<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

наступают на «суверенные права» массового человека, не предо­
ставляют благ, на которые он притязает «единственно по праву рож­
дения», то он становится агрессивен, прибегает к на'силию.
Таким образом, человек массы — это особый социально-пси­
хологический тип. Воплощающий его «всегда довольный сам со­
бой, своим обедом и женой» обыватель — продукт предыдущего
социально-исторического развития". Появление человека массы было
запрограммировано. Он столь же присущ современной цивилиза­
ции, как и прогрессивные завоевания. Примитивность, убогость мысли,
посредственность, узость интеллектуального горизонта, духовная ог­
раниченность, воинственная нетерпимость к иному, самовлюблен­
ность и прочие неблаговидные черты совмещаются в нем с уве­
ренностью в том, что «он имеет право» на обладание всеми блага­
ми, добытыми человечеством в прошлом и в настоящем, что ему
должны их предоставлять по первому требованию. Именно такой
«антропологический тип» культивируется последние полтора века.
Поразительнее же всего, акцентирует внимание Ортега-и-Гассет, что
подобный психологический тип желателен. Позиция «избалованно­
го ребенка» делает его хорошо управляемым: он внушаем, его лег­
ко шантажировать и, используя попеременно то «пряник», то «кнут»,
подталкивать в нужном направлении. При всех очевидных издерж­
ках и немалых хлопотах, которые доставили европейским странам
людские массы, не раз ниспровергавшие правительства, когда после­
дние были не в состоянии предоставить им «хлеба и зрелищ», огра-

1
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 316.
2
Там же. С. 319.
3
Там же. С. 320.
291
12.6. Массовая и Иемассовая культуры


ничейный и посредственный человек массы для всякой власти бо­
лее удобен, чем выдающийся человек, которым намного труднее
управлять.

Массовая Вернемся к массовой культуре и попытаемся ее
культура определить исходя из вышеизложенного анализа
категорий «масса» и «массовое сознание». Прежде
всего, массовая культура — это не количественный показатель. За­
числять тот или иной феномен прошлого или настоящего в разряд
массовой культуры, исходя из массовости его распространения, не­
верно. Сам по себе культурный факт (событие, форма, ситуация), рас­
сматриваемый изолированно от окружающего социального контек­
ста, ничего нам о себе не скажет. Столь же неправомерно подходить
к анализу массовой культуры с позиции «предустановленной иерар­
хии», т.е. рассматривать масскультовые феномены как нечто «низо­
вое», подчиненное, второстепенное, «недоразвитое», предкультурное, тем
более — простое и незамысловатое. Масскульт — это не культура
социальных «низов», и не культура тех ситуаций, что в данный мо­
мент трактуются в качестве «низа» жизни. Не меньшим заблужде­
нием является и чрезвычайно распространенная привычка связы­
вать массовую культуру с определенными формами.
Таким образом, массовая культура —- это состояние, а еще
точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной
форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присут­
ствии Масс». Она является эволюционным этапом, к которому ново­
европейская культура подошла на рубеже XIX—XX вв. и который
стал преобладающим во второй половине XX в., так или иначе уст­
ранив всех конкурентов. Для того чтобы можно было говорить о
наличии массовой культуры, необходимо, чтобы на историческую
арену явился ее презентант •— историческая общность, именуемая
массой, а также чтобы доминирующее значение обрел соответству­
ющий тип сознания — массовое сознание. Масса и массовое созна­
ние связаны и не существуют изолированно друг от друга. Они
выступают одновременно и «объектом», и «субъектом» масскуль-
та. Именно вокруг массы и массового сознания закручивается его
«интрига». •
Соответственно, лишь там, где мы обнаружим зачатки данных
социальных и ментальных установок, мы вправе говорить о присут­
ствии массовой культуры. Поэтому как история, так и предыстория
масскульта не выходят за рамки новоевропейского прошлого. На­
род, толпа, крестьяне, этнос, пролетарии, широкие городские «низы»,
любая другая доновоевропейская историческая общность и соответ-

10* ••;'.,•
292 Глава 12. Типологические характеристики культур

ствующие им типы и подтипы культуры не могут с полным правом
считаться образцами и формами проявления масскульта.
«Сверхзадачей» масскульта не является провоцирование массо­
вых движений, спонтанных многомиллионных выступлений. Он не
«выражает дух массы» или «дух массового сознания». Напротив,
массовая культура выполняет очень важное социальное задание,
связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходя­
щей от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В извест­
ной формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой
систему запретов добровольно налагаемых обществом на самого
себя, чтобы не погибнуть в «войне всех против всех». Такой сис­
темой является и массовая культура — механизм защиты от тех
деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер
в XX в.

Различия массо- Описание массовой культуры будет неполным,
вой и немассовой если обойти молчанием проблему границ, преде-
культур лов, в которых это феномен существует, а также
механизмов и способов трансформации немас­
совой культуры в массовую.
В историческом измерении существование массовой культуры
ограничено отрезком примерно в последние сто лет, когда на соци­
альной арене находилась такая форма общности, как масса. Обо
всех прецедентах в более отдаленных исторических периодах можно
говорить только как о «предмасскульте», «протомасскульте», неких
отдельно взятых фактах. Допустимо вести речь о народной, кресть­
янской культуре, о культуре низов либо, напротив, о культуре арис­
тократических артистических кругов, других привилегированных
слоев общества. Можно противопоставлять культуры социальных
фаворитов и аутсайдеров. Но массовая культура не сопрягается ни
с какой другой социальной формой общности, кроме массовой. Мас-
скульт не «вырабатывается» ни в народе, ни в крестьянской или
рабочей среде — он существует помимо и «поверх» данных соци­
альных образований.
Формальные пределы масскульта безграничны — он пронизы­
вает все культурное пространство. Научные исследования, религи­
озные акции, повседневность, художественные представления, мо­
ральные и экономические требования, даже труд могут иметь как
масскультовый, так и немасскультовый облик. Если в историче­
ском ракурсе отличить культуры массовую и немассовую не со­
ставляет особого труда, то в формально-логическом сделать это
намного труднее. Сто минувших лет — это все же не эпоха полно-
12.6. Массовая и немассовая культуры 293


го и безраздельного торжества масс и массовой культуры. Если
сегодня мы с полным правом констатируем, что масскульт стал
доминирующим, то еще пятьдесят лет тому назад немасскультовые
формы могли составить ему существенную конкуренцию. Культу­
ре массы и для масс противостояли иные культуры, отличавшиеся
от нее не только социально-исторически, но и формально.
Как массовая, так и немассовая культуры опираются на некото­
рые архетипические формы, вводят в действие некие структуры,
присутствующие в человеке и в обществе. Однако праобраз, или
архетип, в масскульте «работает» по-другому. Он представлен здесь
в виде сжатой формулы или недвусмысленного приказа. Массовая
культура оперирует чистыми, прозрачными, внятными, кажущимися
примитивными формами архетипических состояний. Предметы
масскульта действуют прямо и открыто, очень агрессивно. Но не
поддаться их обаянию весьма трудно, потому что они вводят в дей­
ствие глубинные, архаические, неосознаваемые структуры челове­
ка. Немасскультовая же практика опирается на «загрязненные» ком­
муникативными «шумами» сообщения.
Если относительно предметов, которые прямо и открыто заявля­
ют о своей принадлежности к масскульту, сомнений не возникает,
то с предметами, исторически и идеологически причисляемыми к
немасскультовым, дело обстоит намного сложнее. По старой памя­
ти очень многие явления масскульта продолжают причислять к «под­
линным произведениям искусства», уводящим в мир «вечных цен­
ностей». Альбомы с репродукциями картин, научно-популярные пе­
редачи и циклы, концерты «классической музыки» на громадных
стадионах, Интернетовские музейные сайты, туристические марш­
руты по «культурным местам» и пр. противопоставляют масскуль­
ту. Однако это неверно, так как во всех перечисленных случаях
нарушается режим презентации и восприятия. Культура есть не
только культурные формы, но и соответствующие каналы коммуни­
кации, по которым эти формы циркулируют, и особый «взгляд на
предмет», нормы и правила его восприятия, и нормативные смыслы,
которыми этот предмет наделяется. Нарушение любого из компо­
нентов культурного ансамбля немедленно влечет за собой тран-
формацию всего облика культуры. Предметы, оставаясь вроде бы
теми же, что и сто лет тому назад, при изменении социально.-куль-
турного контекста начинают иначе циркулировать, выполнять дру­
гие функции, порождать новые смыслы. С предметами, скроенными
не по масскультовой «канве», могут происходить разные метамор­
фозы: они либо расчленяются на отдельные фрагменты, которые в
результате технологической обработки сопрягаются в другие пос-

/
294 Глава 12. Типологические характеристики культур

ледовательности, либо доводятся до состояния гиперреальности, ста­
новятся «простыми и чистыми», лишаются «шумов» и превращают­
ся в одномерные с кальки самих себя.
Поясним сказанное на примере научного или научно-популяр­
ного фильма о жизни и творчестве какого-нибудь художника. В
данном случае зритель сталкивается не с самим творением, но с
некоторой коммуникативной, прошедшей технологическую обработку
последовательностью. В результате перед адресатом возникает не
великое произведение во всем объеме, а некое его подобие, да еще
в сопровождении «посредников», комментаторов, всех тех, кто уча­
ствовал в создании фильма. Не стоит забывать, что нарушается и
режим восприятия. Перед зрителем предстает не великая картина,
а некая аудиовизуальная форма, использующая элементы картины
в качестве элементарного материала. Таким образом, он обречен
«вживаться» не в живописный шедевр, а «в кинокамеру». Так про­
исходит процедура «рассечения».
Исключающая всякие помехи цифровая CD-аппаратура, совер­
шенное,.превосходящее воспринимающую способность человеческого
глаза изображение DVD-систем, компьютерные технологии, позво­
ляющие лицезреть предмет в таких деталях, в каких это невоз­
можно сделать при традиционном экспонировании, не только не
«улучшают» предмет, но напротив, «подавляют», уничтожают, дела­
ют его гиперреальной копией самого себя. Звук лучше, чем на «жи­
вом» концерте, изображение лучше, чем в действительности, убива­
ют реальность и музыкального шедевра, и художественного полот­
на, превращают их в характернейшие образцы масскульта.
Теперь можно сделать выводы. Принципиально массовая куль­
тура не отличается от немассовой европейской культуры Нового
времени: она столь же архетипична и целенаправленно коммуника­
тивна; не меньшее значение придает налаживанию контролируемой
циркуляции людей и вещей. Различие касается характера воздей­
ствия на человека.Домассовая культура использовала «загрязнен­
ные» формы и тем самым оставляла достаточно большой простор
для инициативы субъекта, предполагала его активное вмешатель­
ство. Она, безусловно, и опекала, и надзирала, и наказывала, и вменя­
ла в обязанность, но редко содержала полный перечень рекоменда­
ций на каждый день, предоставляя человеку право выбора в кон­
кретных жизненных обстоятельствах. Метафорически выражаясь,
немассовая культура действовала на уровне «общих указаний».
Массовая же культура кропотливо отслеживает всякий шаг чело­
века, услужливо подсказывая ему то или иное решение или предпи­
сывая, как необходимо поступать, обязывая определенным образом
295
12 6. Массовая и немассовая культуры

говорить, думать, ощущать, реагировать в конкретных случаях. Она
и моделирует ситуации, и распределяет роли.
Масскульт буквально «ведет» человека по жизни. Он неусыпно
«следит» за ним, но в то же время «поддерживает» его. Лишая
возможности выбора, массовая культура избавляет от мук сомне­
ний. Колебания, сложности выбора чреваты остановкой, срывом, а
значит, возникновением угрозы социального хаоса. Революций в
минувшем веке мир знал немало, и, как любые социальные крупно­
масштабные изменения, они принесли неисчислимые страдания. Мас­
скульт избавляет нас от подобных эксцессов, выступая гарантом, в
некоторых случаях единственным, социального спокойствия.
Глава 13

ЭТНИЧЕСКАЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ
И РЕГИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУР



13.1. Народ, этнос, нация
В понятии «народ» часто объединяются представления о таких
социальных группах, как племя, народность, национальность, нация.
Оно далеко не столь простое, как может показаться. Что объединя­
ет людей в народ?
В качестве факторов, обусловливающих существование народа
как социальной общности людей, прежде всего, упоминают един­
ство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако ни
один из них сам по себе еще не является необходимым и достаточ­
ным. Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно только на
основе исторического подхода, т.е. рассматривая его в процессе
исторического развития. Характеристики народа при его развитии
изменяются. Но сам исторический процесс их трансформации и
обусловливает его сохраняющееся единство. Что общего между
стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это
один и тот же человек! Объединяющим фактором является запе­
чатленная в его памяти биография. По тому же принципу происхо­
дит объединение народа — он цементируется в единое целое своей
историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре).
Важным элементом этой памяти выступает, в частности, самоназ­
вание: оно выделяет представителей народа среди других людей и
позволяет им фиксировать различие между «Мы» и «Они»/С само­
названием связано и самосознание — сознание своей принадлеж­
ности к «Мы», к данному народу.
Исторический подход приводит к необходимости выделить по
крайней мере два различных значения, которые приобретает поня-
13.1. Народ, этнос,-нация 297


тие «народ» в разных контекстах: народ как этническая (этногене-
тическая) общность и народ как этносоциальная общность.
Этногенетическая общность, или этнос, — это социальная групйа,
членов которой объединяет этническое самосознание — сознание сво­
ей генетической связи с другими представителями этой группы. Этни­
ческое самосознание индивида строится на его представлениях о своем
происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному
этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поко­
лений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поко­
ление передается память о предках. В результате образуется историчес­
кая наследственность, которая и определяет целостность этноса.
Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действи­
тельная генетическая связь, сколько представление о ней. Для этни­
ческого самосознания важно, чьим потомком считает себя человек,
а не чьим потомком он является на самом деле. Поскольку любой
этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, пле­
мена (иногда даже из разных рас) и постоянно пополняется за счет
межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других эт­
носов, постольку расистские попытки делить людей по «чистоте
крови», различать «чистых» и «нечистых» представителей этноса,
«настоящих арийцев» и «неполноценных бастардов» и т.д. совер­
шенно бессмысленны. Этническая общность основана не на «кро­
ви», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологиче­
ское, а социальное, или биосоциальное. . •
Исторические изменения в жизни этносов переплетаются с со­
циально-экономическими и политическими процессами, происходя­
щими в мировой истории. Их сочетание и взаимодействие обус­
ловливает своеобразие исторических судеб народов и стран. В
больших этносах нередко возникают субэтносы, отличающиеся
специфическими чертами быта, языка, религии (например, в составе
русского народа — казаки, поморы, староверы). С другой стороны,
разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исто­
рический процесс, образуют метаэтнические общности, или супер­
этносы (например,славянский, христианский, мусульманский).
Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают
различного рода социальные связи, объединяющие людей не по этни­
ческим признакам: государственно-политические, хозяйственно-эконо­
мические, религиозные и т.д. В результате над этногенетическими
общностями надстраиваются этносоциальные общности. Народ как
этносоциальная общность может складываться из одного или несколь­
ких этносов и включать в себя людей различного этнического про­
исхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не
сводятся к представлению о генетическом родстве.
298 Глава 13. Этническая, национальная и. региональная типологизация культур


Нация является этносоциальной общностью. Становление совре­
менных наций связано с преодолением феодальной раздробленнос­
ти, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных
отношений, ростом просвещения и культуры. Немаловажную роль
в этом процессе сыграло образование национальных государств.
Для каждой нации характерно создание единого семиотического
поля — системы известных всем ее представителям знаковых
средств (языка, традиционных форм поведения, символики — бы­
товой, художественной, политической и пр.), которые обеспечивают
их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.
Как этническая, так и национальная принадлежность человека
определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание
зависит от происхождения человека, то национальное — от его вклю­
ченности в семиотическое поле национальной культуры и чувства
причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловле­
но этническим. Но нередко — особенно в нашу эпоху — этниче­
ское и национальное самосознание не совпадают: в современных
нациях (прежде всего в" таких, которые, подобно русской или амери­
канской, образовались в многонациональных государствах) есть мно­
жество людей разного этнического происхождения — «русские аме­
риканцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи», «сибирские украин­
цы» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где
бы они ни жили, пользуются термином «национальность»1.

13. 2. Этническая культура
Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе
с этносами. Их исторически первая форма — племенная культура.
Этническая культура несет в себе традиции предков, охватыва­
ющие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявля­
ются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыс­
лов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как куль­
тура устная, но с распространением грамотности постепенно
облекается в письменные формы.

1
Как в повседневной речи, так и в научной литературе до сих пор не сложи­
лось единообразное и однозначное употребление этнической терминологии Наро­
ды, живущие в условиях доиндустриальной экономики, обычно называют народно­
стями. Таким образом именуют и просто малые по численности этнические груп­
пы. Слово «нация» часто обозначает то же, что и «национальность»: этническое
происхождение человека. Вместе с тем им пользуются для обозначения государ­
ства или его населения в целом (например, в названии «Организация Объединен­
ных Наций»).
299
- 13.3. Национальная культура


Специфика этнической культуры в значительной мере обуслов­
лена природной средой1. В ней выражается вековой народный опыт
жизни и рационального ведения хозяйства в данных условиях при­
роды. Поскольку в наше время такой опыт востребуется главным
образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в
большей мере в деревне, чем в городе.
Консерватизм, преемственность, берущая начало- в далеком
прошлом, ориентация на сохранение «корней» — характерные чер­
ты этнической культуры. Некоторые ее элементы являются симво­
лами самобытности народа и патриотической привязанности к его
истории: березы, самовар и сарафан у русских; овсяная каша и ле­
генды о привидениях в замке у англичан; клетчатая юбка у шот­
ландцев; сосиски с капустой у немцев; спагетти у итальянцев. По­
добные этнические символы есть у любого народа.

13.3. Национальная культура
В культуре развитой нации всегда присутствует культура этно­
сов (одного или нескольких), из которых эта нация образовалась.
Этническая (народная) культура — наиболее древний слой нацио­
нальной культуры. Но национальная культура не сводится к этни­
ческой. Ее богатство преумножается на основе письменности и
образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и фи­
лософии, социально-политическом и технологическом развитии об­
щества. Лучшие достижения национальной культуры — это про­
дукт творчества наиболее талантливых представителей нации, про­
свещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не
столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотека­
ми, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не
дается само собой — оно достигается в процессе образования и
самообразования и требует серьёзных интеллектуальных усилий.

' Поэтому у народов, живущих в сходных природных условиях, обнаруживается
много общего в культуре. Так, жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным
расам и находятся на разных уровнях социально-экономического развития, но, в
силу того что обе' эти страны расположены в горах, их культуры близки. Дома в
них очень похожи: двухэтажные (занимают меньшую площадь), с двускатными вы­
сокими крышами (меньше залеживается снег), большими печами (в горах бывает
холодно). Способы организации хозяйства, уклад жизни тоже сходны: в частности,
важную роль играют общие собрания: на них решают, где и сколько скота пасти,
когда и где заготовлять лес; большим уважением пользуются старики — их автори­
тет поддерживает строгую дисциплину среди жителей, что очень важно в горных
условиях. Аналогичные черты можно заметить в культурах горных народов Пире­
неев, Анд, Кавказа и т.д.
300 Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур


Известный русский лингвист, литературовед и психолог Д.Н. Овся-
нико-Куликовский писал: «Национальность есть явление по пре­
имуществу интеллектуального порядка. Поэтому интеллигенция пол­
нее других слоев населения выражает национальную "подоплеку"
1
народа» .
Этническая культура — исходный базис национальной культу­

<< Пред. стр.

стр. 31
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>