качество, которое присуще объекту независи­
мо от того, знает или не знает о том человек. Когда человеку ниче­
го не. известно о ценности объекта, этот объект для него ценности
не имеет. Даже если объект обладает свойствами, позволяющими
удовлетворять какую-то человеческую потребность, это еще не зна­
чит, что он обладает ценностью, — необходимо, чтобы человек осоз­
навал наличие в нем таких свойств. Например, земное тяготение,
136 Глава 7. Культурные ценности и нормы


воздух, витамины, общение с другими людьми необходимы человеку,1
он без них не может существовать; но если он не сознает этого, то I
они для него ценности иметь не будут.
«Ценность» в культурологии не следует путать с э к о н о м и ч е в
ским понятием стоимости. Стоимость является лишь Денежными
выражением ценности, при этом величина стоимости совсем н е " !
обязательно соответствует ценности объекта. Для человека могут I
представлять большую ценность какой-нибудь грошовый памятныйИ
сувенир или старая фотография, хотя их денежная стоимость равна I
нулю. Ценность вообще далеко не всегда может быть выражена вЯ
деньгах. Например, такие ценности, как воспоминания, чувства, ра- I
дость творчества и т.п., нельзя ни продать, ни купить ни за какие I
1
деньги .
Ценность надо отличать от полезности. Ценная вещь может быть!
совершенно бесполезной (Г. Флобер как-то сказал: «Искусство —
это поиски бесполезного»), а полезная — не иметь ценности (на­
пример, утренняя зарядка). Польза есть объективный результат воз­
действия вещи на человека, возникающий даже тогда, когда человек
не знает и не догадывается о нем. Если человек осознает пользу
чего-либо, он обычно «ценит» то, что ему полезно. Но ценность пользы
(как и вещи, ее приносящей) — это характеристика не самой пользы*'
а опять же отношения человека к ней.
Точно так же ценность отличается от истины. «Истина может
быть носительницей ценности, но в отличие от добра и красоты 1
она не является самой ценностью. Истина может иметь ценность,]
а может и не иметь»2. В известном изречении Аристотеля «Платон|
мне друг, но истина дороже», очевидно, утверждается высшая цен­
ность истины. Но для кого-то, наоборот, «Платон» может быть доро­
же истины, т.е. дружба выступает как более высокая ценность, чем
истина. Бывает, что ценностью представляется не истина, а ложь. У
Пушкина есть строки:
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман.

1
Можно, конечно, запатентовать идеи или издать мемуары, и если они найдут
покупателей, получить за них деньги. Как писал Пушкин, «не продается вдохнове- I
нье, но можно рукопись продать». Однако, во-первых, есть такие мысли и воспоми- ]
нания, которые дороги только для данной личности и ни для кого другого; во-]
вторых, предметом купли-продажи могут стать лишь «материализованные», оформ­
ленные в виде письменной или устной речи мысли, а не мысли как таковые; и , |
наконец, вдохновение, согласно Пушкину, все же не продается и не покупается.
2
Каган М.С. Философская теория ценностей. С. 70.
7.1. Ценности 137


Жизнь показывает, что истину часто не считают ценностью и
жертвуют ею ради религиозных, политических, нравственных, эсте­
тических и других ценностей.
Итак, строго говоря, ценностью является не объект как таковой, а
усмотренная в нем человеком способность удовлетворять потреб­
ности и быть источником положительных эмоций. Объект есть лишь
носитель ценности в глазах человека. Однако на практике ценно­
стью называют не только указанную способность объекта, но и сам
этот объект. Вместо того чтобы сказать: «объект имеет ценность»,
говорят: «объект является ценностью». Так нередко говорят о мате­
риальных и духовных ценностях. К первым относят «материальные
блага» (жилище, одежду, продукты питания и т.п.), а ко вторым —
«духовные блага» (известные триады «истина, добро, красота» и «вера,
надежда, любовь», а также художественные, научные, философские,
религиозные идеи и т.д.) Следует, однако, иметь в виду, что все
ценности имеют духовную природу, поскольку представляют собой
род смыслов; «материальными» и «духовными» называют здесь в
действительности не сами ценности, а объекты («блага»), которые
служат их носителями.

Виды ценностей Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценно­
сти разнообразны и неоднородны. В аксиологии
предложены различные варианты их классификации.
Г. Риккерт, один из< родоначальников аксиологии, разделял все
ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях),
эстетические (в произведениях искусства), мистические (в куль­
тах), религиозные, нравственные, личностные.
Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предло­
жил различать два типа ценностей — жизненные (например, лю­
бовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом
из этих типов — логические, эстетические, этические и метафизи­
ческие ценности.
Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраи­
вал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности
чувственные («приятное»), над ними — жизненные, или витальные
(«благородное»), еще выше — духовные, в том числе эстетические
(«прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические
(«истинное»), а на верхней ступени — религиозные («святое»).
Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных
четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.
В современной отечественной литературе по культурологии свой
вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) виталь-
138 Глава 7. Культурные ценности и нормы


ные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; .2) со­
циальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, бо-'
гатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические — граждан-:
ские.свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные —
добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к
детям и т.п. 5) религиозные — Бог, Священное Писание, вера и пр.;
6) эстетические — красота, стиль, гармония и др.1
В книге Г. Выжлецова выделяются четыре класса ценностей:
1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные
(политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) мат-Я
2
риальные .
Многие авторы, подходя к классификации ценностей, включают^
в нее наряду с ценностями также и объекты — носители ценно*]
стей. М.С. Каган в этой связи резонно замечает, что экономиче­
ские и материальные блага есть «нечто, подлежащее бухгалтерско­
му учету», а не аксиологической типологии. В отличие от других]
подходов к этой проблеме его аксиологическая теория строго йщ
граничивает ценности от их носителей. Мир ценностей представ-]
ляется как система, в которой ценности разных видов находятся в]
историче-ски обусловленных структурных отношениях. Выделяя ху-]
дожественные, экзистенциальные (составляющие смысл жизни), нрав-!
ственные, правовые, политические, религиозные и эстетические цен-,
ности, Каган, рассматривает их на разных уровнях (социально-гругт-J
повом, межличностном, индивидуальном) с учетом существующие
между ними интегративных связей3.

Система ценност- У каждого человека начиная с детства образуют-'
ных ориентации ся личные ценностные ориентации, т.е. ценност­
ные представления, с помощью которых он ориен­
тируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей явля*
ются для него более значимыми, а какие менее. Сознательно или.
бессознательно люди стремятся как-то организовать свои ценности
ные ориентации, привести их в более или. менее логически упоря­
доченную иерархическую систему. Эта система обычно складыва­
ется «сама собой» — люди выстраивают ее, не задумываясь над тем»
как это делается. Более того, когда она в каком-то виде сформиро-'^
валась, сознательно перестроить ее очень трудно, и личность не все-1
гда в состоянии это осуществить (хотя с возрастом некоторые из-
менения происходят опять же «сами собой»).
1
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994. С. 122.
2
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 75..
3
Каган М.С. Философская теория ценностей.
139
7.1. Ценности


Система ценностных ориентации личности, образуется на основе
господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый
индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и
под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их
по-своему, но социологические исследования показывают, что у соци­
альных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, фор­
мируются иерархически упорядоченные структуры ценностных ори­
ентации, которые имеют типичный для данной группы характер. Вот
как, например, выглядит иерархия ценностных ориентации петербург­
ских студентов (по материалам опроса, проведенного в 2001 г.):
1) семейное счастье;
2) дружба;
3) материальное благополучие;
4) любовь;
5) успешная карьера;
6) порядочность, чистая совесть;
7) процветание и безопасность страны;
8) рождение и воспитание детей.
Со временем системы ценностных ориентации изменяются, осо­
бенно при значительных переменах в общественной жизни. Одна­
ко в целом они обладают достаточной устойчивостью. В социоло­
гическом опросе населения России обнаружилось, например-, что за
1991 — 1994 гг. — период крупнейших социально-политических сдви­
гов в жизни страны — система ценностных ориентациях россиян
почти не изменилась: их отношение к 41 из указанных в анкете 44
ценностей осталось прежним1.
В системе ценностных ориентации личности следует различать
финальные, инструментальные и производные ценности2.
Финальные ценности — это высшие ценности и идеалы, важнее и
значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями че­
ловеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; на­
правленность на такие ценности определяет ведущие интересы лич­
ности и смысл всей ее жизни. Это самоценности, которые ценны
сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения
каких-либо иных ценностей. Стремление к ним не нуждается ни в
каких обоснованиях — наоборот, стремление к другим ценностям
обосновывается тем, что они позволяют приблизиться к финальным
1
Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
2
При рассмотрении ценностных ориентации речь идет как о ценностях, так и об
объектах — носителях ценностей. Разница между ценностью и ее носителем суще­
ственного значения не имеет, поскольку в ценностных представлениях личности
ценность практически почти всегда воплощается в каких-то конкретных объектах.
140 Глава 7. Культурные ценности и нормы


ценностям: это, например, человеческая жизнь, свобода, справедли­
вость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности,]
законность, гуманизм... Относительно таких ценностей бессмыслен­
но спрашивать: зачем или для чего они нужны? Они необходимы]
сами по себе. Свобода нужна для того, чтобы чувствовать себя сво^
бодным, счастье — чтобы быть счастливым и т.д. По словам фило­
софа М. Мамардашвили, «это ведь вещи, производящие сами себя».,
«Для чего нужна свобода и что она? Свобода ничего не произво­
дит, да и определить ее как предмет нельзя. Свобода производит]
только свободу, большую свободу... А уж затем она — условием
других вещей, которые может сделать свободный человек»1. То ж е |
можно сказать и о других финальных ценностях. Дружба, любовь,]
честь, справедливость, гуманизм необходимы людям не ради реше-3
ния каких-то других задач, а ради самих себя. Чем больше люди]
обладают этими ценностями, тем больше у них возможность и да-9
лее увеличивать свое владение ими. Эти ценности и нужны лишь
для того, чтобы была возможность иметь их в еще большей степе­
ни. А наличие их открывает пути к множеству других ценностей.!
Люди способны использовать финальные ценности в качестве фун-'
дамента для действий, ведущих к различного рода жизненным ycne-j
хам, но тяга к финальным ценностям обусловлена не расчетом на'
достижение других благ, а тем, что без них нет вообще возможности
жить достойной человека жизнью.
Инструментальные ценности представляют собой средства и
условия, необходимые в конечном счете для достижения и сохра­
нения финальных ценностей. Так, красивые безделушки, изящная
одежда, художественные изделия, которыми люди украшают свое
жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, поз­
воляющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут обла­
дать инструментальной ценностью как условие сохранения и ук*]
репления здоровья — финальной ценности; продвижение по службе
может рассматриваться человеком в качестве инструментальной
ценности, по отношению к которой финальной ценностью являет­
ся возможность реализации его личностных возможностей или
творческих замыслов, а то и просто власть, обеспечиваемая на­
чальственной должностью. В качестве инструментальных ценнос­
тей могут выступать комфортные условия жизни, поскольку они;
доставляют человеку радость; материальные блага, позволяющие
наслаждаться комфортом; деньги, необходимые для приобретения
материальных благ; высокооплачиваемая (хотя, может быть, и не-

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 63.
7.1. Ценности HI


интересная) работа; диплом, дающий право занять высокооплачи-
наемую должность, и т.д.
Инструментальные ценности имеют утилитарный характер, оп­
ределяемый пользой. Они ценны, поскольку полезны для достиже­
ния какой-то цели (которая в свою очередь тоже может быть лишь
инструментальной ценностью, обеспечивающей движение к другой
цели, и т.д.)
Производные ценности — это следствия или выражения других
ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы
последних. Например, подарок — производная ценность, знак люб­
ви, дружбы, уважения. Производной ценностью являются медаль
или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордит­
ся. Можно относиться как к ценности к какой-то реликвии — ста­
рой вещи, фотографии, записке, потому что она напоминает о доро­
гих душе переживаниях.
Ценности во многих случаях оказываются несовместимыми друг
с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жерт­
вовать другими. С проблемой выбора альтернативных ценностей
люди постоянно сталкиваются в условиях повседневной жизни.
Общение в кругу семьи и общение с друзьями — и то и другое
есть ценности. Но нередко человек оказывается перед необходимо­
стью выбрать: либо провести вечер у домашнего очага, либо пойти
на встречу с друзьями. Образование — это ценность, и отдых —
тоже ценность. Но приходится либо отказывать себе в отдыхе, что­
бы заниматься образованием, либр отказаться от получения образо­
вания, но зато иметь время для того, чтобы отдыхать в свое удо­
вольствие.
Иногда в столкновение друг с другом приходят и финальные
ценности. Например, жизнь есть ценность, и честь есть ценность; но
бывают ситуации, когда человек жертвует жизнью, чтобы защитить
свою честь. Дворянин предпочитал погибнуть на дуэли, чем стер­
петь оскорбление чести. Слова испанской революционерки Доло­
рес Ибаррури «лучше умереть стоя, чем жить на коленях>> стали
крылатым выражением, девизом, с которым идут на смерть в борь­
бе за'свободу.
В.структуре ценностных ориентации личности на вершине иерар­
хии находятся высшие, финальные ценности. На более низких уров­
нях иерархии расположены инструментальные и производные цен­
ности. Но у разных людей эта иерархия строится по-разному. Одна
и та же ценность.может быть финальной для одного человека и
инструментальной для другого. Так, для пушкинского Скупого ры­
царя деньги были финальной ценностью, а его сын рассматривал их
142 Глава 7. Культурные ценности и нормы


лишь как инструментальную ценность - - финальной он считал
чувственные наслаждения, которые становятся доступными блага
даря деньгам.
На вершине иерархии ценностных ориентации может быть эго
истический интерес, а может.быть и альтруистическое стремле.
ние жертвовать всем ради блага других людей. Личность може
ставить во главу угла индивидуальную свободу, не считаясь ни d
какими коллективными мнениями, либо, наоборот, ориентироватьс
на конформистское следование этим мнениям, а может и стремить;
ся гармонически сочетать свои индивидуальные интересы с код
лективными.
Имеется определенная разница между мужской и женской струк
турами ценностных ориентации. Женщины, как правило, более скон'
центрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здо|
ровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже
украшениях). Старая немецкая формула «трех К» — Kinder, Kirche.i
Kiiche (дети, церковь, кухня) — хотя и критикуется сейчас как уста!
ревшая и не соответствующая производственной, культурной и об
щественной активности современных женщин, тем не менее оста
ется в силе для повседневной жизни многих представительниц пре
красного пола: «У женщины ценностная доминанта — стабильность
покой, порядок, гармония, традиция, у мужчины — динамизм, нару
шение сложившегося порядка вещей, обновление бытия, изобрете
ние все новых и новых форм деятельности»'.
У человека высокой культуры финальными являются духовные
ценности (духовные блага). Они имеют приоритет,не только над
материальными («не хлебом единым жив человек»), но и над все-'
ми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ни^
инструментальную функцию или являются производными от них/


7.2. Регулятивы и нормы
Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, которы
находится в тесной связи с другими их видами — знаниями
ценностями.
В отличие от знаний, регулятивы относятся не к объектам, кото
рыми человек оперирует, а к операциям, которые он осуществляв
над объектами. Конечно, эти операции сами могут стать объектам
познания — тогда строятся знания также и о способах осуществле-

1
Каган М.С. Философская теория ценностей. С. 141.
7.2. Регулятивы и нормы 143


иия операций, т.е. о регулятивах. Эти знания обычно формулируются
в виде правил. Правило есть, эксплицированный в вербальной фор­
ме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам
регулятив — не одно и то же. Во-первых, человек способен дей­
ствовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом
совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать,
какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь
сформулировать правила, описывающие используемые им способы
управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание
о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Даже отлич­
ное знание текста инструкций и методических руководств еще не
обеспечивает успешного выполнения описанных ими действий. Сту­
дент-медик может.знать назубок правила диагностики, но без соот­
ветствующей тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит
искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и
даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в
соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонко­
стей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гим­
настическую комбинацию, но вместе с Тем не уметь делать ее из-за
отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.
Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество
познает мир, тем более эффективными становятся применяемые
им способы деятельности. Но знания и регулятивы — это разные
виды смыслов.
Соотношение регулятивов с ценностями и идеалами определя­
ется тем, что ценности и идеалы выступают как цели, на достиже­
ние которых направлена деятельность человека, а регулятивы —
как средства организации этой деятельности. Следовательно, цен­
ности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого пове­
дения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регуля­
тивы — то, как оно должно строиться.
Однако человек может рассматривать в качестве ценностей и
сами регулятивы — правила, принципы, способы поведения. Для
медиков, приносящих клятву Гиппократа, принцип «не навреди» (не
принеси вреда больному) становится не просто регулятивом, нормой
их профессиональной деятельности, но и ценностью, символом вра­
чебной этики. Верующие относятся как к величайшей ценности к
ритуалам, установленным их религией, — правилам проведения бо­
гослужений, поклонения церковным святыням, выполнения обрядов
и т.д. Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку,
шли на смерть, на самосожжение, не желая отказаться от «двупер­
стия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других риту-
144 Глава 7. Культурные ценности и нормы


альных действий, которые они считали нормами «истинного» право<
славия. Известно, какую силу в кругах родовой аристократии имел"
идеалы дворянской и офицерской чести; преклонение перед этим
идеалами было сопряжено с превращением в идеалы принципов;
поведения, достойного дворянина и офицера. Вместе с тем регуляти­
вы поведения, принятые в какой-либо культуре или субкультуре, HJ
осуждаемые другой культурой, могут стать в последней антиценно
стями, вызывающими презрение, ненависть и отвращение. Так отно-j
сится современный цивилизованный человек к первобытному канни-|
бализму, приемам борьбы с еретиками, применявшимися средневеко-j

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>