<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1.1. Появление культуры как объекта гуманитарного знания
Человек существует не только в природе или,обществе, но и в
культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологиче­
ские времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж
давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской
мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немец­
кого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в
которых способен пребывать человек: естественном, или природ­
ном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status
culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре
как об особом способе и форме человеческого существования. При­
родное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его раз­
вития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культур­
ное же состояние начало оцениваться как более высокая ступень
человеческой эволюции, на которой он представал творчески про­
дуктивным существом. Так, уже в момент возникновения идеи о
культуре как об особой сфере человеческой жизни она была оха­
рактеризована эргалически и креативно, т.е. связана с активистски­
ми представлениями. Собственно, с этого времени мы можем гово­
рить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в каче­
стве предмета научного познания.
Существенные успехи в учении о культуре были достигнуты к
началу XIX столетия в трудах немецкого философа и просветителя
И. Г. Тердера. Он разработал понимание культуры в историче-
14 Глава 1. Культура как предмет изучения


ском аспекте. Развитие культуры, согласно Гердеру, составляет со­
держание, направление и смысл исторического процесса. Культура
является, не невесть откуда возникшим состоянием, а раскрытием
сущности человека в историческом движении, следовательно, ее
высшим и полным выражением выступает гуманизм. В соответ­
ствии с этим учением составились представления о высших и низ­
ших стадиях культуры, о культурных эпохах и культурных народах.
Именно в это время утвердилось мнение, что ядро, сердцевину куль­
туры составляет духовная жизнь человека, высшее развитие его
духовных способностей. Таким образом, если первоначально пред­
ставление о культуре формировалось в ее противопоставлении
природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как
о динамической, развивающейся сущности.
Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеж­
дении, что культура существует в одной-единственной форме —
европейской. Весь мир, кроме Европы, мыслился живущим во вне-
культурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила
название европоцентризма. Ее идеологические и политические по­
следствия сказались в самоуверенном убеждении, что перспектива
войти в культуру, приобрести «историческое измерение» у наро­
дов других континентов появилась только с того момента, когда
они были открыты европейцами и стали приобщаться к ценностям
и достижениям европейского образа жизни. По сути дела, этот взгляд
послужил оправданием колониальной экспансии европейских стран
и способствовал поддержанию их колониального господства, возве­
дя его в ранг культурной миссии европейцев. Подобно тому, как
древние греки и римляне выделяли себя из варварского окружения,
чье бытие было лишено, по их мнению, какой-либо ценности и смыс­
ла, сторонники европоцентризма вводили и развивали представле­
ния о мире европейской культуры в окружении примитивных, ди­
ких, недоразвитых народов и обществ.
Развитие науки и просвещения, упорная работа гуманистической
мысли постепенно дискредитировали эту идею, делая ее научно и
нравственно несостоятельной. К началу XX столетия уже неоспо­
римо утвердилось передовое научно обоснованное гуманистическое
понимание, что человечество — не монокультурное образование, а
совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и само­
ценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам
«высшие — низшие», «развитые — неразвитые», «совершенные —
несовершенные» и т.д. Мир поликультурен. Каждая из культур раз­
вивает свой ценностный и духовный потенциал, имеет только ей
присущие особенности, в которых воплотился исторический и жиз-
1.2. Аспекты постижения культуры . 15


пенный опыт создавшего ее народа; свойства климата, ландшафта и
экологии тех мест, в которых он живет; своеобразие психического
склада, образа мышления и коллективного воображения этнических
носителей культуры. Таким образом, наряду с историческим под­
ходом, открывшим многообразие исторических этапов, форм и ти­
пов культуры, сложилось представление о единовременном сосу­
ществовании многих культур.
Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего стро­
ения, особенностей, функций и гуманистического своеобразия стали
тем мощным импульсом, который стимулировал развитие гумани­
тарного знания и, в частности, части культурологии. Существует се­
рьезное мнение, что культурология как наука могла возникнуть толь­
ко тогда, когда была открыта многокультурность мира и создались
предпосылки сравнительно-культурного подхода. Ни одна культура
не может быть понята только «изнутри», без сравнения и сопоставле­
ния с другими. Это дает возможность получить объективное обобще­
ние и постичь законы культурных процессов.
Какими бы интересными ни были исследования конкретных куль­
тур, центральное место в культурологии занимают общие теорети­
ческие проблемы, без решения которых невозможно понимание са­
мых существенных сторон жизни человека и общества. При этом
в равной степени актуально изучение традиционных проблем куль­
туры и проблематики, возникающей в условиях ее современного
развития.
- Прежде всего это вопросы о том, что являет собой культура
независимо от конкретных форм, в которых она представлена,
каковы истоки и причины ее возникновения, как она соотносит­
ся с другими формами человеческого бытия: природой, обществом,
историей.


1.2. Аспекты постижения культуры
Культурная реальность не появляется самопроизвольно, вслед­
ствие действия законов и стихийных сил природы — последняя
порождает только самое себя. Для того чтобы возникла культура
как специфическая средгц которая непосредственно окружает че­
ловека и в которой он живет, необходимы были особые условия и
предпосылки, отсутствовавшие в природе. Вопрос, в чем именно
состояли эти условия и предпосылки, чрезвычайно важен и сло­
жен. На него отвечает комплекс философских и других наук. Свой
ответ на этот вопрос дают философия культуры и культурология.
16 Глава 1. Культура как предмет изучения


При всем разнообразии научных теорий они непременно содер­
жат указание на человека и его деятельность как на важнейшие и
необходимейшие факторы возникновения культуры. Подчеркивая
сотворенность этой среды человеческого бытия, ее нередко имену­
ют «второй природой». «Вторая природа» отделяет человека от мира
естественных сил и предметов и в то же время связывает его с
этим миром, причем вследствие своего освоения культурой природ­
ные явления предстают перед человеком не в непосредственной
первозданности, а в преобразованном виде, как составная часть
предметов культуры. В основе их изменения лежит предпосылка
целесообразного приспособления природы к потребностям челове­
ческого существования.
С древнейших времен, когда впервые было осознано, что человек
живет в преобразованном, «искусственном» мире, и до наших дней
идет обсуждение вопроса о том, чем является исключенность чело­
века из естественного природного бытия: благом или злом. Так,
представители кинического направления античной философии до­
казывали, что культура и общество с их законами и требованиями
есть главные источники зла, поскольку они искажают естествен­
ную сущность человека. В Новое время Ж.-Ж. Руссо доказывал,
что культура сделала человека несчастным, обременив его тяготами,
неравенством, социальными бедами, т.е. всем тем, что отсутствует в
мире природы и там, где человек еще сохранил с ней непосред­
ственную связь. Подобные мысли развиваются и в ряде современ­
ных экологических утопий. Тем не менее даже самым радикаль­
ным апологетам природы представляется очевидным, что человек
и культура связаны между собой и что вне культуры невозможно
не только бытие человека, но и он сам как особая сущность. Поэто­
му вопрос ставится не о необходимости культуры как таковой, а о
ее сути и содержании, их соответствии или несоответствии назна­
чению человека, о месте человека в культуре, способах и формах
его самореализации в ней.
В разработанных современной наукой представлениях о культу­
ре воплощено различное понимание ее специфичности как особой
формы бытия. Вариантов решения этой проблемы чрезвычайно
много, и их количество продолжает расти. В первую очередь это
объясняется большой сложностью феномена, именуемого культу­
рой, и трудностями его познания. К культуре нельзя подойти так же,
как к предмету естественно-научного исследования. Познавая ее,
человек постигает не некую независящую от него реальность, а, по
сути, себя самого — свое собственное бытие, объективированное в
фактах культуры; при этом он использует познавательные техники
1.2. Аспекты постижения культуры 17


и приемь! как общенаучного, так и весьма специфического характе­
ра. Так, исследуя сущность морали и нравственные нормы, человек
уясняет себя как этическое существо. Обращаясь к эстетическим
ценностям, он не только постигает природу прекрасного вообще, но
и устанавливает один из главных мотивов своей жизнедеятельно­
сти и творчества — преобразование мира по законам совершен­
ства и красоты.
Специфичность в познании культуры связана и с тем, что на
него оказывают непосредственное влияние философские предпо­
сылки мыслителя — исходя из них формулируются самые общие
представления о культуре. Можно сказать, что в каждой серьезной
философской системе или школе имеются особые ее трактовки.
Культурологи религиозной ориентации утверждают, что всякая ве­
ликая культура основывается на определенной религиозной или
вероисповедной основе и служит способом ее реализации; следо­
вательно, культуры различаются между собой прежде всего по кон­
фессиональному принципу или типу религии, составляющей их ядро.
Поэтому они выделяют культуры, основанные на политеизме и мо­
нотеизме, различая среди последних христианскую, исламскую, буд­
дийскую и т.д. культуры. Философы идеалистической ориентации
либо ищут в основе всякой Целостной культуры духовный прин­
цип, выражающий ее смысл, либо рассматривают ее как проявление
космического «жизненного порыва» или «волевого устремления»
(А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер). Исследовате­
ли с натуралистическими и материалистическими, установками
склонны сводить сущность культуры и причины ее возникновения
к реальным природным и материальным основам жизни людей.
Например, К. Маркс и его последователи в общем виде рассматри­
вали культуру (в том числе духовные элементы) как результат
материально-преобразующей деятельности (производства). Суще­
ствую^ теории, объясняющие ее с позиций географического факто­
ра, особенностей климата, расовых и этнических свойств человека.
Наконец, имеется широкий спектр утилитаристско-прагматиче-ских
теорий культуры, согласно которым она есть не более чем особая
форма приспособления человека к реальности, В последние десяти­
летия активно обсуждается понимание культуры как системы зна­
ков и языков — так называемый семиотический подход, дополняе­
мый теориями коммуникаций. Таков далеко не полный перечень
толкований сущности культуры. Многоплановое восприятие не под­
рывает представления об объективности культуры и веры в воз­
можность ее познания, но свидетельствует о многогранности, не до­
пускающей упрощенности и г.рг™,^,,,,,,^",^^,^ гр пууг^жении;
Северодвинский
Филиал ПГУ
18 Глава 1. Культура как предмет изучения

Говоря о специфичности познания культуры, необходимо учиты­
вать то, что она представляет собой сверхсложное системно-целост­
ное единство — по сути, систему систем. Поэтому и постичь куль­
туру в реальной целостности и'полноте конкретных форм ее суще­
ствования, в ее строении, функционировании и развитии можно
только с позиций системного мышления. Все другие подходы по­
зволяют зафиксировать, схватить, вычленить какие-то хотя и важ­
ные, но все же частные и частичные ее особенности. На основе
системного подхода возможно не только установление того дей­
ствительно специфичного, что в качестве элементов входит в ха­
рактеристику культуры, но и осознание ее сущности как особой
сферы бытия. Весьма перспективным является применение к изу­
чению культуры методов и понятий синергетики.
Одно из распространенных пониманий культуры состоит в рас­
смотрении ее как мира воплощенных ценностей. Предметы культу­
ры отличаются от природных объектов тем, что они наделены осо­
бым свойством.— быть ценностями. Создавая особый предметный
мир,,человек не стремится воспроизводить природу, повторяя ее в
миниатюре, а созидает нечто отличное от нее, имеющее значение и
смысл как выражение человеческой сущности. Уместно сразу же
провести различие между понятиями полезности и ценности.
Человек находит в природе много такого, что обеспечивает его ес­
тественное существование; кроме того, он и сам создает огромное
количество вещей, полезных в том отношении, что они необходи­
мы для удовлетворения его естественных потребностей. Как прави­
ло, это происходит в сфере материального производства. Однако
главное назначение культурной деятельности человека заключает­
ся в создании того.предметного мира (материального, духовного,
художественного), через который он реализует свою особую сущ­
ность. Этот мир значим для него в совершенно особом смысле.
Его конкретные элементы принято называть артефактами, а дея­
тельность по. их созданию — артеактами. Культура возникает в
стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более
полно, совершенно и значимо. В своей культурной деятельности
человек создает ценности, опредмечивая, закрепляет их и тем са­
мым обеспечивает возможность их накопления и передачи после­
дующим поколениям. Ценности — регулятор человеческого пове­
дения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свой­
ством мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание
культуры получило название ценностного (аксиологического).
Оно указывает на границу различения культурного и природно­
го миров: ценности как ядро культуры не даны человеку изначаль-
1.3! Проблема специфичности культууры 19

но, подобно воде, воздуху и другим необходимым для его биологи­
ческого существования условиям, а возникли в результате его куль­
турной деятельности и стали ее регулятором. Тем не менее вопрос
о соотношении культуры и природы является важнейшим в куль­
турологии.



1. 3. Проблема специфичности культуры
Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует
только существование человека. Человек является единственным
существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Дру­
гие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не
могут быть охарактеризованы как культурные. К примеру, поведе­
ние животных, которые живут сообществами или стадным образом,
подчас основывается на строгом разделении функций между от­
дельными особями, обеспечивающем выживание вида. Они также
способны создавать сложные обиталища и т.д., но ни в одном слу­
чае не может быть и речи о культуре как целенаправленной и
осмысленной деятельности. Действия всех существ в животном
мире являются результатом их биологического приспособления и
передаются от поколения к поколению в неизменном виде посред­
ством генетического кода, т.е. естественным путем. Этим живот­
ные не выделяют себя из природы, а напротив, демонстрируют свое
включение в нее. Правда, говоря о культурных растениях или жи­
вотных, мы при этом имеем в виду, что в отличие от диких'Пред­
ков и сородичей эти представители природы обладают свойствами,
которые были приобретены ими в результате длительной и кро­
потливой селективной работы, осуществленной человеком, пресле­
довавшим свои цели: они культурны только как часть культурного
мира человека.
Сфера природы, которая приобретает культурные свойства под
воздействием человека, расширяется. В этом состоит одно из про­
явлений культурно-исторического прогресса человечества. Перво­
начально для закрепления и передачи приобретенной культурной
информации и, прежде всего, выработанных программ культурной
жизнедеятельности человек использовал только предметы внешне­
го мира. В наши дни он все глубже проникает в природный мир,
реализуя свои все более сложные, многообразные и изощренные
потребности. Культурный мир расширяется за счет овладения но­
выми и новыми областями природы и сферами естественного бы­
тия. Однако это не единственный путь расширения культурного
20 Глава 1. Культура как предмет изучения


мира человечества, а с некоторого времени — даже не главный. По
мере развития культуры и человека сфера предметов, которые начи­
нают выполнять функцию культурных кодов, неуклонно возрастет.
Наряду с естественным языком — главным средством общения и
передачи культурных смыслов — возникают так называемые «вто­
ричные» языки, или знаковые системы, в роли которых выступают
практически все подсистемы культуры: объекты искусства, быта,
нормы этикета, техносфера и т.д. Расширение подобных подсистем
становится главным направлением расширения мира культуры. Куль­
турный статус и культурный смысл им также придаются посред­
ством человеческой деятельности.
Итак, отличительная особенность культуры состоит' в том, что
она создана деятельностью человека. Иначе говоря, культуры, взяв­
шейся ниоткуда, «из ничего», не существует1. Даже примитивная
культура первобытного человека — качественно иное, неизмеримо
более сложное явление, чем поведение животного. Определив связь
культуры с деятельностью, человека в том смысле, что последняя
порождает культуру, мы остановились на деятельностном принци­
пе понимания происхождения и сущности культуры. Возникает воп­
рос: что такое деятельность человека и в чем заключается ее отли­
чие от поведения других существ?
При ответе на него следует обратить внимание на то, что деятель­
ность человека многопланова и распадается на виды, в каждом из
которых реализуются различные функциональные способности чело­
века и достигаются разные цели. Поэтому логично уточнить, всякая
ли деятельность человека является культуротворческой. Утвердитель­
ный ответ дать сложно, поскольку можно указать на такие виды или
формы деятельности, которые не создают культуру, а разрушают, ее,
не сохраняют, а ставят под угрозу ее существование, не развивают, а
заводят в тупики катастрофических состояний, порождая духовный
кризис. Важно также понять, чем вызывается деятельностная актив­
ность человека, когда и как она возникла. Очевидно, что деятельность
человека на сменяющих друг друга фазах исторического бытия не
равна самой себе: в разных типах культуры и общества она различа­
ется по своим видам и формам. Из этого следует, что деятельность
сама культурно и социально обусловлена.
Существуют два подхода к проблеме деятельности: специально-на­
учный и философский. Первый, специально-научный, ориентирует на

' Мы отвлекаемся от теологической проблемы творения мира «из ничего»,
имеющей характер догмы в христианстве, поскольку принцип божественного тво­
рения мира — креационизм — находится за пределами науки.
1.3. Проблема специфичности культууры 21


поиски конкретных ответов на вопрос о том, какой вид деятельности
был исторически первичным и к каким последствиям в отношении
человека и культуры он привел. Известна, например, трудовая концеп­
ция, утверждающая, что труд, прежде всего орудийный труд, т.е. дея­
тельность с помощью специально созданных приспособлений и дея­
тельность по созданию таких приспособлений, был той причиной, кото­
рая преобразовала человека (создала его) и затем привела к
возникновению общества и культуры. Труд, особенно в сфере матери­
ального производства, до сих пор является основой культуры.
Второй, философский, подход, объясняя основные предпосылки,
условия, структуру, формы культуротворческой деятельности, исхо­
дит из того, что она не вызывается исключительно естественной
необходимостью и не заканчивается тогда, когда эта необходимость
исчезает. Культурная деятельность осуществляется не какой-либо
единственной особью или их разрозненным множеством — она
представляет собой особый,вид сопряженной коллективной дея­
тельности. Если сообщества природных существ, например терми­
тов или пчел, действуют на основе исключительно биологических
механизмов, их поведение задано генетически, транслируется на­
следственным кодом, то человек включается в коллективность, со­
здавая социальную общность. Деятельность человека в социаль­
ной системе определяется не биологической Необходимостью, а по­
стоянно меняющимися программами культурной жизнедеятельности,
которые передаются посредством культурных кодов, языками. ,
Животное, обеспечивая своей активностью собственное суще­
ствование, не преобразует себя и среду обитания, тогда как человек
в процессе деятельности не столько-приспосабливается к среде,
сколько преобразует природу согласно своим потребностям и в
конце концов создает особую среду — искусственно созданный
мир культуры. При этом он одновременно преобразует и себя, как
своювнеш-нюю, телесную природу, так и внутренний мир. В про­
цессе деятельности человек выделяется из среды, на которую он
воздействует, заменяя природные связи с нею иными — социокуль­
турными, которые он делает предметом своего особого воздействия.
Объектом культурной деятельности становится уже не только при­
рода", но и все то, что вовлекается в процесс преобразования и воз­
действия субъекта. Субъектом также выступает не единичная особь,
а человек как носитель культурно-исторической активности, акку­
мулирующий в себе конкретные социокультурные характеристики
и культурно-исторический опыт того общества, которое он пред­
ставляет. •
22 Глава 1. Культура как предмет изучения


Понимание культурной деятельности как особого вида субъект-
но-объектного отношения выводит культурологию за пределы кон­
кретно-эмпирического исследования, на котором строятся частные
культурологические науки, и поднимает ее на необходимый уровень
теоретического обобщения.


1.4. Сущностные характеристики культуры
Поскольку культурная деятельность детерминирована не биоло­
гическими механизмами, а «сущностными силами человека», то и вос­
производство этих сил достигается не природными средствами, а теми,
которые возникают в результате этой деятельности, даже если в их
основе имеется природное субстратное начало. Таким образом, куль­
турная деятельность •— это деятельность по созданию нового, того,
чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть по ее
собственным законам. Поэтому есть все основания толковать куль­
туру как творчество, освободив это понятие от иррационалисти-
ческих и мистических привнесений. Творческое начало в челове­
ческой деятельности представляет собой социокультурный механизм
переработки и создания новых смыслов. Их овеществление ведет к
созданию все более' высоких в духовно-ценностном отношении пред­
метов культуры. В каждой культуре сочетаются две тенденции: ру­
тинная деятельность, т.е. воспроизводящая (репродуцирующая) уже
достигнутый уровень культуры, и развивающаяся культура, отмечен­

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>