<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

всего человеческого сообщества.
Соотношение между традицией и новацией зависит от конкрет­
но-исторических условий и связано с динамикой становления лич­
ностного, индивидуального начала в культуре. В целом можно го­
ворить, что развитие человеческого общества сопровождалось все
большим обособлением человека, обретением им свободы и неза­
висимости от диктата традиции. Тем не менее процесс индивидуа-
ции, развития индивидуальной активности, не был прямолинейным и
неизменно поступательным. Эпохи доброжелательного отношения к
индивидуальности сменялись периодами, когда к проявлениям уни­
кальности относились с подозрением: за одними социальными груп-
8.4. Культурные традиции и инновации 181


нами признавались «права личности», другим же, напротив, в них пол-
костью отказывалось; в одних видах культурной деятельности сти­
мулировался поиск новых форм, в других — запрещался.
Характерным примером сложности процесса индивидуации в
человеческой истории может служить европейское Средневековье.
Достаточно стойким является убеждение, что средневековая культу­
ра — это культура «безмолвствующего большинства», которой было
свойственно тотальное невнимание к проявлениям уникальности.
Действительно, момент традиционализма играл в ней существенную
роль. В средневековом искусстве мы часто сталкиваемся с аноним­
ностью. Творец художественной реальности предпочитал «скрывать­
ся». Тем не менее история сохранила массу очень выразительных
персонажей общества этой эпохи. Разумеется, чаще всего речь шла о
представителях высших слоев — политических и государственных
лидерах. Но сам по себе факт показателен: не личность вообще
отвергалась. Личности — да еще какие! — были, просто не каждый
человек обладал правом на проявление индивидуальности.
Повсеместная переориентация с традиционности на инноваци-
онность началась в Европе в Новое время. Первые образцы «все­
сторонне развитой» и самодостаточной, творчески активной лично­
сти дало Возрождение. Ренессанс сделал ставку на развитие имен­
но индивидуальных особенностей человека, на максимальное
раскрытие его потенций, не отрицая тем не менее и позитивности
продолжения традиции.
Индивидуализация не была единственной тенденцией развития
новоевропейской культуры. Параллельно и всегда в диалоге разви­
валась, по разному преломляясь, и традиционалистская установка.
Сквозь всю культуру Нового времени проходит оппозиция Разума,
персонифицировавшего в себе ориентацию на индивидуально-твор­
ческое начало, и Истории, в которой в первую очередь предусмат­
ривалось действие традиции как гарантии преемственности посту­
пательного развития, страховавшей его от срывов. Сторонники апо­
логии традиции ссылались на ценность коллективного опыта,
настаивали на необходимости закрепления и продолжения тех от­
крытий, позитивность которых уже была подтверждена поколения­
ми прежде живших людей. Их противники отрицали безоговороч­
ное повиновение прошлому, делая акцент на праве индивида прояв­
лять свою творческую активность.
Традиционное и инновационное выступают пределами действия
противоположных начал. Обществу, культуре необходимо хранить
социальную память. Для этого стандартизируется коллективный опыт,
насаждаются его образцы. В то же время как реакция на давление со
182 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур


стороны традиции развивается и реакция, отстаивающая возможности
добровольного и суверенного избрания индивидуальностью собствен
ного пути. Такое поведение человека непременно рано или поздн
приводит к конфликту с нормативно установленными представление
ями. Если процесс самоопределения индивида не ограничить тради
цией, он грозит целостности и стабильности всего общества, всей
культуры. В целях самосохранения общество начинает бороться!
самоуправством путем стандартизации, ритуализации, .усреднени"
опыта, насильственного внедрения стереотипных культурных норм;
Способ разрешения этого противоречия заключается в синтезе, сни,
мающем каждую из выделенных крайностей, конкретно-историческ;
примиряющем обе противоположные тенденции.
И традиции, и инновации равно необходимы культуре для про
грессивного развития. Обе тенденции имманентны, т.е. внутренн
присущи, культуре как таковой. Выдвижение на первый план одно
и игнорирование другой чревато катастрофами и срывами. От тог
насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, за,
висит успешность культурной эволюции.
Глава 9

КУЛЬТУРА В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ



9.1. Социальные институты культуры
Слово «институт» происходит от лат. instituturn, что означает
«установление, учреждение, организация». Социальные институты
являются составной частью социальной структуры, одной из основ­
ных категорий социологического анализа общества, под которой
обычно понимают сеть упорядоченных и взаимообусловленных свя­
зей между различными элементами социальной системы, фиксиру­
ющую свойственные данному обществу способы организации и
функционирования. Понятие социального института заимствовано
культурологией из социологии и юриспруденции и во многом со­
храняет смысловую окраску, связанную с нормами регулятивной
деятельности человека и общества, однако оно приобрело значи­
тельно более широкое толкование, позволяющее подойти к явлени­
ям культуры со стороны их общественного установления.

Понятие социаль- Институциональный аспект функционирования
ного института социума является традиционной областью инте-
культуры ресов общественной и научно-гуманитарной мыс­
ли. Наибольшую проработку категория соци-
1льных институтов получила в социологии. Среди предшествен­
ников современного понимания социальных институтов вообще и
социальных институтов культуры в частности в первую очередь
следует назвать О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и Э. Дюркгейма.
В современной научной литературе, как зарубежной/так и отече­
ственной, существует достаточно широкий набор версий и подхо­
дов к трактовке понятия «социальные институты», что не позволя­
ет дать жесткую и однозначную дефиницию этой категории. Одна-
184 Глава 9. Культура в социальном пространстве


ко некоторые ключевые моменты, присутствующие в большинст
социологических определений социального института, все же мо
но обозначить.
Чаще всего под социальным институтом понимается некотор"
более или менее устойчивый комплекс формальных и неформал
ных правил, принципов, установок, регулирующих различные сфер
человеческой деятельности и организующих их в единую систем"
С помощью рассматриваемой категории обозначается некотора
общность людей, выполняющих определенные роли, организованны
посредством социальных норм и целей. Столь же часто, говоря
социальных институтах, имеют в виду систему учреждений, посре
ством которых тот или иной аспект человеческой деятельност
легализуется, упорядочивается, консервируется и репродуцируете
в обществе, где определенные люди получают полномочия для в
полнения определенных функций.
В самом широком смысле слова под социальными институтам
следует понимать специфические социокультурные образования
обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношени
в пределах социальной организации общества, некоторые истор
чески обусловленные способы организации, регулирования и п
ецирования различных форм общественной, в том числе и кул
турной, деятельности. Социальные институты возникли в ходе ра
вития человеческого общества, общественного разделения труд
формирования отдельных видов и форм общественных отношени
В социальном институте культура, по сути дела, «объективируется
опредмечивается;' получает соответствующий социальный статус т
или иной аспект культурной деятельности, закрепляется его хара
тер, регламентируются способы его функционирования и репрод
цирования.
Общество представляет собой очень сложную систему соци
культурных институционализованных образований как сложившеис
совокупности экономических, политических, правовых, нравственн
этических, эстетических, ритуальных и пр. отношений. С точки зр
ния социологии к наиболее фундаментальным социальным инст
тутам, присутствующим в большинстве, если не во всех, социоку.
турных образованиях, следует отнести собственность, государств
семью, производственные ячейки общества, науку, систему комм
никативных средств (действующих и внутри, и вне социума), восп
тание и образование, право и т.д. Благодаря им происходит фун
ционирование общественного механизма, осуществляются проце
сы инкультурации и социализации индивидов, обеспечиваете
преемственность поколений, передаются навыки, ценности и норм
социального поведения.
9.1. Социальные институты культуры 185


К самым общим признакам социокультурного института мож­
но отнести следующие:
— выделение в обществе определенного круга «культурных
объектов», осознание необходимости их обособления и регламенти­
рованной циркуляции в масштабах всего сообщества;
— выделение круга «культурных субъектов», вступающих в про­
цессе культурной деятельности в специфические отношения, обус­
ловленные характером культурного объекта; придание деятельнос­
ти субъектов регламентированного и более или менее устойчивого
характера;
— организацию и субъектов культуры, и ее объектов в опреде­
ленную формализованную систему, внутри статусно различенную, а
также обладающую определенным статусом в масштабах всей
общественной организации;
— существование специфических норм и предписаний, регули­
рующих как циркуляцию культурных объектов в обществе, так и
поведение людей в пределах института;
— наличие социально-культурно-значимых функций института,
интегрирующих его в общую систему социокультурного функцио­
нирования и в свою очередь обеспечивающих его участие в про­
цессе интеграции последнего.
Перечисленные признаки не являются строго нормативными и
не всегда проявляются отчетливо в тех или иных социокультурных
институтах. У одних из них, прежде всего формальных и находя­
щихся под строгим надзором государственно-политических инстан­
ций (таких, например, как государственные учреждения культуры),
признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме. У других,
неформальных (у неформальных объединений художников, частных
музеев и коллекций, личных архивов и пр.) либо только возника­
ющих, — менее отчетливо. В целом же эти признаки служат удоб­
ным инструментом для анализа и описания процессов институци-
онализации социокультурных образований различного порядка.'При
исследовании конкретного социального института особое внима­
ние необходимо уделять функциональному и нормативному аспек­
там. Реализация определенных функций обеспечивается целостной
и разработанной системой стандартизированных форм объектива­
ции/отчетливо осознаваемой ценностно-нормативной структурой
социального института культуры.
Структура социальных институтов может варьироваться в за­
висимости от типа и формы конкретной культурной деятельности.
Укажем самые общие структурные элементы, присутствующие в
любом социальном институте культуры: более или менее осозна­
ваемые как внутри института, так и в широком социокультурном
186 Глава 9. Культура в социальном пространстве

контексте цель и сфера деятельности института; функции, предусЯ
мотренные для достижения обозначенной цели; нормативно обусЯ
ловленные культурные роли и статусы, представленные в структуЯ
ре института; набор средств, легализованных для достижения заявЯ
ленной цели и реализации функций, включающий соответствующий!
репертуар материальных, символических, технологических, властное
политических и пр. санкций.
Процесс институционализации, образования соответствующе
го социального института культуры, варьируется в зависимости on
эпохи и характера культуры. Невозможно предложить единый сцеЯ
нарий, но несколько важнейших этапов при формировании инстиЯ
тута проходит любой род культурной деятельности. Прежде ч е м
возникнуть социально культурному институту как самостоятельЯ
ной и различенной в общей системе социального р а з г р а н и ч е н и е
структуре, в культуре должна быть хорошо осознана потребности
в данном роде культурной деятельности. Далеко не всегда л ю д Л
ходили на выставки, в театры, проводили свой досуг на стадионах и
на дискотеках. Не существовали и соответствующие данным поЯ
требностям институты. Целые эпохи не знали ни архивов, ни конЯ
цертных залов, ни музеев, ни университетов. Одни потребности щ
процессе развития возникали, оформлялись в качестве социальной
значимых, другие, напротив, отмирали. Если сегодня для большинЯ
ства россиян понятно отсутствие желания посещать еженедельной
храм, то полтора века тому назад подобное было немыслимо. В проЯ
цессе возникновения потребностей необходимо, чтобы были так или
иначе сформулированы цели. Например, для чего необходимо хоЯ
дить в музеи, в рестораны, на стадионы, в театры, посещать термыЯ
Цели также должны стать общественно весомыми.
Процесс институционализации неотделим от появления с п е ц и а л Л
ных норм и правил, которые поначалу могут быть стихийными, хаотичЯ
ными, приносящими не столько пользу, сколько вред данному в и д Д
культурной деятельности. В результате такого «неорганизованного!*
культурного взаимодействия постепенно появляются особые процедуЯ
ры, нормы, регламенты, правила и пр. Они и закрепляются в виде социЯ
ального культурного института, призванного фиксировать наиболее
оптимальные способы организации данной формы культурной д е я !
тельности. Однако любое установление нуждается и в санкциях длЯ
поддержания принятых регламентов. В противном случае институЯ
не сможет функционировать, реализовывать в допустимых пределаЯ
возложенные на него культурным сообществом задачи.
И наконец, образование социального института заканчивается
созданием системы статусов и ролей, выработкой стандартов, оЯ
187
9.1. Социальные институты культуры '


натывающих все без исключения аспекты культурной деятельнос­
ти. Финалом процесса институционализации можно считать созда­
ние в соответствии с нормами и правилами достаточно четкой ста­
тусно-ролевой структуры,' социально одобряемой большинством или
хотя бы властно-политически поддерживаемой. Без институциона­
лизации, без социальных институтов ни одна современная культура
существовать не может.
Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд
функций. К числу важнейших можно отнести следующие:
— регулирование деятельности членов общества в рамках пред­
писываемых последним социальных отношений. Культурная дея­
тельность носит регламентированный характер, и именно благодаря
социальным институтам «вырабатываются» соответствующие, ре­
гулятивные регламенты. Каждый институт обладает системой пра­
вил и норм, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаи­
модействие, делающих его и предсказуемым, и коммуникативно воз­
можным; соответствующий социокультурный контроль обеспечивает
порядок и рамки, в которых протекает культурная деятельность
каждого отдельного индивида;
— создание возможностей для культурной деятельности того
или иного характера. Для того чтобы конкретные культурные про­
екты мог реализоваться в рамках сообщества, необходимо, чтобы
были созданы соответствующие условия — этим напрямую зани­
маются социальные институты;
—• инкультурация и социализация индивидов. Социальные ин­
ституты призваны обеспечивать возможность, вхождения в куль­
туру, приобщения к ее ценностям, нормам и правилам, обучать рас­
хожим культурным поведенческим моделям, а также приобщать
человека к символическому порядку;
— обеспечение культурной интеграции, устойчивости всего со­
циокультурного организма. Эта функция обеспечивает процесс вза­
имодействия, взаимозависимости и взаимоответственности членов
социальной группы, происходящих под воздействием институцио­
нальных регламентов. Интегративность, осуществляемая посредством
институтов, необходима для координации деятельности внутри и
пне социокультурного ансамбля, она является одним из условий его
иыживания;
— обеспечение и налаживание коммуникаций. Коммуникатив­
ные возможности социальных институтов культуры неодинаковы:
одни специально предназначены для передачи информации (напри­
мер, современные средства массовой информации), другие имеют
г.есьма ограниченные возможности для этого или в первую оче-
188 Глава 9. Культура в социальном пространстве

редь призваны выполнять другие функции (например, архивы, поли-i
тические организации, образовательно-воспитательные учреждения);.
— консервация культурно-значимых регламентов, феноменов,
форм культурной деятельности, их сохранение и репродуцирова-'
ние. Культура не могла бы развиваться, если бы не имела возмож­
ности хранить и передавать накопленный опыт — тем самым обео
печивается преемственность в развитии культурных традиций.


9.2. Дисциплинарно-символические пространства
культуры
Социальные институты культуры регулируют культурную де­
ятельность, а она, как мы знаем, включает в себя сложный процесс
символизации, предполагающий не механическое следование усто-!
явшимся поведенческим регламентам, а наделение их смыслом;
обеспечивающий вхождение индивида в символический порядок куль­
туры и возможность нахождения в нем. В принципе дисциплина
рным пространством является любая форма социальной институа-
лизации — религиозная, политическая, профессиональная, экономи-,
ческая и пр. Такие пространства чаще всего не разделены
непроходимой гранью, но переплетаются, накладываются друг на дру­
га, вступают во взаимодействие. Дисциплинарно-символическое про­
странство — понятие гораздо более широкое, ибо с его помощью
удается описать не только связи и отношения, зафиксированные на>
уровне формальных регламентов социально-институционализиро­
ванных формообразований, которые имеют более или менее четкое
юридическое закрепление, но и те отношения, которые размыкаются
в широкий культурный контекст, ускользая от непосредственного
государственно-политического контроля.
Социальные институты культуры в большей степени являются
именно дисциплинарно-символическими пространствами, нежели
жесткими социальными институтами (хотя последнее полностью,
не исключается). С одной стороны, границы и условия компетен-i
ции дисциплинарно-символических пространств культуры не все-i
гда строго регламентированы: они имеют четкий перечень вариа
ций «на все случаи жизни», допуская большую свободу индивида. Щ
театре, в музее, на празднике, в приватной жизни мы чувствуем^
меньше стеснения, чем на работе и в суде. С другой же стороны, й
силу того что символический порядок не ограничен рабочим вре­
менем и служебными обязанностями, они неотступны, действенны
даже в ситуациях, когда мы избавлены, казалось бы, от непосред-
9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры 189


ственного контроля со стороны соответствующего культурного уч­
реждения. В театре мы ведем себя подобающим образом, на вокза­
ле — по-иному, в домашних условиях проявляем третьи качества.
При этом во всех случаях мы вынуждены подчиняться и гласным,
и негласным правилам культурного сообщества, руководствоваться
символической ценностно-смысловой шкалой. Даже не отдавая себе
в том отчета, мы знаем, как должны располагаться в данном кон­
кретном культурном пространстве, что нам дозволено, а что, напро­
тив, запрещено желать и проявлять. Такое «интуитивное знание»
есть результат предыдущего опыта, опыта инкультурации и социа­
лизации, обретение которого ни на минуту не прекращается в тече­
ние всей жизни человека.
С рождения и до конца своей жизни человек не просто погру­
жен в культуру, но и «курируется» ею посредством соответствую­
щих более или менее институализированных культурных форм воз­
действия. Культура представляет собой, в том числе, и разветвлен­
ную систему механизмов, с помощью которых осуществляется
контроль над человеком, его дисциплинаризация. Этот контроль
может быть жестким и карательным, направленным на подавление
всякой непоощряемой спонтанности. Он может выступать и в ка­
честве «мягких» рекомендаций, дозволяющих достаточно широкий
спектр нерегламентированных манифестаций индивида. Однако
полностью «бесконтрольным» человек не остается никогда: та или
иная культурная институция над ним «надзирает». Даже наедине с
самим собой, в отсутствии, казалось бы, прямой угрозы принужде­
ния, мы несем в себе на подсознательном или механическом уров­
не директивные указания культурных инстанций.
Важно отметить, что любая форма проявления культурной ак­
тивности — мораль, право, политика, искусство, религия, философия,
наука, повседневность, — предоставляя человеку возможность про­
явить собственную уникальность, в то же время поддерживает и
необходимый «порядок», регулирует поведение индивида, оценивает
его с точки зрения установленных культурно-ценностных норм. Куль­
турная «дрессура», дисциплинаризация, институализация — все это
затрагивает и внешние, актуализированные, стороны культурной де­
ятельности, и внутренние, идеально-духовные.
Говоря о социальных институтах культуры, следует прежде все*
го указать на такое дисциплинарно-символическое пространство, как
семья. Семья в социуме всегда выполняла ряд функций. В социо­
логической литературе к числу ее основных функций относят вос­
питательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, первичного
социального контроля, социально-статусную, досуговую, эмоциональ-
190 Глава 9. Культура в социальном пространстве


ную, коммуникативно-трансляционную. С точки зрения культуроло
гии важнейшей следует признать функцию трансляции культур
ных стереотипов — ценностей и норм самого широкого свойства*
Именно в семье человек получает первый опыт инкультурации и
социализации. Благодаря непосредственному контакту с родителя]
ми, вследствие подражания привычкам домочадцев, интонации речи,
жестам и поступкам, реакциям окружающих на то или иное явлё*
ние действительности, наконец, в силу целенаправленного воздей^
ствия со стороны других на его собственные поступки, слова, де
ствия, усилия и старания человек усваивает культуру. Мы пор
даже можем не отдавать себе отчета в том, как это непосредстве
но происходит. Не обязательно нам объясняют, почему следу
действовать таким, а не другим образом, принуждают к чему-то илг
уговаривают. Это входит в нас через импульсивную ритмику па
вседневности, предопределяя в последующей жизни характер мно<1
гих, если не большинства, наших собственных слов и поступков
Ни одна из культур как в прошлом, так и в настоящем не оставлю
ла без внимания институт семьи. В зависимости от того, какой ти
личности был наиболее востребованным на тот или иной перио
времени, строились и соответствующие нормы семейно-брачных otl
ношений. Семья, таким образом, — это и механизм трансляции Tpai
диции от поколения к поколению, и способ реализации текущи
культурных инновационных программ, и инструмент поддержани
регламентов символического порядка. В семье не только формиру-1
ется основа будущей индивидуальной жизни человека, определяют.
ся возможные направления его культурной деятельности, но и зак
ладывается фундамент всей культуры.

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>