<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

туру, где каждый элемент — средство коммуницирования — выпол­
няет строго определенную функцию, подчиненную общей цели —
передаче культурной информации. К числу важнейших элементов'
относятся семантема, сообщение, текст, специализированные культур­
но-семантические подсистемы (отрасль знания или деятельности в
ее информационном аспекте), локальная культурно-семантическая
система (отдельная культура, национальный язык), глобальная семан­
тическая система (разнообразные межнациональные специализиро­
ванные языки).

Диалог культур Как следует из вышесказанного, межкультурная ком­
муникация, взаимодействие культур — сложный и
очень противоречивый процесс. В различные эпохи он проходил
по-разному: случалось, что культуры достаточно мирно взаимо-
172 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур

действовали, не ущемляя достоинства друг друга, но чаще меж­
культурная коммуникация шла бок о бок с резкой конфронтацией,
подчинением слабого, лишением его культурной самобытности.
Характер межкультурного взаимодействия особенно важен в наши
дни, когда благодаря развитию технических средств в общемиро­
вой коммуникативный процесс вовлечено подавляющее большин­
ство существующих этнокультурных образований. С учетом пе­
чального прошлого опыта, когда целые народы и культуры безвоз­
вратно исчезали с лица земли, на первый план выдвигается проблема
мирного сосуществования представителей различных культурных
традиций, исключающего угнетение, насильственную ассимиляцию
и дискриминацию. Идея диалога культур как залога мирного и
равноправного развития впервые была выдвинута М. Бахтиным.
Она сформировалась у мыслителя в последний период его творче­
ства под влиянием работ О. Шпенглера. Если, с точки зрения не­
мецкого культуролога, мировые культуры есть в некотором смыс­
ле «личности», то, по мнению Бахтина, между ними должен суще­
ствовать нескончаемый, длящийся в веках «диалог». У Шпенглера
обособленность культур приводит к непознаваемости чужих куль­
турных феноменов. Для Бахтина же «вненаходимость» одной куль­
туры в отношении другой не является препятствием для их «об­
щения» и взаимного познания или проникновения, как если бы
речь шла о диалоге между людьми. Каждая культура прошлого,
вовлеченная в «диалог», например, с последующими культурными
эпохами, постепенно раскрывает заключенные в ней многообраз­
ные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли твор­
цов культурных ценностей. В тот же процесс «диалогичного вза­
имодействия», согласно Бахтину, должны быть вовлечены и со­
временные культуры.
«Диалог культур» — это не столько строгое научное понятие,
сколько метафора, призванная обрести статус политико-идеологи­
ческой доктрины, которой следует руководствоваться при чрезвы­
чайно активизировавшемся сегодня на всех уровнях взаимодействии
различных культур друг с другом. Панорама современной мировой
культуры — сплав многих взаимодействующих культурных обра­
зований. Все они самобытны и должны находиться в мирном, вдум­
чивом диалоге; вступая в контакт, непременно прислушиваться к
«собеседнику», откликаться на его нужды и запросы. «Диалог» как
средство коммуникации культур предполагает такое сближение
взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не
подавляют друг друга, не стремятся доминировать, но «вслушивают­
ся», «содействуют», соприкасаясь бережно и осторожно.
л. •
8.4. Культурные традиции и инновации 173


8.4. Культурные традиции и инновации
Традиции сопровождают человечество на протяжении всей его ис­
тории. Они являются важнейшими элементами его онтогенеза и фило­
генеза. Роль и функции традиций в обществе и отношение к ним
человека служат показателем культурного развития, социальных, по­
литических и идеологических ориентации того или иного сообщества.
Слово «традиция» восходит к латинскому traditio, переводимому
обычно существительными «передача», «предание». Исходя из его
этимологии термин можно определить как совокупность формаль­
ных процедур хранения и передачи определенного содержания, пред­
назначенных для регулировки механизмов наследования. В социо­
логии под традицией понимают набор элементов социокультурно­
го наследия, передающийся от поколения к поколению и
сохраняющийся в определенных сообществах или социальных груп­
пах в течение более или менее длительного периода времени. Тра­
диции охватывают объекты наследия (ценности самого разного
порядка), процессы передачи этого наследия от поколения к поко­
лению, а также процедуры и способы наследования. В качестве
традиций могут выступать определенные общественные установле­
ния, поведенческие нормы, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдель­
ные предметы. Традиции присутствуют практически в любом про­
явлении социальной жизни, однако значимость их в разных ее об­
ластях неодинакова: в одних сферах, например в религии, они имеют
принципиальный характер и выражаются в нарочито консерватив­
ной форме, в других, например в современном искусстве, их при­
сутствие минимально. Определенные традиции функционируют во
всех социокультурных системах и являются необходимым услови­
ем их жизнедеятельности.
Изучение традиций в гуманитарном знании имеет более чем
двухвековую историю. Первая попытка осмыслить сущность это­
го явления и определить его значение в культуре была предпри­
нята на рубеже XVIII—XIX вв. фольклористикой. Большое значе­
ние традициям придавал великий немецкий философ Ф.В. Шел­
линг в своей «философии мифа». Для Шеллинга понятие мифа,
обретавшее характер парадигмы, было тесно связано с возможно­
стями сохранения и передачи традиции на протяжении многих
поколений. Не менее популярной в XIX столетии была теория
«заимствования», объяснявшая универсальность многих мифоло­
гических комплексов и традиций прямым влиянием одной куль­
туры на другую. Из гуманитарных наук, наиболее часто обращав­
шихся к фактическому культурному материалу и делавших ак-
174 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур


цент на традиции, необходимо в первую очередь назвать культур-]
ную антропологию. Следует отметить, что в своем становлении]
как научная дисциплина культурная антропология была тесно свяТ
зана с идеями эволюционизма, где традициям уделялось первосте;
пенное внимание. Э. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер, а также их оппонен­
ты в лице представителей «функциональной школы» Б. Мали-1
новского и «школы исторической этнологии» Ф. Боаса в н е с л и !
немалый вклад в изучение традиционных обществ. Кульминаци­
ей данного направления можно считать структурную антрополо­
гию К. Леви-Стросса. В социологии понятие традиции появилось.]
несколько позже — в рамках этой науки утвердилось преимуще-]
ственное представление о ней как о коммуникативном механизме,]
действие которого предполагает ориентацию индивида на некри­
тически, поверхностно и механически усваиваемые им социальные]
нормы. В «понимающей социологии» М. Вебера понятие традиции!
применялось для обозначения одного из типов действия, противо-1
положного по своему характеру действию «рациональному», о с н о - 1
ванному на рационально-критическом усвоении норм и правил.
Много внимания исследованию традиции в XX в. уделяли пред-1
ставители различных направлений философского знания. Так, Я
Э. Гуссерль, родоначальник феноменологии, обращался к проблеме Я
традиции, связывая ее решение с основной задачей своего «феноме- I
нологического проекта» — новым обоснованием научной рацио-Я
нальности. По мнению философа, содержание традиции не дано Я
заранее, оно должно быть, развернуто в процессе ее актуализации,!
реализации в действительность. Учреждение же традиции з а д а е т е
лишь самое общее направление, не исключающее индивидуальную^
активность познающего субъекта. Понятие традиции приобрело клю-Я
чевое значение в герменевтике Г. Гадамера. По мысли философа,Я
понимание, происходящее на пересечении деятельности интерпрета-Я
тора-читателя и автора текста, становится возможным только благо-Я
даря существованию традиции. Принадлежность к традиции оказы-Я
вается онтологической, т.е. бытийственной, характеристикой субъек- I
та, гарантирующей ему возможность понимания.'.В философии науки Я
оно было выдвинуто на первый план в теории «научных революций»Я
Т. Куна и в «методологическом анархизме» П. Феиерабенда. УЯ
первого понятие традиции в науке практически совпадало с поня-Я
тием парадигмы, определяющей в какой-либо эпохе характер пред-1
ставлений о мире. У второго традиция и научная рациональность!]
рассматривались как равноправные способы обоснования знания
об окружающей действительности. При этом современное преиму­
щество науки обусловливалось чисто внешними, часто случайными,
8.4. Культурные традиции и инновации 175


либо целенаправленно политико-идеологическими факторами и пред­
ставлялось не имеющим рационального обоснования.

Понятие Понимание традиции в культурологии совпадает с
традиции в социологическими и — шире — с научно-гумани-
культурологии тарными трактовками этого понятия, но в то же
время имеет свою специфику. При осмыслении тра­
диции в научный оборот вводится категория наследия — комплекса
культурных объектов, процессов, способов функционирования, репер­
туара ценностных ориентиров, подлежащих сохранению (культивации)
и репродуцированию в последующем в более или менее аутентич­
ном виде. В качестве традиции может выступать вся совокупность
культурных форм, как институализированных, так и неинституализи-
рованных. Богатство,,.существовавших и существующих культурных
эпох в значительной степени обусловлено многообразием соответ­
ствующих культурных традиций. Основой научного изучения тради­
ций следует признать не абстрактный, а конкретно-всеобщий уро­
вень исследования, когда оригинальность и своеобразие культурно-
исторических явлений рассматриваются в контексте типологических
особенностей культурной эпохи.
Культурная эпоха при всем своем своеобразии, наличии суб­
культурных и контркультурных образований обладает рядом об­
щих черт, что позволяет трактовать ее как некое монолитное обра­
зование. Но любая культурно-историческая эпоха не остается неиз­
менной на протяжении длительного периода: в недрах старой всегда
зарождается новая. С момента возникновения ведущих идей новой
культурной эпохи до времени гибели старой могут пройти столе­
тия. Так, идеи христианства зародились на рубеже двух эр, а борьба
между ранним христианством и античной традицией продолжа­
лась не только до его принятия Римом, но и в последующие столе­
тия — вплоть до VI в. Длительность периода смены культурно-
исторической эпохи объясняется в данном случае тем, что христи­
анство находилось в диссонансном отношении к античности.
Известны и резонансные отношения последующих эпох к предыду­
щим — эпоха Просвещения, например, была резонансной по отно­
шению к рационализму XVII в. — процессы смены культурных
ориентации происходили при этом значительно быстрее. Новая эпоха
может лишь в каком-то отношении оказаться резонансной к ста­
рой, являться продолжением одних ее характеристик и резко кон­
трастировать, диссонировать ей в других отношениях. Так, эпоха
Возрождения была резонансной ко многим идеям и ценностям хри­
стианства, но в то же время диссонировала ему, выдвинув на пер-
176 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур


вый план идею человеческого достоинства — основу гуманисти­
ческой традиции всей последующей европейской культуры.
Традиции, образно говоря, образуют «коллективную память» об­
щества и культуры, тот «резервуар» нетленных образов, к которым
обращаются из поколения в поколение члены той или иной соци­
1
альной группы. Тем самым обеспечиваются самотождественность И
преемственность в развитии отдельных индивидов и целых сооб­
ществ. Социальная и групповая дифференциация оказывает суще­
ственное влияние на интерпретацию и использование культурных
традиций. Один и тот же свод культурно-ценностных ориентиров
по-разному может пониматься в зависимости от особенностей кон­
кретной группы, характера ее деятельности, места в системе обще­
ственного разделения прав и обязанностей. Естественно, что пред­
ставители высших слоев общества, наделенные безграничными пра­
вами и несметными богатствами, будут трактовать, например, десять
христианских заповедей иначе, чем их сограждане из социальных
низов, «униженные и оскорбленные». Вроде бы в обоих случаях
перед нами одна и та же традиция, но реализация ее в повседневно­
сти, в конкретных шагах и поступках людей будет различаться. Не
менее важно и то, что культурная традиция по-разному проявляется
в различные исторические периоды. Стр или двести лет тому назад
необходимость и возможность построения демократического обще­
ства понимали совсем не так, как мы их понимаем сегодня.
В дифференцированных обществах существует множество вре­
менных ориентации, устремлений на ту или иную историческую
эпоху, рассматриваемую в качестве подлинно традиционной и об­
разцовой. Это является одной из главных причин множественности
и противоречивости традиционных культурных форм и их интер­
претаций. Отдельные субкультурные образования считают «золо­
тым веком» одну эпоху — они возвращаются к ней вновь и вновь и
пытаются реализовать основные постулаты того времени в своей
повседневности. Другие субкультуры сознательно «равняются» на
иную. Например, на всем протяжении советского периода истории
России по-разному относились к традициям российско-император­
ской эпохи. Официальное отрицание многих — но далеко не всех! —
традиций этого времени, сознательное их игнорирование контрасти­
ровали с уважительным, порой сентиментально-умилительным от­
ношением к ним на повседневно-бытовом уровне, где они воспри­
нимались как синонимы правильности, благородства, честности, ис­
кренности и пр. То же можно наблюдать и в сегодняшней жизни.
Социальный вектор изменился, и современная Россия нарочито пре­
небрегает большинством традиций советского времени, тем не ме­
нее это не всегда вызывает поддержку у всего населения: нормы и
8.4. Культурные традиции 'и инновации 177


правила советской социокультурной традиции и в изменившихся
условиях поддерживаются и воспроизводятся.
Каждое поколение людей, получая в свое распоряжение опреде­
ленную совокупность традиционных образцов, не просто восприни­
мает и усваивает их в готовом виде. Оно непременно осуществля­
ет их собственную интерпретацию и выбор, наделяет конкретным
смыслом, ценностно окрашивает. Одни элементы социокультурно­
го наследия принимаются, в то же время другие отвергаются, при­
знаются пагубными или ложными. Поэтому традиции могут быть
как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определя­
ется совокупностью, того, что из наследия предков принимается,
воспроизводится, реализуется в жизни последующих поколений. В
негативные традиции включаются те объекты, процессы, действия,
нормы и ценности культурного наследия, которые признаются не­
нужными, требующими искоренения.

Индивидуаль- Соотнесение индивидуальности и традиции —
ность и традиция один из аспектов взаимодействия человека со сре­
дой, выражающий сложный и противоречивый ха­
рактер жизненных ориентации его деятельности.
В качестве субъекта культуры человек может быть характеризо­
ван с позиций общего и особенного, т.е. и как представитель некоей
социокультурной совокупности, и как неповторимая автономность.
Проявление индивидуальности теснейшим образом связано со сво­
бодой выбора и самоопределения. Между тем внешняя, норматив­
ная сторона человеческой деятельности во многом определяется
характером социальной и культурной организации общества. В зна­
чительной степени процесс социализации и инкультурации лично­
сти основывается на традиции. Именно традиция выступает тем
культурным каноном, который предлагается усвоить и реализовать
индивиду в его жизни. Таким образом, она представляет собой
форму коллективного опыта и означает факт наследования. Через
нее индивид подключается к групповой памяти, укореняется в про­
шлом, что позволяет ему ориентироваться в настоящем.
Передавать, транслировать от поколения к поколению можно
только стереотипно организованный опыт — некоторые типиче­
ские "нормы, ценности, модели поведения, навыки организации жиз­
ни, коммуникативные стандарты, — ибо такое усвоение базируется
на подражании образцу. Однако становление субъекта культуры
не исчерпывается усвоением коллективного социокультурного опыта,
но связано и с выработкой им собственных норм и представлений.
Выделение человека из социальной общности происходит благода­
ря осознанию им своей индивидуальности, неповторимости, уникаль-
178 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур

ности. Нередко случается, что традиция из образца для подражанияЯ
превращается в механизм принуждения: традиция и индивидуаль-Я
ность вступают в конфронтацию друг с другом, что становится т р в
гедией как отдельного человека, так и целых групп.
Противоречия между традицией и индивидуальностью н а х о д я т !
выражение, в частности, в конфликтах «отцов» и «детей», повторя-1
ющихся едва ли не на всем протяжении развития человечества. В I
конкретно-исторических условиях они могут принимать очень бо-Я
лезненный характер. Однако существовали в прошлом и суще-Я
ствуют до сегодняшнего дня культуры, признающие высшей ценно-1
стью свое наследие в целом независимо от того, какие родовыеД
этнокультурные, конфессиональные, идеологические, политические!
традиции и как именно положены в их основу и считаются традици-Я
онными. Такие культуры тяготеют к замкнутости и обособленности^
так как ориентированы на чуть ли не дословную репродукцию опре-Я
деленных социокультурных образов, стабильное их воспроизведение Я
вопреки любым изменениям. Значение индивидуального начала в I
таких моделях сведено к минимуму. Можно выделить р а з л и ч н ы е *
типы традиционализма. Крайними проявлениями этой тенденцииЯ
следует считать добровольное подчинение своего Я установленным Я
нормам и полное растворение в групповых формах культурной Я
деятельности и различные варианты группового насилия, когда ин-Я
дивид под давлением силовых методов вынужден подчиняться тра-И
диции, идеологически возведенной в разряд неукоснительной догмы. I

Культуры, Как уже отмечалось, до сего дня сохраняются куль- I
ориентированные туры, делающие акцент в своем развитии не на Я
на традиции изменении, опирающемся на творческий потенци- I
ал индивидуальностей, а на сохранении установив- I
шегося, из века в век повторяющегося культурного порядка. Такие I
культуры называются традиционными. Идеальный общественный I
стереотип в них относится к прошлому. Настоящее же трактуется I
как череда репродукций, максимально приближенных к запечатлен-1
ному и уже получившему многократную реализацию в культуре I
канону. Обычно считается, что подобная культурная установка была I
свойственна человечеству на ранних этапах его развития. В к а ч е - 1
стве наглядного примера приводятся первобытные, как их ч а с т о й
именуют, социокультурные образования.
Однако считать традиционные культуры отсталыми, «неразви-1
тыми», «примитивными» несправедливо. К. Леви-Стросс, в е л и к и й !
французский этнолог, культурантрополог, лингвист, философ и ис-Я
следователь дописьменных культур, в своих многочисленных рабо-1
тах прекрасно продемонстрировал, что человек традиционного об- I
8.4. Культурные традиции и инновации 179


щества обладает теми же духовно-физическими характеристиками,
что и современный европеец, и ничуть не уступает последнему. Его
интеллектуальные ресурсы столь же богаты и многогранны. Куль­
тура таких сообществ не менее богата и разнообразна, чем евро­
пейская технократическая культура XX столетия. Отличается же
она от последней прежде всего тем, что в ней запечатлен иной
опыт отношения природного и культурного, структурным принци­
пом которого-выступает точная репродукция, по возможности дос­
ловное воспроизведение однажды найденных, удивительно удачных
и удобных, оптимальных для среды обитания культурных моделей.
Представитель традиционной культуры в процессе своей жизнеде­
ятельность просто извлекает из совокупного «культурного архива»
предусматриваемый для тех или иных конкретных обстоятельств
определенный шаблон и. воспроизводит его без всяких колебаний.
В таких обществах на все случаи жизни существуют уже готовые
поведенческие и смысловые стереотипы. То, что не укладывается в
них, либо отвергается, либо игнорируется, выпадая полностью или
частично из «культурного зрения».
Возможность проявления индивидуального в традиционной куль­
туре минимальна. Почти все дисциплинарно-символические про­
странства настроены на жесткую фиксацию заданных стереотипов,
на максимальную аутентичность их реализации в каждом после­
дующем случае. Внешне такие культуры могут находиться практи­
чески в неизменном состоянии, их современные представители могут
так же чувствовать, испытывать те же желания, так же реагировать
на явления окружающей действительности, что и те, кто жил в них
200 или 300 лет назад. Шаблоном, по которому выкраиваются по­
ступки, речь, фантазии во всех сферах жизни, обычно выступает
мифология. Мифологическое мышление и «наука конкретного» яв­
ляются ментальными инвариантами традиционных культур.
Смена социального уклада еще не означает переориентации тра­
диционности на инновационность: культуры Древнего Египта, древ­
них восточных цивилизаций, европейского Средневековья также в
большей степени ориентировались на воспроизведение установлен­
ных норм. Личностная активность субъектов культуры была све­
дена в них к минимуму.

Инновации Противоположностью традиции являются инно-
в культуре вации. Под инновацией в культурологии пони­
маются механизмы формирования новых культур­
ных моделей самого разного уровня, которые создают предпосыл­
ки для социокультурных изменений. Способность общества к
адаптации к изменяющимся условиям, которая делает возможным
180 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур

эффективное разрешение непосредственно стоящих перед обще
ством и человеком конкретных проблем, вырабатывается в ходе
исторического развития. Очень часто новые культурные формы,]
прежде чем стать общепринятыми, вырабатываются в тех видах-
культурной деятельности, в которых не реализуются насущные по
требности конкретного сообщества. Тем не менее именно в них
отражается способность всей культуры вообще и каждого отдельного
человека в частности отражать действительность, трансформиро-*
вать свои поступки согласно возникающим изменениям, вносить)
элемент новизны. Инновации напрямую зависят от индивида, оц
его способностей к творческой активности, а также от возможно­
стей общества воспринимать, интегрировать и адаптировать ре
зультаты такой активности.
Антитезой традиционным, или ориентированным на традиции,
культурам можно считать культуры, активно поддерживающие ин
новации. Выработка нового в таких сообществах всячески поддер­
живается, возникающие в индивидуальном сознании идеи и куль­
турные формы распространяются в обществе, внедряются в noJ
вседневность, что создает возможность для социокультурных
трансформаций и в итоге обеспечивает прогресс в культурном
развитии. Даже сами процедуры распространения, принятия или
неприятия, модификации, институционализации могут являться ин­
новационными процессами, выступать механизмом провоцирования
и поддержания новых форм. Культура Европы — Нового времени и
современная — носит отчетливо выраженный инновационный ха­
рактер. Европейское общество в целом, так же как и отдельный его
представитель, ориентировано на обновление, выработку новых куль­
турных форм. Причем этот процесс все более ускоряется. Тради­
ции, традиционность зачастую сознательно игнорируются, что про­
воцирует утрату индивидуальной и коллективной культурной идеи
тичности и создает реальную угрозу стабильности существования

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>