<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Под словом «культура» можно также понимать локальную куль­
туру, т.е. культуру некоторого конкретного, исторически определен­
ного общества. Каждая такая система обладает своими специфичес­
кими чертами и особенностями. Это объясняется различиями в гео­
графических и социально-исторических условиях существования стран

1
Так, утверждение, что «человек произошел от обезьяны», один чеховский пер­
сонаж опровергал, ссылаясь на то, что и он лично, и его знакомые — прекрасные
дамы и важные господа — произошли не от обезьян, а от весьма почтенных людей.
262 Глава 12. Типологические характеристики культур


и народов и их относительной обособленностью друг от друга (пос­
ледняя по мере совершенствования средств передвижения и комму­
никации преодолевается, что приводит к сближению культур).
Особое место среди локальных культур занимают этнические и
национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, на­
родами, нациями. Внутри национальных культур выделяются суб­
культуры. Это культуры отдельных демографических или соци­
альных слоев и групп, воплощающие в себе отличия их образа
жизни, мышления и поведения от общенациональных культурных
норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, ре­
лигиозной секты и др.). Иногда отход субкультуры от общенацио­
нальной культуры заходит настолько далеко, что приверженцы ее
становятся в,оппозицию к обществу и вступают в конфликт с
существующими в нем традициями и правилами жизни. В таких
случаях субкультура превращается в контркультуру.
Понятие культуры применяется также для обозначения отдель­
ных культурных сфер и компонентов. Употребляя его в этом смыс­
ле, говорят о культуре труда, быта, поведения, о художественной,
музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.
Культурами называются и культурные образования, охватываю­
щие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры
различных стран и народов, например виды культур, которые скла--,
дываются на разных этапах человеческой истории (первобытная,
средневековая, современная), или надэтнические культурные общ­
ности (европейская, христианская, арабская, советская (социалисти­
ческая), восточная и западная). Для обозначения образований тако­
го рода используются также термины «культурный мир», «метакуль-
тура», «цивилизация».
Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и
существующих в составе мировой культуры, с одной стороны, необ­
ходимо их феноменологическое описание, т.е. описание реальных,
конкретных культур как особых социально-исторических феноме­
нов, с другой — типологическое описание, которое предполагает
выяснение сходства и различия между культурами и создание их
типологии, т.е. разделение их на различные типы. Если феномено­
логическое описание характеризует конкретные культуры, то ти­
пологическое — типы культур. К определенному типу могут от­
носиться и много культур, и всего одна. Но и в этом случае
типологическое описание есть описание не одной этой культуры, а
общих черт, которые были бы и у других культур данного типа, если
бы они существовали.
Определение и исследование типов культур наталкивается на
немалые трудности. Тип — это идеальная, абстрактная конструк-
12.2. Традиционная и инновационная культуры 263


ция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает'нв'
которые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от
их специфических особенностей. Однако каждая реальная культу­
ра уникальна, и отнести ее к тому или иному типу удается лишь с
какими-то упрощениями и оговорками. Исторически существовав­
шие конкретные культуры лишь приблизительно соответствуют тому
или иному типу. Они могут в чем-то отходить от его типичных
черт и включать в себя.черты других типов.
Характеристики, свойственные культурам одного типа и отлича­
ющие их от культур другого типа, можно выделять по-разному. Взяв
те или иные из них в качестве критерия, культурологи строят раз­
личные типологии1. Существуют варианты типологии культуры, в
основе которых лежат географический принцип (локализация в про­
странстве), хронологический принцип (локализация во времени), осо­
бенности религии, языка, экономики и т.д. Одна из самых важных
проблем состоит в выборе основной типологической «единицы»,
т.е. исходной формы культурных образований, которые подразделя­
ются на различные типы. За такую типологическую «единицу» целе­
сообразно принять культуру как целостную и автономную систему,
представляющую собой продукт исторического развития какого-либо
народа, — культуру этноса или нации. Тогда типы будут представ­
лять собой классы или группы этнических и национальных культур
(метакультуры), а также разновидности культурных форм внутри
этнических и национальных культур (субкультуры).


12.2. Традиционная и инновационная культуры
Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции вопло­
щают в себе консервативное начало. Они обеспечивают стабиль­
ность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы
хаос. Благодаря новациям развиваются общество и культура, рас­
ширяются горизонты познания и духовного мира людей, улучшают­
ся условия жизни. Соотношение между традициями и новациями в
культуре складывается по-разному. Традиционная культура харак­
теризуется доминированием традиционности над новаторством. В
инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над
традиционностью.

1
Следует иметь в виду, что типология отличается от классификации: класси­
фикация охватывает все без исключения объекты исследуемой области, тогда как
в типологии выделенные типы объектов не обязательно исчерпывают все их
множество. •
264 Глава 12. Типологические характеристики культур


Отличительной чертой традиционной культуры является не­
укоснительное следование воспринятым от предшествующих по­
колений образцам поведения — обычаям, ритуалам, способам и при­
емам деятельности. Эти образцы усваиваются' с детства от старших.
Подражание и послушание — важнейшие условия, обеспечивающие
их сохранение и трансляцию от поколения к поколению. С этим
связано обязательное для традиционного общества почитание ста­
рейшин, которые выступают как хранители накопленного социально­
го опыта, учителя и судьи, чьи решения и указания должны беспре­
кословно выполняться.
Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативно­
сти, которая охватывает все стороны жизни людей. Она устанавли­
вает множество различного рода запретов — табу, которые не под­
лежат обсуждению и рациональному обоснованию. Индивид живет
по заданным канонам и полностью зависим от них. Непреодоли­
мость таких канонов обеспечивается их сакрализацией — приня­
тием как священных, божественных установлений. Религиозно-ми­
фологические представления, освящающие обычаи и образцы пове­
дения, — необходимый компонент традиционной культуры: когда
над умами людей властвует вера в сверхъестественные силы, кото­
рым нельзя не подчиняться, не допускается критическое отношение
к множеству правил, норм, запретов, имеющих иррациональный ха­
рактер и не поддающихся рациональному истолкованию. Люди даже
не помышляют отступить от принятых норм поведения, а если кто-
то и осмеливается, то общество немедленно карает его или же он
ждет наказания от богов. Общественное мнение имеет огромную
силу. В сознании^ людей господствует коллективистский и конфор­
мистский дух, в котором видится проявление воли богов («глас
народа — глас Божий»).
Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», встречает в обще­
ствах с традиционной культурой настороженность и опаску, поэто­
му для таких обществ характерны ксенофобия (неприязнь и не­
терпимость ко всему чужому, иноземному, пришедшему из другой
культуры) и осуждение любых попыток творчества, направленного
на обновление традиционных норм жизни и деятельности. Понят­
но, что традиционная культура ставит преграды всяким переменам
в образе жизни и мышления людей. Закономерным следствием
этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяй­
ственного уклада, форм социального устройства. Общество веками
остается почти неизменным.
Инновационная культура, в противоположность традиционной,
восприимчива к новациям и динамична. Оно не озабочена береж-
12.2. Традиционная и инновационная культуры 265


ным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает
разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению норма­
тивности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, по­
явлению разнообразных девиаций поведения, которые не встреча­
ют особого негодования в обществе. В результате расшатывается
мораль, происходит падение нравственности.
Вместе с тем коллективистское начало уступает место индиви­
дуализму. Личность обретает автономию и получает возможность
более или менее самостоятельно определять свои жизненные цели,
идеалы, формы и средства деятельности. Одной из важнейших цен­
ностей становится свобода личности. Либеральное отношение об­
щества к нестандартным формам мышления и поведения создает
условия для развития различных форм творчества, результаты ко­
торого получают социальное признание и входят в жизнь. В этих
условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, тех­
ники. Творческие личности — художники, поэты, ученые — пользу­
ются авторитетом и уважением.
В инновационной культуре высоко ценятся знания, образован­
ность, критичность и самостоятельность мышления. Распространя­
ется вера в мощь человеческого разума. Перемены в обществе не
пугают, а, скорее, наоборот, радуют людей. Стремление к новому —
один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производ­
ства и потребления в обществе.
В культурологической концепции А.С. Ахиезера 1 различие меж­
ду традиционной и инновационной культурами (он называет их тра­
диционным и либеральным типом цивилизации) связывается с осо­
бенностями мышления людей. При столкновении альтернативных
идей (порядка — хаоса, любви —- ненависти, оптимизма — песси­
мизма и т.п.) люди,ищут выхода либо путем инверсии —- принятия
одной из этих альтернатив, либо путем медиации — поиска пути к
их сочетанию и синтезу. Инверсивное мышление оперирует лишь
готовыми решениями и находится под влиянием эмоций. Медиа­
тивное же мышление сопряжено с творческими усилиями по созда­
нию новых идей, с помощью которых преодолевается односторон­
ность альтернативных позиций. Инверсивная логика мышления на­
целивает человека на «ценность воспроизводства», вращение в одном
и том же кругу понятий, непримиримость к чужому мнению и борь­
бу со всем, что выходит за рамки привычных коллективных устано­
вок. Она доминирует в традиционных культурах. Медиативная ло­
гика, наоборот, настраивает на «ценность прогресса», изменение пер­
воначально занятых позиций, учет иных мнений, анализ и обобщение

!
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М.,,1991.
266 Глава 12. Типологические характеристики культур


различных взглядов, их творческое развитие, приводящее к форми­
рованию новых смыслов. Она характерна для инновационных куль­
тур. Результатом медиации является то, что Ахиезер вслед за Бер­
дяевым называет срединной культурой, т.е. культурой, рождающей
смысловое поле, в котором открывается возможность найти новое
решение проблемы, несводимое к старым, крайним полюсам1. В ко­
нечном счете вся культура развивается как продукт медиации —
срединная культура, преодолевающая ограниченность ранее сложив­
2
шихся культурных форм .
Следует напомнить, что в типологии культуры речь идет об иде­
альных типах. Реальные, исторически существовавшие общества не
обязательно полностью и в точности обладают всеми чертами, ко­
торые характерны для какого-либо из них. Далеко не всегда можно
однозначно отнести конкретную культуру к традиционному или к
инновационному типу. Но во многих случаях для этого имеются
достаточные основания.
Общей тенденцией истории человечества является движение от
традиционной культуры к инновационной. Архаическая культура
первобытных обществ* была традиционной. Она и не могла быть
иной: слишком мал еще был арсенал средств, с помощью которых
люди вели борьбу за существование, и драгоценные крупицы опыта
предков, который дал им возможность устоять в этой борьбе, необ­
ходимо было бережно сохранять и использовать, чтобы выжить.
Архаические род'оплеменные культуры были невероятно устойчи­
вы — они существовали в почти неизменном состоянии в тече­
ние тысячелетий. Даже в XX в.. этнографы находили в Африке,
Австралии, Южной Америке, Океании племена, сохранившие перво­
бытный образ жизни. Традиционными были и культуры, возникшие
в государствах Древнего мира: Египте, Китае, Индии, Малой Азии.
Культура средневековой ЕвроНы (включая Россию) также но­
сила традиционный характер. Однако эпоха Возрождения ознаме­
новала поворотный пункт европейской истории. С ее приходом в
западных странах началось формирование инновационной культу­
ры. В Новое время религия потеряла прежнюю власть над умами
людей. Возникло свободомыслие, изменилось отношение общества
к творческой деятельности. Поток новых идей захватил филосо-

1
Бердяев НА. Судьба России. М., 1990. С. 31.
2
Срединной культурой называют также «ядро культуры» — в отличие от
крайностей, т.е. девиаций, отклонений от общепринятых норм, в которые впадают
отдельные индивиды и группы людей. В этом смысле она сближается с «культу­
рой повседневности», которая удерживает людей в границах «нормального» обра­
за жизни.
\
12.3, М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и... 267


фию, искусство, науку, технику. Это привело к существенным сдви­
гам во всех областях общественной жизни. К XX столетию инно­
вационный тип культуры стал господствующим в Западном мире.
Об этом свидетельствовало широкое распространение здесь таких
его признаков, как научно-техническая революция, постоянно уско­
ряющиеся темпы развития производства, быстрая смена художествен­
ных стилей, непрерывное обновление условий повседневной жизни,
калейдоскоп капризов моды, лихорадочная погоня за новшествами
во всех областях жизни. В наши дни черты традиционной культу­
ры еще можно обнаружить у народов, по тем или иным причинам
не воспринявшим достижения современной цивилизации. Во мно­
гом продолжают оставаться традиционными'культуры стран Вос­
тока и ряда мусульманских государств. По имеющимся прогнозам
в XXI в. будет происходить дальнейшее развитие инновационной
культуры, связанное с техническим прогрессом средств информа­
ции и коммуникации, совершенствованием биотехнологий, откры­
тиями в области генной инженерии, химии, энергетики и т.д..


12. 3. М. Мид: постфигуративная,
кофигуративная и префигуративная культуры
Выдающийся антрополог и этнограф М. Мид обратила внима­
ние на то, что при различном соотношении культурных традиций и
новаций по-разному складывается взаимодействие между живущи­
ми в обществе поколениями людей. Это привело к различению
культуры трех типов:
1) постфигуративной, основанной на том, что подрастающее
поколение перенимает опыт у старших;
2) кофигурагпивной, где и дети и взрослые учатся не только у
старших, но и у сверстников;
3) префигуративной, в которой не только дети учатся у родите­
лей, но и родителям приходится учиться у своих детей.
Традиционная культура постфигуративна: она изменяется мед­
ленно и незаметно, внуки живут в тех же условиях, что и деды.
«Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколе­
ния; прожитое ими — это схема будущего для их детей»1. Такая
культура сохраняется при условии совместного проживания трех
поколений, .при котором старики выступают не только руководите­
лями и наставниками, но и носителями образцов жизни, примером
для подражания. Отношения между поколениями не обязательно
1
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 356.
Глава 12. Типологические характеристики культур


бесконфликтны. В некоторых постфигуративных обществах от
каждого младшего поколения ждут мятежа против старших. Но
захватив власть, новое поколение не меняет образ жизни общества
и продолжает следовать усвоенным с детства поведенческим стан­
дартам. Повторяющийся из поколения в поколение круговорот од­
них и тех же жизненных процессов и дел создает ощущение вне­
временное™. Вся система постфигуративной культуры существует
всегда «здесь и сейчас». Лишь небольшая часть норм культуры осоз­
нается. Неосознанность, автоматичность, отсутствие сомнений —
ключевые условия, обеспечивающие долговременное стабильное
существование постфигуративной культуры.
Хотя постфигуративные культуры обычно существуют в обще­
ствах, живущих веками на одной и той же территории, их можно
встретить среди кочевых народов, среди, групп в диаспорах (таких,
как армянская или еврейская) или, например, среди индийских каст,
состоящих из небольшого числа членов, которые разбросаны по
деревням и живут рядом с людьми многих других каст. Эти куль­
туры можно обнаружить в группах аристократов или же отще­
пенцев общества.
Кофигуративная культура — это культура,, в которой преоб­
ладают модели поведения, задаваемые современниками. Она суще­
ствует там, где в обществе происходят перемены, делающие опыт
прошлых поколений непригодным для организации жизни в изме­
нившихся условиях. В такой ситуации и старшим, и младшим при­
ходится приспосабливаться к новой ситуации, на собственном опы­
те вырабатывая другие, отличные от прежних стили жизни и спосо­
бы деятельности. Люди учатся жить друг у друга, перенимая
найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими
ошибок. Те, чей опыт оказывается наиболее удачным, становятся
образцами для других представителей своего поколения. В кофигу-
ративной ситуации формы поведения разных поколений становят­
ся неидентичными, что порождает конфликты между поколениями.
Эти конфликты особенно обостряются, когда воспитание детей в
новых условиях не обеспечивает формирования того стиля жизни
во взрослом возрасте, какого они, по мнению их отцов, должны
придерживаться.
В кофигуративной культуре старшее поколение хоть и сохраня­
ет ведущую роль в воспитательном процессе, однако не является
непогрешимым идеалом для младшего. В своей простейшей форме
кофигуративная культура не нуждается в поколении дедов. Для
нее характерна нуклеарная семья, состоящая только из родителей
и детей, — в отличие от больших патриархальных семей, свойствен-
12.3,'М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и... 269


ных постфигуративной культуре. Важную роль играет внесемей-
ное, школьное (и «уличное») воспитание и обучение. Молодые люди
знают, что их родители живут не так, как жили деды, и что их соб­
ственная жизнь будет непохожа на жизнь отцов и матерей. Неред­
ко дети видят наилучших и наиболее авторитетных наставников
не в родителях, а в сверстниках или в тех, кто чуть постарше их. В
кофигуративном обществе создаются условия для образования мо­
лодежной субкультуры, культуры «тинейджеров» (подростков).
Почва для кофигурации возникает там, где наступает кризис
постфигуративной системы. Такой кризис может быть следствием
переселения в другую страну, где старшие оказываются чужаками,
которым трудно вжиться в новую среду; завоевания или обраще­
ния в другую веру, когда старшие не могут освоить иные нравы и
идеалы, овладеть новым языком; революции, приносящей новые стили
поведения для молодежи; развития новых видов техники, неизвест­
ных старшим, В подобных обстоятельствах поведение следующих
поколений начинает отличаться от поведения предшествующих. В
современном мире кофигуративный характер приобретает, напри­
мер, культура семей иммигрантов, которым приходится быстро
приспосабливаться к жизни в другой стране: дети, как правило,
адаптируются в новой культурной среде быстрее родителей. Ко­
фигуративная культура формируется при социально-политических,
хозяйственных и технических преобразованиях в экономически от­
сталых странах. «В Индии, Пакистане или в новых государствах
Африки дети также становятся экспертами по вопросам новой об­
раза жизни, и родители теряют свое право на оценку и руководство
их поведением»1. Подобное наблюдается и в нашей стране при
переходе от социалистической системы к современной рыночной
экономике.
Кофигуративная культура динамична, способна к быстрой пере­
стройке своих норм и стандартов и соответствует потребностям
общества, живущего в условиях социальных перемен и ускоренно­
го научно-технического прогресса. В XX в. она заняла главенству­
ющие позиции в индустриально развитых странах.
Однако темп развития современного общества, по мнению Мид,
становится настолько высоким, что прошлый опыт оказывается под­
час не только недостаточным, но и вредным, мешающим творческому
подходу к новым, небывалым обстоятельствам. Учитывая это, Мид
предвидит возможность появления, префигуративной культуры.
Префигуративная культура — это" культура еще более интен­
сивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Иннова-
1
Мид М. Культура и мир детства. С. 322.
270 Глава 12. Типологические характеристики культур


ции в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрос­
1
лое население просто не будет успевать усваивать их . «Дети стоят
сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что
им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осу­
ществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации
в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несу­
2
щей в себе много постфигуративных элементов» . Если постфи­
гуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная —
на настоящее, то префигуративная — на будущее. Решающее значе­
ние в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у
которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у
старших.


12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур
Рассматривая культуру как мир социальной информации, сохра­
няемой и накапливаемой с помощью созданных людьми знаковых
средств, Ю.М. Лотман связывает различия между типами культуры
с тем, как в них кодируется и передается информация. Речь идет
при этом не о технических средствах коммуникации, таких как те­
лефон, радио, телевидение, а о структуре семиотических систем, с
помощью которых люди фиксируют свои представления о мире и
общаются друг с другом.
Лотман различает два вида человеческого общения: «Я — Он» и
«Я — Я» (автокоммуникация). В первом случае коммуникация под­

<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>