<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ная креативной, творческой, продуктивной способностью. Усиление
второй тенденции определяет прогресс культуры.
Культурная деятельность как способ реализации активности
субъекта отличается еще одной важнейшей особенностью: свобо­
дой. Это не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости, а целе­
направленный, сознательный и свободно ориентированный процесс,
предполагающий столь же свободный выбор средств своего осу­
ществления. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смы­
сле она является сущностной характеристикой культуры. Конечно,
каждый раз свобода реализуется в определенных условиях, при на­
личии конкретных предпосылок, прежде всего материальных возмож­
ностей, предоставляемых уже достигнутым уровнем развития куль­
туры. Чем менее культура обусловлена природными и материальны­
ми факторами своего существования и развития, тем полнее
выражается в ней дух свободы. Таким образом, речь не может идти
об абстрактном понимании свободы или о ее абсолютном воплоще-
нии! Она всегда имеет конкретные формы свой культурной реализа-
1.4. Сущностные характеристики культуры 23


ции, основанные на ее объективных возможностях. Но в любом слу­
чае свобода является тем универсальным принципом, вне которого
культурная деятельность бессмысленна и невозможна. С развитием
культуры, особенно материальной, общество в целом повышает уро­
вень гарантий свободного развития, а вместе с тем растет значи­
мость индивидуальной свободы как одной из высших ценностей. Куль­
турная деятельность характеризуется творческим, свободным и сози­
дательным началами.
Еще одна важная особенность культурной деятельности заключа­
ется в том, что она предметна по своей сути, т.е. направлена на
создание предметов. В противном случае она имела бы эфемерный
характер или попросту была бы невозможной. Предметы культуры
могут быть лишены природных оснований, т.е. обладать только ду­
ховной сущностью, либо иметь вид материального образования —
вещей. В последнем случае главной составляющей выступает то
духовное содержание (идея, замысел, ценности), которое в них за­
ложено и овеществлению которого они служат. Конечно, матери­
альная основа не есть что-то случайное в процессе овеществления.
Она органически связывается с идеальной сущностью, выражая ее.
Таким образом, мир культуры подразделяется на две составля­
ющие —: материальную и духовную и определяется как совокуп­
ность материальных и духовных ценностей, явившихся результатом
человеческой деятельности. Такое разделение нередко основывает­
ся на представлении, что в культуротворчестве действуют два неза­
висимых начала — духовное и материально-практическое. Первое
начало обычно считалось высшим, олицетворяющим творчество как
таковое (в религиозных и идеалистических учениях о культуре
считается так до сих пор), второе — низшим,- менее творческим.
Дух, или духовное начало,.как полагают в данном случае, проявляет­
ся в особой самостоятельной деятельности, которой свойственны
созидание и свобода. В итоге этой деятельности создаются высшие
ценности, овладение которыми составляет смысл человеческого су­
ществования. Материальное же начало, подчиненное духовному, ме­
нее активно или вовсе лишено активности. Если оно и способно
проявлять себя самостоятельно, то может вести только к порожде­
нию предметов низкого ценностного значения, которые разрушают
духовность, так как удовлетворяют лишь физическую, чувственную
природу человека.
Но подобно тому, как человек предстает целостностью, в кото­
рой духовная жизнь составляет лишь одну сторону его бытия, куль­
тура и культурная деятельность являют собой нерасторжимые един­
ства духовной и материальной сторон. Противоположность мате-
24 Глава 1. Культура как предмет изучения


рии и духа в структуре культуры имеет лишь относительное зна­
чение. Следует иметь в виду, что чисто духовное начало не может
стать духовным достоянием культурного использования (потреб­
ления), не будучи воплощенным в материальную оболочку. Раз­
личные способы материализации духа — физически-телесный,
вещественно-технический, социально-организационный, знаково-ин-
формационный и. др. — необходимы для его сохранения за предела­
ми породившей его душевно-духовной жизни индивида. Только та­
ким путем духовное творчество отдельного человека, общества и
культуры, распространяясь по многочисленным каналам социаль­
ной и культурной коммуникации, может стать достоянием других
людей, приобрести общечеловеческую значимость.
Материальная оболочка, в которую вошло духовное содержание,
становится знаком. Каждый культурный предмет обладает знако­
вой функцией. Следовательно, материальность в нем теряет свой
самодовлеющий статус, поскольку она подчиняется задаче сохра­
нить и передать духовное значение. Духовная культура в опреде­
ленном смысле предстает знаковой системой, воспринимая кото­
рую человек обнаруживает содержательную сторону и формирует
свое отношение к ней. Осваивая смыслы культурных знаков и
символов, он входит внутрь культуры, овладевает ею. Духовное в
знаковой системе выступает содержанием, а материальное — фор­
мой культуры. Но сводить духовную деятельность и духовную куль­
туру только лишь к семиотическим процессам и знаковым систе­
мам — значит существенно сужать их сферу.
Выделение, а нередко и противопоставление материальной и ду­
ховной сфер культуры, как это имеет место в ряде культурологи­
ческих концепций, создало еще одну теоретическую проблему. Су­
ществует традиция разделения единого культурно-исторического
бытия человека на две составляющие: культуру и цивилизацию.
Хотя в обыденной практике мы нередко пользуемся этими слова­
ми как синонимами, говоря, например, «древние цивилизации» и «древ­
ние культуры», «цивилизованный человек» и «культурный человек»,
однако на теоретическом уровне мы встречаемся с концепциями,
которые не только разделяют данные понятия на том основании,
что они обозначают разные сущности, но даже противопоставляют
их. Нередко под культурой понимают состояние нации или обще­
ства в стадии высокой творческой активности, когда господствуют
духовные идеальные начала, ценности и устремления, а также про­
дукты соответствующей деятельности. Человек при этом охвачен
свободным устремлением к созиданию нового. Цивилизацией же
именуют общество в фазе упадка творческой активности, переме-
1.4. Сущностные характеристики культуры 25


деятельности с духовных предметов в сферу материально-
ЩОНИЯ
h). Ее материализация якобы неизбежно гасит свободные порывы
К высшим ценностям, ведет к репродуктивным формам производ­
ства: значение приобретает не целостная органичная жизнь, а фор­
мализованное, строго упорядоченное и принудительно регулируе­
мое бытие; в результате материальные ценности и стремление к
ним (цивилизация) подавляют духовные проявления культуры. Та­
кого взгляда на соотношение культуры и цивилизации придержи-
нался целый ряд философов, историков и культурологов, например
О. Шпенглер, Н. Бердяев, П. Сорокин.
Эта модель соотношения культуры и цивилизации не выдержи­
вает серьезной теоретической критики и не подтверждается реаль­
ным ходом исторического развития общества, который показывает,
что в действительности локальные культуры заканчивают свое
историческое бытие по-разному, подчиняясь различным законам и
обстоятельствам, а не согласно универсальной модели вытеснения
духовного (культурного) этапа материальным (цивилизационным).
Поэтому нет оснований говорить, что культура — это высшее твор­
ческое и духовное состояние человечества, а цивилизация — низ­
шее и финальное, и наделять их различными функциями как аспек­
тами, или сторонами, целостного культурно-цивилизационного бы­
тия общества. Тем не менее в определенных случаях смысловое
различие понятий «культура» и «цивилизация» имеет познаватель­
ную ценность. Некоторые теоретики, например А. Тойнби, понима­
ют под цивилизацией способ и форму реализации,идейно-духовно­
го, ценностного ядра, называемого культурой. Иногда понятие куль­
туры связывают с представлением о гуманистической составляющей
жизни, относимой к цивилизации того или иного типа. Так, распро­
страненная критика западной цивилизации, к которой принадлежат
практически все высокоразвитые страны, исходит из признания кри­
зиса в ней духовной культуры как проявления и усиления дегума-
низационных тенденций.
В заключение следует обратить внимание на то, что для верного
понимания культуры в ней помимо духовного и материального
компонентов выделяют третью самостоятельную сферу — мир
художественной культуры, где материальное и духовное, преобразу­
ясь в процессе художественного творчества, образуют особую ду­
ховно-материальную слитность — произведение искусства.
Итак, культура представляет собой процесс трех видов деятель­
ности человека — материальной, духовной и художественной, —
порождающих соответствующие им продукты и образующих одно­
именные культурные сферы. Независимость культурных сфер от-
26 Глава 1. Культура как предмет изучения

носительна, и границы между ними обозначаются тем четче, чем
более развитыми и дифференцированными становятся указанные
виды деятельности. Отдельные виды культурной деятельности также
обладают лишь относительной самостоятельностью. В системе жи­
вого культурного творчества они выступают как взаимопротиво-
стоящие и в то же время как взаимодополняющие, взаимопроника­
ющие процессы. Противостояние ведет ко все большей диверген­
ции, т.е. расхождению видов деятельности, к их специализации. И
внутри трех указанных сфер происходит непрерывная филиация,
ветвление, что обусловлено действием механизма специализации и
профессионализации, требующего применения все более дифферен­
цированных операциональных техник, использования специальных
и редких материалов, воплощения усложняющихся задач, целей и
идей. Материальная, духовная и художественная культуры распа­
даются на множащиеся секторы и отделы. С другой стороны, разви­
ваются взаимовлияние, синтез, интеграция отдельных слоев культу­
ры. Возникающие между ними связи в рамках указанных основ­
ных видов деятельности создают ее новые виды, ведущие к новым
способам опредмечивания и рождающие новые культурные ценно­
сти. Культурология призвана не только своевременно и тщательно
описывать и систематизировать культурную реальность во всем
многообразии ее процессов и явлений, но и раскрывать закономер­
ности и тенденции культурных изменений, ведущих к созданию куль­
туры будущего.
Глава 2

СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ



В европейской философии XIX в. выделялись два типа знаний:
знания о природе и знания о культуре. Знания о природе — есте­
ствознание, медицина, технические науки, статистика, экономика —
относились собственно к науке (science). Они опирались на опыт и
точные факты, устанавливали объективные законы. Знания о куль­
туре в широком смысле слова не всегда получали статус наук, их
называли гуманистикой (humanities). Знания этого типа непосред­
ственно Связаны с человеком, с его субъективными предпочтения­
ми и мнениями. Они тоже описывают конкретные факты, но пред­
назначены для постижения смысла и значения событий, памятни­
ков, произведений искусства и литературы. Гуманистика оперирует
не строгими понятиями и категориями, а ценностями? символами,
знаками. Ее главные задачи: воздействие на духовный мир лично­
сти, раскрытие добрых идей, побуждение к творчеству, сотрудниче­
ству, взаимопониманию. В систему гуманитарного знания входит и
культурология1.
Наука о культуре имеет разные названия: культуроведение, фи­
лософия культуры, культурная антропология, теория культуры. В
различные периоды познание культуры как целостности включа­
лось в философию, социологию, историю, этнографию. Эти родствен­
ные связи культурологии сохраняются и в современном научном
1
Надо прежде всего уточнить, что культурология может рассматриваться в двух
смыслах. В первом случае она обозначает всю совокупность частных культурологи­
ческих наук и теорий. Это, скорее, наименование знания по его предметной отнесенно­
сти, подобно тому как естествознанием мы называем всю совокупность знаний о при­
роде, обществознанием — всю совокупность знаний об обществе и т.д. Во втором
случае под культурологией понимают конкретную науку — системно организован­
ные знания, предметно и методологически выделенные из других наук о культуре.
28 Глава 2. Структура культурологии


сообществе. Поиск более точного названия отражает состояние
науки, но является преходящим. Историки и писатели, философы и
религиозные деятели в своих трудах всегда размышляли о судьбах
развития 'культур и цивилизаций, способах и путях исторической
преемственности и трансляции культурного наследия последующим
поколениям, единстве и многообразии культур народов мира, куль­
турных контактах и межкультурной коммуникации. На основе этих
теорий, а также эмпирических исследований и наблюдений посте­
пенно создавалась наука о культуре. Различные названия лишь
подчеркивают процесс становления данной отрасли гуманитарного
знания, выделяя философский, исторический, социологический, этни­
ческий, антропологический аспекты.
Кроме того, следует принимать во внимание национальные тра­
диции исследования культуры в России, Англии, Германии, Фран­
ции, Италии, США и других странах. В одних странах предпочтение
отдается философии культуры, в других — культурной антрополо­
гии, в третьих — теории культуры.
Само название «культурология» появилось сравнительно недав­
но: в конце XIX —'начале XX вв. Его стали использовать многие
исследователи. Теоретик английского эволюционизма, этнограф и
антрополог Э. Тайлор в книге «Первобытная культура» (1871) на­
звал одну из глав «Sciens of culture», или «Наука о культуре». Выда­
ющийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд
в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о циви­
лизациях «культурологией». В работе «Принципы теории образова­
ния» он писал: «Специфические человеческие особенности, отлича­
ющие род Homo sapiens от всех прочих животных видов, охватыва­
ются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфически
человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать
культурологией (Kulturologie)»1. В 1929 г. американский социолог
Р. Бейн в главе сборника «Направления американской социологии»
писал о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека,
о близком родстве между социальной психологией и культурологи­
ей. В эти годы вышло немало научных книг по культурологии.
Но самая значительная роль в обосновании данной науки и за­
креплении ее названия как культурологии принадлежит английско­
му антропологу Л. Уайту. В 1939 г. в статье «Проблема терминоло­
гии родства» он использовал понятие культурологии для обозначе­
ния класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и

1
Оствальд В. Принципы теории образования //Антология исследований куль­
туры. В 2 т. Т. 1. СПб., 1997. С. 141.,
Глава 2. Структура культурологии 29


ценностное, символическое значение. Различные материальные пред­
меты, будь то орудия труда, домашняя утварь, книги или картины, су­
ществуют как символы и ценности, которые необходимы человеку.
Особая способность человека — символизация — позволяет созда­
вать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых наукой куль-'
турологией.
Обоснованию культурологии Л. Уайт посвятил свой труд «На­
ука о культуре», опубликованный в 1949 г.1 «Объяснение культуры
может быть только культурологическим, — утверждал он. — Наука
о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое
совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продол­
2
жит свое движение — вперед и вверх» . Л. Уайт отмечал, что куль­
тура представляет поток взаимодействующих элементов: каждая
культурная черта воздействует на другие и испытывает с их сторо­
ны влияние. Некоторые элементы устаревают и исключаются из
этого потока, на смену им появляются новые, происходит их комби­
нация, синтез. Что бы мы ни рассматривали — эволюцию матема­
тики или генеалогию парового двигателя — принцип интерпрета­
ции остается одним и тем же: культура вырастает из культуры.
«"Открытие" культуры когда-нибудь встанет в истории науки в
один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием
клеточной основы всех форм жизни», — писал Л. Уайт3.
Культурология прошла разные этапы, в нашей стране она стала
наиболее активно развиваться с 1960-х гг. Наука находится в про­
цессе становления, ее контуры пока еще недостаточно четки. Но
это обстоятельство лишь подчеркивает ее перспективы, ибо откры­
вает возможность творческого поиска.
Культурология представляет комплекс отраслей, или разделов
научного знания, и процесс их дифференциации свидетельствует
о развитии науки. В настоящее время он происходит особенно
интенсивно, хотя и несколько хаотично. Очевидно, немалую роль в
этом играют потребности современной эпохи, интересы исследова­
телей, накопленный материал, запросы практики. В состав культу­
рологии входят пять взаимосвязанных разделов: 1) история миро­
вой и отечественной культуры; 2) история культурологических
учений; 3) социология«культуры; 4) культурная антропология;
5) прикладная культурология.
1
White L. The Science of Culture//The Science of Culture: A Study of Man and
Civilization. N.Y., 1949. P. 379—415.
2
Уайт Л. Энергия в эволюции культуры //Антология исследований культу­
ры. СПб., 1997. С. 464.
3
Там же. С. 147.
30 Глава 2. Структура культурологии

Каждый из них имеет свой объект исследования, взаимодейству­
ет с определенным кругом наук, отличается языком описания, спе­
цификой анализа, методами и практическими рекомендациями, ис­
пользуемыми при разрешении конкретных проблем.


2.1. История культуры
В центре внимания истории культуры находится реальный про­
цесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и
народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия куль­
турных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культу­
ру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса,
судеб великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Аме­
рики, Африки, Австралии и других регионов мира. История культуры
формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, па­
мятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах
жизни, идеалах и символах разных народов; исследует истоки куль­
турных явлений, процессы их распространения. Это передаваемая от
поколения к поколению память человечества. Для культурологии
этот раздел составляет фундамент теоретических концепций.
История культуры тесно связана со всеобщей историей, этноло­
гией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники,
науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.
Построение истории мировой и отечественной культуры требует
от исследователей решения ряда проблем: определения границы между
историей общества и историей культуры; описания фактов истории
культуры и осознания их смысла; изучения взаимовлияния культур
и их национально-этнического своеобразия; установления соотноше­
ния между отраслевыми историями культуры и общим культурным
контекстом, культурой и цивилизацией. Особенного внимания заслу­
живает проблема классификации, периодизации и типологии куль­
тур. Это лишь часть вопросов теоретического и методологического
исследования мировой и отечественной истории культуры.


2.2. История культурологических учений
Раздел изучает процесс развития теоретических представлений
о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю
историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились
2.2. История культурологических учений 31

не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять
тенденции ее развития, найти главные причины и закономерности,
которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже
в трактатах Древней Греции и Востока можно обнаружить необы­
чайно точные и глубокие суждения о культуре.
Как наука культурология начала формироваться в философии
европейского Просвещения XVIII в. Начало осмысления истории
культуры человечества связывают с именами итальянского истори­
ка Дж. Вико (1668—1744) и немецкого философа И. Г. Тердера
(1744—1803). Эти ученые заложили научные основы теоретическо­
го исследования культуры как целостного общественного явления;-
Впоследствии культурология стала объектом пристального вни­
мания многих ученых. К изучению культуры обращались филосо­
фы, этнографы, историки, антропологи, политики, психологи, социоло­
ги Англии, Германии, Франции, России, Испании, США и других стран.
Они стремились познать, понять, объяснить особенности культурно­
го развития человечества. Изучение их подходов, поисков, учений и
теоретических концепций не менее увлекательно, чем постижение
самой истории культуры.
Не всегда те или иные теории были достоверными. Порой в них
отражались субъективные взгляды и предпочтения авторов, стрем­
ление выдать желаемое за действительное, представить процесс
развития культуры в иллюзорном виде. Нередко культурологиче­
ские концепции наполнялись мрачными, тревожными предчувстви­
ями духовного кризиса, распада человеческих отношений. Часто вы­
сказывались и восторженные мнения о будущем культуры, создава­
лись мифы, утопии и иллюзии. Такова реальность бытия культуры.
Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и от^
ношением к жизни.
Периоды «бури и натиска», глубоких перемен в сознании и
жизнедеятельности людей сменялись временем относительного спо­
койствия, тревожные предчувствия иногда становились пророчества­
ми, а'надежды превращались в утопии.
История культурологии насыщена великими именами творцов за­
мечательных произведений, составляющих интеллектуальное богатство
человечества и дающих мощный импульс познанию и творчеству.
В современных условиях стали доступны многие неизвестные
ранее произведения зарубежных и отечественных культурологов,
открыты архивы и фонды, опубликованы мемуары, переписка, фото­
графии. Процесс движения человеческой мысли в ее попытках на­
учно осм-ыслить культуру еще ждет своих исследователей.
32 Глава 2. Структура культурологии


Интерес к истории идей органично связан с интересом к исто­
рии жизни во всем многообразии связей и отношений. Он предпо­
лагает проникновение в творческую лабораторию ученого, выясне­
ние круга чтения и общения, воссоздание стиля его мышления и
понимания им явлений культуры. .


2.3. Социология культуры
Эта отрасль культурологии исследует процесс функционирова­
ния культуры в обществе; тенденции культурного развития, прояв­
ляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп.
В социальной структуре общества выделяются группы разного
уровня: макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из кото­
рых отличается своими культурными особенностями, ценностными

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>