<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

некоторых наборов поведенческих норм. Заняв такую «клеточку»,
человек должен действовать в соответствии с этими нормами.
Социальная роль есть совокупность функций, которые подлежат
исполнению согласно неписаным традициям и обычаям или же
письменным инструкциям. В этом отношении она сходна с теат­
ральной ролью: личность, взяв на себя определенную социальную
роль, выполняет то, что диктуется культурным «сценарием», — обы­
чаями, правилами этикета, правовыми нормами, служебными инст­
рукциями и т.д.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(Шекспир)
Примечательно, что само слово «личность» (лат. persona) перво­
начально означало маску, надевавшуюся актерами в древнегрече­
ском театре («личину»). И как в театре, так и в жизни исполнение
роди предполагает, что есть с кем и для кого ее исполнять. Нельзя
быть руководителем без подчиненных, покупателем без продавца,
сыном без родителей, так же как и актером без зрителей. Участни­
ки и наблюдатели «спектакля жизни», бдительно контролируют и
оценивают, как личность справляется со своей социальной ролью,
т.е. насколько хорошо она выполняет в своем поведении нормы,-'
«данные для этой роли культурным «сценарием».
Социальные роли в жизни, как и роли в театральной пьесе, вза­
имосвязаны. Поэтому если изменяются нормы поведения, харак-
154 Глава 7. Культурные ценности и нормы


терные для какой-то одной социальной роли, то это вызывает соот
ветствующие изменения и в других ролях. Американские социоло
ги, исследуя, как изменялись нормы тендерной1 роли женщин щ
второй половине XX в., обнаружили, что в 1930-х гг. лишь один И)
пяти американцев одобрял работу женщины вне дома, если му;
способен содержать семью, а в 1990-х — почти 90%; число жен­
щин, предпочитающих быть домохозяйками, только за 7 лет (1975-4
1982 гг.) уменьшилось на одну треть. Соответственно изменилос.
тендерное поведение американских мужчин: с 1965 по 1985 г. д
ля выполняемой ими домашней работы выросла более чем вдвое »
с 15 до 33%. В Японии вовлечение женщин в производство встреч^
ет значительно меньшее одобрение, чем в Швеции, и японские муж*)
чины домашними делами занимаются в среднем только 4 часа
неделю, тогда как шведские — 18. Таким образом, с изменение
тендерных норм поведения женщин изменяются и тендерные норм
поведения мужчин: чем больше одобряется работа женщины вн
дома, тем более нормальным становится выполнение мужчиной дй
машних обязанностей, ранее традиционно считавшихся женскими. ]


7. 3. Ментальное поле культуры
Понятие Во всяком деле человеку надо осознавать, что, как
ментальности для чего он делает. «Что» •— это знание; «как» -
(менталитета) регулятивы, т.е. способы, приемы, правила деятель!
ности; «для чего»,— цели, определяемые ценное]
тями и идеалами. Вместе взятые, они образуют культурный по
тенциал данной деятельности, ее смысловое содержание. Кажда
форма человеческой деятельности — труд в какой-либо професси
нальной области, игра, учеба, домашнее хозяйство и т.д. — имее'
свой культурный потенциал. Он обычно имеется в виду, когда говсУ
рят, например, о культуре труда или быта. Именно благодаря ет
наличию любая форма, деятельности приобретает культурный xaj
рактер, т.е. выступает так же и как форма культуры:
Таких сфер человеческой деятельности (и соответственно фор
культуры), которые были бы совершенно изолированы, никак »
связаны с другими ее сферами, не существует. Всякая ее облает
как-то сочетается с другими и оказывает большее или меньше;
воздействие на них. Воздействие заключается не только в непоо
1
Тендер (от лат. gens — род) -ч- набор ожидаемых нормативных образцо|
поведения для мужчин и женщин.
7.3. Ментальное поле культуры 155


редственном использовании процессов или результатов одного вида
деятельности в иных ее видах. Немаловажное значение имеет смыс­
ловое взаимодействие разных сфер деятельности друг с другом. В
чтом взаимодействии.знания, регулятивы и ценности из одних форм
культуры переносятся в другие, осмысливаются там и участвуют
в развитии их содержания. Иначе говоря, культурный потенциал
всякой сферы деятельности распространяется за ее пределы. Чем
он больше, тем шире и сильнее его влияние на другие области
культуры.
Культурный потенциал — это как бы «смысловой заряд», вокруг
которого, как вокруг электрического заряда, образуется некоторое
«силовое поле». Поле — будем называть его смысловым, или мен­
тальным1, — распространяется на расположенные по соседству «ок­
рестности* культурного пространства (как это происходит с элект­
рическим полем, распространяющимся в физическом пространстве).
Поясним это на примере игры в карты. Ее ментальное поле захва­
тывает многие области культуры. Можно было бы заполнить нема­
ло страниц одним лишь перечислением произведений искусства, в
которых затрагиваются проблемы и коллизии, возникающие в кар­
точных играх и в жизни игроков («Пиковая дама» Пушкина и опе­
ра Чайковского на этот сюжет, пьеса Гоголя «Игроки», роман Досто­
евского «Игрок» и др.). Карты были и остаются моделью, которая
используется учеными в теории вероятностей, теории случайных
процессов, математической статистике, теории принятия решений,
математической теории игр.
Ментальные поля, окружающие различные культурные формы,
накладываются друг на друга и образуют общее ментальное поле,
которое пронизывает пространство культуры в целом. Перенося
смыслы от одних;ее форм к другим, общее ментальное поле культу­
ры создает единую «смысловую среду», связывающую их. Оно «под­
гоняет» различные культурные феномены друг к другу, укладывает
их в общий контекст, подводит под них общий фундамент. Благода­
ря образованию ментального поля разнородные, имеющие разное
происхождение, заимствованные из различных культур и сначала
плохо сочетающиеся друг с другом знания, ценности, регулятивы
интегрируются в более или менее целостную систему.
Ментальное поле культуры можно сопоставить с гравитацион­
ным полем в астрономической Вселенной. Каждая национальная
культура или наднациональный социокультурный мир выступает
как своего рода «галактика» во Вселенной культуры. Все находя-

1
От лат. mens — ум, дух, образ мыслей.
156 Глава 7. Культурные ценности и нормы


щиеся в астрономической галактике тела, с одной стороны, образ}
ют ее гравитационное поле, с другой — погружены в него и испь!
тывают его воздействие. Так и в культурной «галактике»: все куль
турные формы, входящие в нее, участвуют в создании ее ментал!
ного поля и вместе с тем находятся под его воздействием.
Ментальное поле — это тот «дух культуры», который так ч а с И
поражает чужеземцев, пытающихся в ней разобраться. Под д е й с т в »
ем ментального поля в обществе вырабатывается характерная длЯ|
данной культуры совокупность представлений, переживаний, жизней
ных установок людей, которая определяет их общее видение мира. Э1
1
совокупность называют менталитетом, или ментальностъю . Ме^
талитет есть проекция ментального поля культуры на психику люде!
Менталитет — трудноопределимое понятие. Оно звучит как ин<1
странный термин. Действительно, это слово" заимствовано из фра»
цузского языка. Однако это тот случай, когда обращение к иное!
ранному слову оправданно, так как в русской научной терминол^
гии нет эквивалента французскому «mentalite». Л. Леви-Брюл
использовал это слово для характеристики особого «пралогическ^
го мышления» дикарей, а историки так называемой «школы Анн!
лов» Л. Февр, М. Блок и др. применяли его для обозначения общеГ
умонастроения, склада ума, коллективной психологии, «умственно!)
инструментария» людей, принадлежащих к одной культуре. При это
они имели в виду и осознаваемое, и неосознаваемое содержат
представлений, мыслей, чувств людей. Историкам и культуролога
приходится анализировать не только то, что люди осознают, но и т^|
что остается у них (в их менталитете!) неосознанным и Пло>
осознанным. А в русском научном языке есть термины «созн|
ние» и «бессознательное», но нет термина, обозначающего содержи
ние сознания и бессознательного вместе взятых (понятие психии
имеет более широкий смысл, поскольку охватывает не только cfl
держание, но и формы психической деятельности). Слово «мент!^
литет» восполняет'этот пробел, обозначая то, что в какой-то Mef
выражается в таких оборотах речи, как «образ мыслей», «cnocd|
мышления», «умонастроение», «духовная настроенность», «картин
мира», «стиль культуры» и пр. «Ментальность выражает повседне^

1
Когда речь идет об обществе и социальной группе, то обычно предпочитавПО!
пользоваться словом «менталитет», а слово «ментальность» чаще используют тогД|


I!
когда имеются в виду отдельные люди, личности, т.е. говорят о «менталитете
•щества» и о «ментальности индивида». Но это различие между менталитетом
ментальностью не является достаточно четким и устоявшимся, так что стрс|
провести его вряд ли возможно. Оба слова практически служат просто разны
грамматическими формами выражения одного и того же смысла.
7.3. Ментальное поле культуры 157


ный облик коллективного сознания, не отрефлектированного и не
систематизированного посредством целенаправленных умственных
усилий мыслителей и теоретиков»1.
Можно выделить следующие особенности менталитета.
1. Менталитет отражает специфические особенности определен­
ного типа культуры, своеобразный образ мыслей, который складыва­
ется у тех, кто принадлежит к данной культуре. «Если вычесть из
общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало,
в остатке мы найдем менталитет общества»2. Например, гнев про­
тив убийцы, принесшего смерть родственнику, — это общечеловечес­
кое свойство, а кровная месть — черта менталитета, характерного для
общества с примитивной культурой. Ментальность обусловлена не
общечеловеческими механизмами и закономерностями психики, а осо­
бенностями культуры. Общечеловеческие механизмы и закономерно­
сти психики называются культурно-независимыми — в том смысле,
что они одинаковы у представителей всех культур. Ментальность же
всегда культурно-зависима, т.е. ее содержание определяется культу­
рой и является у представителей разных культур различным.
2. Менталитет представляет собой исторически обусловлен­
ный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры
ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его —
сравнительно медленный процесс. В отличие от кратковременных,
переменчивых настроений общества, колебаний общественного мне­
ния и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие
массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консер­
вативен. Он сохраняется почти в одном и том же виде на протя­
жении целых исторических эпох. Трансформация его происходит
лишь вследствие значительных культурных перемен.
3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики
человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый
еще ребенком усваивает менталитет своего народа — овладевая на­
циональным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптиру­
ясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся с раннего детства
ментальность личности включает в себя как общие установки на­
циональной культуры, так и их вариации, связанные с особенностями
субкультурной среды, в которой личность живет. В течение жизни
ментальность индивида может модифицироваться, но происходит это
только при попадании его под воздействие ментального поля какой-

1
Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом
направлении в зарубежной историографии /УОдиссей: Сб. М., 1989. С. 115.
2
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. С. 380.
!58 Глава 7. Культурные ценности и нормы


либо новой для него культурной формы и, как правило, бывает связа-1
но с глубокими психологическими сдвигами.
4. В менталитете общественное и индивидуальное сливаютсящ
вместе и становятся неразличимыми. Он представляет собой »
общественное явление, которое выступает как независимая от от-1
дельных людей социокультурная реальность, и явление личностное,*
характеризующее психику отдельного человека. Менталитет наро-1
да есть одновременно и ментальность его отдельных представите-!
лей. Социолог Э. Дюркгейм называл мысленные образования тако-1
го рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что о н и
«не зависят от личной природы индивидов» 1 , хотя и существуют в!
их головах. Эти представления не сотворены индивидами, а навязы-1
ваются им извне, из «коллективной жизни» в общей культурном
среде. По выражению А.Я. Гуревича, не только человек о б л а д а е т !
определенной ментальностью, но и она им «обладает».
5. Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеЩ
ческой психики, и его носители могут осознать его содержание л и ш Я
ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутсяИ
человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит изИ
них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему они
мыслит и действует так, а не иначе. «Вопрос "Каков ваш ментали-И
тет?" —-' лишен смысла. Менталитет может быть только "тестирован"!
извне, отслежен нами там, где мы видим что-то непохожее на наси
самих»2. Мы сами не замечаем особенностей своей ментальности, какИ
не замечаем воздуха, которым дышим. Это существенно затрудняетИ
ее анализ. Но даже если личность сможет отрефлексировать и экс-Ш
шшцировать (т.е. четко сформулировать) свои ментальные установки,»
то она, скорее всего, будет считать их собственными, внутренними убеж-Я
дениями, сложившимися в ее жизненном опыте, а не заимствованны*
ми извне. Поэтому ментальность личности плохо поддается перестройке. 1

Уровни Если речь идет о каком-либо народе в целом, т о н
ментальности его менталитет определяется особенностями общев
национальной культуры. Основные категории д а н е
пой культуры обязательны для всех ее носителей, иначе они простое
не могли бы понимать друг друга и жить в одном обществе, взаимо-и
действуя между собой. Но в составе народа существуют различные
социальные группы и сообщества, у которых есть свои субкультуры. I
В рамках каждой субкультуры общее содержание отдельных катего-1

1
Дюркгейм Э. Социология. М., 1905. С. 235.
2
Граус Ф. Менталитет в Средневековье //История ментальностей и истори
чсская антропология. М., 1996. С. 79.
7.3. Ментальное поле культуры 159


рий может модифицироваться. Расхождения в толковании катего­
рий культуры и в отношении к предписываемым ими нормам и
ценностям накладывают отпечаток на ментальность представителей
разных социальных групп и сообществ. В каждой субкультуре скла­
дывается групповой менталитет, который представляет собой некото­
рую разновидность общекультурного менталитета.
Таким образом, в рамках общекультурной ментальности воз­
никают различные варианты группового менталитета. Эти вариан­
ты определяются «суперпозицией» ментальных полей в некоторой
зоне культурного пространства. Групповой менталитет, со своей
стороны, может оказывать большее или меньшее влияние на об­
щенациональный менталитет и всю национальную культуру. Ска­
жем, менталитет русского дворянства существенным образом сказы-
валсяна национальной культуре России: дворянские обычаи воздей­
ствовали на жизнь всех сословий, вкусы и нравы дворянства во многом
определяли развитие литературы, архитектуры и т.д. В настоящее
время в нашей стране ощущается сильнейшее давление криминаль­
ного менталитета на общественные нравы, язык, политику и пр.
Ментальность личности определяется, во-первых, типом обще­
ства, в котором она живет, т.е особенностями социокультурного
мира, к которому принадлежит данное общество; во-вторых, особен­
ностями национальной культуры; в-третьих, особенностями субкуль­
тур или культурных форм, которые обусловливают менталитет от­
дельных социальных групп в обществе.
Таким образом, ментальность людей можно рассматривать на
разных уровнях:
— на уровне социокультурных миров или типов культуры —
пак ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская,
восточная;
— на уровне национальных культур — как ментальность рус­
ская, китайская, американская и т.д.;
— на уровне субкультур, носителями которых являются различ­
ные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, воз­
растные, территориальные, этнические, религиозные и др. общно­
сти) — как ментальность дворянская, криминальная, актерская, хри­
стианская, православная.
Но в любом случае ментальность есть понятие, которое, с одной
стороны, характеризует то общее, что объединяет отдельных носи­
телей какой-либо культуры, а с другой — то особенное, что отлича­
ет данную культуру от других.
Поэтому не имеет смысла говорить о ментальности индивида.
Ментальность личности есть «внеиндивидуальная» или «сверхинди-
160 Глава 7. Культурные ценности и нормы

видуальная» сторона ее духовного мира. Невозможно говорить и
менталитете всего человечества, поскольку неясно, в чем состо
специфика, отличающая нашу, человеческую., культуру от другой, «н
челове'ческой». Если бы мы вошли в контакт с какой-то неземно
цивилизацией, это стало бы возможным, ибо тогда выяснились б
особенности человеческой ментальности, отличающие ее от ментал'
ности представителей неземной цивилизации. А пока нам не изве
тна никакая другая, «нечеловеческая», культура, о существовании ос
бого менталитета человечества мы можем только догадываться.

Категории Ментальное поле структурируется некоторы
культуры общими идеями, которые выражаются в категор
ях культуры.
Категории культуры — это самые общие представления и у
тановки, из которых исходят люди в восприятии и понимании всег
с чем они сталкиваются в своей жизни. Они делятся на две гру
пы. В первую входят онтологические категории, относящиеся i
всем объектам, с которыми люди имеют дело. В этих категори
выражаются представления о самых общих, универсальных атриб*
тах окружающего объективного мира. К ним относятся простран
ство, время, движение, изменение, свойство, качество, количество, при
чина, следствие, случайность, закономерность и т.д. Эти категори!
применимы к любому объекту ^в природе и в обществе. Поэтом;
ими можно пользоваться даже для описания какого-либо объекта,
котором известно очень мало или вообще ничего не известно: веМ
все равно можно думать, что этот таинственный объект все-так"
существует в пространстве и во времени, что он обладает каким
то качественными и количественными характеристиками, что еей
какие-то причины его появления и пр. Вторая группа категори;
культуры включает в себя социальные категории, характеризующие
человека и общество, основные, важнейшие обстоятельства общ
ственной жизни людей, их деятельности и духовного мира: тру
собственность, власть, государство, свобода, справедливость, добр
совесть, долг и т.д. Обе группы категорий тесно взаимосвязан
поскольку грань между онтологическими и социальными категор
ями относительна и в различных культурах проводится по-разн
му. Было бы напрасным трудом пытаться составить полный пе^
чень всех категорий культуры: они переплетены между собой, «и:
ретекают» друг в друга, так что выделять их можно различи
образом, да и сам состав их исторически изменяется.
Категории — это базисный семантический «инвентарь» к у л ь в
ры. Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговари
7.3. Ментальное поле культуры 161


вают, и охватывают все культурное пространство, пронизывая мен­
тальное поле культуры подобно силовым линиям. В разных культу­
рах содержание категорий представляется по-разному. Своеобразие
всякой культуры выражается в том, каковы ее основные категории,
как они соотносятся и какой смысл в них вкладывается.
Все, о чем люди мыслят, воспринимается сквозь призму этих
категорий и упорядочивается с их помощью. Из них складывается
«категориальный каркас» свойственной данной культуре менталь­
ное™. Этот «каркас» люди осознают обычно смутно и неотчетливо,
но тем не менее он обусловливает их мышление: они заполняют
его «смысловой начинкой», укладывая в него свои знания, ценности,
нормы поведения. Ментальность выступает как умонастроение
людей, обусловленное неосознанно «впитанными» ими с детства пред­
ставлениями о времени,труде и пр.
Осмыслением категорий культуры занимается философия. Она
подвергает их анализу, проясняет их содержание и представляет
его в отрефлектированном виде, исследует их взаимосвязь. Фило­
софское знание на каждом историческом этапе развития культуры
строится на основе того или иного истолкования ее категорий. Вклю­
ченные в сферу философского мышления и ставшие его предме­
том категории культуры становятся категориями философии.

Картина мира Ментальное поле культуры с его «категориаль­
ной сеткой» и совокупностью уложенных в эту
сетку ментальных комплексов обусловливает существующую в
культуре картину мира — более или менее целостную систему
образов, характеризующих устройство мироздания. Картина мира,
как и другие ментальные образования, не имеет четко обрисован­
ных очертаний и обычно включает в себя логически плохо сочета­
ющиеся компоненты, двусмысленные и неопределенные образы,' воп­
росы, остающиеся без ответов. Картина мира присутствует в каж­
дой культуре.
Ее выражают, например, древние мифы о том, что Земля покоится
на слонах, стоящих на черепахе, которая лежит на китах, и т.д. В
христианско-мусульманских культурах мир представляется как тво­
рение Бога, создавшего Землю и «небесную твердь», ад под землей
и рай на небесах. Европейской культуре Нового времени свойственна
механистическая картина мира как огромной машины, детали кото­
рой — атомы, планеты, звезды и пр. — движутся по заданным зако­
нами механики траекториям. В первобытной культуре с характер­
ным для нее господством мифологического сознания мир воспри­
нимался совсем не таким, каким его видели люди средневековой

[i Культурология
162 Глава 7. Культурные ценности и нормы


культуры, воспитанные в духе христианского мировоззрения, а с
временная научная картина мира радикально отличается от среди
вековых представлений. Существует большое различие между о
разом мира в западной культуре и в культуре Востока. Но иног
мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри
культуры», люди данной культуры не знают и вообразить себе на
могут без знакомства с другими культурами.
Содержание картины мира выявляется и анализируется, приво­
дится в форму логически упорядоченного мировоззрения философ

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>